Анализ стихотворения жуковского море 9 класс сочинение

В 1820-1821 гг. Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта – глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона интимную лирику поэта. Замужество Марии, а затем ее смерть стали личной драмой Жуковского.

библиотекаматериалов

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Инверсия: «Тревожною думой наполнено ты…», «Таинственной, сладостной полное жизни…», «Не вовсе тебе тишину возвращает…», «Обманчив твоей неподвижности вид…» «>

Содержание слайдов

Номер слайда 2

В 1820-1821 гг. Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта – глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона интимную лирику поэта. Замужество Марии, а затем ее смерть стали личной драмой Жуковского.

Номер слайда 3

Стихотворение В.А.Жуковского «Море» было написано в 1822 году и напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год». Романтический образ моря – тема стихотворения.

Номер слайда 5

И.К.Айвазовский. Группа облаков. 1889 Море спокойное, безмятежное. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто. Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами… Тональность этой части неторопливая, размеренная.

Номер слайда 6

Море в бурю… «Темные тучи» пытаются отнять у моря небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Интонация резко повышается, ритм убыстряется. И.К.Айвазовский. Гроза. 1889

Номер слайда 7

И.К.Айвазовский. Штиль у крымских берегов. 1899 Море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты.

Номер слайда 9

Развернутая метафора – олицетворение: море очеловечивается, то есть автор создает и зримый и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…» Эпитеты: море «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожною думой», скрывающее «глубокую тайну», оно «радостно блещет». Антитеза. Противопоставляются, с одной стороны, «любовь», «жизнь», «свет», «блеск», «тишина», с другой – «дума», «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятение».

Номер слайда 10

Слова древней традиционной книжности (славянизмы, архаизмы).

Кроме лексических славянизмов «бездна», «лоно», «любовь», «тайна», «светозарный», используется глагол «подъемлешь», а также формообразовательный славянизм «земныя неволи». Просторечные слова: «вовсе», разговорный союз «иль».

Инверсия: «Тревожною думой наполнено ты…», «Таинственной, сладостной полное жизни…», «Не вовсе тебе тишину возвращает…», «Обманчив твоей неподвижности вид…»

Номер слайда 11

Повторы. Дважды звучащее обращение «море». Однокоренные повторы: «смятенной любовью» – «небом любуясь»; «лазурное море» – «светозарной лазурью»; «глубокую тайну» – «таинственной, сладостной полное жизни»; «светлое небо» – «вечерним и утренним светом».

Контактный повтор: «Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…/ И мгла исчезает…» Повторы однотипных частей бессоюзного сложного предложения («Ты льешься…Ты бьешься…Ты рвешь…Ты …вздымаешь…Ты …скрываешь…» Анафора на «ты» усиливает романтическую экспрессию.

Номер слайда 12

М.Ю.Лермонтов помнил элегию наизусть А.С.Пушкин писал: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…»

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/analiz-stihotvoreniya-v-a-zhukovskogo-more-81561.html

План анализа стихотворения Жуковского «Море» :

Стихотворение «Море» написано основоположником русского романтизма В. Жуковским в минуты раздумий. В нем поэт описывает море в состоянии покоя, затем бурю и снова безоблачность и умиротворенность. Оно в стихотворении предстает перед читателем живым существом, которое не может выразить своих переживаний.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Особенности стихотворения

Подготавливая анализ стихотворения «Море» Жуковского, можно начать с указания даты его написания – оно было создано поэтом в 1822 году. Оно наполнено романтическими темами, образами и мотивами.

С одной стороны, читатель легко представляет себе морской пейзаж, когда море то спокойное, то бушующее. С другой – оно наделено человеческими чертами.

Для поэта-романтика мир моря – это загадка, которую ему предстоит еще разгадать.

При этом одушевляются не просто отдельные части моря – оно все становится живым. Это и отличает Жуковского от других поэтов-романтиков.

У читателя создается впечатление, что лирический герой разговаривает с каким-то незнакомцем, а может быть, и с думающим и сопереживающим собеседником.

Впоследствии такой же прием будет использовать в своем стихотворении «К морю», написанном в 1824 году, и А. С. Пушкин.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Точка обзора поэта

Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского, школьник может описать те художественные приемы, с помощью которых поэт выражает свое видение стихии.

Лирический герой стихотворения как бы бросает свой взгляд на необъятные морские просторы с высокой точки, возможно, с отвесной скалы. Жуковский пишет: «Стою очарован над бездной твоей».

Море огромно и бездонно, оно манит своей таинственностью.

Художественные приемы: метафоры и олицетворения, аллитерация

Также можно определить и жанр произведения, проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского. Элегия – это будет правильный ответ. Данный жанр возник еще во времена Древней Греции. Слово «элегия» обозначает «жалобная песня».

Движение моря поэт передает с помощью многочисленных метафор и олицетворений, выраженных при помощи глаголов «блещешь», «бьешься», «рвешь», «терзаешь». Поэт наделяет море человеческими способностями любить и тревожиться, бороться и испытывать нежность.

В стихотворении присутствует также и прием аллитерации, при помощи которой поэт описывает таинственную мощь стихии («Чем дышит твоя напряженная грудь»).

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Схожесть с человеком

В своем произведении поэт использует большое количество различных эпитетов. Но всего лишь один из них может охарактеризовать море как явление природы – это определение «лазурное».

Это слово считается немного устаревшим и обозначает небесно-голубой цвет. Все остальные языковые средства используются поэтом для того, чтобы придать морю сходство с живым существом.

Поэт обращается к нему: «ты дышишь», «ты живо».

Взаимоотношения моря и неба

Само по себе море никак не может раскрыть свою тайну, так как оно «безмолвно», это также можно упомянуть в анализе стихотворения «Море» Жуковского. Однако поэт, наблюдающий за ним, видит признаки нарождающейся в нем тревоги.

В движении волн он замечает, что море тоже хотело бы обрести покой. И постепенно он постигает эту тайну: небо является тем, что заставляет постоянно тревожиться морские волны. Два существа – бездонное небо и необъятное море – тяготеют друг к другу.

Они, словно люди, наделяются поэтом чувством родства.

Дальнейший анализ лирического стихотворения Жуковского «Море» показывает, что поэт заинтересован теми взаимоотношениями, которые связывают две бездны. Море предстает как неразрывно связанное с небом, оно тяготеет к нему.

Оно является несвободным в отличие от неба, которое обладает абсолютной волей. Море томится «в земной неволе», и оно имеет возможность только наслаждаться видом высокого неба.

Эта любовь наполняет существование моря высоким смыслом, несмотря на то что оно томится в плену и вынуждено противостоять грозным тучам.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Высокие мечты

Другими словами, в своем стихотворении поэт выражает мечту о высоком совершенстве. Ему не нравится окружающая действительность, он стремится к идеалу. Учащийся для получения хорошей оценки может описать эту позицию поэта, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко положение лирического героя можно резюмировать так: его мечта далека от реальности.

Море в произведении помимо своего непосредственного значения символизирует душу человека, ее устремленность к высоким идеалам. Поэт наделяет море собственными переживаниями – тревогами и радостями, печалью и желаниями.

Основная идея стихотворения заключается в его философском смысле, в одной из излюбленных мыслей Жуковского о том, что все живое может быть освещено высоким светом духовности.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Стремление к небу

По мере того как читатель проводит анализ стихотворения «Море» Жуковского и разгадывает тайну поэта-романтика, ему становится ясно: море, как и все живое на этой планете, находится в плену. Земная жизнь полна трудностей и утрат, идиллия свойственна только небесам.

Даже тучи, которые, на первый взгляд, принадлежат небу, на самом деле сами по себе. Они собираются только для того, чтобы «отнять» небо. Оно представляется поэту прекрасным и беззащитным – это подчеркивается с помощью приема контраста.

Жуковский противопоставляет «темные тучи» и «ясное небо».

Композиция стихотворения

Стихотворение может быть условно разделено на три части, это также следует указать школьнику при анализе стихотворения «Море» Жуковского. Они отличаются между собой интонацией и смысловым содержанием.

В первой части читатель видит спокойное море, полное мира и безмятежности. Неизменный спутник умиротворенного моря – чистое небо. Эта часть отличается неторопливыми интонациями, ритм стихотворения плавный, завораживающий.

Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану, следует описать все составляющие произведения.

Во второй части, которая начинается с 5-го четверостишия, поэт рисует бурю. «Темные тучи» враждебны морю, они пытаются отнять его ценность – небо. Интонация становится тревожной, ритм стихотворения убыстряется.

Поэт стремится показать всю грозность яростной стихии, это также можно подчеркнуть, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко вторую часть можно описать так: море бушует, оно в состоянии непокорности.

В третьей части, которая приходится на отрезок с 6-го по 7-е четверостишия, Жуковский рисует состояние моря после тяжелой бури. Тучи уже ушли, однако море все еще не может прийти в свое спокойное состояние. В нем все еще таится «смятенье». Оно будто бы утратило связь с небом и «дрожит». Интонация произведения снова понижается, однако еще слышны тревожные нотки.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану

План анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. Тема, основная мысль. Темой стихотворения «Море» является его романтический образ. Основная мысль – это существование двух бездн.
  3. Художественные средства – эпитеты, олицетворения.
  4. Композиция.
  5. Жанр – в данном случае, элегия.
  6. Литературное направление, к которому принадлежит произведение.
  7. Школьник уже догадывается, что это – романтизм.

Итак, мы провели анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану кратко. Это произведение представляет собой большой монолог.

Главное, что нужно упомянуть, – поэт обращается к морю, словно к живому существу. Он постепенно раскрывает его тайну. Жуковский предстает не просто как мастер поэтического слова, но и как художник.

Читая его произведение, мы можем ярко представить те образы, которые он хотел передать.

Источник: https://www.syl.ru/article/356863/plan-analiza-stihotvoreniya-jukovskogo-more

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

Стихотворение «Море» полный текст

  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Стою очарован над бездной твоей.
  • Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
  • Тревожною думой наполнено ты.
  • Безмолвное море, лазурное море,
  • Открой мне глубокую тайну твою:
  • Что движет твое необъятное лоно?
  • Чем дышит твоя напряженная грудь?
  • Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

  1. Таинственной, сладостной полное жизни,
  2. Ты чисто в присутствии чистом его:
  3. Ты льешься его светозарной лазурью,
  4. Вечерним и утренним светом горишь,
  5. Ласкаешь его облака золотые
  6. И радостно блещешь звезда́ми его.
  7. Когда же сбираются темные тучи,
  8. Чтоб ясное небо отнять у тебя —
  9. Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
  10. Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
  11. И мгла исчезает, и тучи уходят,
  12. Но, полное прошлой тревоги своей,
  13. Ты долго вздымаешь испуганны волны,
  14. И сладостный блеск возвращенных небес
  15. Не вовсе тебе тишину возвращает;
  16. Обманчив твоей неподвижности вид:
  17. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
  18. Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Читайте также:  Анализ произведения васильева завтра была война

Анализ стихотворения “Море” Жуковского 9 класс

Стихотворение «Море» было написано Жуковским В.А. в 1829 году. Он сочинил его в свои зрелые годы. Красота морских просторов вдохновляла многих поэтов писать свои незабываемые произведения, не оставило оно равнодушным и Жуковского.

В стихотворении поэт, наделенный богатым воображением, разговаривает с морем, как с живым существом. Он пытается разгадать ее тайну: «Что движет твое необъятное лоно?». Море стихотворец описывает во взаимосвязи с небом.  Эти две стихии и правда очень близки друг к друга. Небо отражается в море. А цвет морской воды зависит от состояния погодных условий. Сила волны связана с ветром.

Небо поэт описывает, как более свободную стихию. Жуковский − человек верящий в бога. Он считает, что жизнь моря зависит от неба. Поэт показывает через морскую стихию, что все мы в это мире зависимы от всевышних сил. Стихотворец доверяет свои философские мысли морю. Он делится с водной стихией своими сокровенными мыслями.

Поэт доверяет свои переживания водной стихии. Поэт, как и любой человек, не хочет ни от кого зависеть, но это невозможно. Море тоже не может быть свободным, оно: «Терзает враждебную мглу.» Поэт считает, что, может быть на небе его ждет счастье, так же, как и море: «Иль тянет тебя из земныя неволи далекое, светлое небо к себе?»

Поэт очень красиво сумел описать море и небо. Он рассказывает, что море ласкает облака золотые и радостно блещет звездами его. Ведь небо отражается в море.

Это стихотворение учит нас любить природу. А также оно заставляет за думаться нас о смысле жизни, о свободе, которую сложно отстоять в нашем неспокойном мире.

Подробный анализ стихотворения «Море»

Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Оно было создано в 1822 году, напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год».

Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд.

Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).

Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу.

Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба.

Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой.

Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.

В то же время море, небо и буря – это символические образы. У Жуковского небо – символ безмятежности, покоя, красоты.

Когда же море побеждает возникающие враждебные силы, торжествует «сладостный блеск возвращенных небес», тишина (хотя и обманчивая), неподвижность. Но небо – это образ, образ возвышенной души, летящей ввысь.

То есть это и обобщенное изображение идеала поэта, его стремление к «неземному» совершенству. На «земле» же жизнь жестокая, несправедливая, полная противоречий.

Иначе говоря, неудовлетворенный окружающей действительностью, поэт мечтает об идеале – высоком совершенстве. Но направление его мечты не «земное», а «небесное», далекое от реальности.

В свою очередь, море, не теряя черт настоящей водной стихии, одновременно символизирует человеческую душу, ее вечное стремление к идеалу.

Поэт наделяет море собственными тревогами, печалями, радостями, стремлениями.

В результате перед нами не обыкновенная, а, по словам Белинского, «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Из этого следует, что идеи элегии заключаются в ее философском смысле, в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом.

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха.

Первая часть (1 — 4‑е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто.

Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами.

Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение.

Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря.

Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности.

Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора-олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…».

Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни.

Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической.

Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»).

Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…» и написал стихотворение «К морю».

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Анализ по строфам «Море»

В. А.  Жуковский «Море» по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Одним из ярких образцов романтической лирики является элегия «море», написанное в 1822 году.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы.

Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.

Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.

В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.

  • Ты чисто в присутствии чистом его:
  • Ты льешься его светозарной лазурью,
  • Вечерним и утренним светом горишь,
  • Ласкаешь его облака золотые
  • И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного.

Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный.

Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.

Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

  1. Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:
  2. И сладостный блеск возвращенных небес
  3. Не вовсе тебе тишину возвращает,
  4. Обманчив твоей неподвижности вид:
  5. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье, но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Читайте также:  Смешные жеманницы - краткое содержание пьесы мольера

Источник: https://litfest.ru/analiz/more.html

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский) | Литерагуру

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

История создания

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Жанр и размер

Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма.

Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление.

Всё это характерно и для стихотворения «Море».

Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского.

Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

Направление

Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А.

Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея.

Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе.

С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С.

Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека.

Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод.

Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

Темы

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.

Идея

В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье.

В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой.

К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

Художественные средства

Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь».

В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь».

Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

  • Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).
  • В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»
  • Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.
  • Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-more-zhukovskij/

В.А. Жуковский анализ стихотворения «Море»

Романтизм — это самое волнующее направление в литературе, которое появилось в Европе и распространилось по всему миру. В нашей стране романтизм появился, благодаря Жуковскому, чье творчество позволило двигаться русской литературе в новом направлении.

В основе русского романтизма было заложено созерцание и восхищение окружающим миром. У Жуковского есть яркие примеры романтизма, среди которых можно выделить его стихотворение Море. Над его анализом нам сегодня и предстоит поработать.

Это позволит ученикам дать ответы по творчеству Жуковского и его стихотворению Море на ЕГЭ.

Краткий анализ стихотворения

Анализируя стихотворение Море, что изучают на уроках литературы в 9 классе, мы прослеживаем образ моря, свободного и романтичного, который раскрывается с каждой последующей строчкой стихотворения. Читатель сначала видит тихую водную стихию.

Она привлекла лирического героя, который не только наблюдает со стороны, но и пытается с ним разговаривать. Наблюдая за морем, герой хочет познать тайны стихии, величественность этой безграничной водной глади. Писатель одушевляет море.

Оно дышит, наделено таинственностью, которую и пытается понять наш герой. Он хочет узнать, что движет необъятное лоно и чем дышит морская грудь, тянет ли море к небесному простору. Небо же его оттеняет и дарит морю лазурные оттенки.

Благодаря небу, оно горит вечерними и утренними красками, лаская золотые облака. А ночью море блестит небесными звездами, что отражаются в воде.

Но вот надвигаются темные тучи, и морская гладь начинает волноваться, а на ее поверхности появляются волны. Этими волнами море терзает мглу, пытаясь ее разогнать. Мы видим, что образ моря у Жуковского, подобен женскому образу, а небо являет собой вечность и олицетворяет нечто прекрасное.

Море тянется к небу, пытаясь разорвать земные узы, да вот только не дано им воссоединиться. И даже после того, как тучи развеялись и исчезла мгла, оно испуганно волнуется. Ведь все напоминает о том, что морю невозможно соединиться с небом, и остается лишь скрывать смятение в своей бездне.

Жанр и направление

По своему литературному направлению стихотворение Жуковского относится к романтизму, а вот по жанру Море — это элегия, в которой автор делится своей душевной болью через созданный им образ.

Раскрывая в своей работе тему любви и одиночества, Жуковский раскрывает главную мысль и идею стихотворения. Это родство человека с природой и борьба за свое счастье.

Чтобы раскрыть сюжет, автор композиционно делит стихотворение на три части. Это созерцание героем безмолвного моря. Затем буря разрушает идиллию, созданную между морем и небом.

Эта буря и дает возможность понять что за тайну может хранить пучина вод.

Главным героем в стихотворении Жуковского выступает море. Оно разное. Сначала тихое и безмятежное в своей любви к небу. Затем взволнованное, когда тучи его разлучают с небом.

В конце море сильное, и пытается противостоять мгле, которая украла его счастье. Кроме того мы видим, что между морем и небом любовь невозможна.

Поэтому оно готово просто созерцать, любоваться и дрожать, переживая за небо.

История создания

Свое стихотворение Море Жуковский пишет в 1822 году. Это был уже зрелый период творчества поэта. А стихотворение было посвящено возлюбленной Протасовой, с которой Жуковскому было не суждено создать семью.

Ведь мать девушки была двоюродной сестрой писателя, и женщина сочла такое родство серьезной причиной для отказа. Эта ситуация отразилась болью и разочарованием в душе писателя и его творчестве.

Так и появилась на свет знаменитая элегия Жуковского Море.

Источник: https://sochinyshka.ru/v-a-zhukovskij-analiz-stixotvoreniya-more.html

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский) | СуперСоч

Море обладает поразительной, удивительной силой над человеком: оно манит, притягивает к себе, заставляет задуматься над вечными проблемами, зовет навстречу увлекательным приключениями.

Недаром сторонники романтизма часто используют в своих произведениях образ этой бушующей водной стихии.

Читайте также:  Анализ романа дым тургенева

Василий Андреевич Жуковский стал одним из первых русских писателей, который сравнил мятущуюся человеческую душу с морем, столь прекрасным в своем безграничном разнообразии.

История создания

Василий Андреевич написал свое знаменитое произведение «Море» в 1822 году, на самом пике своего творчества. Оставив позади некогда любимый им сентиментализм, поэт начал развивать романтическое направление. Наиболее удачной его работой стало стихотворение «Море», ставшее образцом русского романтизма.

Знаменитую элегию Жуковский посвятил Марии Протасовой, своей близкой родственнице, к которой питал нежные чувства. Мать Марии приходилась двоюродной сестрой поэту, и потому была категорически против брака дочери и кузена. Невозможность соединить судьбу с любимой женщиной Жуковский переживал очень тяжело, и душевные муки нашли свое отражение в творчестве классика.

Жанр и размер

Стихотворение Жуковского «Море» написано в жанре элегия, который был наиболее популярным в тот период, в котором жил и творил поэт. В буквальном переводе слово «элегия» означает «жалоба», и это точно отражает особенности жанра: лиризм, склонность к философским размышлениям, беспричинную тоску. Всеми этими характерными признаками обладает стихотворение «Море».

Жанр «элегия» подразумевает также и средний по объему размер произведений, который позволяет сформировать развернутое высказывание. А особую напевность, мелодичность стихотворению придает трехсложный размер.

Произведение «Море» примечательно тем, что Жуковский при его написании остановил свой выбор на белом стихе. Это указывает на отсутствие рифмы при  сохранении определенного ритма и размера стихотворения.  Элегия написана четырехстопным амфибрахием, который придает ей невыразимую чувственность, нежность, пронизывает все произведение поэтической грустью.

Направление

Элегия наиболее полно и точно раскрывает суть романтизма.  Именно этот жанр оказался максимально близок для Василия Андреевича, который благодаря ему смог выразить свои чувства, эмоции, переживания.

Свою первую элегию Жуковский написал еще в 1802 году – это было стихотворение «Сельское кладбище».

Мастерски выполненный перевод произведения Грея позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, однако уже тогда в лирике поэта чувствовались мотивы сопротивления, которые были присущи романтизму.

Совсем иначе заявил о себе Жуковский спустя 20 лет, написав элегию «Море». Ему удалось создать свой, ни на что более не похожий образ природной стихии, благодаря чему поэт был признан основоположником новой традиции в русской литературе.

Элегия «Море» вдохновило многих отечественных классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева – на написание произведений, в которых звучала бы морская тематика.

Особенно высоко ценил «Море» Александр Сергеевич Пушкин, который сам написал произведение с таким же названием.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части:

  1. В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
  2. Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
  3. В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.

Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии Жуковского является, безусловно, море. Благодаря своему безусловному литературному таланту поэту удалось очеловечить море, придать ему психологические черты и качества, присущие человеку.

Море в произведении Жуковского влюблено в небо, которое, отражаясь в зеркальной водной глади, дарит морю ощущение счастья и безмятежности. Однако эта идиллия может иногда нарушаться приходом грозных туч, скрывающих небо от моря.

Некогда спокойная и безмятежная гладь, не видя неба, начинает волноваться, сопротивляться ненавистной мгле – так оно пытается вернуть былое счастье и умиротворение. Эта картина рисуется не в реальности, а в воображении лирического героя, которому удается раскрыть тайну моря.

Благодаря этому он ощущает с ним особое родство. Чувствуется, что лирический герой также переживает личную трагедию, которая сближает его с волнующимся морем.

  1. Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
  2. Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
  3. Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.

Идея

Главная мысль произведения Василия Андреевича заключается в родстве природы и человека. Жуковский не скрывает своего восхищения природой, ее удивительной целостностью, гармоничностью, и призывает читателя брать на вооружение ее силу и красоту.

На примере водной стихии поэт показывает, насколько важно бороться за свое счастье, не покоряться судьбе, и настойчиво идти к своей цели. Море отчаянно сражается с мглой, чтобы иметь возможность любоваться небесной лазурью.

Да, оно уже никогда не будет спокойным и умиротворенным, но оно добилось своего, воссоединившись с небом.

Художественные средства

В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.

Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь».

Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь».

Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).

В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?».

  Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи).

Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.

Источник: https://SuperSoch.ru/ege/analizy-proizvedenij/analiz-stihotvoreniya-more-zhukovskij.html

«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
  • Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
  • Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства.

Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38621-more-analiz-stihotvoreniia-jykovskogo-po-plany-kratko-istoriia-sozdaniia-stihotvornyi-razmer-rifma-epitety.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]