Когда Диканька ещё была бедным селом, часто наведывался туда бродячий казак по имени Басаврюк. Селяне считали, что он связан с нечистой силой, ведь любой принявший от него подарок мучился кошмарами и видениями.
В это же время жил в селе молодой парубок Петрусь, страстно влюбленный в дочку зажиточного казака Коржа, девушку звали Пидорка. Получив отказ, убитый горем Петрусь идет в корчму и там встречает Басаврюка. Последний, выслушав рассказ молодого парня, обещает ему помочь разбогатеть. Недолго думая, Петрусь соглашается.
По уговору должны были они вдвоем пойти в лес, а там найти и сорвать цветок папоротника, который цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купала. После долгих поисков они находят поле с цветами и Басаврюк приказывает напарнику сорвать папоротник, а сам исчезает. Побоявшись нечистой силы, Петрусь срывает цветок.
Вдруг откуда ни возьмись появляется старая ведьмина изба, а рядом Басаврюк. Из избы выбегает собака, чудесным образом превращаясь в кошку, а потом в ведьму.
С помощью ведьмы они находят место, где зарыт клад, пытаются достать, но каждый раз сундук с золотом проваливается все глубже. Ведьма заявляет, что снять заклятие можно только обагрив землю кровью безвинного ребенка.
Подводит к ним мальчика, укутанного с ног до головы в белую простыню, и приказывает Петрусю отрубить ему голову. Срывает молодой казак простынь, а там младший брат Пидорки Ивась.
Сначала он наотрез отказывается убивать дитя, тогда хитрый Басаврюк пугает его тем, что тогда не увидит парубок своей возлюбленной. Убив мальчика, Петрусь убегает из проклятого леса.
Два дня беспробудно проспав у себя дома, находит Петрусь мешки с золотом, начисто не помня события той страшной ночи. Через некоторое время отец Пидорки дает согласие на свадьбу дочери, видя, как разбогател молодой казак. А селяне замечают, что изменился Петрусь и какая-то мысль не даёт ему покоя.
Пытается он что-то вспомнить, да не может. Проходят месяцы, Петрусь извелся весь, нет ему покоя. Стараясь помочь мужу, молодая жена приводит в хату ведьму. Петрусь узнает колдунью и запускает в неё топором. Тотчас всё жилище озаряется кроваво-красным светом и вместо старухи появляется убитый Иваська.
В панике девушка выбегает из дому. Сбежавшиеся на ее крики хуторяне выламывают дверь, но находят там только горсть пепла, а в мешках вместо монет черепки. Потрясенная случившимся, молодая девушка отправляется в монастырь.
Басаврюка с тех пор селяне обходят стороной, видя в нем дьявола в обличье человека.
Читать также: «Страшная месть» Гоголь Н.В. Краткое содержание «Вечер накануне Ивана Купала» Ссылка на основную публикацию
Источник: https://obrazovaka.com/kratkoe-soderzhanie/vecher-nakanune-ivana-kupala
Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Наше краткое содержание «Вечера накануне Ивана Купала» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ этой повести есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». См. также полный её текст и статью Гоголь – краткая биография для школьников
На одном украинском хуторе часто показывается бродяга по имени Басаврюк, которого люди считают дьяволом в человеческом образе. Красным девушкам он любит дарить подарки. Не принять их от этого странного, жуткого казака страшно, а примешь – ночью тащится к взявшей подарок дивчине страшная нечисть из болота с рогами на голове…
«Вечер накануне Ивана Купала». Советский фильм 1968 года
На том же хуторе бедный работник Петрусь влюбляется в красивую Пидорку, дочь своего богатого хозяина Коржа. Пидорка тоже любит Петруся, но Корж наотрез отказывается отдавать её за бедняка.
Петрусь с горя идёт пить в кабак. Встреченный там Басаврюк сулит ему много денег, но взамен Петрусь должен сегодняшним вечером – накануне праздника Ивана Купала – пойти с ним в лес. Только в день Ивана Купала, единственный раз в году, расцветает папоротник. По уговору с Басаврюком Петрусь должен сорвать этот не дающийся нечистым рукам цветок – тогда оба они смогут найти зарытый в лесу клад.
Вечером накануне Ивана Купала Басаврюк и Петрусь идут в чащу. Басаврюк оставляет Петруся одного перед папоротником.
Когда тот распускается, Петрусь срывает цветок, не устрашившись даже ужасных видений сотен тянущихся к папоротнику лохматых рук. Перед Петрусём на пне появляется синий, как мертвец, Басаврюк.
Они видят избушку на курьих ногах. Оттуда выскакивает чёрная собака, которая потом превращается в кошку – и в ведьму.
Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала». Аудиокнига
С помощь ведьмы и цветка папоротника Басаврюк и Петрусь находят место, где зарыт клад. Но когда они начинают копать, богатства не даются в руки – уходят в землю. Ведьма объявляет Петрусю главное условие, без которого нельзя будет добыть клада: место над ним надо оросить человеческой кровью.
К Петрусю подводят накрытого белой простынёй ребёнка. Когда простыню снимают, под неё оказывается маленький брат его возлюбленной Пидорки – Ивась. Ведьма требует, чтобы Петрусь отрубил Ивасю голову. Тот вначале в ужасе отказывается.
Но когда Басаврюк говорит, что иначе Пидорки ему не видать, Петрусь делает то, что ему приказано.
Отовсюду звучит дьявольский хохот, ведьма, как волк, бросается пить кровь из обезглавленного трупа Ивася, а помутившийся умом Петрусь бросается из леса наутёк.
Прибежав домой, он двое суток спит без просыпа. Проснувшись, Петрусь не помнит ничего из того, что случилось в вечер накануне Ивана Купала. С удивлением он обнаруживает близ своей постели два мешка золота.
Петрусь показывает их Коржу, и тот с радостью соглашается выдать за него дочь. От Пидорки Петрусь узнаёт, что Ивася украли проходившие мимо цыгане.
Басаврюк же сразу после вечера накануне Ивана Купала пропадает без следа.
Н. В. Гоголь, автор «Вечера накануне Ивана Купала». Портрет работы Ф. Мюллера, 1841
Петрусь и Пидорка начинают жить, словно паны. Однако соседи, дивясь невесть откуда взявшемуся у Петруся богатству, поговаривая: пришло оно от дьявола и принесёт несчастье. И действительно, не проходит и месяца, как Петрусь меняется до неузнаваемости.
Целыми днями он сидит на одном месте и пытается вспомнить что-то важное. Пидорка тщетно пытается отвлечь его от тяжких дум.
Когда вконец одичавший Петрусь начинает кусать свои руки и рвать волосы, кто-то советует Пидорке привести колдунью, живущую в Медвежьем овраге.
Увидев ту на пороге хаты, Петрусь начинает пристально всматриваться в неё, а затем разражается хохотом, кричит: «Вспомнил!» и со страшной силой запускает в ведьму топор. Та исчезает. Вместо неё появляется видение Ивася в белой простыне.
Кровавым светом оно озаряет всю хату. Испуганная Пидорка выбегает.
Когда люди потом высаживают захлопнувшуюся за ней дверь, то видят там, где стоял Петрусь, лишь кучу пепла, а вместо найденных им в вечер накануне Ивана Купала мешков с золотом – битые черепки.
В тот же день на хуторе вновь появляется Басаврюк, но от него теперь все убегают. Поселяне вскоре бросают свой осквернённый дьяволом хутор и перебираются в село.
Однако и там от Басаврюка долго нет избавления. Однажды во время гулянки в шинке его рожу все узнают во вдруг приподнявшейся с блюда голове жареного барана.
По вечерам ещё долго кто-то стучит в деревенские крыши и царапается по стенам…
«Цветок папоротника». Мультфильм по повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», 1979
«Вечер накануне Ивана Купала» задуман Гоголем как романтическое произведение. В нём весьма сильны характерные для позднейшего гоголевского творчества трагические мотивы греха и покаяния.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2584-gogol-vecher-nakanune-ivana-kupala-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купала Гоголя Н.В
В этой статье мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». Произведение считается одним из лучших творений Н. В. Гоголя. Оно наполнено мистицизмом и фольклорными преданиями о нечистой силе.
О произведении
Впервые рассказ был опубликован в 1830 году в «Отечественных записках». «Вечер накануне Ивана Купала» (краткое содержание популярного рассказа будет рассмотрено ниже) стал первым произведением, открывшим цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики и читатели были единодушны в своем мнении о невероятном таланте молодого писателя и сулили ему большое будущее.
В основе сюжета лежит извечная тема сделки с дьяволом. Гоголь, изображая несчастную судьбу Петруся, показывает, что человек сам должен преодолевать выпавшие на его долю трудности, а не принимать помощь от дьявола.
«Вечер накануне Ивана Купала»: краткое содержание (завязка)
Дьяк Фома Григорьевич уже не в первый раз принимается рассказывать эту историю. Несколько лет назад какой-то панич записал ее и выпустил в книжечке. Но пересказ был настолько несуразен, что совершенно не удовлетворил дьячка. Вот потому-то он и решил снова пересказать быль. Добросовестный же пасечник обещался в точности передать слова его.
Эту историю Фома Григорьевич слышал от родного дела, который прославился тем, что ни разу за свою жизнь не соврал. Произошло необычайное происшествие лет сто назад, здесь же, в Диканьке, которая на ту пору была самым бедным в округе хутором.
Сделка с Басаврюком
Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купала». Краткое содержание повествует нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом облике», который среди другого люда шатается вокруг. Он никогда, даже в Светлое Воскресенье, не ходил в церковь, зато дарил девушкам такие безделушки, которые кусали, давили их и насылали по ночам кошмары.
На селе жил в ту пору старый казак Корж, у которого была дочь-красавица Пидорка. И работал у него Петрусь, по прозвищу Безродный. Как-то старик приметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петруся, но за него заступился шестилетний Ивась, младший братишка Пидорки. Но от изгнания из дома разгневанного казака это юношу не спасло.
Петрусь согласился, и условлено было встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купала, т. к. только в это время цветет папоротник. Пробираются они в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них и папоротник.
Жертва
Краткое содержание («Вечер накануне Ивана Купала» Гоголя) передает жуть и мистический ужас случившегося с Петрусем. И вот юноша срывает цветок, и кажется ему, что за ним тянутся мохнатые руки, а позади них движется нечто темное. А перед Петрусем на пне возникает Басаврюк, синий, аки мертвец.
Он повелевает молодцу слушаться только той, которая перед ним станет. И неведомо откуда появляется изба на курьих ножках, из которой выбегает собака. Пес перекидывается в кошку, а потом в ужасную ведьму. Колдунья что-то шепчет над цветком, а потом велит бросить его.
Петро бросает, и папоротник оборачивается огненным шаром, который проплывает среди мрака и вдалеке опускается на землю.
В этом месте герой начинает копать и натыкается на сундук. Позади него слышится хохот, а сокровище глубже опускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка.
Ведьма подводит к Петрусю дитя под простыней, герой срывает его и видит Ивася. Он бросается на ведьму с кулаками, но та показывает сокровища, скрытые под землей.
Тогда Петрусь, глаза которому затуманивает алчность, убивает мальчика.
Свадьба
Наполнено народными преданиями и фольклорными образами произведение, что подтверждает и краткое содержание сказки «Вечер накануне Ивана Купала». Как только кровь пролилась, начинается шабаш, Петрусь убегает. Оказавшись дома, он падает и спит двое суток.
Проснувшись, парень ничего не может вспомнить, а у ног видит два мешка золота. Он относит все к Коржу, и старик отдает за него дочь. На свадьбе нет только Ивася – его украли цыгане. Пидорка дивится тому, что Петрусь не может вспомнить даже лица ее маленького брата.
С этих пор погрустнел молодец, часами сидел недвижимо, желая что-то вспомнить. Даже знахарь ничем не смог помочь его горю.
Развязка
Подходит к концу произведение «Вечер накануне Ивана Купала» (краткое содержание). Проходит год, но все мучает что-то Петруся. Тогда Пидорка отваживается обратиться за помощью к колдунье, что живет в Медвежьем овраге. Ведьма приходит в их дом вечером накануне Купала.
Только увидев ее, все вспомнил Петро. Он рассмеялся, схватил топор и метнул его в старуху. Но тут вместо ведьмы появился ребенок, накрытый простынею. В нем Пидорка признала Ивася. Но покрывало начало медленно пропитываться кровью и светиться, а девушка в ужасе сбежала из хаты.
Пидорка собирает людей, которые врываются в дом. Но там уже никого нет, только горстка пепла – все, что осталось от Петруся. А в мешках, где хранилось золото, – битые черепки. В горе Пидорка отправляется в Киев на богомолье, где и остается. Вскоре на хуторе вновь появился Басаврюк, но люди сторонились его пуще прежнего, отчего он только злился и творил еще больше злодейств.
Так оканчивается произведение «Вечер накануне Ивана Купала». Краткое содержание его вам теперь известно.
Источник: https://FB.ru/article/294230/n-v-gogol-vecher-nakanune-ivana-kupala-kratkoe-soderjanie
Н.В. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала: краткое содержание
В этой статье мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». Произведение считается одним из лучших творений Н. В. Гоголя. Оно наполнено мистицизмом и фольклорными преданиями о нечистой силе.
Источник: https://savuz.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-vecher-nakanune-ivana-kupala-gogolya-n-v.html
Вечер накануне Ивана Купала
Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.
История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором».
Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный.
Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе.
Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник.
В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно.
Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму.
Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже.
Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».
Продолжение после рекламы:
Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом.
Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата. Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая.
Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.
И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху.
И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.
Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село.
За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.
Пересказала Е. В. Харитонова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/gogol/vecher_nakanune_ivana_kupala/
Краткое содержание Вечер накануне Ивана Купала Гоголя для читательского дневника
С первых страниц рассказа перед нами предстает бедный юноша Петрусь, влюбленный в Пидорку.
Однако ее отец не желает отдавать замуж свою дочь за малообеспеченного парня, тем более он был у казака работником. И с недавнего времени к Коржу стал приходить в гости зажиточный господин. Пидорка через своего братишку передает Петрусю, что ее собираются сосватать за богатого человека.
Чтобы жениться на любимой Петрусь прибегает к услугам колдуна, который не посещал в праздники церковь, а девушкам преподносил презенты, наводящие на них ужас по ночам. Басаврюк советует ему сходить ночью в чащу и найти цветущий папоротник, который укажет юноше спрятанные сокровища.
Накануне праздника, поздним вечером, они вместе отправляются в лес, где Петрусь, дрожа от страха, срывает чудесный цветок.
Вдруг перед ним появляется безобразная колдунья, поставившая перед ним условие: молодой человек только тогда сможет получить сокровища, если он убьет в лесу младшего брата девушки.
Он отказывается, но испугавшись того ,что никогда не сможет быть вместе с Пидоркой, уничтожает дитя. Сгубив Ивася, разум у молодого человека помутился. Он стремительно бросается из леса и впадает в двухдневную спячку.
Проснувшись, Петрусь не может ничего вспомнить, и к великой радости он замечает целых два мешка с драгоценностями. Он относит все это Коржу, и тот закатывает роскошную свадьбу. Но никто на пиру не видел Ивася. Сельчане поговаривали, что он был украден бродячими цыганами. И, самое интересное, не может новобрачный вспомнить, как выглядит брат Пидорки.
Прошло немного времени. Молодые люди стали жить в достатке, но односельчане говорили, что добро — это бесовских рук дело. Петрусь каждый день сидел перед окном и старался припомнить, что с ним произошло, но все было безрезультатно. Так прошел год.
Парень совсем стал диким, страшным и злым из-за того, что не может вспомнить происшедшее с ним. Тогда уставшая Пидорка привозит знахарку издалека как раз на праздник Иваны Купалы.
И как только ее супруг увидел старуху, он узнал ее и тут же ударил топором, но вместо нее появился Ивась, весь в крови, освещавший всю избу. Пидорка от страха убежала из дома.
Когда люди ворвались в дом, то вместо Петруся они увидели горсть пепла, а в мешках лежали битые черепки. После случившегося Пидорка ушла в монастырь, а в селе вновь объявился Басаврюк, который продолжал делать зло людям.
Рассказ учит нас тому, что любые деньги нужно зарабатывать честным трудом. Богатство, полученное обманным путем, к хорошему никогда не приведет.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol/vecher-nakanune-ivana-kupala
"Вечер накануне Ивана Купала": краткое содержание повести
Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан.
А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе.
Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника.
Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь.
Все, как велено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет.
Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке.
Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже.
Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову.
Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку.
Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».
Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом.
Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата. Но еще чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая.
Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.
И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала.
И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает.
Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки.
Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.
Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.
Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова
Источник: https://ria.ru/20090228/163490673.html
«Вечер накануне Ивана Купала», краткое содержание повести Гоголя
Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.
Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье.
Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто, кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента.
Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.
Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха. Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.
Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу, когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец.
Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху.
Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.
Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую».
Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову. Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки.
Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.
Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом. Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.
Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство.
Понимали, что неспроста все это. А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу.
Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.
Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало.
Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить.
Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге. Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.
Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи.
Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись.
Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.
Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.
- «Вечер накануне Ивана Купала», анализ повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
- По произведению: «Вечер накануне Ивана Купала»
- По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/900-vecher-nakanune-ivana-kupala-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купала Гоголя Н. В
Вечер накануне Ивана Купала
Фома Григорьевич не любил пересказывать одно и то же. Однажды он рассказал свою быль, а присутствующий господин напечатал ее. И вот приезжают господа к дьячку и показывают ему эту книжечку. Фома Григорьевич очень рассердился, сказал: “…Бреше, сучий москаль”.
А потом рассказал нам эту историю. Дед его умел чудно рассказывать, но главное в его рассказах было то, что он никогда не лгал, и чтобы он ни рассказал – так оно и было.
Лет сто назад это село было бедным хутором, изб десять всего, только по
дыму и можно было узнать, что живет там человек. На этом хуторе показывался часто человек, вернее, дьявол в человеческом образе. Откуда он и зачем приходил, никто не знал.
Гулял, пьянствовал, а потом пропадал. Родная тетка деда содержала в то время шинок на нынешней Опошнянской дороге, на которой часто разгульничал Басаврюк, так звали того бесовского человека.
Ни за какие благополучия на свете не согласилась бы тетка принять от него подарки.
От этих подарков потом отвязаться нельзя: “бросишь в воду – плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки”.
В селе была церковь и жил
при ней иерей отец Афанасий. Он заметил, что Басаврюк на светлое воскресенье не бывает в церкви и задумал его пожурить, наложить церковное покаяние. Но сам насилу ноги унес.
Тогда отец Афанасий объявил, что всякого, кто спознается с Басаврюком, станет считать за католика, врага Христовой церкви и всего человеческого рода. В селе у казака по прозвищу Корж был работник Петр Безродный. У бедного Петруся имелась всего-навсего одна серая свитка, в которой было больше дыр, чем злотых у жида. У старого Коржа была дочь-красавица.
А если парень и девушка живут близко друг от друга, то понятно что выходит. Раз Пидорка целовала Петруся, а старый Корж открыл дверь хаты и увидел. Снял он со стены нагайку и хотел проучить хорошо Петруся, но шестилетний брат Пидорки, Ивась, упросил отца не бить Петруся.
Закручинились влюбленные, а тут и богатый лях стал ходить к Коржу часто в гости. Однажды, вся в слезах, Пидорка взяла на руки Ивася и отправила его к Петрусю сказать, что отец ее неволит выйти за нелюбимого ляха. И свадьбу уже готовит. Петрусь с горя пошел в шинок, но не заливалось горе водкой, легче не становилось.
И встретился ему в шинке Басаврюк, который сказал, что беде Петруся может помочь только золото. Басаврюк даст ему золота, только одно потребует от Петра. А Петре возьми и скажи: “Дьявол! Давай его!
На все готов!” И хлопнули они по рукам. На Ивана Купала должен был Петро сорвать цветок папоротника, который цветет один только день в году. Привел его Басаврюк к трем пригоркам, где цветов много было разных. Тут и простые листья папоротника росли. И вдруг, “глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется.
В самом деле, чудо! Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок раз-иернулся перед его очами, словно пламя осветив и другие около себя…” “Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место. …Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло.
На пне оказался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец.”Потом лицо его ожило, глаза сверкнули, и он сказал, что яга вороти-лась.
Он предупредил Петра, что станет сейчас перед ним красавица и делать он должен все, что она ему прикажет.
Показалась перед Петром избушка на курьих ножках, потом собака, которая превратилась в кошку, вместо кошки явилась старуха с лицом сморщенным. Аж мурашки пошли по спине Петра.
Вырвала ведьма у него цветок, вспрыснула его какой-то водой, долго пошептала над ним, а потом Петру вернула со словами: “Бросай!” Петро бросил, но цветок не упал, а долго летел по воздуху и плавно опустился очень далеко от Петра.
Старуха сказала, что в этом месте копать нужно. Выкопал Петро копанный железом сундук, да сундук стал уходить в землю.
Ведьма и говорит ему: “Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!” Подвела она к нему дитя лет шести, накрытого простынею, и показала, что надо отсечь ему голову.
Остолбенел Петро, сорвал простынь с ребенка и уви-дел, что это Ивась. Бросился он с ножом на ведьму, да Басаврюк его остановил: “А что ты обещал за девушку?” А обещал Петро делать все, что ему скажут. Осветилось все под землею, и увидел Петро червонцы, дорогие камни в сундуке том. Глаза его загорелись, ум помутился, как безумный, схватил он нож и отсек голову ребенку.
Ведьма напилась крови. Не помнил Петро, как добежал до дома, и свалился на землю. А когда он проснулся через два дня и две ночи, то не мог ничего вспомнить, только уви-нел около себя два мешка золота. Отнес он золото Коржу, поляку дали дулю под нос, а Петро и Пидорка сыграли свадьбу. Только исчез Ивась в тот день, когда встретил Петро Басаврюка, да так и не появился.
В селе говорили, что украли его цыгане. Начали жить Петро и Пидорка как пан с панною. Все у них есть, все блестит, да добрые люди стали поговаривать, что не будет добра от черта, потому как еще откуда, как не от него, могло прийти к Петру такое богатство, да и ребенок пропал в то же время из дома. Не прошло и месяца, как Петруся никто узнать не мог.
Сидит он в задумчивости, побледнел, похудел и все старается что-то вспомнить, гложет его что-то “…Посмотрит на мешки – “постой, постой, позабыл!” – кричит, и снова вдумается. Что ни делала Пидорка – ничего не помогало. Уже и снег стал таять, а Петро нее сидит посреди хаты, как прикованный, поставив ноги на мешки с золотом, и сердится, что не может что-то вспомнить.
Жизнь не в жизнь стала Пи-дорке, она тоже стала чахнуть.
Раз накануне Ивана Купала пошла она к колдунье, жившей в Медвежьем овраге. Привела она колдунью к Петру, который в беспамятстве лежал на лавке. Вдруг Петр задрожал, волосы у него поднялись дыбом, как закричит он: “Вспомнил, вспомнил!” Со всей силы пустил он топор в старуху, старуха пропала, а дитя лет семи с накрытой головою стало посреди хаты.
Простыня слетела, и Пидорка узнала Ивася. Но приведение с ног до головы покрылось кровью и исчезло, осветив и хату красным цветом. Выскочила она в беспамятстве на улицу, сбежались люди. А когда вошли в дом, то в нем было полно дыма, а там, где стоял Петро, только кучка пепла осталась да еще пар подымался.
Бросились к мешкам с золотом, а там только черепки битые оказались. В ужасе стояли козаки, не смея пошевелиться. Пидорка дала обет идти на богомолье, куда она ушла, никто сказать не мог. А в тот день показался в селе снова Басаврюк. Но все стали бежать от него.
Решили, что это сатана принял человеческий облик. А потом и вовсе с хутора все в село перебрались. Собрались раз старшины в шинке у тетки. На столе у них был жареный баран. Рассказывали о чудах разных. Тут показалось кому-то, что ожил баран, глаза его засветились, появились черные щетинистые усы…
Все тотчас узнали в бараньей голове рожу Басаврюка. Старшины за шапки и убежали с шинка. В другой раз сам церковный староста увидел как чарка сама ему кланяется в пояс.
С тех пор отец Афанасий стал ходить по селу со святою водою и гонять чертей. Да еще тетка покойного деда жаловалась, что каждый вечер кто-то стучит в крышу и царапается по стене.
Теперь на этом месте, где стоит село, все спокойно.
(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купала Гоголя Н. В« Изложение для 5 класса: Описание-рассказ о моем друге
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-vecher-nakanune-ivana-kupala-gogolya-n-v/
Вечер накануне Ивана Купалы
Вы здесь
× Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT в функции mobile_theme_detect_php() (строка 109 в файле /var/www/www-root/data/www/reedcafe.ru/sites/all/modules/mobile_theme/mobile_theme.module).
Повесть Вечер накануне Ивана Купала была написана Николаем Гоголем, и впервые опубликована в 1830 году. Первая публикация повести носила название «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
Считается былью, рассказанная дьячком Покровской церкви. Экранизировали повесть в 1968 году. К тому же по мотивам повести Вечер накануне Ивана Купала был создан мультипликационный фильм под названием «Цветок папоротника».
Читайте ниже краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купала.
Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.
История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тетке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором».
Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный.
Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе.
Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник.
В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно.
Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму.
Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже.
Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».
Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом.
Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата. Но еще чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая.
уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.
И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху.
И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.
Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село.
За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.
Вы прочитали краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купалы. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купалы не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.
Новиков В. И., Кандахсазова Д. Р, «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении, сюжеты и характеры, русская литература XIX века». Энциклопедическое издание.
Другие краткие содержания
Источник: https://reedcafe.ru/summary/vecher-nakanune-ivana-kupaly
Краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купала» | Инфошкола
Гоголь с большим уважением относился к легендам, сказкам, обрядам, хорошо знал верования и все народное творчество.
Примером этого может служить легенда о цвете папоротника, которую Гоголь положил в основу своего рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». По сюжету рассказа на одном из украинских хуторов появляется Басаврюк — некий «бесовский человек», который представляет собой олицетворение дьявола и нечистой силы, он не только соблазняет людей, но и сводит их с ума.
Басаврюк дарил крестьянам дорогие подарки, а уже на следующую ночь с людьми происходили страшные вещи. И избавиться от этих подарков было не так уж и просто: бросишь кольцо или ожерелье в воду, а оно не тонет и возвращается обратно.
На том же хуторе жил бедный рабочий Петр Безродный, который имел «всего-навсего одну серенькую свитку». Он был влюблен в дочь своего зажиточного хозяина, красавицу Пидорку.
Конечно же, отец девушки изрядно разозлился, когда случайно увидел, как его дочь целуется с Петром, у которого ничего не было за душой.
Отец Пидорки принимает сватов от напыщенного богатого шляхтича, а Петр пытается утопить свое горе в рюмке.
Именно в кабаке Петр Безродный и встречает Басаврюка и заключает с ним соглашение, еще не понимая, что заключает сделку с самим дьяволом.
Несмотря на все ужасы, что мерещиться парню, он должен будет уйти в ночь на Ивана Купала в Медвежью балку и сорвать там цвет папоротника.
Однако парень и не догадывается, что ему придется пойти еще дальше и пролить кровь невинного ребенка — младшего брата своей возлюбленной — Вани.
Сначала человеческое естество Безродного пыталось протестовать и он даже замахнулся на ведьму, которая появилась перед ним, ножом. Но Басаврюк напомнил Петру об их соглашение, ведьма топнул ногой: на том месте земля разверзлась и открыла парню кучу драгоценностей. Глаза Петра загорелись на такое богатство, его ум затуманился и, не помня себя, Петр убил малого Ваню.
На следующий день Петр проснулся среди мешков с драгоценностями, но ничего не мог вспомнить. Однако, как это чаще всего бывает, сокровища, добытые при помощи дьявола, не делают человека счастливым.
Петр все время пытался вспомнить, что с ним происходило в тот страшный вечер на Ивана Купала и более ни о чем не мог думать.
Не помогла ему и любимая Пидорка, которая пыталась спасти омраченный ум парня и помочь своему любимому.
В закрытой комнате Петра совершались ужасные вещи, а через некоторое время крестьяне нашли в ней только черепки и кучку пепла. Такой была плата Петра за дьявольское богатство, плата за невинно пролитую кровь.
Персонажи рассказа Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» ярко изображены в лучших фольклорных традициях, для чего автор использовал сравнения и эпитеты. Пейзажи, изображенные в произведении, что дополняют фантастический мир, в котором безнаказанно действует нечистая сила. В народном стиле изображены все чудеса и превращения, так же изображена и ведьма, что появляется перед Петром.
Несмотря на то, что рассказ написан на русском языке, Н. Гоголю удалось мастерски передать украинский колорит легенды. Вполне оправданно и гармонично смотрятся в произведении украинские поговорки и отдельные слова.
Творчески переосмыслив народную легенду о цвете папоротника, Гоголь создал оригинальное и неповторимое художественное произведение, которое вызывает интерес у читателей многих поколений, который заставляет сопереживать трагической судьбе героев рассказа, любоваться прекрасным народным языком повествования и искать ответы на вечный вопрос — как научиться противостоять соблазнам, которые во все времена преследуют людей.
Источник: https://info-shkola.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-vecher-nakanune-ivana-kupala/
"Вечер накануне Ивана Купала", какое краткое содержание повести?
Повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» впервые напечатана в 1830 году.
Эта история была услышана рассказчиком еще от его деда и произошла много лет тому назад. Разный народ слонялся тогда по их селу, и часто сюда наведывался странный разгульный человек, по имени Басаврюк.
Любил он казаков вдоволь угостить и девушкам украшений надарить. Только не радовали девушек те подарки – привлекали они разную нечисть, но избавиться от них было невозможно – назад возвращались.
И еще заметили, что церковь тот Басаврюк стороной обходил.
Жил там Корж с хорошенькой дочкой да шестилетним сыном Ивасем. Имел он работника Петра Безродного. Обнаружил Корж, что молодых тянет друг к другу, рассердился, хотел проучить Петра, но тут Ивась заступился. Прогнал отец Петруся со двора – не ровня ему неимущий батрак. А к Коржу тем временем начал захаживать зажиточный лях и дело повернулось к свадьбе.
Явился Петрусь в шинок, да не берет его горе сивуха. Тут и нашел его Басаврюк и пообещал этой беде помочь. Наказал Петру завтра, как раз в ночь на Ивана Купала, отправиться за цветущим папоротником в дикое место Медвежий овраг.
Темно и страшно в незнакомом лесу, за спиной разные шорохи мерещатся. Сорвал Петрусь чудесный цветок, и явилась перед ним Баба Яга. Пошептала колдунья, велела подбросить цветок, а где упадет он на землю, там и рыть.
Раскопал он клад, но не дается в руки сундучок, пока кровь не прольется.Подвели к нему ребенка, узнал он Ивася, накинулся на ведьму.
Но показали ему , что под землей спрятано и потерял он рассудок, загубил невинного ребенка.
Прибежал Петр домой и проспал двое суток подряд, а придя в себя, все старался вспомнить, как у него клад оказался.
Корж золоту обрадовался, свадьбу устроил пышную. Только отсутствовал там маленький Ивась, которого, проезжие цыгане с собой увели.
Зажили молодые в достатке. Но скоро заметно стало, как Петрусь изменился – сидит весь день и думает о чем то, извелся весь. Жена и к знахаркам обращалась, и травки заваривала, да только все впустую. Решилась она на крайнее средство – отправилась за знаменитой колдуньей в Медвежий овраг.
Узнал ее Петр, запустил в ведьму топором, а на ее месте показался Ивась, залитый кровью. В ужасе бросилась жена из хаты. Когда люди ворвались в дом, они нашли лишь кучу пепла на месте Петра и разбитые черепки в мешках.
Жена его постриглась в монахини и наложила на себя обет молчания.
Успех и богатство, приобретенные сомнительным путем, горем и несчастьем для других людей иллюзорны и не приносят счастья.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3094101-vecher-nakanune-ivana-kupala-kakoe-kratkoe-soderzhanie-povesti.html