История создания
Автор «Зима недаром злится» — Фёдор Иванович Тютчев, поэт и дипломат. История создания как таковая неизвестна, написано оно было в 1836 году, во время дипломатической службы Тютчева за границей. При жизни создателя не публиковалось.
Тема и сюжет
Тема произведения — смена времён года, приход весны.
Сюжет — это яркая иллюстрация: «Зима недаром злится», «прошла её пора», время её господства на земле в этом году окончено, и уже «Весна в окно стучится и гонит со двора», а вместе с ней — и вся природа, «всё нудит зиму вон». Старая ведьма пытается сохранить своё место, но «прекрасное дитя», не поддаваясь, «ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит».
Тогда Зима всё же сдаётся, но напоследок со злости бросает в Весну снега. Но та лишь умыла лицо снегом и ещё больше похорошела. Из сюжета произведения видно, что оно имеет последовательную композицию.
Тропы и стилистические фигуры
Несмотря на небольшой объём стиха, средства выразительности и стилистические фигуры, использованные автором, многообразны. Среди них:
- эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя, румяней стала;
- олицетворения: Весна стучится, гонит, умылася, смеётся, Зима ворчит, хлопочет, злится, бросает, убегает;
- противопоставления: Зима — Весна, ведьма злая — прекрасное дитя, Зима взбесилась — Весна смеётся;
- архаизмы: пуще, хлопочет, нудит.
Размер стиха — трёхстопный ямб. Тип рифмы — перекрёстный, то есть рифмуются 1 и 3 строка и 2 и 4.
Анализ произведения
Главные герои стихотворения — это Зима и Весна. Их «имена» недаром написаны с большой буквы — этим автор как бы делает их живыми, осязаемыми существами.
Тютчев склоняет читателя на сторону молодой красавицы-Весны, а Зиму делает антагонистом.
На самом деле враждебность выказывает именно она, а Весна всего лишь приходит молодой, полной сил и жизни на смену своей предшественнице, она не хочет войны.
На сторону юной красавицы встаёт вся природа, желающая избавиться ото сна. Жаворонки «подняли трезвон», всё «суетится» и оживает.
Конечно, старой ведьме это не нравится, она хлопочет, чтобы не быть изгнанной («Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит»), но в результате проигрывает.
Однако её злость и враждебность не позволяют ей уйти просто так: напоследок она окатывает «прекрасное дитя» снегом (автор словно намекает нам на морозы и снегопады, случающиеся в марте).
Но Весне «и горя мало», она лишь умывается этим снегом и становится ещё прекраснее; так растения и животные пробуждаются, стоит слегка растаять снежному покрывалу, а земле — отогреться в весенних лучах.
Идея, которую содержит стих, проста: природа изменчива, в ней не бывает стагнации. Зимний сон сменяется весенним торжеством жизни, летнее солнце — осенними дождями. Нужно уметь принимать эти изменения и самому не застывать в единственном положении, а развиваться, узнавать новое, не сидеть на месте.
Разбор и анализ стихотворения «Зима недаром злится» был бы неполным без упоминания его схожести с эпическими народными сказаниями, или, попросту говоря, со сказками.
Из общих черт можно назвать:
- наличие нескольких фантастических персонажей;
- традиционное противостояние добра и зла;
- мотив природы, встречающийся в русских сказках практически всегда;
- олицетворение неживых понятий (в данном случае — времён года).
Литературоведам до сих пор неясно, почему Тютчев называл это своё стихотворение «несерьёзным», даже «детским». Возможно, он и сам не понял, что создал глубокое, выходящее за рамки простой пейзажной лирики произведение, которое метафорически рассказывает нам о природе и её законах. Яркий рисунок, показанный поэтом на словах, словно живой, предстаёт в воображении каждого читателя.
Некоторые придерживаются иной точки зрения о данном произведении: по их мнению, Тютчев не хотел сочинить сказочный эпизод из жизни природы, а просто тосковал, находясь за границей, по родной России, и посредством фантастического стихотворения с элементами русской сказки он выразил свою тоску.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/zima-nedarom-zlitsya.html
Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев) | Литрекон
Самый Зелёный · 01.04.2019
В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.
История создания
Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна.
В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие.
Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.
Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.
Жанр, направление, размер
- За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
- Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
- Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.
Композиция
Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».
По смыслу в стихотворении можно выделить три части.
- В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
- Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
- Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.
Образы и символы
В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.
- Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
- Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
- Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.
Темы, настроение, проблемы
- В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
- Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
- Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.
Основная идея
Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.
Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.
Средства художественной выразительности
Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.
- Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
- Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
- В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
- Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.
Анастасия Сметанова
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/zima-nedarom-zlitsya-tyutchev/
«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.
- История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.
- Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.
- Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.
- Жанр – пейзажная лирика.
- Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
- Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.
- Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.
- Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.
- Гиперболы – “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.
История создания
Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году.
В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах.
Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.
Тема
Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.
Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.
Композиция
Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.
Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.
Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.
Жанр
Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.
Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).
Средства выразительности
Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.
Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.
Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.
Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.
Предыдущая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38914-zima-nedarom-zlitsia-analiz-stihotvoreniia-tutcheva-po-plany-kratko-istoriia-sozdaniia-ideia-god-sravnenie.html
Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев) | Литерагуру
Многие отечественные писатели смогли завоевать наши сердца, проникнуть к нам в душу. Но никто так не выражал высокие патриотические чувства наших людей как Федор Иванович Тютчев. Он как никто другой мог передать всю красоту нашей необъятной родины, её движение и изменчивость посредством написанных строчек. Одному из таких произведений посвящается данный анализ.
История создания
Данное стихотворение написано поэтом в 1836 году и приходится на второй период, которому присущ синтез одической поэзии XVIII века и романтизма Европы. Именно тогда в произведениях Фёдора Ивановича начинает проглядываться его собственный, оригинальный стиль. Тогда же формируется одна из главных тем всех его произведений – любовь к природе.
Весна для Тютчева не просто ещё один сезон в круглогодичном цикле. Она выступает как вестница перемен: рождения новой жизни, приходящей на смену старой, перерождением природы после долгой и убийственной зимы. Не удивительно, что поэт посвящает множество стихотворений этой теме: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна» и «Зима».
Жанр, направление и размер
С самых первых строк и до конца произведения проносятся перед нами картины борьбы Зимы и Весны, красота одной и враждебность другой. Даже название, прочитав которое мы сразу представляем определённую картину, намекает нам на пейзажную направленность лирики.
Хоть стихотворение и написано простым, даже примитивным языком, сцены, представленные в нём, и описание судьбоносной схватки двух сезонов, отсылают нас к жанру оды, приуроченной к, казалось бы, такой незначительной теме.
Произведение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмовки. Это, а так же использование мужской и женской, точной и неточной рифмы придаёт творению Тютчева торжественный вид и лёгкость чтения.
Образы и символы
Главными героями стихотворения выступают две противоборствующие стихии – Зима и Весна. Эти образы сопровождают нас на протяжении всего стихотворения. Ведь не зря поэт пишет их с заглавных букв, придавая персонажам индивидуальность, живость и вселяя в них человеческую душу.
За сражением наблюдает сам автор – лирический герой. Он не вмешивается в вековую борьбу, предпочитая занять место зрителя, и позволить времени решить исход битвы. Но, конечно же, как и у любого человека, у него есть свои предпочтения, которые он отдаёт Весне – началу нового, цветущего будущего.
Темы и настроение
Основной темой, пронизывающей всё стихотворение, является естественная природная борьба Зимы и Весны, смерть первой и воцарение второй.
Неизбежный проигрыш не пугает Зиму, она продолжает сражаться: отступая и нанося коварные удары юной сопернице: «И, снегу захватя, пустила, убегая …».
Но этого не пугает смелую и неотступную Весну, которая, с гордостью выдерживая все удары, непреклонно двигается к своей цели, в конце концов, побеждая обидчицу.
Казалось бы, что столь трагичная сцена будет пропитана скорбью, печалью и тяжелыми философскими мыслями. Но вместо этого в произведении царит поднятое и радостное настроение, вера лирического героя в победу Весенней красоты.
Основная идея
За такими, на первый взгляд, простыми картинами сражения двух стихий, показанными нам, скрывается глубокая и философская главная мысль – противостояние старого и нового, пожилых людей и юношей. В нем побеждает будущее, и это закономерно, естественно.
Столь глубокие размышления наталкивают на определённый смысл таких перемен, происходящих повсеместно: неизбежность локального и мирового прогресса, откидывающего всё ненужное и позабытое и приносящее что-то свежее и лучшее.
Средства художественной выразительности
Композиционно стихотворение построено по кольцевому принципу: начиная с описания прихода долгожданной Весны «Весна в окно стучится …», и заканчивая её неимоверной победой над врагом и приходом цветущего царства.
Произведение так же изобилует множеством тропов. Олицетворение («Зима недаром злится…» и «Весна в окно стучится…»), используемое автором, оживляет героев, приравнивая их людям, благодаря чему приводит читателей к радости, когда юная героиня все же побеждает свою соперницу.
- Сравнение Весны с «прекрасным ребёнком» и Зимы со «злой ведьмой» подталкивает читателя к раскрытию основной мысли, показывая девственную красоту нового и её преимущества в сравнении со старым, отжившим прошлым.
- Аллитерация помогает создать нужную автору атмосферу: тревожности повторением звука «з», птичьего щебетания благодаря звукам «н», «з» и смеха посредством «х», «щ», «ш».
- Кирилл Смирнов
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-zima-f-i-tyutchev/
Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
1. История создания
Стихотворение поэта вышло в печать после смерти поэта, в 1836 году.
Ф. И. Тютчев, создавая произведение, не задумывался о серьезном творчестве. Оно было написано в виде наброска, адресованного другу, князю Гагарину.
2. Литературное направление
Стихотворение содержит признаки романтизма: яркие картины природы оживают под пером автора.
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» синтез пейзажной и философской лирики поэта. Картины природы можно соотнести с развитием человеческого общества.
5. Проблематика
В небольшом по размеру стихотворении Ф. И. Тютчев поднимает несколько важных проблем:
- противостояние старой и новой жизни;
- невозможность остановить эволюционный процесс;
- вера в счастливое обновленное будущее.
6. Тематика
Основная тема стихотворения — описание межсезонья, переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна.
7. Идея
Простые строки стихотворения Тютчева содержат глубокий смысл. Основная идея поэта — на примере природных явлений показать обновление жизни.
На смену старому, отжившему свой век порядку обязательно должно прийти что-то новое, сильное, молодое.
8. Пафос
Строки стихотворения проникнуты жизнеутверждающим оптимистическим пафосом. Пробуждение природы несет радость и надежду на счастье.
В произведении есть нотки юмора и иронии. Они помогают автору показать беспомощность убегающей прочь Зимы.
9. Система образов
Поэт использует незамысловатую систему образов. Читатель встречается с двумя главными персонажами: Зимой и Весной, которые борются друг с другом. События развиваются на фоне картин природы.
Эпизодические герои помогают нам включить воображение. Веселые жаворонки «подняли трезвон», некое обобщенное «всё» «нудит Зиму вон».
Окружающий мир с радостным воодушевлением пытается помочь долгожданной красавице Весне.
10. Центральные персонажи
Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.
Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.
Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения — рассказчик, который со стороны наблюдает за происходящими событиями. Его симпатии полностью на стороне побеждающей Весны.
Чувствуется, что пробуждение природы от зимней спячки влияет и на человека, потому что он неотъемлемая ее часть.
12. Сюжет
Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.
И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:
- стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
- завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
- развитие сюжета — противостояние двух времен года;
- кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
- последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу.
Сюжет имеет повествовательный характер.
13. Композиция
Стихотворение, состоящее из пяти строф, построено по принципу кольцевой композиции. Начало и конец произведения — описание Весны.
Стихотворение можно разделить на четыре части:
- вступление — первая строфа;
- изменения в природе с приходом весны — вторая строфа;
- поведение зимы — третья и четвертая строфа;
- заключение — пятая строфа.
14. Художественное своеобразие
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.
Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение состоит из пяти коротких четверостиший, написанных трехстопным ямбом.
На протяжении всего произведения поэт использует перекрестную рифмовку (АБАБ), чередуя женскую и мужскую рифму.
16. Средства художественной выразительности
Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.
- На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа:
Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»;Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
- Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
- Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.
17. Значение произведения
Значимость стихотворению придает глубокий философский смысл. Старое никогда не сдается без борьбы, но оно обречено на поражение, потому что на смену ему идет новое. Оптимистическое настроение произведения заставляет верить в светлое будущее.
18. Актуальность
Идея стихотворения «Зима недаром злится…» никогда не утратит своей актуальности.
Время не повернуть вспять. И так же, как за зимой обязательно приходит весна, неся с собой обновление и пробуждение природы, одно поколение будет сменять другое, заставляя человечество двигаться вперед.
19. Мое отношение
Мне нравится стихотворение Тютчева своей простотой и глубиной одновременно. В нем все просто, понятно, привычно и в то же время необычно и сказочно. Читаешь, ждешь весну, а думаешь о грядущих переменах в собственной жизни.
20. Чему учит
Стихотворение «Зима недаром злится…» учит нас вере, надежде и активности. Образ бесстрашной Весны — пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-f-i-tjutcheva-zima-nedarom-zlitsya/
Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится
Изучив стихотворение “Зима недаром злится…” мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что Пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо видно в предпоследней строфе стихотворения.
Зима, от нежелания уходить, взбесилась, и кинула в Весну, которая представляется нам прекрасным ребенком, снегом.
На протяжении всего стихотворения у Зимы отрицательное настроение, она хлопочет, ворчит. Появляется такое чувство, что Зима представляется нам в виде старухи. Но Тютчев делает стихотворение так профессионально и грамотно, что у читателя оно вызывает смех. Жанром этого стихотворения является эпиграмма.
Мне кажется, что в этом произведении активно высмеивается Зима, которая не хочет уходить. Проще говоря, он ставит Зиму в неловкое положение, от которого нам смешно. Вторым образом в этом произведении является Весна. Она приходит, чтобы сменить Зиму, а Зима не хочет уходить, из-за этого у них и происходит конфликт.
Кстати говоря, везде Зима описывается авторами героем. Да, суровым, но положительным героем. Здесь Тютчев решил по-своему, он сделал ее отрицательной личностью. Весна совсем не агрессивная, она очень добрая, это прослеживается в 3 строфе.
Когда Зима ворчит на Весну, та ей в ответ лишь хохочет.
В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение. На протяжении всего произведения Зима и Весна представляются нам живыми героями, которые находятся в конфликте друг с другом. В стихотворении нет быстрого ритма, в нем даже отсутствуют ударные строчки.
Рифма прослеживается легко, потому что стихотворение написано разговорным стилем, а чаще всего Тютчев писал “высоким штилем”.
Это стихотворение написано Тютчевым в 1836г., тогда ему было 33 года. После он прожил еще 40 лет, после чего умер в 1873г. Когда он писал это стихотворение, у Тютчева был еще средний период жизни.
На тот момент он жил за границей, так как строил большую карьеру дипломата. За границей он вспоминал о России, о своем детстве. Именно поэтому он много писал о красоте природы в России, он скучал по ней.
Стоит заметить, что Тютчев писал под псевдонимами. Он считал, что дипломат не имеет права писать стихи. После написания стихотворения, Тютчев отправил его своему другу – Гагарину, но оно было опубликовано после его смерти.
5 класс по плану. Кратко. Метафоры, идеи, олицетворения.
2 класс.
2 вариант анализа стихотворения Тютчева Зима недаром злится для 5 класса по плану
Стихотворение это изначально было отправлено поэтом своему другу как набросок, а опубликовано только после смерти автора. Для Тютчева в этих строках заключалось также детское воспоминание, возвращение к чистому источнику энергии и силы в природе. Впрочем, поэт, видимо, не воспринимал эти строки слишком серьезно.
Однако это “пейзажное”, несколько романтичное и сказочное произведение очень полюбилось читателям.
Важно, что стихотворение написано в начале девятнадцатого века, здесь достаточно устаревших сейчас форм слов.
Например, птицы “нудят” уйти , то есть они “вынуждают”. Также внимание современного читателя привлекут такие слова как “трезвон”, “пуще” , форма “умылася” . Но в то время это было нормой.
Впрочем, исследователи утверждают, что стихотворение создано в нарочито простой для той эпохи манере, ближе к крестьянской речи. Автор использовал такой слог специально, ведь тогда уже долгое время он жил за границей, скучая по простым русским людям. Незатейливость стихотворения стало его достоинством, ведь в этих строках, передающих смену сезонов, ничего лишнего, тяжеловесного.
Известней всего первая строфа этого стихотворения. С первых строк сезоны одушевлены, при этом Зима – старая и злая , а Весна – веселая и юная .
Зиме время уходить, но она не готова с этим смириться. Все знают, как часто весной возвращаются холода, идет снег… Но в итоге весна воцаряется.
Зиме остается только злится, ворчать, делая самой себе хуже.
Весна не готова ждать, она прогоняет старуху. В стихотворении развивается конфликт!
Со второй строфы он усиливается. Весне все помогают – суетятся. Например, жаворонки радостно поют, уже празднуя приход весны.
Зима “собирается”, а Весна хохочет и шумит.
В итоге, Зиме приходится убегать, но в бешенстве она бросает в “соперницу” снегом. Весна, со свойственным молодым людям оптимизмом, лишь умывается снегом. Теперь она еще бодрей и краше. Весна не только побеждает, но и использует все, чем пытается навредить ее враг, в свою пользу.
Кстати, Весна-то не пытается сделать противнице что-то плохое, просто той пора уходить.
То есть это простое по форме стихотворение не только о смене сезонов, но и о стратегии конфликта. Персонажи сказочные, простые и понятные. Можно пожалеть вредную Зиму, но болеть все будут, все-таки, за Весну.
5 класс, 2 класс.
Анализ стихотворения Зима недаром злится по плану
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya.html
Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»
Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму.
Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами.
Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения.
Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится…», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.
Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта.
Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом.
Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.
Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять.
Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом.
Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир.
Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-f-i-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya.html
klassreferat.ru
Федор Иванович Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла её пора —Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —И жаворонки в небеУж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегуИ лишь румяней сталаНаперекор врагу.
1836
«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении.
Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми.
Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм.
Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно.
А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.Стихотворение «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается.
Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».
Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая», а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами.
Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится», «стучится», «гонит», «хлопочет», «хохочет», «шумит»…
Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.
После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит»? Или оттого, что она «румяней стала», ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне.
Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.
Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.
Источник: https://klassreferat.ru/analiz-stikhotvoreniya/5821-zima-nedarom-zlitsya-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva
Технологическая карта урока литературного чтения «Образы зимы и весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится..»»
- Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
- Тема
- Задачи
- Словарная работа
- Анализ произведения.
- Работа в парах.
- Физ.минутка
- Работа над выразительностью чтения.
- 1)Познакомиться со стихотворением.
- -Примите позу слушателя.
- Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится
- И гонит со двора.
- И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе
- Уж подняли трезвон.
- Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет
- И пуще лишь шумит…
- Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,
- В прекрасное дитя…
- Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала,
- Наперекор врагу.
- — Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- — Молодцы, вы внимательно меня слушаете!
-К какому жанру отнесем данное произведение?(. Если не отвечают, то задаю наводящие вопросы.
В художественной литературе встречаются произведения разных жанров басни, рассказы, сказки. А наше произведение к какому жанру отнесем?)
- -Почему так решили?
- -Образы каких времен года Федор Иванович Тютчев изобразил?
- -Сформулируйте тему нашего урока.
- -Какие задачи будем решать?
- — Учиться видеть и различать образы в стихотворении;
- — Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- — Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного .
-Возьмите рабочий лист № 1. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните те слова, которые затрудняют восприятие текста.
-Значение каких слов было непонятно?
-Засуетилось- рабочий лист задание под № 2
-Нудит принуждать, заставлять. Это слово Тютчевское. Образовал его от слова Нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. в данном произведении оно имеет смыл принуждения, заставляет уйти.
- -Недаром злится – подберите синонимы .
- -Пуще –сильнее.
- -Хлопочет значение данного слова предлагаю зачитать из толкового словаря Ожегова .
- -Взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев, сильно разозлилась;
- -Наперекор — подберите синонимы.
- -Подняли трезвон – определите корень слова, что значит ТРЕ?
- Давайте прочитаем первую строфу.
- — Что такое строфа? (это части стихотворения в данном случае это чеверостишия)
- -Какие действия совершает зима?
- -А весна?
- — Как может стучаться весна?
- -Что значит гонит со двора?
-Какой прием использует Тютчев?( СЛ ).
- -Почему
- Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, живых существ.
- Давайте прочитаем 2 строфу.
- — Что имел в виду автор, говоря ВСЕ?
- -Почему птицы с приходом весны поднимают трезвон?
- -Докажите словами из текста.
Одним из тех кто засуетился в первую очередь , является жаворонок. Он одним из первых прилетает в наши края.. Поет не более 2 минут. Посмотрите. ()ВИДЕОРОЛИК
- Жаворонок это вестник весны.
- —Прочитаем 3 строфу.
- — Почему зима продолжает хлопотать?
-У кого жизненных сил больше? Здесь автор показывает два образа молодости и старости. Так бывает и в обычной жизни, когда нездоровый завидует здоровому, слабый уступает сильному, добро побеждает зло. Все это заметил Ф.И.Тютчев.
- — А почему автор поставил многоточие в конце?
- Автор использует этот знак, для того, чтобы мы увидели, что действие не закончено, оно имеет продолжение.
- Давайте прочитаем 4 строфу.
- — Почему автор называет зиму Злой ведьмой?
- -Докажите словами из данного четверостишия.
- -Почему она Злая, обратитесь к первой строфе.
- -как думаете нравится ли весна поэту?
- — Почему?
- -Как он ее называет?
— И опять многоточие в конце строфы. Можно предположить что автор любил и ждал прихода весны.
Поэзия и музыка воздействуют на внутренний мир человека. Ф.И.Тютчев хотел поделиться с нами своими эмоциями, чувствами которые вызывает у него родная природа. А приход весны Тютчев воспевает во многих своих произведениях, так как именно в это время года у автора (день рождение5 дек) рождается сын.
Поработаем в парах возьмите карточку № 2 . Прочитайте слова, напишите над каждым словом букву (в), которое характеризует весну, и букву (З), характеризующие зиму.( седая, злая, недовольная, румяная, веселая, улыбчивая, светловолосая, голубоглазая, молодая, старая, ворчливая , сердитая, и обессилившая)
-Прочитайте, какими словами охарактеризовали зиму?
— Прочитайте слова, которые рисуют образ весны?
Молодцы. Я с вами согласна. Вот такая зима у Тютчева, если нарисовать ее красками ЗЛАЯ ВЕДЬМА , а весна ПРЕКРАСНОЕ ДИТЯ.(СЛ. Картинки образа ЗИМА и ВЕСНА)
-Какой прием использует автор стихотворения ! (Я хочу вам подсказать, что это яркое противопоставление, его можно увидеть в обыденной жизни, на уроках изо, контраст цветов черное и белое.)? В данном стихотворении прием контраста использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.(карточка на доску)
Зима | Весна |
|
|
- Прочитаем последнюю строфу.
- — Кому присуждает автор победу?
- — Каких частей речи автор употребил больше?
- -Перечислите эти глаголы начиная с первой строфы.
Природа пробуждается ,Ф.И.Тютчев с помощью глаголов оживил весну и зиму. Наделил чувствами человека эти времена года..
Я вижу вы устали давайте немного по импровизируем и отдохнем. Попробуем вместе показать эмоции и движения, которые передает музыка.
Представьте что вы подснежники, которые пытаются пробиться сквозь снег, Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.
— Молодцы вы настоящие артисты!
-Красивое стихотворение нужно уметь красиво прочитать. Поработаем над партитурой стихотворения.
- — Что значит прочитать красиво?
- — Какие правила выразительности чтения вы знаете?
- -Правильно.
- -Внимание на экран.
(Перед вами первая строфа. То слово которое подчеркнуто, мы выделяем голосом, т.е. ставим логическое ударение. Где стоит прямая линия- короткая пауза, / — пауза длиннее, // — длинная пауза. Стрелка вверх означает что нужно повысить голос, вниз- соответственно голос понизить)
- — Для данной работы возьмите карточку № 3 и карандаш , прослушивая аудиозапись постарайтесь расставить все знаки выразительности чтения.
- Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая весь контраст противоположностей, который хотел передать нам Тютчев.
- Чье чтение Вам понравилось больше?
- Оценивание чтения учащихся.
- Слушают стихотворение
- Радостное, веселое, бодрое –весна идет;
- Грустное, жаль зиму
- стихотворение
- Прослушивается рифма, определенный ритм, напевность
- Образ зимы, весны.
- Зима и весна.
- Образы зимы и вены.
- Стихотворение Тютчева
- -учиться читать выразительно;
- -познакомиться с автором;
- -познакомиться со стихотворением
- Работа на рабочем листе
- Нудит, засуетилось, трезвон, наперекор.
- В книге, словаре, интернете, учителя, взрослых.
- Не зря, не напрасно.
- Сильнее, больше
- На зло, напротив
- звон
- сильно
- — Злится
- Стучится
- — Капелью
- Прогоняет, вытесняет.
- Олицетворение
- 2 образа Зимы и Весны предстают перед нами как живые.
- (природу, птицы поют, ручьи бегут, медведи просыпаются.)
- (весна приходит)
- Все засуетилось
- —
- (не хочет уходить, сдавать свои права)
- (у весны)
- (паузу выдержать, не закончилось еще стихотворение, продолжается)
- (да, он ей рад, природа пробуждается, солнышко светит)
- Прекрасное дитя
- З- седая, злая, недовольная, старая, ворчливая , сердитая, обессилившая.
- В- румяная, веселая, улыбчивая, светловолосая, голубоглазая, молодая
- Контраст
- Весне
- Глаголы
- (злится, стучится, гонит, засуетилось, нудит, подняли, хлопочет, ворчит, хохочет, шумит, взбесилась, пустила, умылася, стала)
- весне
- глаголов
- злится,стучится, гонит, засуетилось, нудит….
- -Выразительно
- -Логические ударения, паузы, темп, повышение и понижение голоса.
- Чтение детьми
- 5 человек по строфам.
- 1 человек читает все.
- -Ответы детей с аргументами.
- Выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальные затруднения; саморегулировать в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)
- Находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
- (Познавательные УУД)
- Применять правила делового сотрудничества
- (ЛичностныеУУД)
- Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль,выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения(КоммуникативныеУУД)
- Взаимно контролировать процесс выполнения задания (Регулятивные УУД)
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obrazi_zimi_i_vesni_v_proizvedenii_fityutcheva_zi_204618.html