?
Categories:
- Общество
- История
- Россия
- Cancel
Удмурты — древний финно-угорский народ исторически проживавший в Поволжье. Относятся к уральской группе финно-угоров имеющих в своей внешности как европеодные, так и азиатские черты.Родовая куала (место проживания рода удмуртов).
Учитывая особенности проживания, главным строительным материалом удмуртов был лес. Из дерева делалось всё от домов, до бижутерии.
Предки современных удмуртов.
Археологи за работой.Великие гусли.Впервые удмурты столкнулись с русскими в 11 веке. Они пробовали оказать сопротивление, но в первом же бою были разбиты. Удмурты жили родовыми общинами, как такового подобия какого-то государства у них не было, поэтому особого противодействия пришельцам оказывать они, конечно, не могли. После этого времени северные удмурты попадают в сферу влияния Москвы. Надо отметить, что удмурты не оказывая значительного сопротивления русским, считались русскими союзниками, дружественным народом. Удмурты, в отличие от тех же чувашей, мордвы, марийцев не считались покорённым народом, опять же по причине быстрого вхождения в сферу московского влияния.В 15 веке северные удмурты полностью входят в состав русского государства. В 16 веке со взятием Казани, в сфере влияния Москвы оказываются и южные удмурты бывшие до этого в сфере влияния Казани. Удмурты вызывают у Москвы доверие, считаются «своими». Удмуртов активно используют в производстве оружия, в том числе и для походов на Казань.Поход Ивана Грозного на Казань.
«У земли тоже есть божество — Музъем-мумы — Земля-мать. Живёт она в холмах возвышающихся на поверхности земли. Потому холмы раскапывать нельзя. В жертву Музъем-мумы приносят чёрного, как сама земля, быка. Но осенью жертву приносить нельзя. В это время земля уже спит.
А ещё говорят, что под землёй живёт большой чёрный бык — музъем утись ош — землю стерегущий бык. Этот бык стоит на спине огромной рыбы, которая живёт в подземном море. На своих рогах бык держит землю.
Когда бык встряхивает головой, рога его поворачиваются, и потому происходят землетрясения.»
Древний удмуртский эпос.Моление в честь совершеннолетия юношей.
Сбор продуктов юношами для общественного моления в честь их совершеннолетия.Удмурты были лесными людьми. Жили в гармонии с природой используя всё то, что давал им лес. Самое почитаемое и культовое растение Удмуртии это можжевельник.Тангыра. Изготавливалась из еловых досок.
Их на конском волосе подвешивали между двух сосен и от разного размера брусков они издавали разные звуки. Благодаря им разные родовые общины переговаривались в лесу. Было множество сигналов: одними завали в гости на праздник, другими просили о помощи, третьи говорили, что всё нормально и т.д.Письменность удмуртам принесли русские.
Но до прихода русских удмурты активно использовали такую руническую запись.Обед в семейном куале.Сбор на удмуртском кладбище.Семья основателя центральной удмуртской школы Андреева.Посиделки. Шитьё полога.Удмуртские невесты.Такими приспособлениями ловили рыбу. Как я уже писал, удмурты жили в гармонии с природой.
Нельзя было просто так поймать рыбу — надо было «выкупить» её у водяного.
Поэтому, садясь в пыж (лодку) рыбак обязательно читал такое заклинание:
Матушка Чепца, не гневайся! Я пришёл ловить рыбу!Вот, водяной: я кидаю тебе горбушку хлеба,большую — пребольшую рыбу дай!Издалека поближе приведи, к берегу приведи!Когда мы один-два раза сделаем тоню,подайте нам водяной, Чепца — матушка,чтобы наполнились наши уёмистые и обширные пестери!
Наши сети, намоты, морды, бредни не трогай, водяной!
Ловушка на волка.Ловушка на дичь.Удмуртская охотничья песня:
Чип-чип-чип засвистал,Запорхал по кустамСерый рябчик-проказник.
Дразнит всех бедокур:-Чип-чип-чип, люр-люр-люр!-Мне, охотнику, праздник!Тонкий посвист в лесуУловлю, понесу,Для собачки примечу,А не то на манокОтзовётся рябок,Он ко мне — я на встречу.Есть у птицы свой дом,Все они чередомКрасят песнею гнёзда.
Чуткий к их голосам,Лес встряхнулся и сам — Зазвенел многоверстно.Люр-люр-люр всё смелей,Чип-чип-чип всё бойчейВеселится гнездовье,И охотник не прост -Понаделал он гнёзд:Все силки наготове.
Крестьянская усадьба.
Не посмотрев чашку — не ешь. Не увидев матери — дочь замуж не бери.Жениться — не лыко драть.
- Без жены мужчина с пути сбивается.
Одевание невесты перед свадьбой.Монеты это не только украшение, но и приданое — чем богаче невеста, тем на ней больше монет. Если будет нужда в деньгах, женщина срывала с себя столько монет, сколько нужно было для оплаты чего-либо.Скачки на лошадях в честь праздника первой борозды «акашка».Общественное моление на яровом поле.Добыча мёда так же было давней традицией удмуртов.Пчёл тоже нужно было заклинать, чтобы они дали хороший мёд.Заклинание для пчёл:
Если скобелем-долотом выдолбленную колоду приготовлю-прямо в неё прилетите!Если рано роиться начнёте — прямо сюда прилетите!В заморских краях полетав, мёду набрав — прямо сюда прилетите!На закамских берегах полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где токует глухарь полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где белки по низинам бегут, полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!По липовым рощам полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!С тяжёлыми от воска лапками — прямо сюда прилетите!К вязу моему с отцовской тамгой — прямо сюда прилетите!Пустые мои туеса до верхов наполнить удастся ли?
- Стол о четырёх стояках мёдом мне уставить удастся ли?
Источник: https://shok-darvina.livejournal.com/1030164.html
Детям о дружбе народов Самарской области
Самоназвание — утморт, укморт, народ в России (численность 715 тыс. человек), коренное население Удмуртии. По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. В Самарской области проживает 1236 удмуртов. Общая численность 570 тыс. человек.
Удмурты говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность на основе русской графики.
Большая часть верующих удмуртов — православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.
Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. На севере на удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с XI—XII веков), в 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 году присоединены к Русскому государству. Присоединение удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558 году. В 1920 году образована Вотская АО, переименована в 1932 году в Удмуртский АО, в 1934 году преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 года — Удмуртская Республика.
Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица).
Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др.
Традиционные занятия — охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем.
Составной частью традиционного хозяйства удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.).
Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с XVIII века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность.
Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей.
При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе.
Широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.
Поселения (гурт) удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины XIX века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во второй половине XIX века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у удмуртов были деревни, сёла, починки.
Традиционное жилище удмуртов — наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее — на стропилах.
Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале XX века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом.
Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке.
Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг — северные удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи.
Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора.
На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением — кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря.
Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.
Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.
Североудмуртский женский костюм начала XX века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами.
Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой.
Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы.
Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.
Головные уборы — налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) — аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы — платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных — монеты.
Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.
Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы.
Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и т. д.
Одно из любимых кушаний — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др.
Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).
Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ.
Они были призваны отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина.
После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.
С переходом удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние.
В конце XIX века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др.
Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.
В устном народном творчестве — мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.
Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз).
Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца XIX века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.
Источник: https://detym.samddn.ru/udmurty
Удмурты
Удмурты — финно-угорский народ в России, коренное население Удмуртии. Согласно данным переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживает 637 тысяч удмуртов. Помимо Удмуртии, данный народ проживает в Казахстане, Узбекистане, Украине, Белоруссии.
Основой для формирования древних удмуртов послужили племена Волго-Камья. В последствие происходило смешение удмуртов с индоиранцами, уграми, славянами, позднетюрками и так далее.
На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские, в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства.
Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. В 1920 была образована Вотская автономия, переименована в 1932 в Удмуртский Автономный Округ, с 1991 – Удмуртская Республика.
Традиционная одежда удмуртов
Удмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой рубахи с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником. Поверх рубахи надевали холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником.
Южные Удмурты в начале двадцатого века носили белую одежду в исключительных случаях, при ритуальных действиях, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой.
Грудь рубахи украшали аппликацией из цветных ситцев. На рубаху надевали камзол или безрукавку. Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы.
Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, или валенки.
Головные уборы — налобная повязка, некое подобие полотенца с затканными концами, спускаемыми на спину, высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами – аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало. Девушки на голове носили платок, налобную повязку, небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами.
Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.
Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.
Основные формы хозяйства удмуртов
С древних времен у удмуртов было всего две основных формы хозяйства: земледелие и животноводство. Почва, на занимаемой удмуртами территории прекрасно подходила для выращивания рожи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, гороха, проса, конопли, льна и прочего. Конечно, практически в каждом дворе был огород, где жители выращивали овощи и ягоды, но это носило лишь бытовой характер.
Удмурты-мужчины были прекрасными охотниками, рыболовами и пчеловодами. Их селения располагались недалеко от леса, поэтому дефицита в звере не было.
Кроме того, с древних времен были хорошо развиты ремесла и промыслы: деревообработка, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, мукомольное производство и тому подобное. Женщины в основном занимались изготовлением сукна, пряли, ткали, вышивали, вязали.
Практически вся одежда изготавливалась вручную в домашних условиях. Часть изделий продавали другим селениям.
В восемнадцатом веке в Удмуртии быстро начала развиваться металлообрабатывающая промышленность, это привело к тому, что часть населения оставила привычные для себя занятия и перешла на производство. Сначала удмурты были привлечены лишь для вспомогательных работ, но со временем их статус значительно вырос.
Традиционная пища удмуртов
Рацион питания Удмуртов составляли растительные продукты в сочетании с животными. Занимаясь собирательством, Удмурты готовят пищу из грибов, ягод и трав.
Из выпечки преобладают: кислый хлеб, кислые лепёшки с молочной подливой, блины с маслом и кашей, ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и так далее.
Самым любимым блюдом Удмуртов являются пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и с другой начинкой. Часто варят супы: с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой.
Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Пьют Удмурты хлебный и свекольный квас, пиво, медовуху, самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде.
Поселения удмуртов
Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была соседская община, состоящая из нескольких из нескольких объединений родственных семей.
Такая семья имела общее имущество, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда.
Широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь, когда было необходимо в короткие сроки построить дом, собрать урожай, засеять поля и тому подобное.
Поселения Удмуртов (их называли «гурт») располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во второй половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу.
Традиционное жилище Удмуртов – наземная бревенчатая изба с сенями. Углы дома рубили «в обло», пазы прокладывали мхом или куделью.
В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, состоящие из зимней и летней половин, или двухэтажные дома. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке.
Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг с котлом для приготовления пищи.
Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (чум). Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений. Оно служило и летней кухней.
Типичная планировка усадьбы выполнялась в форме буквы «П», реже «Г». Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.
Культура и традиции удмуртов
Жизнь удмуртских селений основывалась на календарно-обрядовых праздниках, которые были тесно связаны с важными этапами сельскохозяйственных работ.
Каждый из праздников всегда сопровождался ритуальными жертвоприношениями, молитвенными и песенными заклинаниями, различными магическими действиями, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота и тому подобное. Но праздник имел и продолжение. После выполнения всех ритуальных действий, народ устраивал весёлое гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовкой и проведением праздников руководила община деревни.
В девятнадцатом веке Удмурты приняли Православие, и этот факт значительно изменил их жизнь и традиционные праздники.
В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например, к Рождеству, Крещению, Пасхе и так далее.
Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. До сих пор Удмурты включают в празднование элементы дохристианских ритуалов.
Источник: https://geographyofrussia.com/udmurty/
Люди с Вятки
Удмурты — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале «НацАкцента».
По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры.
В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.
В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.
История удмуртского народа
Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание «удмурт», ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».
Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.
Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.
В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия — прядение, вязание, вышивка и ткачество.
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице.
Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей.
В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах.
При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.
Внешность удмуртов и их характер
Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:
«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие.
Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой…
зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая».
Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.
Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости.
Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.
Удмуртский язык
Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков.
Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров.
По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.
Источник: https://nazaccent.ru/content/22364-lyudi-s-vyatki.html
Обычаи удмуртского народа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
- Общая характеристика культуры удмуртского народа…………………5
- Хозяйство и быт удмуртов……………………………………………….10
- Календарно-обрядовые праздники удмуртов…………………………12
- Свадебные традиции удмуртов…………………………………………17
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………22
- ВВЕДЕНИЕ
Проблемы духовной культуры неизменно являются одной из самых
предметных сфер этнографической науки. Особую актуальность и значимость они
приобрели в последнее время, когда наше общество переживает столь
сложный и драматический период в своей истории.
В этой кризисной
ситуации, охватившей практически все
сферы общественной жизни, многие ищут выход в поисках утраченной духовности, возвращении к изначальным общечеловеческим ценностям, восстановлении трагически деформированных естественных структур мировосприятия.
Одним из критериев социального
прогресса является социальная память. Поступательное эволюционное движение общества предполагает наличие преемственности
поколений. Это касается всех сфер общественной жизни, в том числе и духовной. По большому счету духовность общества, этноса и личности является социально
общественное развитие.
Если вести
поисково-исследовательскую, краеведческую
работу, то это приведет к систематизации наших знаний об этнографии народов, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.
Актуальность темы состоит в том, что удмуртская традиционная культура по многим своим чертам относится к архаическому типу, сконцентрировавшему мифологическое восприятие человеком окружающей действительности. Основой социальной и духовной жизнедеятельности удмуртского общества вплоть до конца XX в.
является ритуал, регламентирующий поведение человека в социуме и природной среде. Календарные и семейно-бытовые обряды до наших дней сохранили множество древнейших элементов на всех уровнях действия ритуала: акциональном, вербальном, предметном, акустическом и т. д.
Особый интерес вызывает обычаи и ритуалы традиционной культуры удмуртов. Современные исследования по выявлению ареальных особенностей традиционной культуры помогают воссоздать целостную картину функционирования удмуртских обрядов и ритуалов.
Изучение специфики удмуртского ряженья в ритуальном контексте позволяет по-новому взглянуть на факты его бытования, решить ряд мировоззренческих и культурологических проблем, актуализированных исследованиями в различных областях гуманитарного знания.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОГО НАРОДА
Устно-поэтическое творчество удмуртского народа характеризовалось
богатым разнообразием жанров, среди
которых наиболее самобытный пласт
представляли жанры, преследующие утилитарно-магические цели — заклинания, заклички, заговоры. Самый большой раздел обрядовой поэзии составляли песни.
Сопровождавшие календарные и семейные праздники, они отразили магическое отношение людей не только к слову, но и к мелодии. К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтических приемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала в обрядовых песнях свидетельствует уже о росте индивидуального самосознания в крестьянской среде.
Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека, к его радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.
Необрядовый раздел фольклора включал в себя несказочные и сказочные прозаические произведения. В первую группу входили различные виды преданий, былички, во вторую все виды сказок.
Характерной особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем не выделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный сплав волшебных сюжетов с социaльными (реальность, бытовизм, жизненность) больше напоминали авантюрный или сатирический рассказ.
К необрядовому фольклору относились также так называемые малые жанры устно-поэтического творчества — загадки, пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.
В фольклоре находило выражение
поэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в
труде, отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало
в духе народной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений.
Удмуртская народная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытования также может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песен было присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обряда или определенного календарного времени не исполнялись и были характерны для данной деревни или группы деревень.
Необрядовый музыкальный фольклор — песни, инструментальная (в том числе танцевальная) музыка — один из наиболее распространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры. С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка.
Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовались стебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья, кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина .
Из удмуртских струнных инструментов наиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовый инструмент, звучавший на свадьбах, во время
календарных праздников, на общественных молениях. Другие струнные инструменты — балалайка, гитара, бандурка, скрипка — проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии.
В быту удмуртов использовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интерес представляли наиболее древние из них — тангыра, трещотка, ымкрезь. В народной культуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртов зодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка.
Народные зодчие создавали интересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов и культовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядно отражались в оформлении жилища.
Исключительной простотой и рациональностью характеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи, полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднее художественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимней избы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всего применялись ткани, южного — ковры.
Специфической особенностью удмуртского интерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большое значение приобретали изделия из дерева — бытовая посуда, резные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники.
Удмуртская бытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народного искусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньев художественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принцип декорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богато украшавшейся вышивкой, со второй половины XIXв.
она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки, как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южных удмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество. Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большую роль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числе серебряные монеты .
Из фольклора удмуртами
созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.
Существует народное музыкальное
и танцевальное творчество. Танцы
— самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.
Исторические музыкальные
инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара .
Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (другие ипостаси — Кылдысин, Куазь, Инву). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан.
Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др.
Весьма значительным является влияние христианства (религиозный календарь, мифологические сюжеты).
Развитым был языческий
клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств
неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают
наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).
Почиталась священная
роща (луд); некоторые деревья имели
сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).
Общее число удмуртских богов
и божеств было около 40. На вершине
удмуртского Олимпа возвышался могущественный бог Инмар в переводе дословно «Что на небе». Но исследователи переводят «Небесный человек».
Образ удмуртского Инмара восходит к прафинно-угорскому божеству «Ильмаринен». Здесь любопытно привести запись исследователя XVIII в. «…вотский бог есть так называемый Инмар, коего жилище кладут на небесах».
Возвышение Инмара над остальными божествами явление более позднее и поэтому все моления, сохранившиеся до наших дней, посвящены этому богу.
Большое место у удмуртского
народа занимают служители культа — жрецы, являющиеся своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих. Они же являются непосредственными творцами религиозно-мифологических идей.
Реализация языческой
обрядовой жизни удмуртов осуществлялось в особых местах — святилищах, что
сохранилось в Алнашском районе д.Кузебаево и до нашего времени .
Определенным свидетельством развитости системы язычества удмуртов является разработанная обрядовая жизнь со сложными ритуалами жертвоприношений.
За многовековую историю
были выработаны определенные ритуалы
жертвоприношений с молениями. Разным божествам и духам предписывались разные жертвоприношения, и сам ритуал был различен.
Даже краткое рассмотрение отдельных компонентов языческого комплекса удмуртов совершенно отчетливо
показывает, что все они, не смотря на крайнюю пестроту и разнохарактерность, объединяются в единую систему.
В системе язычества удмуртов является наиболее древняя сфера, в
частности, культ огня, земли, представление
о жизни и смерти, душе, поклонение божеству неба, почитание водоплавающей
птице, культ деревьев и священной
роще, наличие ритуальной постройки — святилище.
Удмуртские мастерицы
всегда славились своим искусством, а народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры каждого народа, тот источник, который
питает профессиональное искусство
и неотделим от современной повседневной жизни людей.
Удмуртское традиционное ткачество накопило ценный художественный опыт и получило дальнейшее развитие в наши дни, став ярким выражением современного народного искусства.
В республике более ста талантливых мастеров создают не только традиционные ковры, полотенца и костюмы, но и интерьерные панно, салфетки, сумки, подушки, покрывала, аксессуары костюмов .
Отличительным качеством
художественной культуры Удмуртии конца XX — начала XXI века является расширение культурного пространства и многообразие стилевых форм и направлений.
Несмотря на сложную социально-экономическую и политическую обстановку, в республике именно в этот период создаются новые творческие коллективы, стремящиеся познакомить широкую зрительскую и слушательскую аудиторию с фольклором, обычаями, традициями как удмуртского народа, так и других народов, проживающих в республике.
Удмурты — народ в основном лесной полосы. Не случайно чуваши называли удмуртов «арсури» — «лесовики, лешаки».
Лес оказал большое воздействие на формирование всего их хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры. Вятский край был покрыт дремучими таежными чащами, изобиловавшими дичью.
Даже гербом этой земли было изображение лука со стрелами. Еще Булгария получала большую часть своей пушнины с Вятки.
Однако довольно рано главной
отраслью комплексного хозяйства удмуртов стало земледелие. И фактически до сих пор абсолютное большинство
удмуртов — крестьяне. Несмотря на самые простые орудия труда (соха, косуля, деревянная борона; железный плуг появился лишь в конце XIX в.), удмурты
достигли заметных успехов в земледелии.
Традиционные занятия
удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %.
Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы.
Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
Источник: https://turboreferat.ru/history/obychai-udmurtskogo-naroda/171331-857760-page1.html
Праздники и обряды удмуртов
- Удмуртские праздники
- Новый год
- Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.
- Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)
Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия — Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января.
Поэтому бытовали и другие названия праздника — Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).
Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан).
Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи.
Обрядовые обычаи праздника — это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.
Вой дыр (Масленица)
Вой дыр — последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля — начале марта в течение недели (Масленая неделя).
Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) — вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) — вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.
Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей — спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали — много ли женщина напрядёт кудели.
Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.
Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.
Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй — её проводы.
Йо Кеян (Проводы льда)
Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием — вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому — провожали лёд.
Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)
Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.
Акаяшка — весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая.
Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья».
Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой.
После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).
Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой — Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»).
В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.
Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.
Тулыс Геры
Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Это один из значительных праздников — молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).
Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время — в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.
И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней.
На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи).
В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.
За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос).
Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь.
В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.
- Куриськон, Пужмерлы Вось
- Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.
- Семык Келян (Троица)
Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.
Выль жук (Ильин день)
Выль жук — осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын) с помощью деревянных лопат.
После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем.
Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище — куале.
На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку.
Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу».
На Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.
Пукрол, Пукро (Покров)
Праздник Покров день — Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы.
Совершается куриськон — моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот.
Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу — поминки на могилах (шай вылын кисьтон).
После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра — ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.
Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.
Источник: https://stud24.ru/history/prazdniki-i-obryady-udmurtov/29902-93289-page1.html