Враги — краткое содержание рассказа чехова

От рассказа Антона Павловича Чехова «Отец» веет какой-то безысходностью, которая сквозит из углов бедного, заброшенного жилища пьяного папаши, прожигающего жизнь с бабами.

Надо сказать, ему сильно повезло с детьми: несмотря на порочный образ жизни, который вел беспечный родитель, все они выросли порядочными и хорошими, безотказными и уважительными.

Кто вложил в них такие качества? Может быть, мама, о которой в рассказе говорится лишь вскользь? Наверное, хотя терпела она от беспутного мужа и побои, и издевательства, да так и замучил он её, отправил на тот свет.

О сути рассказа можно рассуждать многогранно, но попробуем проанализировать характер каждого из героев, сделав для себя соответствующие выводы.

Враги - краткое содержание рассказа ЧеховаOtec

«Не дай Бог никому такого отца»

К удивлению, эту фразу сказали не дети, а сам старик Мусатов, испытывая прилив раскаяния в душе. «За ваш подвиг, может, Господь пошлет вам жизнь долгую» – предполагает отец, обращаясь к Борису, у которого пришел просить денег взаймы. И сын дает, хотя заранее знает, на что погрязший в пороках папа, употребит их.

Видя такое безропотное поведение своего дитя, Мусатов вдруг начинает каяться: «Обобрал я тебя, Боренька! Бедные, бедные дети! Должно быть, великое горе иметь такого отца! Боренька, ангел мой, не могу врать, когда вижу твое лицо.

Извини… До чего доходит мое нахальство… Сейчас вот я тебя обобрал, конфужу тебя своим пьяным видом, братьев твоих тоже обираю и конфужу, а поглядел бы ты на меня вчера!..»

Бедный человек, которого нужно не только осуждать, но и пожалеть. Он запутался, а выхода не видит. Кается перед детьми, но возвращается снова и снова в лапы зла и распутства.

Ценит сыновей и дочь, хвалит в душе, но не помогает им – наоборот, вредит своим поведением. Да еще и перед людьми, чтобы показать себя хорошим, жалуется, что дети его бросили.

Беспутный папаша сам не рад такому поведению, но иначе не может. Или не хочет?

Хорошие дети

С детства ни один из детей не видел от отца ничего доброго: только пьяное лицо, ругань, плохое обращение с матерью, тиранию в семье, пренебрежительное отношение,  но все же, несмотря ни на что, они выросли кроткими и милосердными. «Трезвые, степенные, деловые, а какие умы!» – характеризует сыновей отец. Их трое – Борис, Гриша, Саша, да еще дочка Соня, тоже добрая девушка. Рассмотрим по очереди характер каждого.

Борис «белокурый, с меланхолическим неподвижным лицом», тихий, молчаливый и великодушный. Он безропотно выполняет просьбы отца, и даже старается угодить, помочь, забрать на квартиру, сделать все, чтобы он изменился.

«Душа у тебя широкая» – говорит Борису папа, при этом раскаиваясь и осознавая свою беспомощность перед пороком. О втором сыне, Грише, мы узнаем уже из речи самого отца. Он очень умный, говорит по-французски и по-немецки, а еще так красноречив, что можно заслушаться.

Но, несмотря на это, Григорий проявил снисходительность к папе даже тогда, когда он явно его опозорил перед сослуживцами. Удивительное сочетание положительных качеств характера! И Саша тоже хороший.

«Как только женился, после свадьбы со своею молодою супругой мне первому визит сделал, – отзывается о нем отец. – И добавляет, как бы извиняясь: «… В моей яме».

Сыновья у него – золото, это старик Мусатов понимает, но с собой ничего не может сделать.

«А где теперь Соня?» – вдруг спохватывается он, вспомнив о дочке, которую очень любит (кстати, надо сказать, что София – тоже девушка добрая, закончила пансион, живет у тещи). И загорается желанием во что бы то ни стало повидаться с родной кровинушкой, которая тоже искала встречи с ним.

В душе роятся планы: на три дня воздержаться от «спиртуозов», прийти к сыну, взять новый костюм, побриться, подстричься, чтобы встретить дочь в надлежащем виде. Но мечты снова разбились о жестокую порочность: стоило старику переступить порог дома, где живет он с «бабенцией», все изменилось.

Предлагаем прочитать актуальный рассказ А.П. Чехова “Беззащитное существо”, главной героиней которого является Щукина. Так ли она беззащитна, как кажется на первый взгляд, судите сами.

«Всю беду на невинных детей взваливаю»

Конец рассказа Антона Чехова «Отец» печальный. Не потому, что случилась какая-то трагедия, просто хорошим намерениям не суждено было сбыться. Сконфузившись перед «бабенциями», старик Мусатов начинает называть сына не иначе как «молодым человеком» и не оправдывает, когда слышит недвусмысленные намеки о «жестокости детей, бросающих родителей».

Предлагаем прочитать на нашем сайте полный рассказ “Отец”

Враги - краткое содержание рассказа Чехова

Он просит сына выпить рюмку, и Борис не отказывается, опять же – чтобы не обидеть. А затем, посидев час в такой неприятной атмосфере, собирается домой. Отец надевает маску равнодушия, чтобы показаться «нормальным» в глазах своих «бабенций»; делает вид, что рад уходу Бориса, но в дверях, когда никто не слышит, всхлипывает: «Поглядеть бы мне Сонюшку!..»

Состоялась ли эта встреча с дочерью? Скорее всего, нет, хотя автор уже об этом не пишет.

Предлагаем Вашему вниманию краткую биографию Антона Павловича Чехова – всемирно известного писателя и драматурга.

История создания рассказа «Отец»

Впервые это произведение было опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете» под псевдонимом А. Чехонте.

Еще при жизни Антона Павловича рассказ был переведен на несколько языков: чешский, болгарский, английский, венгерский, немецкий, норвежский, сербскохорватский, словацкий.  В 1903 г.

в Лондоне в переводе Лонга вышел сборник «Черный монах и другие рассказы», который включал двенадцать произведений, среди которых рассказ «Отец». Этот сборник впервые серьезно познакомил англичан с творчеством Антона Павловича Чехова.

Отзывы о рассказе

«Мне вроде бы и жаль Мусатова, но, как подумаю о его жизни, недоумеваю: как можно настолько не ценить такое сокровище в лице собственных детей? Это хорошо, что они не пошли по его стопам, но все четверо стали порядочными и хорошими.

Кто же вложил в них знания? Кто научил их настолько уважать старших, какими бы они ни были? Наверное, мать, которая (я не утверждаю, но предполагаю), не говорила об отце плохо и детям пыталась привить только хорошие мысли о папе, как бы он ни поступал».

«Какой контраст между отцом и детьми. Он – транжира и пьяница, они – славные, порядочные, добрые и милосердные.

Что этим хотел сказать Антон Павлович Чехов? Описывал ли он реальный случай, или это собирательные образы? Но ведь в жизни такое происходит: насмотревшись на плохое поведение родителей, дети в сердце своем решают никогда так не поступать, и становятся порядочными. Но это, наверное, единичные случаи.

Больше тех, кто, следуя негативному примеру отца или матери, сам катится по наклонной, в пропасть греха и порока. Помочь и избавить здесь может только Бог, и я знаю реальные примеры этого».

«Показывая образ Мусатова, Антон Чехов, на мой взгляд, хотел привлечь внимание общества к огромной проблеме пьянства и распутства, царящих среди людей.

Но какой же выход из тупика? Где взять силы бороться с пороком, который засасывает в трясину? На эти вопросы, несомненно, есть ответы, но многие люди не хотят прислушиваться к мудрым советам и продолжают вести разгульный образ жизни. К сожалению, ничего не изменилось и в наше время».

«Антон Павлович Чехов пишет мастерски и неподражаемо, ярко и точно изображая характеры своих героев. Не зря рассказ одобрили даже англичане, включив его в свой сборник. Это не удивительно, ведь проблема пьянства, описанная в произведении, волнует людей в каждой стране, заставляя искать разумный выход и применять соответствующие меры».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/otec.html

Риторика и право. Аффективные речевые жанры

Проблемы коммуникации у Чехова — А. Д. Степанов

3.2. «Враги»: мелодрама, риторика, горе

Рассказ «Враги» рисует экзистенциальную «пограничную ситуацию», которая совмещается с конфликтом совсем иного рода – выяснением личных и социальных отношений. У доктора Кирилова умирает единственный сын. Немедленно вслед за этой смертью он должен ехать по вызову помещика Абогина, с женой которого случился сердечный приступ.

Однако по приезде на место выясняется, что жена Абогина разыграла болезнь, чтобы бежать от мужа. Рассказ заканчивается взаимными несправедливыми обвинениями Кирилова и Абогина, и авторская позиция, эксплицитно заявленная в прямом оценочном слове, предстает как позиция «над схваткой»: Абогин и доктор стояли лицом к лицу и в гневе продолжали наносить друг другу незаслуженные оскорбления.

Кажется, никогда в жизни, даже в бреду, они не сказали столько несправедливого, жестокого и нелепого. В обоих сильно сказался эгоизм несчастных (6, 42). Казалось бы, интенции автора предельно ясны, никакого спора по поводу этого рассказа быть не может.

Однако, как нам кажется, есть определенное несовпадение между авторской «декларацией» и «фигурацией» рассказа – жанровой и риторической системой, лежащей в его основе. Выявление последней может способствовать более глубокому пониманию текста.

«Враги» полностью построены на контрастах: аристократизма и разночинства; благополучного безделья и трудовой бедности; «эстетики» и «этики»; (любительского) искусства – и равнодушия к нему со стороны естественника; изящества, даже красоты, – и некрасивой черствости; максимального возбуждения и максимальной бесчувственности, света и тьмы.

Риторика, на первый взгляд, входит в эти противопоставления: поведение и слово Абогина явно риторично, а Кирилов относится к его риторике с презрением. Однако в дальнейшем мы увидим, что эта очевидность нуждается в коррективах. Главным контрастом, организующим и подчиняющим себе все другие, становится противопоставление двух жанровых доминант: мелодрама vs. публицистический дискурс.

С точки зрения нашего подхода рассказ оказывается как бы скрещением двух дискурсов, или, шире, готовых способов ориентации в мире, которым соответствуют определенные речевые жанры. Мелодраматическую фабулу истории Абогина можно восстановить из текста рассказа: богатый аристократ, музыкант-дилетант, полюбил женщину, видимо, стоящую ниже его по социальному положению.

Ради нее он «поссорился с родней, бросил службу и музыку» (6, 40), уехал в свое поместье, однако спустя некоторое время жене надоела жизнь в деревне и она бежала с неким «шутом», «клоуном» Папчинским, предварительно разыграв сердечный приступ, чтобы удалить мужа из дома.

Пьесами с такими сюжетами были заполнены театральные сцены чеховского времени, эпохи упадка драмы и господства «бытовой мелодрамы». Эти пьесы строились по жесткому сюжетному шаблону, и в последовательности событий абогинской линии нетрудно увидеть необходимые мотивы-функции такой схемы: «недостача», «соблазн», «новая жизнь», «разочарование», «новый соблазн», «крах», «подлог» и др.

Интересно, что даже далекий от искусства доктор безошибочно опознает эстетическую доминанту абогинской жизни: «Если вы с жиру женитесь, с жиру беситесь и разыгрываете мелодрамы, то при чем тут я?» (6, 41). Главная тема русской бытовой мелодрамы, основа ее конфликта и залог интереса публики – это разрушение семьи.

Как правило, эта тема трактовалась самыми разными мелодраматургами практически одинаково: семья разрушается, чтобы преодолеть инерцию спокойного безвыборного существования, которое томит обоих супругов, открыть альтернативу другой, событийной жизни.

В сюжетике мелодрамы работал романтический по происхождению архетип бегства в утопический «иной мир», который, однако, на поверку оказывался столь же скучным, как и первый, – отсюда «многосерийность» мелодрамы: побеги повторяются. Бегство и сопряженные с ним страдания и были «жизнью» в представлении мелодрамы. Сюжетным штампам соответствовала особая психология и риторика героев.

Эмоциональная телеология мелодрамы – это поддержание непрерывного сочувствия зрителя к герою. Главное средство достижения этой цели – постоянные страдания на сцене, выражаемые риторикой речевых жанров жалобы и возмущения. Страдание в мелодраме – и тема, и метод воздействия, и основная психологическая характеристика героев.

Герой мелодрамы воспринимает себя почти исключительно как «страдающий объект» – объект, на который направлено враждебное действие. При этом мелодраматическому герою обязательно необходимо сострадание – слушатель на сцене и в зрительном зале, который проникнется его горем. Ср. во «Врагах»: Со слезами на глазах, дрожа всем телом, Абогин искренно изливал перед доктором свою душу.

Он говорил горячо, прижимая обе руки к сердцу, разоблачал свои семейные тайны без малейшего колебания и как будто даже рад был, что наконец эти тайны вырвались наружу из его груди. Поговори он таким образом час, другой, вылей свою душу, и, несомненно, ему стало бы легче (6, 40–41).

Весь сюжет мелодрамы можно рассматривать как «воспроизводство страдания», его постепенное распространение – подобно болезни – на весь изображаемый мир. Однако во «Врагах» доктор отказывается играть по мелодраматическим правилам, в которых ему отведена роль «вещи», наперсника, и привычный дискурс распадается на глазах читателя. Центральный герой мелодрамы – это полный, законченный эгоист.

Он полностью поглощен своими интересами, способен изъясняться только монологами, раскрывающими его собственные страдания. Таков и Абогин: даже в самом начале, когда он просит доктора поехать к заболевшей жене и говорит о ее страданиях, он не забывает и своих: «Я боялся не застать вас, пока ехал к вам, исстрадался душой…» (6, 32).

Мелодраматический эгоцентризм в полной мере касается и героев-«жертв»; хотя «жертва», в отличие от «злодея», не одинока – как правило, рядом с ней есть отец, мать, дети, преданный друг.

Читайте также:  Примеры мечты из литературы для сочинения

В чеховском рассказе это правило специально нарушено: Абогин, поссорившийся с родными, преданный женой, другом и слугами, одинок, но все-таки должен выговориться – и потому возникает предельно неуместная исповедь, обращенная к Кирилову. Личность другого в мелодраме никак не учитывается, ее персонажи – функции, работающие на общий сострадательный эффект.

Абогин использует доктора как необходимого ему слушателя, игнорируя несчастье и настроение собеседника, и встречает протест вместо сочувствия. Чисто чеховский парадокс состоит в том, что содержание протеста и Кирилова, и Абогина сходно: это протест против овеществления.

Кирилов говорит: «У меня умер ребенок, и что же? меня заставляют играть в какой-то пошлой комедии, играть роль бутафорской вещи! Не… не понимаю!» (6, 40). Действительно, роль доктора в мелодраме – так же, как и в жизни людей абогинского круга, – чисто инструментальная.

По ходу пьесы доктора могут вызвать, чтобы он оказал помощь больному (или, что чаще бывает в мелодраме, констатировал смерть), а в ходе мелодраматических излияний такая дополнительная фигура может выступать только в роли молчаливо-сочувственного слушателя.

С другой стороны, и Абогин более всего потрясен не уходом жены, а своим положением – тем, что с ним поступили как с вещью: «Ну, разлюбила, полюбила другого – бог с тобой, но к чему же обман, к чему этот подлый, изменнический фортель? – говорил плачущим голосом Абогин. – К чему? И за что? Что я тебе сделал? За что же эта ложь? Я не требую любви, но зачем этот гнусный обман?» (6, 40).

Здесь действует еще один закон мелодрамы: сразу после разрыва «другой» в мелодраматическом сознании лишается человеческих качеств и может стать противоположностью прежнего образа. Идентичность личности не существует для жанра мелодрамы, ее герой – поступок, а не характер.

Отсюда и «обратимость» персонажей: перемена вектора страсти или уход возлюбленного мгновенно и полностью меняет у них отношение к другим, заменяя любовь равнодушием или ненавистью. Такова мгновенная перемена Абогина по отношению к покинувшей его жене. Герои мелодрамы живут данной минутой, ближайшее прошлое и будущее закрыты от них аффектом настоящего.

Поэтому «овеществление» здесь двунаправлено: и покинутый, и покидающий начинают относиться друг к другу как к вещам, страдая от этого. В чеховском рассказе эта ситуация, парадоксальная сама по себе, углубляется еще и тем, что протестует не только протагонист, но и доктор, которому по мелодраматическому канону отведена чисто бутафорская роль наперсника.

Главное желание человека у зрелого Чехова – не стать «бутафорской вещью», его герои больше и чаще всего протестуют против овеществления, но, тем не менее, часто становятся «вещами» – другие обращаются с ними без учета их желаний: эксплуатируют («Спать хочется», «Ванька», «Бабы»), видят в них любовниц, «кусок мяса» («Огни», «Володя большой и Володя маленький»), средство достижения цели («Анна на шее»), заключают, лишают возможности самостоятельного поступка («Муж», «Палата № 6», «В ссылке») и т. д. Причины этого – не только социальные, но и дискурсивные. Протест доктора, диссонансом врывающийся в мелодраму, как кажется, имеет совсем другую природу. Действительно, это прежде всего социальный протест. В этот момент стреляют заряженные ранее Чеховым «ружья» сословного антагонизма: те социально фундированные противопоставления аристократизма и разночинства, о которых мы писали в самом начале. Но все дело в том, что слово доктора тоже не лишено риторичности. Обратим внимание на то, что в первой половине рассказа доктор, находящийся в состоянии шока, почти все время молчит и только по необходимости односложно отвечает Абогину. Во второй же он начинает не просто говорить, а говорить риторически выстроенными фразами, использует сильные сравнения («пошлая комедия», «мелодрама», «романы», сравнивает Абогина с каплуном, страдающим от ожирения), готовые публицистические формы («глумление над личностью», «благородное кулачество», «рисуйтесь либеральными идеями») и т. д. Его слово – это публичная речь: Я врач, вы считаете врачей и вообще рабочих, от которых не пахнет духами и проституцией, своими лакеями и моветонами, ну и считайте, но никто не дал вам права делать из человека, который страдает, бутафорскую вещь! (6, 41–42). Перед нами не просто «диалог глухих», а диалог двух обычно не попадающих в одно сценическое или повествовательное пространство дискурсов: мелодрамы и публицистики. В таком совмещении и выявляется речевая ограниченность обоих говорящих, а вместе с ними – человека вообще. Смысл рассказа, который вытекает из этих соображений, подсказывается и повествователем: люди не только не хотят, но и в принципе не могут понять друг друга. Но окончательности этого вывода препятствует то, что и горе в рассказе противостоит риторике как таковой, и шире – слову. Единственное, что не контрастно, а амбивалентно в рассказе, – это горе: утрата жены и смерть единственного и последнего сына. Оно формально «объединяет» героев и сущностно их разъединяет, причем не просто делает глухими друг к другу, а обесценивает любое словесное выражение. Смерть сына не только вводит в состояние шока доктора и его жену, но создает еще и то, что Чехов парадоксально называет особым «лиризмом» ситуации: Кирилов и его жена молчали, не плакали, как будто, кроме тяжести потери, сознавали также и весь лиризм своего положения: как когда-то, в свое время, прошла их молодость, так теперь, вместе с этим мальчиком, уходило навсегда в вечность и их право иметь детей! Доктору 44 года, он уже сед и выглядит стариком; его поблекшей и больной жене 35 лет. Андрей был не только единственным, но и последним (6, 34). Слово «лиризм» парадоксально, потому что ситуация, к которой оно применяется, по Чехову, не выразима словами: «тонкая, едва уловимая красота человеческого горя, которую не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка» (6, 33–34). Рядом с горем никакое слово не уместно, даже если оно искренно и мягко. Именно на это указывает композиция рассказа, вводящая в самом начале в вакуум лирической бессловесности риторическое слово Абогина: человек ограничен в своих языковых возможностях, заключен в риторическую «тюрьму языка», и никакая искренность не может здесь помочь: Абогин был искренен, но замечательно, какие бы фразы он ни говорил, все они выходили у него ходульными, бездушными, неуместно цветистыми и как будто даже оскорбляли и воздух докторской квартиры, и умирающую где-то женщину (6, 35). Рядом с невыразимым горем слова бессильны, бестактны и неуместны. Таким образом, рассказ «Враги» выступает как ряд вложенных друг в друга контрастов, которые снимаются на высшем для Чехова уровне противопоставления риторики и горя. Контрасты социальные и психологические снимаются общей неправотой риторики мелодрамы и социальной публицистики. Речь неизбежно риторична. Но при этом всеобъемлющая власть риторики отрицается указанием на области человеческого опыта, принципиально для нее недоступные. Разумеется, «Враги» – не единственный рассказ Чехова, в котором противопоставляется риторика и горе. В том же году написан рассказ «Доктор», в котором герой произносит обвинительные речи, адресуясь к матери умирающего ребенка, причем сама мать не в состоянии отказаться от лжи, ставшей для нее второй натурой. На неспособности человека выразить свои несчастья иначе, как в лживой риторической форме, построен рассказ «Бабье царство», где подобная судьба ждет и нищих просителей, и богатую фабрикантшу. В «Ариадне» литературные (то есть риторически выстроенные) письма героини сомнительны в своей правдивости, а письмо, написанное «крупным нервным почерком, с помарками и кляксами» (9, 125), ясно говорит об отчаянии. В повести «В овраге» от героя, попавшего на каторгу, приходит домой письмо, написанное в стихах, на большом листе бумаги в виде прошения, всё тем же великолепным почерком. Очевидно, и его друг Самородов отбывал с ним вместе наказание. Под стихами была написана некрасивым, едва разборчивым почерком одна строчка: «Я всё болею тут, мне тяжко, помогите ради Христа» (10, 179). Подобные примеры можно приводить очень долго. Мысль о противоположности риторики и горя подтверждается и письмами Чехова. Конечно, трудно представить себе Чехова витийствующего, но все же иногда и ему приходилось произносить публичные речи. Вот как он пишет об одном из таких эпизодов во время холерной эпидемии 1892 г., когда вместе с земским начальником кн. Шаховским ему пришлось объезжать деревни, убеждая крестьян обращаться к медицине: «Он и я – оба на сходках упражняемся в красноречии, разубеждая скептиков в целительной силе перцовки, огурчиков и т. п.» И сразу вслед за этим – тот же, никак не подчеркнутый, контраст «слова» и «горя»: «У ребят поголовно понос, часто кровавый» (П 5, 92). Есть некие безусловные факты в самой жизни, которые нельзя понять двояко. А с другой стороны, сами по себе факты никого не способны убедить. Риторика, к сожалению, необходима, но риторическое высказывание всегда и везде затемняет, искажает факты – или же оказывается неспособным их выразить.

Ощущение повсеместного неблагополучия, тотальности «горя» (без которого не было бы позднего Чехова) парадоксальным образом ведет назад к «слову»: надо разъяснить положение вещей тем, кто его не видит.

В рассказе «Припадок» герой, перебрав все возможные способы решения сложных проблем, приходит к выводу, что «единственный выход – это апостольство» (7, 216), то есть проповедь.

Не случайно этот речевой жанр занимает такое место у Чехова. Рассмотрим его подробнее.

Читать далее>>



Враги - краткое содержание рассказа Чехова

Источник: http://my-chekhov.ru/kritika/problem/problem5-2.shtml

Антон Чехов — Враги

Здесь можно скачать бесплатно «Антон Чехов — Враги» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Враги - краткое содержание рассказа Чехова

Описание и краткое содержание «Враги» читать бесплатно онлайн.

Антон Павлович Чехов

Враги

В десятом часу темного сентябрьского вечера у земского доктора Кирилова скончался от дифтерита его единственный сын, шестилетний Андрей. Когда докторша опустилась на колени перед кроваткой умершего ребенка и ею овладел первый приступ отчаяния, в передней резко прозвучал звонок.

По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь.

В передней было темно, и в человеке, который вошел, можно было различить только средний рост, белое кашне и большое, чрезвычайно бледное лицо, такое бледное, что, казалось, от появления этого лица в передней стало светлее…

– Доктор у себя? – быстро спросил вошедший.

– Я дома, – ответил Кирилов. – Что вам угодно?

– А, это вы? Очень рад! – обрадовался вошедший и стал искать в потемках руку доктора, нашел ее и крепко стиснул в своих руках. – Очень… очень рад! Мы с вами знакомы!.. Я – Абогин… имел удовольствие видеть вас летом у Гнучева. Очень рад, что застал… Бога ради, не откажите поехать сейчас со мной… У меня опасно заболела жена… И экипаж со мной…

По голосу и движениям вошедшего заметно было, что он находился в сильно возбужденном состоянии.

Точно испуганный пожаром или бешеной собакой, он едва сдерживал свое частое дыхание и говорил быстро, дрожащим голосом, и что-то неподдельно искреннее, детски-малодушное звучало в его речи.

Как все испуганные и ошеломленные, он говорил короткими, отрывистыми фразами и произносил много лишних, совсем не идущих к делу слов.

– Я боялся не застать вас, – продолжал он. – Пока ехал к вам, исстрадался душой… Одевайтесь и едемте, ради бога… Произошло это таким образом.

Приезжает ко мне Папчинский, Александр Семенович, которого вы знаете… Поговорили мы… потом сели чай пить; вдруг жена вскрикивает, хватает себя за сердце и падает на спинку стула.

Мы отнесли ее на кровать и… я уж и нашатырным спиртом тер ей виски, и водой брызгал… лежит, как мертвая… Боюсь, что это аневризма… Поедемте… У нее и отец умер от аневризмы…

  • Кирилов слушал и молчал, как будто не понимал русской речи.
  • Когда Абогин еще раз упомянул про Папчинского и про отца своей жены и еще раз начал искать в потемках руку, доктор встряхнул головой и сказал, апатично растягивая каждое слово:
  • – Извините, я не могу ехать… Минут пять назад у меня… умер сын…
Читайте также:  Шантарам - краткое содержание романа робертса

– Неужели? – прошептал Абогин, делая шаг назад. – Боже мой, в какой недобрый час я попал! Удивительно несчастный день… удивительно! Какое совпадение… и как нарочно!

Абогин взялся за ручку двери и в раздумье поник головой. Он, видимо, колебался и не знал, что делать: уходить или продолжать просить доктора.

– Послушайте, – горячо сказал он, хватая Кирилова за рукав, – я отлично понимаю ваше положение! Видит бог, мне стыдно, что я в такие минуты пытаюсь овладеть вашим вниманием, но что же мне делать? Судите сами, к кому я поеду? Ведь, кроме вас, здесь нет другого врача. Поедемте ради бога! Не за себя я прошу… Не я болен!

Наступило молчание. Кирилов повернулся спиной к Абогину, постоял и медленно вышел из передней в залу.

Судя по его неверной, машинальной походке, по тому вниманию, с каким он в зале поправил на негоревшей лампе мохнатый абажур и заглянул в толстую книгу, лежавшую на столе, в эти минуты у него не было ни намерений, ни желаний, ни о чем он не думал и, вероятно, уже не помнил, что у него в передней стоит чужой человек.

Сумерки и тишина залы, по-видимому, усилили его ошалелость. Идя из залы к себе в кабинет, он поднимал правую ногу выше, чем следует, искал руками дверных косяков, и в это время во всей его фигуре чувствовалось какое-то недоумение, точно он попал в чужую квартиру или же первый раз в жизни напился пьян и теперь с недоумением отдавался своему новому ощущению.

По одной стене кабинета, через шкапы с книгами, тянулась широкая полоса света; вместе с тяжелым, спертым запахом карболки и эфира этот свет шел из слегка отворенной двери, ведущей из кабинета в спальню… Доктор опустился в кресло перед столом; минуту он сонливо глядел на свои освещенные книги, потом поднялся и пошел в спальню.

Здесь, в спальне, царил мертвый покой. Всё до последней мелочи красноречиво говорило о недавно пережитой буре, об утомлении, и всё отдыхало. Свечка, стоявшая на табурете в тесной толпе стклянок, коробок и баночек, и большая лампа на комоде ярко освещали всю комнату.

На кровати, у самого окна, лежал мальчик с открытыми глазами и удивленным выражением лица. Он не двигался, но открытые глаза его, казалось, с каждым мгновением всё более темнели и уходили вовнутрь черепа. Положив руки на его туловище и спрятав лицо в складки постели, перед кроватью стояла на коленях мать.

Подобно мальчику, она не шевелилась, по сколько живого движения чувствовалось в изгибах ее тела и в руках! Припадала она к кровати всем своим существом, с силой и жадностью, как будто боялась нарушить покойную и удобную позу, которую наконец нашла для своего утомленного тела.

Одеяла, тряпки, тазы, лужи на полу, разбросанные повсюду кисточки и ложки, белая бутыль с известковой водой, самый воздух, удушливый и тяжелый, – всё замерло и казалось погруженным в покой.

Доктор остановился около жены, засунул руки в карманы брюк и, склонив голову набок, устремил взгляд на сына. Лицо его выражало равнодушие, только по росинкам, блестевшим на его бороде, и заметно было, что он недавно плакал.

Тот отталкивающий ужас, о котором думают, когда говорят о смерти, отсутствовал в спальне.

Во всеобщем столбняке, в позе матери, в равнодушии докторского лица лежало что-то притягивающее, трогающее сердце, именно та тонкая, едва уловимая красота человеческого горя, которую не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка. Красота чувствовалась и в угрюмой тишине; Кирилов и его жена молчали, не плакали, как будто, кроме тяжести потери, сознавали также и весь лиризм своего положения: как когда-то, в свое время, прошла их молодость, так теперь, вместе с этим мальчиком, уходило навсегда в вечность и их право иметь детей! Доктору 44 года, он уже сед и выглядит стариком; его поблекшей и больной жене 35 лет. Андрей был не только единственным, но и последним.

В противоположность своей жене доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении.

Постояв около жены минут пять, он, высоко поднимая правую ногу, из спальни прошел в маленькую комнату, наполовину занятую большим, широким диваном; отсюда прошел в кухню.

Поблуждав около печки и кухаркиной постели, он нагнулся и сквозь маленькую дверцу вышел в переднюю.

Тут он опять увидел белое кашне и бледное лицо.

– Наконец-то! – вздохнул Абогин, берясь за ручку двери. – Едемте, пожалуйста!

Доктор вздрогнул, поглядел на него и вспомнил…

– Послушайте, ведь я уже сказал вам, что мне нельзя ехать! – сказал он, оживляясь. – Как странно!

– Доктор, я не истукан, отлично понимаю ваше положение… сочувствую вам! – сказал умоляющим голосом Абогин, прикладывая к своему кашне руку. – Но ведь я не за себя прошу… Умирает моя жена! Если бы вы слышали этот крик, видели ее лицо, то поняли бы мою настойчивость! Боже мой, а уж я думал, что вы пошли одеваться! Доктор, время дорого! Едемте, прошу вас!

– Ехать я не могу! – сказал с расстановкой Кирилов и шагнул в залу.

Абогин пошел за ним и схватил его за рукав.

– У вас горе, я понимаю, но ведь приглашаю я вас не зубы лечить, не в эксперты, а спасать жизнь человеческую! – продолжал он умолять, как нищий. – Эта жизнь выше всякого личного горя! Ну, я прошу мужества, подвига! Во имя человеколюбия!

– Человеколюбие – палка о двух концах! – раздраженно сказал Кирилов. – Во имя того же человеколюбия я прошу вас не увозить меня. И как странно, ей-богу! Я едва на ногах стою, а вы человеколюбием пугаете! Никуда я сейчас не годен… не поеду ни за что, да и на кого я жену оставлю? Нет, нет…

Кирилов замахал кистями рук и попятился назад.

– И… и не просите! – продолжал он испуганно. – Извините меня… По XIII тому законов я обязан ехать, и вы имеете право тащить меня за шиворот… Извольте, тащите, но… я не годен… Даже говорить не в состоянии… Извините…

– Напрасно, доктор, вы говорите со мной таким тоном! – сказал Абогин, опять беря доктора за рукав. – Бог с ним, с XIII томом! Насиловать вашей воли я не имею никакого права. Хотите – поезжайте, не хотите – бог с вами, но я не к воле вашей обращаюсь, а к чувству. Умирает молодая женщина! Сейчас, вы говорите, у вас умер сын, кому же, как не вам, понять мой ужас?

Голос Абогина дрожал от волнения; в этой дрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах.

Абогин был искренен, но замечательно, какие бы фразы он ни говорил, все они выходили у него ходульными, бездушными, неуместно цветистыми и как будто даже оскорбляли и воздух докторской квартиры и умирающую где-то женщину.

Он и сам это чувствовал, а потому, боясь быть непонятым, изо всех сил старался придать своему голосу мягкость и нежность, чтобы взять если не словами, то хотя бы искренностью тона.

Вообще фраза, как бы она ни была красива и глубока, действует только на равнодушных, но не всегда может удовлетворить тех, кто счастлив или несчастлив; потому-то высшим выражением счастья или несчастья является чаще всего безмолвие; влюбленные понимают друг друга лучше, когда молчат, а горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной.

Источник: https://www.libfox.ru/169441-anton-chehov-vragi.html

Антон Чехов — Враги

Антон Павлович Чехов

Враги

В десятом часу темного сентябрьского вечера у земского доктора Кирилова скончался от дифтерита его единственный сын, шестилетний Андрей. Когда докторша опустилась на колени перед кроваткой умершего ребенка и ею овладел первый приступ отчаяния, в передней резко прозвучал звонок.

По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь.

В передней было темно, и в человеке, который вошел, можно было различить только средний рост, белое кашне и большое, чрезвычайно бледное лицо, такое бледное, что, казалось, от появления этого лица в передней стало светлее…

— Доктор у себя? — быстро спросил вошедший.

— Я дома, — ответил Кирилов. — Что вам угодно?

— А, это вы? Очень рад! — обрадовался вошедший и стал искать в потемках руку доктора, нашел ее и крепко стиснул в своих руках. — Очень… очень рад! Мы с вами знакомы!.. Я — Абогин… имел удовольствие видеть вас летом у Гнучева. Очень рад, что застал… Бога ради, не откажите поехать сейчас со мной… У меня опасно заболела жена… И экипаж со мной…

По голосу и движениям вошедшего заметно было, что он находился в сильно возбужденном состоянии.

Точно испуганный пожаром или бешеной собакой, он едва сдерживал свое частое дыхание и говорил быстро, дрожащим голосом, и что-то неподдельно искреннее, детски-малодушное звучало в его речи.

Как все испуганные и ошеломленные, он говорил короткими, отрывистыми фразами и произносил много лишних, совсем не идущих к делу слов.

— Я боялся не застать вас, — продолжал он. — Пока ехал к вам, исстрадался душой… Одевайтесь и едемте, ради бога… Произошло это таким образом.

Приезжает ко мне Папчинский, Александр Семенович, которого вы знаете… Поговорили мы… потом сели чай пить; вдруг жена вскрикивает, хватает себя за сердце и падает на спинку стула.

Мы отнесли ее на кровать и… я уж и нашатырным спиртом тер ей виски, и водой брызгал… лежит, как мертвая… Боюсь, что это аневризма… Поедемте… У нее и отец умер от аневризмы…

  • Кирилов слушал и молчал, как будто не понимал русской речи.
  • Когда Абогин еще раз упомянул про Папчинского и про отца своей жены и еще раз начал искать в потемках руку, доктор встряхнул головой и сказал, апатично растягивая каждое слово:
  • — Извините, я не могу ехать… Минут пять назад у меня… умер сын…

— Неужели? — прошептал Абогин, делая шаг назад. — Боже мой, в какой недобрый час я попал! Удивительно несчастный день… удивительно! Какое совпадение… и как нарочно!

Абогин взялся за ручку двери и в раздумье поник головой. Он, видимо, колебался и не знал, что делать: уходить или продолжать просить доктора.

— Послушайте, — горячо сказал он, хватая Кирилова за рукав, — я отлично понимаю ваше положение! Видит бог, мне стыдно, что я в такие минуты пытаюсь овладеть вашим вниманием, но что же мне делать? Судите сами, к кому я поеду? Ведь, кроме вас, здесь нет другого врача. Поедемте ради бога! Не за себя я прошу… Не я болен!

Наступило молчание. Кирилов повернулся спиной к Абогину, постоял и медленно вышел из передней в залу.

Судя по его неверной, машинальной походке, по тому вниманию, с каким он в зале поправил на негоревшей лампе мохнатый абажур и заглянул в толстую книгу, лежавшую на столе, в эти минуты у него не было ни намерений, ни желаний, ни о чем он не думал и, вероятно, уже не помнил, что у него в передней стоит чужой человек.

Сумерки и тишина залы, по-видимому, усилили его ошалелость. Идя из залы к себе в кабинет, он поднимал правую ногу выше, чем следует, искал руками дверных косяков, и в это время во всей его фигуре чувствовалось какое-то недоумение, точно он попал в чужую квартиру или же первый раз в жизни напился пьян и теперь с недоумением отдавался своему новому ощущению.

По одной стене кабинета, через шкапы с книгами, тянулась широкая полоса света; вместе с тяжелым, спертым запахом карболки и эфира этот свет шел из слегка отворенной двери, ведущей из кабинета в спальню… Доктор опустился в кресло перед столом; минуту он сонливо глядел на свои освещенные книги, потом поднялся и пошел в спальню.

Читайте также:  Анализ стихотворения есенина поет зима – аукает

Здесь, в спальне, царил мертвый покой. Всё до последней мелочи красноречиво говорило о недавно пережитой буре, об утомлении, и всё отдыхало. Свечка, стоявшая на табурете в тесной толпе стклянок, коробок и баночек, и большая лампа на комоде ярко освещали всю комнату.

На кровати, у самого окна, лежал мальчик с открытыми глазами и удивленным выражением лица. Он не двигался, пооткрытые глаза его, казалось, с каждым мгновением всё более темнели и уходили вовнутрь черепа. Положив руки на его туловище и спрятав лицо в складки постели, перед кроватью стояла на коленях мать.

Подобно мальчику, она не шевелилась, но сколько живого движения чувствовалось в изгибах ее тела и в руках! Припадала она к кровати всем своим существом, с силой и жадностью, как будто боялась нарушить покойную и удобную позу, которую наконец нашла для своего утомленного тела.

Одеяла, тряпки, тазы, лужи на полу, разбросанные повсюду кисточки и ложки, белая бутыль с известковой водой, самый воздух, удушливый и тяжелый, — всё замерло и казалось погруженным в покой.

Доктор остановился около жены, засунул руки в карманы брюк и, склонив голову набок, устремил взгляд на сына. Лицо его выражало равнодушие, только по росинкам, блестевшим на его бороде, и заметно было, что он недавно плакал.

Тот отталкивающий ужас, о котором думают, когда говорят о смерти, отсутствовал в спальне.

Во всеобщем столбняке, в позе матери, в равнодушии докторского лица лежало что-то притягивающее, трогающее сердце, именно та тонкая, едва уловимая красота человеческого горя, которую не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка. Красота чувствовалась и в угрюмой тишине; Кирилов и его жена молчали, не плакали, как будто, кроме тяжести потери, сознавали также и весь лиризм своего положения: как когда-то, в свое время, прошла их молодость, так теперь, вместе с этим мальчиком, уходило навсегда в вечность и их право иметь детей! Доктору 44 года, он уже сед и выглядит стариком; его поблекшей и больной жене 35 лет. Андрей был не только единственным, но и последним.

В противоположность своей жене доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении.

Постояв около жены минут пять, он, высоко поднимая правую ногу, из спальни прошел в маленькую комнату, наполовину занятую большим, широким диваном; отсюда прошел в кухню.

Поблуждав около печки и кухаркиной постели, он нагнулся и сквозь маленькую дверцу вышел в переднюю.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/10739-anton-chehov-vragi.html

Результат запроса: Враги чехов краткое содержание литра — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Мини сочинение на тему образ хлестакова в комедии ревизор Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга, молодой человек, героев, хочется читать и перечитывать эту комедию, и от души смеяться над

Подробнее

Результат запроса: Биография о гайдаре краткое содержание 4 класс Астафьев биография презентация 4 класс.. В презентации о биографии. краткое содержание…. А.П. Гайдара и о Гайдаре» направлен. и о Гайдаре».

Подробнее

Сочинение на тему комические ситуации в художественном мире чехова А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический

Подробнее

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Подробнее

Результат запроса: Замятин русь краткое содержание Замятин Евгений Иванович — Уездное — краткое содержание произведения, рассказа, книги по. У нас можно читать краткое содержание произведений русской и

Подробнее

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

Подробнее

Сочинение по теме реальное и фантастическое в повести гоголя нос Если бы в нашей литературе не было повестей Гоголя, то мы ничего лучшего не знали бы. Особенно остро эта тема звучит, например, в начале

Подробнее

Результат запроса: Андерсен свинопас читать краткое содержание Главная» Краткие содержания» Краткое содержание. содержание Свинопас Г. Х. Андерсен. Краткое содержание > Андерсен > Свинопас.. Сохранить

Подробнее

Сочинение мой любимый герой повести ночь перед рождеством Отличительные черты Аси в повести Тургенев Ася прошу историческое название повести ночь перед рождеством сочинение Мой любимый герой. Образ кузнеца

Подробнее

Результат запроса: Студенты краткое содержание трифонов Студенты / Юрий Трифонов. повесть «Студенты»,. не несет ответственность за их содержание. Трифонов пристально исследует психологию ревности,. Краткое

Подробнее

Результат запроса: Прослушать рассказ недоросль краткое содержание… И. Фонвизин «Недоросль». Рассказ. Краткое содержание 1. Недоросль»: краткое…. краткое содержание произведения,. Недоросль» взяты

Подробнее

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Подробнее

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной — М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

Подробнее

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Разработчик:Дубовскова Е. Н., старший преподаватель; Вильнова С. В., старший преподаватель Специальность:38.02.01Экономика

Подробнее

Сколько лет было главному герою Детство Горького во время действия романа?,. найти краткое содержание детство Горького?, М.Горький детство. 93507112455 Пароход бухал и дрожал, окно каюты горело. Установилась

Подробнее

МОУ Юровская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Внеклассное мероприятие, посвященное 155 летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Подготовила

Подробнее

Результат запроса: Штамм роман краткое содержание Первый роман трилогии «Штамм. Начало» (The Strain) вышел в 2009 году.. Содержание цикла: Штамм. Штамм «Андромеда» The Andromeda Strain: Русское издание

Подробнее

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные

Подробнее

Результат запроса: Книга антоновские яблоки фото Скачать бесплатно книгу Антоновские яблоки автора Иван Бунин в форматах fb2, txt, epub, rtf, html, mobi. Читать бесплатно текст книги Антоновские яблоки

Подробнее

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

Подробнее

Результат запроса: Детство гоголя биография краткое содержание Краткая биография Гоголя.. отец Гоголя исполнял у. я выбрала самое краткое очень. Главная» Краткое содержание» Краткая биография Гоголя..

Подробнее

Сочинение на тему отзыв о самостоятельно прочитанном детективном произведении Отзыв о самостоятельно прочитанных сказках. написание изложение, сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных.

Подробнее

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

Подробнее

Результат запроса: Воспитание питбуля книга Воспитание питбуля -. Книга кот в сапогах на английском. О различии в стандартах питбуля и. В это понятие входит и воспитание. от своего питбуля,. сайта / Гостевая

Подробнее

Список литературы по всем направлению итогового (выпускного) сочинения 2016-2017 Направление Произведения А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»; А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»;

Подробнее

Класс: 6А 2018/2019 учебный год Предмет: Литература ФИО педагога: Лариса Ивановна Харитонинкова Дата Тема урока Домашнее задание к следующему уроку 04.09.2018 введение. знакомство с учебником стр. 6,7

Подробнее

МБУК «Центральная библиотека Ровеньского Района» Отдел обслуживания Грани великого таланта (рекомендательный список литературы) (К 155-летию со дня рождения А.П.Чехова) Ровеньки,2015 12 1 Составитель:

Подробнее

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Литературное знакомство с элементами викторины Антон Павлович Чехов (1860-1904) Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге Мать- Евгения Яковлевна Чехова (1835 1919) Отец- Павел

Подробнее

Устный журнал «Интеллигентнейший человек России» А.П. Чехов (1860-1904) Устный журнал Страница 1. «Вступление» 1860 1904 гг. «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного

Подробнее

Результат запроса: Фильм маска краткое содержание Video embedded 1994 год. Описание, видео, кадры к фильму Маска: Действие фильма разворачивается в. Чехов «Маска» краткое содержание срочно нужно плизз

Подробнее

Допуск к ЕГЭ: итоговое сочинение по литературе 2015 Директор ГБОУ Гимназия 1542 Сахарова Светлана Николаевна «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо

Подробнее

Виртуальная книжная выставка «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П. Чехов Дядя Ваня, 1897 г.» Посвящается русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904) Детство.

Подробнее

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Подробнее

Задания для учащихся 5-8 классов МБОУ СОШ 51 на время карантина 5 А класс Информатика: 10, 12 (с. 83 85) Русский язык: упр. 470 (сочинение по картине), 88 упр. 476, 90 упр. 486 90, 91, 92 упр. 485, 495,

Подробнее

Сочинение на тему образ затерянного города в драме островского гроза Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных Образ затерянного города в драме А.Н.Островского Гроза. Смысл названия

Подробнее

Оценочные и методические материалы Текущий контроль 5 класс Учебный период Тема Содержание контроля (что контролируем) Форма контроля Сроки Устная проверка Письменная проверка Устный, чтение, доклад к/р

Подробнее

Результат запроса: Татьяна корсакова все книги список читать онлайн Скачайте или читайте онлайн любую книгу автора Татьяна Корсакова в. все книги. Корсакова Татьяна, книги,. Корсакова Татьяна.. О книге

Подробнее

Kohtla-Järve Järve Vene Gümnaasium Спецификация школьного выпускного экзамена по литературе 1. Общие сведения об экзамене 1) Цель экзамена ( контролируемые умения и знания): знание и понимание содержания

Подробнее

Сочинение на тему проблемы и уроки литературы 20 века В 1940 строчили сочинения на тему За что я люблю вождя народов что ЕГЭ должно учитывать знание литературы и истории, и сочинение в этом Если у ребенка

Подробнее

Результат запроса: Андреев савва краткое содержание Леонид Андреев. 1871 1919. Краткое содержание пьесы Л. Андреева «Жизнь Человека». Читается за 6 минут (оригинал 2 ч). Андреев Леонид Николаевич — краткое

Подробнее

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Подробнее

Правила игры: Игра состоит из 5 туров. В игре принимают участие 6 игроков. Участники игры отвечают на вопросы, выполняют задания. За правильные ответы участники получают жетоны в виде звёзды. Побеждает

Подробнее

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором

Подробнее

Название курса Класс Составители Цель и задачи курса «Литература» 10 «А», 11 «А» Под редакцией В.Я.Коровиной Главная цель программы: обеспечить развитие умения читать и анализировать художественные произведения

Подробнее

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Подробнее

1 Итоговое сочинение 1 ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) Первым обязательным условием участия в ЕГЭ для выпускников текущего года является итоговое сочинение (изложение), которое является отправной точкой

Подробнее

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» учителя русского языка и литературы Павловой Оксаны Вячеславовны. Тема: Антон Павлович Чехов. Смех Антоши Чехонте над невежеством,

Подробнее

Задания от Миняевой В.М. Класс Тема Домашнее задание Дата Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание Упр. 22. числительных. Упр. 22. 4.02 Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Н.С.

Подробнее

Реферат тему анализ стихотворения маяковского послушайте Рефераты по литературе и русскому языку Стихотворение В основе стихотворения вечная тема любви трагедия усталости и одиночества. Стихотворение В.В.

Подробнее

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/31166509-Rezultat-zaprosa-vragi-chehov-kratkoe-soderzhanie-litra.html

Ссылка на основную публикацию