В литературе есть такое понятие как «лишний человек». Используется, когда речь идет о герое, вызывающем сострадание у читателя – как правило, представителе низкого социального слоя, личности незащищенной, часто подвергающейся унижениям.
Пример «лишнего человека» в зарубежной литературе – главное действующее лицо в повести «Посторонний» Альбера Камю. Однако этот персонаж жалость не у всех читателей вызывает.
Безымянный герой из книги французского писателя Альбера Камю — посторонний, лишний, чуждый обществу человек в силу своего патологического равнодушия ко всему.
Об авторе
Создатель повести «Посторонний» — Альбер Камю — прозаик, эссеист, философ и лауреат Нобелевской премии по литературе. Будущий писатель родился за год до начала Первой мировой войны в алжирском местечке Мондови. Его отец работал на винодельческой ферме, 1914 году погиб в битве на Марне. Мать Камю была необразованной женщиной.
Детство будущего лауреата Нобелевской премии прошло в нищете.
Однако Альбер с ранних лет проявлял удивительные способности, а потому, в отличие от многих своих сверстников, поступил после окончания школы в лицей.
В тридцатые годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Он много читал, вел дневник, писал эссе. Огромное влияние на формирование Камю как писателя оказали творчество Достоевского, труды Ницше.
В начале Второй мировой войны писатель работал в газете «Пари-суар». В 1940-м он завершил работу над повестью «Посторонний». Альбер Камю в 1942 году смог издать произведение, и это стало важным событием во французской литературе. В годы войны он написал также «Миф о Сизифе» и «Чуму».
Камю был человеком довольно активным. Примыкал то к одной, то к другой подпольной организации. В начале пятидесятых публиковался в анархистском журнале. За повесть «Посторонний» Альбер Камю получил Нобелевскую премию в 1957-м – за три года до смерти. Основная тема произведений французского прозаика – борьба с несправедливостью и насилием.
«Посторонний» Альбера Камю
Краткое содержание повести передать буквально парой слов: это история странного молодого человека, совершившего убийство из-за ярких лучей солнца.
Более подробное изложение, характеристика героя и анализ произведения представлены ниже.
Особенности книги Альбера Камю «Посторонний»: повествование ведется от первого лица, герой рассказывает о событиях из своей жизни беспристрастно. Даже тогда, когда речь идет об убийстве.
Писатель однажды сказал: «В нашем обществе тот, кто не плачет на похоронах матери, может быть приговорен к смерти». В этом идея книги «Посторонний» Альбера Камю. Краткое содержание изложено по следующему плану:
- На похоронах матери.
- Мари.
- Раймон.
- Безразличие.
- Убийство.
- Арест.
- В камере смертника.
На похоронах матери
Фамилия главного героя – Мерсо. Имени его автор не называет. Мерсо – мелкий чиновник, получающий небольшое жалованье. История начинается со смерти матери.
Мерсо когда-то определил ее в богадельню, а теперь, взяв отпуск, едет на похороны. Обитатели богадельни ожидают увидеть безутешного сына.
Велико их удивление, когда Мерсо отказывается взглянуть на покойную, а после спокойно пьет кофе, курит и идет спать. На следующий день после похорон главный герой возвращается в Алжир.
Мари
Мерсо возвращается домой. Проспав около двенадцати часов, он отправляется на пляж, где встречает Мари Кардон — бывшую служащую его конторы. Между ними завязывается роман, который не вызывает в душе главного героя никаких эмоций. В его жизни ничего не изменилось ни после смерти матери, ни после ночи, проведенной с Мари.
На следующий день Мерсо отправляется в контору. На обратном пути встречает соседей — старика, выгуливающего собаку, и сутенера Раймона. Последний просит его о помощи. Нужно написать письмо бывшей любовнице, чтоб вызвать ее на свидание. Раймон, дабы отомстить за измену, изобьет ее. Мерсо не только соглашается, но и позже, когда на сутенера подают в суд, выступает в его защиту.
Безразличие
Равнодушен главный герой и к своей работе. Начальник предлагает ему повышение и перевод в офис, расположенный в столице. Мерсо отказывается. Он полагает, что новая должность не изменит его жизнь ни в лучшую, ни в худшую сторону. В тот же вечер Мари заговаривает с ним о свадьбе. Но Мерсо не стремится к изменению семейного статуса. Его ничто не интересует.
Убийство
На выходные Мерсо отправляется с Раймоном и Мари в гости к приятелю Массону. По дороге они встречают арабов.
Один из них — брат женщины, которую избил не так давно Раймон, но благодаря содействию друга был оправдан. Они приезжают к Массону. Целый день проводят на пляже.
А к вечеру снова встречают арабов и понимают, что те их выследили. Происходит драка, в результате которой Раймон получает ножевое ранение.
Спустя несколько дней они снова встретили арабов. На этот раз Раймон отдал Мерсо пистолет, а затем исчез. Страдая от невыносимого зноя, главный герой почувствовал недомогание, напоминающее состояние опьянение. Яркие солнечные лучи раздражали его и, увидев одного из арабов, он достал револьвер и выстрелил в него.
Арест
Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.
Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.
Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.
Вырисовывается портрет убийцы.
Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером.
А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.
В камере смертника
После вынесения приговора Мерсо не посещают страхи. Он не раскаивается в содеянном, не жалеет о совершенных ошибках. Он не боится смерти. Когда в камеру приходит священник, Мерсо отказывается от исповеди.
Единственное, что вызывает у него досаду, — это разговоры о вечной жизни.
Главный герой повести «Посторонний» полагает, что она не имеет смысла и не стоит тратить на разговоры о Боге последние часы своего существования.
Анализ
Герой повести рассказывает о событиях своей жизни простым языком. По стилю изложение напоминает школьное сочинение, написанное не лучшим учеником: рубленые фразы, отсутствие метафор и прочих средств выразительности. Сартр назвал стиль Альбера Камю — автора «Постороннего» — детским.
Писатель дополнил свое произведение подробностями, которые читателю кажутся лишними: Мерсо зашел в кафе, заказал завтрак, оплатил, получил сдачу. Для чего все эти детали? Критики полагают, что за каждой ненужной подробностью стоит философский тезис.
В книге Камю выражена сложная система мировоззрения, основанного на абсурдности человеческого существования. Люди рождаются, получают образование, стремятся сделать карьеру. Они хотят любить и быть любимыми.
Они живут по определенной схеме, существующей много столетий. Но действия или бездействие героя повести «Посторонний» не вписываются в эту схему. Мерсо равнодушен ко всему.
Идея книги заключается в последних словах героя, адресованных духовному отцу.
Альбер Камю — представитель атеистического экзистенциализма. Его воззрения можно охарактеризовать как атеистические.
Несмотря на то что в биографии французского прозаика непременно упоминается заинтересованность творчеством Достоевского, герой главной его книги не признает никаких религиозных идей, в отличие от персонажей русского писателя.
Отзывы о «Постороннем» Альбера Камю смешанные. Одних читателей восхищает необычная авторская подача. У других крайне негативные эмоции вызывает главный герой.
Источник: https://www.syl.ru/article/379016/kniga-postoronniy-alber-kamyu-kratkoe-soderjanie
Альбер Камю, Чума: краткое содержание романа и характеристика героев
Вопреки заблуждению, человечество так и не победило чуму. Ежегодно более 2000 людей заболевают этой страшной болезнью, и многие из них умирают. В разные эпохи многие посвящали этой напасти свои произведения.
Среди них и лауреат Нобелевской премии Альбер Камю. «Чума» (краткое содержание романа изложено в VI разделе) – удивительное произведение.
В нем писатель не только реалистично изобразил жизнь города, охваченного эпидемией, но и провел аналогию между чумой и фашизмом.
Автор романа «Чума» Альбер Камю
Когда Альбер подрос, он получил стипендию в местном лицее, а после его окончания продолжил учебу в Оранском университете.
С зарождением фашизма в Европе начал вести активную борьбу с ним Камю. Он писал статьи для независимой прессы, в которых критиковал «коричневую чуму».
В начале 40-х писатель переезжает во Францию, где сотрудничает с Движением Сопротивления.
Примечательно, что в отличие от СССР, в котором борьба с фашизмом была единственным способом для людей выжить, во Франции гитлеровцы вели себя более толерантно, и многие французы поддерживали их.
Участие в Сопротивлении приравнивалось к подписанию смертного приговора исамому себе, и не многие французы рисковали своим благополучием и присоединялись к нему.
Жизнь этого человека оборвалась в январе 1960 года, когда он попал в автомобильную аварию. Похоронили Альбера Камю на Лурмаренском кладбище на юге Франции.
Предыстория романа
«Чума» (краткое содержание по главам обсудим далее) был дописан только в 1947-м и в этом же году опубликован. Еще не успевшая прийти в себя после войны Европа прекрасно приняла роман-притчу, так как все еще помнили о нашествии «коричневой чумы».
Композиция романа по главам
- Язык произведения довольно сух и лишен эмоций, ведь это роман-хроника, состоящий из записей доктора Бернара Риэ и приехавшего незадолго до начала эпидемии Жана Тарру.
- Всего роман состоит из 5 глав, каждая из которых иллюстрирует определенное эмоционально состояние людей по отношению к чуме:
- I глава — «Отрицание».
- II глава – «Гнев».
- III глава – «Вседозволенность».
- IV глава- «Депрессия и усталость».
- V глава – «Смирение».
Главные герои романа
Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.
Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения. Она вездесуща и неумолима, бессмысленна и беспощадна — абсолютное зло. Большинство других персонажей — это герои, сражающиеся с ней. Так, предводителем их можно назвать доктора Бернара Риэ. Это смуглый, темноволосый и кареглазый мужчина 35 лет. Все свои переживания доктор старается держать при себе. Он страдает от разлуки с женой, однако не жалуется и не предпринимает попыток сбежать из города, а день за днем, несмотря на усталость, продолжает лечить больных. Его кредо: «Нужно быть безумцем, слепым или негодяем, чтобы смириться с чумой».
Еще один яркий персонаж — Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже.
Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой.
В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.
Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города.
Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением.
Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.
Второстепенные герои
Ознакомившись с основными и второстепенными героями романа Камю («Чума»), краткое содержание произведения будет проще понять.
Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он — классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество.
Он — герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.
Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы.
Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи.
За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.
Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора — самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.
Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.
Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.
Альбер Камю, «Чума»: краткое содержание романа
Разобравшись с композицией романа и главными действующими лицами, стоит перейти к сюжету. Создал в своем произведении довольно четкую архитекторику Камю. «Чума» (краткое содержание по главам лучше изложить) состоит из 5 частей.
Итак, I глава. В ней рассказывается об алжирском приморском городе Оране.
В начале апреля доктор находит на ступеньках своего дома мертвую крысу, а позже еще одну. Проводив супругу на поезд (она уезжает лечиться в санаторий), Риэ обсуждает с местным следователем увеличение количества крыс в городе. Во второй половине дня доктор дает интервью корреспонденту из Парижа Рамберу.
Через несколько дней крысы в городе стали выползать из своих нор целыми стаями и гибнуть. Их количество столь возросло, что только за один день был сожжен 6 231 крысиный трупик.
Вскоре сторож из дома доктора заболел странным недугом и умер. К тому времени крысы исчезли, а люди стали болеть неизвестной лихорадкой с летальным исходом. Риэ собирает коллег, чтобы выяснить, что это за болезнь. Результат анализов показывают, что это необычного вида чума.
Власти города не спешили реагировать на эпидемию, и только стараниями Риэ удалось заставить их провести профилактические меры. А тем временем количество смертей достигает 30 за день, и лишь тогда город закрывают на карантин.
II глава. Даже после начала карантина горожане не могли никак осознать реальности происходящего. Однако когда количество умерших превысило несколько сотен, они начали бояться. Многих жителей отправили в отпуск за свой счет, бензин и продукты первой необходимости продавались лимитировано. Многие магазины закрывались, и только кафе процветали.
В конце первого месяца карантина к доктору пришел журналист Рамбер и попросил помочь ему выехать из города. Риэ не смог посодействовать парню, и тот стал искать другие пути через контрабандиста Коттара.
Тем временем от заразы в день умирало более 100 человек. Чтобы навести порядок, Тарру уговаривает Риэ организовать санитарные группы. Рамбер, ожидая возможности сбежать из города, тоже начинает работать в санитарных дружинах.
III глава. В городе участились случаи мародерства. Бедняки больше страдали, нежели богачи, однако чума не щадила никого. Гробов не хватало, и тела умерших начали сжигать. Люди были в отчаяньи.
IV глава. Чума продолжает свирепствовать. Рамбер, получив возможность сбежать из города, но, воодушевленный примером доктора, остается работать в санитарных дружинах, переписываясь с супругой.
В городе разработана новая противочумная вакцина, однако она не помогает. Вскоре умирает священник Панлю.
Гран заболевает, но внезапно выздоравливает, а за ним еще несколько больных, и становится ясно, что эпидемия идет на спад.
V глава. Вопреки постепенному отступлению чумы, жители города не могли поверить в это. Однако в преддвериие победы над чумой заболел и умер Тарру, что подкосило доктора даже более, нежели последующее известие о смерти жены в санатории.
В феврале с города был снят карантин, и люди радовались, встретившись с родными после долгой разлуки. Доктор же продолжал работать и размышлял о том, что вирус чумы не убит и способен вернуться в любой момент.
Символы в романе
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, полон символов роман Камю «Чума» (краткое содержание произведения выше).
Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю.
В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу.
Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.
Экранизация
В данной статье мы обсудили сюжет серьезного романа, правда, вашему вниманию представлено лишь его краткое изложение. Альбер Камю («Чума» — далеко не единственное его произведение с философским смыслом) удивительно точно передал атмосферу зачумленного города, и каждому было бы не лишним прочитать эту книгу целиком.
Источник: https://autogear.ru/article/257/207/alber-kamyu-chuma-kratkoe-soderjanie-romana-i-harakteristika-geroev/
«Посторонний»: экзистенциальное творчество Альбера Камю
Меню статьи:
В первые годы Второй мировой войны, в 1940-м, французский писатель Альбер Камю создает новый шедевр. Автор дал своему творению название «Посторонний». В русских переводах произведение известно также под заголовками «Чужой» и «Незнакомец». Это не просто текст, это дебют Альбера Камю как экзистенциалиста.
Критики называют повесть художественным манифестом экзистенциализма. Писатель в этой книге отразил мировоззрение, отношение к литературе и к миру. Камю адаптировал сложные системы экзистенциализма для широкой публики. Перу этого автора принадлежат и сложные, сугубо философские работы об экзистенциализме. Но эти работы рассчитывались на узкую аудиторию.
Экзистенциализм и «Посторонний»
В ХХ веке человечество переживает две самые кровавые войны за всю свою историю. ХХ век открывает людям первый опыт мировых войн. Эти трагические события накладывают ощутимый отпечаток на искусство, литературу, музыку и философию. Произведение Камю находится на грани литературы и философии.
«Посторонний» считается творческим манифестом писателя. Камю пишет об абсолютной свободе. Экзистенциализм как направление в литературе и философии интересуется, прежде всего, существованием человека. Автор представляет существование людей как цепочку случайных событий. Воля отдельного человека не влияет на ход этих событий.
Человек вынужден приспосабливаться к условиям, к случайностям.
Мотив одиночества и отчужденности
Основной мотив книги – одиночество. Герой повести ведет обособленную жизнь, которая, впрочем, включает чувственные наслаждения. Мужчина обожает солнце, которое сыграет роковую роль в произведении. Мерсо – центральное действующее лицо текста – не любит тени, проявляет смелость, не желая лгать судьям.
Герой готов умереть, чтобы защитить правду. Камю обращается к христианским мотивам, признаваясь, что в образе Мерсо воплотился некий современный Христос. За что же «распяли» Мерсо? За отказ играть по чужим правилам, за отказ от лжи.
Отрицание общепринятых, пусть и несправедливых, правил превращает Мерсо в чужака, в постороннего.
Идея книги и стиль Камю
В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти…
В этой фразе писатель воплотил ключевую идею «Постороннего».
Обратимся к стилю автора. Камю использует короткие, ясные предложения. Речь – от первого лица. Автор обращается к прошедшему времени, чтобы подчеркнуть идеи и смыслы книги. Рассказ от первого лица позволяет читателям поставить себя на место главного героя, отождествить себя с Мерсо.
Слог французского писателя отличается сухостью и беспристрастностью. Камю превратился в литературную икону. Литератору поклонялись, его наследовали другие авторы этого периода. Литературоведы и критики называли стиль писателя «новым классицизмом», отмечая рациональность, холодность, дисциплинированность слога автора.
Таким образом, нюансы авторского стиля занимают значительное место в произведении. Текст является смесью описаний и рассказов. Повесть очень лаконична и нейтральна. Например, для Мерсо не имеет значения, о чем говорить: об утренней чашке кофе или же об убийстве человека. Камю искусно выстраивает атмосферу абсурда. Абсурд проявляется в поступках и во внутреннем мире действующих лиц.
Сюжет и композиция книги Камю
Автор выстраивает линейный сюжет. Линейность также характеризует и композицию произведения. Книга включает две части. Простота сюжета не препятствует глубине выраженных автором идей. Сюжетная линия отходит на второй план.
Писатель сосредотачивается, скорее, на реакции Мерсо. Литератор выступает в роли исследователя, который изучает отношения героя с действительностью. Мерсо определенным образом реагирует на происходящие вокруг события.
Если говорить точнее, то главный герой остается полностью нечувствительным, равнодушным к событиям.
Первая часть посвящена предыстории героя, вторая – преступлению. Ключевую роль играет финал книги. Конец произведения отражает бунт героя против компромиссов с нравственными устоями. Главное для Мерсо – отстоять собственную правоту, а не спастись.
Образ главного героя
Писатель исследует личность, которая чувствует мир иначе, чем это принято в обществе. Чувства и реакции Мерсо нетрадиционны, непривычны. Мать героя умирает, но Мерсо не проливает слез на похоронах близкого человека.
Девушка предлагает Мерсо пожениться, но это предложение оставило юношу равнодушным. Убийство тоже не тронуло Мерсо. Суд вызывает ощущения муторности и затянутости.
Мерсо не считает нужным обращать внимание на окружающую действительность.
Мерсо – романтичный герой (в экзистенциальном смысле). Юноша занимает в обществе роль изгоя, социум не понимает и не принимает поступки героя. Мерсо не нашел понимания также среди судей и присяжных. Девушка тоже не поддержала своего возлюбленного. Раймон проявляет интерес к Мерсо, однако этот интерес – лишь иллюзия. Мерсо и Раймон остаются отчужденными друг от друга.
Романтическую природу героя отображает природа – внутренний источник действий Мерсо. Герой очень привязан к солнцу, к небу.
Смысловые уровни произведения
В книге выделяются несколько смысловых уровней. Первый уровень называется социальным (это реальность), а второй – метафизическим (это реакции людей). В книге наблюдается оторванность уровней друг от друга. Второй уровень – очень важен, так как раскрывает внутреннюю жизнь героя.
Кульминация произведения изображает последнюю ночь, которую Мерсо проводит в тюрьме. В эту ночь герой лишился своего безразличия. Мерсо мучают кошмары и бессонница. Юноша желает снова прожить жизнь, открыть себя миру.
В эту ночь Мерсо осознал тождество себя и мира. Ключевой момент единения с миром для героя – это безразличие, одинаково характерное и для Мерсо, и для мира. Юношу мучает одиночество.
Мерсо хочет, чтобы зеваки, которые будут смотреть его казнь, искренне ненавидели его.
Эти смыслы воплощают экзистенциальный характер творчества французского автора. Камю – признанный мастер абсурда. Камю не осуждает действия своего героя. Осуждения и порицание – это характеристика традиционного порядка, который отрицают экзистенциалисты.
Из истории создания книги
Камю задумался о написании этого текста еще в 1937 году. Таким образом, писатель посвятил работе над «Посторонним» три года.
Литературоведы отмечают, что эта повесть похожа на первое серьезное произведение автора. Речь идет о «Счастливой смерти». Схожести прослеживаются в именах персонажей, в сюжетных поворотах и деталях. Камю не сразу остановился на названии «Посторонний». Писатель выбирал также между «Обыкновенным человеком», «Безразличными» и «Счастливым человеком».
Первая публикация повести пришлась на 1942 год. Камю вдохновлялся романами Стендаля, в частности «Красным и черным». Из этого произведения автор позаимствовал композицию. Мерсо предстает антиподом Сореля.
Мерсо не интересуется карьерой или любовью, совершает преступление, а не пытается его совершить. Мерсо не оправдывает себя. Читатель может разглядеть и общую черту этих персонажей: Мерсо и Сорель – романтики.
О смысле названия
Камю использует нестандартный прием: выбирает в качестве названия произведения не существительное, а прилагательное. Заглавие работы указывает на ключевую особенность Мерсо. Юноша отстранен от мира и людей.
У молодого человека нет цели в жизни, герой проводит время безразлично и праздно. Единственные чувства, доступные Мерсо, – это физические ощущения. Камю выводит на сцену фигуру случайного прохожего, постороннего.
Пик отстраненности главного героя – это равнодушие к смерти матери. Камю дает описания жаркого дня, похорон, но ни слова не говорит о грусти Мерсо. Подобное поведение, между тем, не свидетельствует о равнодушии героя к матери.
Это просто иллюстрация безразличия к ценностям, которые общество наделяет значимостью. Камю возвращается к доисторическим временам, когда человек жил ощущениями, а не логикой. Экзистенциалист критикует сентиментальность, лицемерие и потребительский характер общества.
Краткое изложение событий книги
Мерсо
События повести происходят в Алжире. В то время Алжир был французской колонией. Мерсо – главный герой повествования – работает в офисе. Вдруг юноша узнает, что его мать скончалась. Последние дни несчастной женщины прошли в богадельне. Именно туда держит путь Мерсо. Камю ярко описывает отсутствие чувств у герой. Это подчеркивается равнодушным тоном.
На похоронах
Мерсо совершает все похоронные ритуалы автоматически. Удивительно, что герой не плакал, прощаясь с матерью навсегда. Похороны закончились, и Мерсо вернулся домой. Быт героя свидетельствует о тотальном безразличии молодого человека. Юноша отказывается, протестует против ценностей, дорогих обывателям. Мерсо пренебрегает карьерой, семьей, дружбой.
Встречи
Мерсо возвращается с похорон и встречает девушку. Молодой человек приглашает девушку на киносеанс. Мерсо также стремится подружиться с юношей, живущим по соседству. Герой открывает соседу откровенные личные детали.
Раймон
Камю представляет образ Раймона. Юноша встречался с местной женщиной, однако рассорился с ней. Причина крылась в деньгах. После ссоры Раймон избивает бывшую подругу. У женщины был брат, который пообещал отомстить за сестру.
За Раймон стали следить. Юноша попросил помощи у Мерсо. Молодые люди решили пожить на даче у общего знакомого. Брат девушки вместе со своими товарищами нашли беглецов и здесь.
Мерсо заметил слежку, раздобыл пистолет и убил мстительного алжирца.
Заточение
Преступление Мерсо раскрыли, а самого юношу взяли под арест. Началось следствие. Судья допрашивал Мерсо, потому что не понимал мотив преступления. Мерсо предается размышлениям, сидя в камере. Юноша понимает, что одинок. Наконец, в камеру к Мерсо приходит священник. Но Мерсо не покаялся, а категорически отказался от религиозной парадигмы мышления.
Характеристика героев произведения
Образ Мерсо
Камю спрятал дополнительные смыслы в написании фамилии героя. Есть два варианта прочтения этого слова: Mersault, то есть «смерть», и Meursault, то есть «солнце». Общество отвергает Мерсо и не понимает его. Отчужденность Мерсо роднит героя с романтическими персонажами. Но персонаж Камю выбирает одиночество осознанно. Герой чувствует себя ближе с природой, чем с социумом.
Камю критикует религию. Экзистенциалист исходит из идеи об одиночестве человека, о бессмысленности существования. Все, что остается человеку, – это природа. Высший разум отсутствует, единственная реальность заключается в воле человека. Мир предстает чередой хаотических и случайных событий.
Мерсо иллюстрирует принцип автоматизма действий. Машинальность, автоматизм имеет несколько причин. Эти причины кроются в физиологических привычках и в социальных традициях.
Образ Мари
Мари изображена обыкновенной, симпатичной девушкой. Героиня работает в офисе вместе с Мерсо. Знакомство молодых людей произошло на пляже. Встреча положила начало роману. Мари отличается миловидностью, красивой фигурой. Девушка хорошо плавает. Героиня мечтает о замужестве, о семейной жизни. Камю изображает Мари приверженкой традиционных ценностей.
Мари надеется обрести семейное счастье с Мерсо. Девушка достаточно умна и храбра, чтобы понять истинную натуру юноши. Мечты заставляют Мари закрывать глаза на странности Мерсо и отчужденность юноши.
Мари – это иллюстрация мелочности, заурядности человеческих стремлений, которые зависят от консервативной парадигмы. Девушка – это образ обывательской жизни и мещанских ценностей.
Образ Раймона
Раймон изображен другом Мерсо. Герой представлен общительным, легким на подъем, активным, разговорчивым человеком. Характеру Раймона свойственна бесшабашность, легкомысленность, склонность к нарушению закона. Герой поднимает руку на женщину, пользуется оружием. Поведение Раймона – это бунт против правил, против общества, против законов государства.
Раймон и Мерсо – в определенном смысле двойники. Раймон лишен такой острой интуиции, как у Мерсо, и связи с природой. Раймон понимает пустоту души Мерсо. Но юноша бросает в эту пустоту не смыслы, а страсти и запретные развлечения. Раймон не чувствует экзистенциальную тошноту, в отличие от Мерсо.
Образ священника
Священник воплощает символ религиозной идеи. Герой – проповедник божественного предопределения. Для священника мир поделен на два полюса – добро и зло. Старец уверен, что существует справедливый небесный суд, райские врата и прочие религиозные феномены.
Священник считает, что Мерсо необходимо покаяние, чтобы искупить свои грехи и приблизиться к вечному спасению. Эти призывы лишь вызвали в Мерсо гнев.
Священник воплощает веру в упорядоченность мира, во взвешенность и продуманность вселенной. Эти убеждения не сочетаются с тем, во что верил Камю. «Господняя воля» для писателя – обман, которым человечество уже пресытилось.
Символ солнца
Солнце предстает в произведении отдельным действующим лицом. Язычники поклонялись солнцу (Хорсу, Ярилу) как богу плодородия. Солнце изображалось своенравным и жестоким божеством. Причина такой амбивалентности солнца крылась в зависимости людей от погодных условий.
Люди боялись разгневать солнце и вызвать тем самым засуху. А засуха означала неурожай. Солнцепоклонник Мерсо, убивая человека, приносит жертву солнцу. Герой желает умилостивить своенравное божество. Герой находится в некоем пограничном состоянии, которое интересовало экзистенциалистов.
Проблематика книги и критика
Камю затрагивает болезненные для ХХ века темы:
- Смысл жизни и нигилизм;
- «Смерть Бога», бунтарство (образ Прометея), героизм;
- Избранность;
- Религиозный кризис и вера;
- Критика христианства и антиклерикализм;
- Вседозволенность и подлинность выбора;
- Критика привычных морально-нравственных норм;
- Абсурдность существования и реальности;
- Фатализм.
Критики приняли книгу благосклонно. В этот период экзистенциализм уже набрал оборотов, поэтому Камю оказался на гребне волны. Жан-Поль Сартр – икона экзистенциализма – тоже дал свой отзыв на «Постороннего»:
Повествование тут дробится на бесчисленное множество предложений, синтаксически предельно упрощенных, едва соотнесенных друг с другом, замкнутых в себя и самодостаточных, – своего рода языковых «островов»…
И правда, Камю сумел схватить и описать типичное состояние ХХ века – «аномию», как выразился французский социолог Эмиль Дюркгейм. Это состояние апатии, эмоционального затухания, отстраненности, безразличия. Книга Камю вышла также в Америке. Автор экзистенциальной повести написал для этого издания предисловие, где говорил так:
Мерсо отказывается играть по установленным правилам, он отказывается лгать и скрывать настоящие эмоции, поэтому общество незамедлительно начинает видеть в нем угрозу…
Источник: https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/postoronnij.html
Альбер Камю — Чума (1947). Конспект. Основные идеи и цитаты
«Чума» — одно из лучших произведений А.Камю, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего. Это хроника чумного года в маленьком городке на побережье Средиземного моря. А.Камю развивает экзистенциалистские мотивы своих предыдущих произведений: темы абсурдности бытия, свободы, выбора, бунта. «Чума» — это роман-притча с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом.
Эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. Каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью.
Художественное творчество Камю демонстрирует во многом сходную эволюцию от “абсурдизма” и индивидуализма романа “Посторонний” к идеям обществ, ответственности “абсурдного человека”, выраженным в романе-притче “Чума”, герои которого в борьбе с эпидемией стремятся к характерному для Камю идеалу “праведности без Бога”.
По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. Но этим содержание его не исчерпывается. Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа (чумы) на бытие в целом».
Это не только чума (коричневая чума, как называли фашизм в Европе), а зло вообще, неотделимое от бытия, свойственное ему всегда.
Чума — это и абсурд, что осмысливается как форма существования зла, это и трагическая судьба, которая уменьшает переход самого писателя от одинокого бунтарства к определению сообщества, чью борьбу надо разделять, эволюции в направлении к солидарности и соучастия.
В романе «Чума» Камю переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии «изгнания» (чумы) единство, радость общения. Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт.
Онтологизация бунта как целостной установки человеческой деятельности позволили Камю трактовать его в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность.Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия.
Жанр романа-хроники предопределяет особенности стиля этого произведения. Подчёркнутая объективность определяет отбор лексики, лишённой яркой эмоционально-экспрессивной окраски, сдержанное изложение событий и комментариев к ним. Но общий смысл романа-притчи намного глубже. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст.
В философско-интеллектуальном понимании, его можно рассматривать как своеобразный авторский монолог. Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения. В этом смысле роман — это полилог и одновременно разговор с самим собой, что, однако не лишает персонажей индивидуальных черт, глубокой мотивации их поступков.
Особенности стиля романа подчёркивают последовательность развития творческой манеры у Альбера Камю, соблюдение традиций распространённого в новейшей интеллектуальной прозе жанра, который отмечается универсальностью содержания.
«Чума» аллегорическая как древние мифы, как Библия, но в отличие от древних притч, которые тяготели к прямолинейным аллегориям, отмечается смысловой многозначностью. С этой точки зрения она приближается к мифу, становится надкультурным явлением.
«Чума» — одно из древнейших событий в этом жанре, наряду с «Моби Диком» Германа Мелвилла, «Процессом» Франца Кафки, «Котлованом» Андрея Платонова, вместе с тем это роман-предупреждение, роман-предостережение, что также делает явление вневременным и общечеловеческим.
Тема человеческой солидарности, совместной борьбы против зла — магистральная для «Писем к немецкому другу» (1943-1944), повести «Чума» и пьесы «Осадное положение» (1948), «Речи в Швеции» при вручении Нобелевской премии. Однако установка на позитивные ценности сочетается с пессимистической уверенностью в том, что зло непобедимо, его можно лишь отсрочить, бациллы чумы не умирают.
В период выхода «Чумы» в свет она воспринималась современниками как призыв автора — участника движения Сопротивления — бороться против «коричневой чумы» фашизма. Однако в философском плане повесть имеет экзистенциалистское звучание.
Чума — это абсурд, отчуждающий человека от других, от внешнего мира, разум от предмета познания; Чума — это экзистенция, обычное человеческое состояние; наконец, Чума — это непобедимая смерть. На первый план выходит принцип борьбы с бессмысленностью существования и абсурдностью смерти.
Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определённой задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий.
Главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе.
Цитаты из книги Альбер Камю — Чума:«Разумеется, в наши дни уже никого не удивляет, что люди работают с утра до ночи, а затем сообразно личным своим вкусам убивают остающееся им для жизни время на карты, сидение в кафе и на болтовню. Но есть ведь такие города и страны, где люди хотя бы временами подозревают о существовании чего-то иного. Вообще-то говоря, от этого их жизнь не меняется. Но подозрение все-таки мелькнуло, и то слава Богу.»«В Оране, как и повсюду, за неимением времени и способности мыслить люди хоть и любят, но сами не знают об этом.»
«Вопрос: как добиться того, чтобы не терять зря времени? Ответ: прочувствовать время во всей его протяженности.»
«Люди, зажатые между бесконечными рядами ветхих стен, в лабиринте улиц с пыльными витринами, в грязно-желтых трамваях, чувствовали себя в плену у этого неба.»«Когда разражается война, люди обычно говорят: «Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо». И действительно, война – это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго. Вообще-то глупость – вещь чрезвычайно стойкая, это нетрудно заметить, если не думать все время только о себе. В этом отношении наши сограждане вели себя, как и все люди, – они думали о себе, то есть были в этом смысле гуманистами: они не верили в бич Божий. Стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие – это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности.»«Никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия.»«Да, вот что дает уверенность – повседневный труд. Все прочее держится на ниточке, все зависит от того самого незначительного движения. К этому не прилепишься. Главное – это хорошо делать свое дело.»«Мы окончательно убеждались, что, в сущности, мы самые обыкновенные узники и одно лишь нам оставалось – прошлое, и если кто-нибудь из нас пытался жить будущим, то такой смельчак спешил отказаться от своих попыток, в той мере, конечно, в какой это удавалось, до того мучительно ранило его воображение, неизбежно ранящее всех, кто доверяется ему.»«В такие минуты полный крах их мужества, воли и терпения бывал столь внезапен и резок, что казалось, никогда им не выбраться из ямы, куда они рухнули. Поэтому-то они принуждали себя ни при каких обстоятельствах не думать о сроках освобождения, не обращать свой взгляд к будущему и жить с опущенными, если так можно выразиться, глазами.»
- «А мука эта вот что такое – жить памятью, когда память уже ни на что не нужна.»
- «Нетерпеливо подгонявшие настоящее, враждебно косящиеся на прошлое, лишенные будущего, мы были подобны тем, кого людское правосудие или людская злоба держат за решеткой.»
- «Итак, каждый из нас вынужден был жить ото дня ко дню один, лицом к лицу с этим небом.»
- «Так бывает нередко – человек мучается, мучается и сам того не знает.»
Они растравляли свою боль по любому поводу: полет ласточки, вечерняя роса на траве, причудливое пятно, оставленное на тротуаре пустынной улицы лучом, – все было в их глазах неуловимым знамением, разочаровывающей вестью оттуда. Они закрывали глаза на внешний мир, извечный целитель всех бед, и, упрямцы, лелеяли слишком реальные свои химеры, изо всех сил цеплялись за знакомые образы – земля, где льется совсем особый свет, два-три пригорка, любимое дерево и женские лица составляли ту особую атмосферу, которую ничем не заменишь.»«В обычное время мы все, сознавая это или нет, понимаем, что существует любовь, для которой нет пределов, тем не менее соглашаемся, и даже довольно спокойно, что наша-то любовь, в сущности, так себе, второго сорта.»«Ведь никто вокруг не владел языком, идущим прямо от сердца.»
«Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди – они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело.
Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать.
Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности ве́дения.»
«В истории всегда и неизбежно наступает такой час, когда того, кто смеет сказать, что дважды два – четыре, карают смертью.»
«Теперь я знаю, человек способен на великие деяния. Но если при этом он не способен на великие чувства, он для меня не существует.
– Похоже, что человек способен на все, – заметил Тарру.– Нет-нет, он не способен долго страдать или долго быть счастливым. Значит, он не способен ни на что дельное.»
- «Единственное оружие против чумы – это честность.»
- «Быть честным – значит делать свое дело.
- – Нет, не думайте так, – с силой произнес он, – вы правы!»
– А вот я не знаю, в чем мое дело, – яростно выдохнул Рамбер. – Возможно, я не прав, выбрав любовь.Риэ обернулся к нему.«Очевидность обладает чудовищной силой и всегда в конце концов восторжествует.»«Любовь требует хоть капельки будущего, а для нас существовало только данное мгновение.»«Он совершенно правильно оценивает противоречия, раздирающие наших оранцев, которые ощущают глубочайшую потребность в человеческом тепле, сближающем людей, и в то же самое время не могут довериться этому чувству из-за недоверия, отдаляющего их друг от друга.»
«В мои годы хочешь не хочешь приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно.»
«И в конце концов видишь, что никто не способен по-настоящему думать ни о ком, даже в часы самых горьких испытаний.
Ибо думать по-настоящему о ком-то – значит думать о нем постоянно, минута за минутой, ничем от этих мыслей не отвлекаясь: ни хлопотами по хозяйству, ни пролетевшей мимо мухой, ни принятием пищи, ни зудом. Но всегда были и будут мухи и зуд. Вот почему жизнь очень трудная штука.
«И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы. Потому что микроб – это нечто естественное. Все прочее: здоровье, неподкупность, если хотите даже чистота, – все это уже продукт воли, и воли, которая не должна давать себе передышки. Человек честный, никому не передающий заразы, – это как раз тот, который ни на миг не смеет расслабиться. А сколько требуется воли и напряжения, Риэ, чтобы не забыться! Да, Риэ, быть зачумленным весьма утомительно. Но еще более утомительно не желать им быть. Вот почему все явно устали, ведь нынче все немножко зачумленные.»«Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия.»
«Вся беда людей происходит оттого, что они не умеют пользоваться ясным языком. Тогда я решил во что бы то ни стало и говорить и действовать ясно, чтобы выбраться на правильный путь. И вот я говорю: существуют бедствия и жертвы, и ничего больше. Если, сказав это, я сам становлюсь бедствием, то по крайней мере без моего согласия.»
«Доктор выпрямился на стуле и спросил Тарру, имеет ли он представление, какой надо выбрать путь, чтобы прийти к миру.
- – Да, имею – сочувствие.»
- «Наш мир без любви – это мертвый мир»
- «С той самой минуты, когда население позволяет себе лелеять хоть самую крошечную надежду, реальная власть чумы кончается.»
«– В сущности, одно лишь меня интересует, – просто сказал Тарру, – знать, как становятся святым.– Но вы же в Бога не верите.– Правильно. Сейчас для меня существует только одна конкретная проблема – возможно ли стать святым без Бога.»«Но когда ждешь слишком долго, то уж вообще не ждешь, и весь наш город жил без будущего.»«Ибо эти восторженные парочки, жавшиеся друг к другу и скупые на слова, провозглашали всем торжеством и всей несправедливостью своего счастья, что чума кончилась и время ужаса миновало. Вопреки всякой очевидности они хладнокровно отрицали тот факт, что мы познали безумный мир, где убийство одного человека было столь же обычным делом, как щелчок по мухе, познали это вполне рассчитанное дикарство, этот продуманный до мелочей бред, это заточение, чудовищно освобождавшее от всего, что не было сегодняшним днем, этот запах смерти, доводивший до одури тех, кого еще не убила чума; они отрицали, наконец, что мы были тем обезумевшим народом, часть которого, загнанная в жерло мусоросжигательной печи, вылетала в воздух жирным липким дымом, в то время как другая, закованная в цепи бессилия и страха, ждала своей очереди.»«С той минуты, когда чума закрыла городские ворота, когда их существование заполнила собой разлука, они лишились того спасительного человеческого тепла, которое помопомогает забыть все.«Риэ и сам не знал, какой, в сущности, смысл заключался в их изгнании и в этом стремлении к воссоединению.»«Не так-то важно, имеет все это смысл или не имеет, главное – надо знать, какой ответ дан человеческой надежде.»«Теперь они знали, что существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда дается в руки, и это нечто – человеческая нежность.»«Вполне справедливо, если хотя бы время от времени радость, как награда, приходит к тому, кто довольствуется своим уделом человека и своей бедной и страшной любовью.»«Есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их.»«Но вместе с тем он понимал, что эта хроника не может стать историей окончательной победы. А может она быть лишь свидетельством того, что следовало совершить и что, без сомнения, обязаны совершать все люди вопреки страху с его не знающим устали оружием, вопреки их личным терзаниям, обязаны совершать все люди, которые за невозможностью стать святыми и отказываясь принять бедствие пытаются быть целителями.»
«И в самом деле, вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой.
Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, – что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города.»
© Editions Gallimard, Paris, 1947, 1958© Перевод. Н. Жаркова, наследники, 2014© Перевод. М. Ваксмахер, наследники, 2014© Издание на русском языке AST Publishers, 2014
Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/2489247.html
Альбер Камю краткая биография
Альбер Камю — французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада»
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Затем учился в Алжирском лицее. В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию.
В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой.
В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии.
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe).
Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы.
В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
В 1942 году был издан «Посторонний», который принес популярность автору, в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором.
С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием).
В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес
В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).
50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма.
В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования.
Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм.
Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.
В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр.
1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе. Похоронили писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене.
Источник: https://kratkoe.com/alber-kamyu-kratkaya-biografiya/