Александр македонский — сообщение доклад 3, 5 класс

Александр Македонский – царь Македонии, один из величайших полководец в истории и основатель мировой империи, распавшейся после его кончины.

За свою короткую жизнь Македонский достиг невероятных результатов, завоевав огромные территории и получив мировую известность. Благодаря его военным кампаниям началась популяризация греческой культуры на Востоке, а сам царь стал известен в западной историографии, как Александр Великий.

В его биографии много загадочных вещей, которые едва ли уже когда-то прояснятся. Однако мы постараемся рассказать все самые интересные факты из его жизни.

  • Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс
  • Кстати, обратите внимание на интересные истории про Александра Макендоского и Буцефала – его знаменитого коня.
  • Итак, перед вами краткая биография Александра Македонского.

Биография Александра Македонского

Александр Македонский (Александр III Великий) предположительно родился 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э. в македонской столице Пелла. Он происходил из знаменитого рода Аргеадов, который согласно греческой мифологии брал свое начало от самого Геракла.

Отец Александра, Филипп 2, был царем Македонии, а мать Олимпиада являлась дочерью эпирского правителя. У царевича был сводный брат по отцу – Филипп 3, страдавший слабоумием.

Детство и юность

Александр с ранних лет восхищался отцом, который часто одерживал победы над своими противниками и был прекрасным дипломатом.

Стоит отметить, что в детстве мать оказывала на мальчика сильное влияние. Интересен факт, что она настраивала сына против его отца.

История Александра Македонского

Александр Македонский проходил обучение в Миезе у своих родственников. Военному делу и образу жизни его обучал Леонид, которого будущий царь считал приемным отцом. К юноше он был очень строг и требователен, однако справедлив.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 классАлександр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей

У Александра также был второй воспитатель по имени Лисмах, обучавший его философии, гимнастике, музыке и другим наукам.

Достигнув 13-летнего возраста, новым учителем подростка стал великий древнегреческий философ Аристотель. Он делал все возможное, чтобы дать своему ученику, как можно больше знаний.

Более всего Аристотель пытался привить Александру Македонскому любовь к политике, философии и этике, поскольку данные дисциплины, по его мнению, были крайне необходимы для будущего царя. Они часто общались на разные темы, поднимая важные вопросы и обмениваясь собственными взглядами на жизнь.

В данный период биографии Александр Македонский отличался упрямством и целеустремленностью. При этом он проявлял абсолютное равнодушие к физическим благам, долгое время не испытывая чувств к женщинам и ограничивая себя в пище. Во многом это была заслуга Леонида, который с ранних лет воспитывал мальчика в духе спартанцев.

В первый раз Александр Македонский оказался на поле битвы в возрасте 16 лет. Когда Филипп 2 пошел войной на Византий, на его родине возникли волнения, инициаторами которых оказались фракийцы. Юный полководец блестяще подавил восстание с оставшимися воинами, а на месте фракийских поселений образовал город Александрополь.

Позже Александр Македонский также участвовал в сражениях, проявляя мужество и талант мудрого военачальника. Когда в 336 г. до н. э. его отца Филиппа убили, новым царем Македонии стал Александр.

С того времени началась история легендарного правителя и полководца.

Походы Александра Македонского

Оказавшись у власти, Александр убил всех врагов отца, причастных к его смерти. Затем он упразднил налоги и занялся восстановлением власти в Македонии и Греции. Объединив всю Элладу, царь организовал поход на Персию, о котором так долго мечтал Филипп.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 классАлександр: «Проси у меня что хочешь». Диоген: «Не заслоняй мне солнца!»

В битве с персами Александр Великий в полной мере раскрыл свой талант полководца. В сражении у реки Граник он одержал победу над врагом, в результате чего ему удалось захватить почти всю Малую Азию.

Эта победа принесла ему всемирную известность и признание.

В скором времени Александр покорил Сирию, Палестину, Карию, Финикию и другие государства. Потом он пошел войной против Египта, где его встретили, как национального героя. Там он основал в свою честь город Александрию.

Вообще надо сказать, что биография Александра Македонского почти полностью состоит из военных походов.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 классАлександр вступает в Вавилон

Возвратившись в Персию, он захватил Сузы, Персеполь и Вавилон, который позже стал столицей объединенного государства. В 329 г. до н. э. царь Персии Дарий был убит своими же соратниками.

Александр Македонский умело воспользовался данной ситуацией и вновь показал себя в качестве мудрого тактика и стратега. Он заявил, что в распаде Персидской империи виноваты не захватчики, а убийцы Дария. Сразу после этого он объявил, что готов отомстить за Дария.

Став правителем Азии, Александр за 2 года захватил Согдеан и Бактрию. Интересен факт, что покоряя новые города, он часто переименовывал их в свою честь.

Завоевания Александра Македонского

В 326 г. до н. э. Александр Македонский организовал военную кампанию на Индию. Изначально он смог захватить некоторые территории, но после перехода через реку Инд его воины отказались продолжать наступление.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 классОдно из наиболее достоверных изображений Александра (музей Лувра)

Солдаты серьезно устали от бесконечных сражений, тропических ливней, змей и непривычной еды. Кроме этого, они боялись многочисленной индийской армии и ее слонов. Таким образом, царю пришлось вернуться домой.

  1. Характерной особенностью Александра Великого было то, что вторгаясь в ту или иную землю, он никогда не навязывал людям свои верования и обычаи.
  2. Напротив, полководец охотно принимал религиозные взгляды и традиции других народов.
  3. Помимо этого интересным фактом биографии Александра Македонского является то, что он оставлял покоренных царей на своих местах, благодаря чему избегал лишних волнений на захваченных территориях.
  4. Подобным образом будут поступать и будущие римские императоры.

Личная жизнь

Принято считать, что у Александра Македонского было 360 наложниц, из которых выделяют Кампаспу и Барсину, родившую ему сына Геракла. Также он состоял в отношениях с предводительницей амазонок Фалестрисой и индийской царевной Клеофис.

Вообще же в биографии Александра Македонского было 3 жены. Первой стала дочь местного вельможи Роксана. Интересен факт, что царь женился на ней, когда девушке едва исполнилось 14 лет. В этом браке у них родился сын Александр.

После этого Александр Великий взял в жены дочерей царя Дария – Статиру и царя Артаксеркса 3 – Парисатиду. Справедливо отметить, что оба брака были заключены только из политических соображений. Хотя это не помешало Роксане сразу после кончины супруга убить Статиру на почве ревности.

Интересно, что Александр Македонский с уважением относился к слабому полу и даже считал, что женщины фактически равны мужчинам. Такая позиция была весьма необычной для того времени.

Смерть

Зимой 323 года до н. э. Александр Македонский стал готовиться к завоеванию Аравийского полуострова и походу на Карфаген. Но за несколько дней до начала военного похода он серьезно заболел.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 классДоверие Александра Македонского к врачу Филиппу

Многие историки считают, что полководец был болен малярией, однако существуют версии в пользу отравления царя.

После 10 дней тяжелой лихорадки, 10 или 13 июня 323 года до н.э. Александр Македонский умер в возрасте 32 лет. Стоит отметить, что великий полководец не оставил после себя никаких распоряжений относительно того, кто займет его престол. Возможно, поэтому сразу после его кончины гигантская империя Александра Великого распалась.

Теперь вы знаете, кто такой Александр Македонский, главные события его биографии и краткую историю завоеваний. Если вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/aleksandr-makedonskij/

Александр Македонский — изменить мир и стать его властителем

Короткую, но очень яркую жизнь прожил Александр Македонский. Этот выдающийся человек участвовал в стольких событиях, что их хватило бы для жизни сотен обычных людей! Большинство этих событий происходило по его воле, они стали историческими, потому что во многом изменили мир.

Детство и юность

Александр родился в 356 г. до н.э. Он был не единственным ребёнком царя Македонии Филиппа II, но обладал такими качествами, что никто не смог бы стать более достойным наследником этого правителя. Воспитанию и обучению Александра уделялось большое внимание, он с детства постигал искусство дипломатии, политики, военного дела.

В 343 г. до н.э. его наставником стал Аристотель, великий греческий философ, основоположник многих наук. Под его руководством юный Александр получил характерное для Греции классическое образование, проникся уважением к географии, философии и медицине, полюбил литературу. В программу были включены и лекции о добрых делах правителей разных стран, курс этики.

Отец обучал Александра военной науке — подросток узнавал о стратегии и тактике, заслушивался рассказами о боевых походах.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Александр Македонский — отважный воин и полководец.

Характер и личные качества

Уже в 16 лет Александр получил опыт управления государством, пока отец был в походе. В этот период он даже сумел подавить восстание медов, одного из племён на северо-востоке страны. В 18 лет юноша командовал частью отцовского войска в битве, после которой Македония получила господство над Грецией.

История свидетельствует о противоречивости характера Александра Македонского. В нём было много и положительных, и отрицательных качеств. Великодушие, рыцарство и отвага сочетались с жестокостью, деспотизмом, безграничным честолюбием и тщеславием.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Молодой император.

Молодой царь Македонии понимал, как огромен мир, и желал покорить всё вокруг, стать единственным могущественным властителем. Он был уверен, что имеет право повелевать всеми.

Для осуществления своих замыслов Александр вёл непрерывные войны и не проиграл ни одной битвы. Талант полководца позволял ему побеждать превосходящие силы противника, а именно таких сражений было большинство.

Начало правления и первые завоевания

Царь Филипп II не успел реализовать планы вторжения в Персию: в 336 г. до н.э. его убили заговорщики. Правителем стал 20-летний Александр. Он выявил участников заговора и казнил их, а также устранил всех, кто мог стать претендентом на царский трон.

В наследство ему досталось опытное, хорошо обученное войско — лёгкая пехота, копьеносцы, конница, инженерные части. Молодой царь занялся укреплением и вооружением армии, но не забывал заботиться о расположении к себе македонцев. Для этого он, например, отменил налоги.

В начале правления Александр продолжал политику отца, чтобы Македония стала мощной державой. Но главной мечтой было завоевание мира. Первыми шагами к этой цели стали:

  • захват власти в Коринфском союзе, подчинение на особых условиях греческих городов и размещение в них македонских гарнизонов;
  • военные операции на Балканском полуострове и подчинение живших там народов.

Война с Персией

В 334 — 330 г.г. до н.э. проводилась военная кампания против Персии. Она тогда была могущественной империей, её территория начиналась на западе Средиземноморья и заканчивалась в Индии. Победа в этой войне означала конец влияния персов в Малой Азии и прилегающих к Средиземному морю регионах, установление контроля над торговлей между Западом и Востоком.

Александр Македонский начал поход с 30-тысячной пехотой и 5-тысячной конницей. Во всех битвах отважный полководец шёл впереди, был примером для своих воинов.

Армия его боготворила, а враги боялись.

Например, после применения Александром новой тактики боя, персидский царь Дарий так спешно отступал со своим войском, что на милость победителя осталась его семья — мать, жена и дети.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Война с Персией.  Битва при Гавгамелах.

Царь Македонии отверг предложения Дария о мире, хотя тот был готов отдать часть своих земель и разделить трон. Правитель Персии бежал в Индию, где был убит мятежниками. Титул «Великий царь» перешёл к Александру Македонскому, а персидские воины смогли, при желании, присоединиться к армии победителей.

Другие походы

Свою великую империю, с границами от Дуная до Инда, Александр создал за несколько лет. Несогласные с его политикой, даже в ближайшем окружении, безжалостно уничтожались.

В ходе завоевания других государств имели место и крайняя жестокость, и политические решения, заключались брачные союзы с представителями разных народов, происходил культурный обмен.

После покорения в 335 г. до н.э. стран Балканского полуострова важнейшие походы и присоединение земель охватили следующие направления:

  • 334-330 г.г. до н.э. — Малая Азия, Египет, Сирия;
  • 329-327 г.г. до н.э. — Средняя Азия;
  • 326-325 г.г. до н.э. — Индия.
Читайте также:  Божья коровка - сообщение доклад (1, 2, 3 класс)

Интересно, что…

  1. В каждой завоёванной стране один из городов Александр называл своим именем.
  2. По легенде, на требование Александра предсказать его судьбу, прорицательница вскричала, что он непобедим.
  3. Другое предание гласит, что молодой император встречался с философом Диогеном и пообещал ему выполнить любую просьбу. Диоген попросил… не заслонять ему солнца.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Статуя завоевателя.

Закат империи Александра Великого

Обустройство новой империи требовало большого внимания. В 324 г. до н.э. Александр проинспектировал управление на местах, и провинившиеся сатрапы, которые имели огромные полномочия, были казнены.

Годы тяжёлых походов измотали армию, и Александр был вынужден начать возвращение домой. В дороге он тяжело заболел и скончался в Вавилоне. Произошло это в 323 г. до н.э.

, когда императору ещё не было 33 лет. Без его сильной воли империю сотрясали противоречия и междоусобицы, и в 321 г. до н.э. она была разделена.

Жертвами борьбы за власть стали члены семьи и соратники Александра.

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Ирландский актёр Колин Фаррелл в роли великого полководца.

Роль личности в мировой истории

Даже это небольшое сообщение даёт представление о том, какой глобальный след в истории оставил Александр Великий. Его биография показывает, как деяния выдающегося человека, помимо завоеваний, могут отразиться на судьбах государств и народов:

  1. Влияние греческой культуры распространилось на Восток.
  2. Произошло расширение торговых связей между странами.
  3. Деятельность Александра способствовала развитию науки и техники.
  4. Военная наука обогатилась важнейшими разработками в области стратегии и тактики. Для ведения боя стали разрабатывать план.
  5. Тип больших боевых кораблей, которые имелись у императора на вооружении, в течение ещё нескольких столетий являлся основой военного флота в армиях многих стран.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/istoriya/alexandr-makedonskii.html

Доклад-сообщение «Александр Македонский»

Александр Македонский - сообщение доклад 3, 5 класс

Александр Великий был старшим сыном царя Филиппа. Отец дал ему отличное образование: военному делу мальчика учил Леонид, ораторскому делу обучал Анаксимен, а все основные науки преподавал великий древнегреческий философ Аристотель. Александра Македонского не волновали мирские заботы, он был полностью погружен в государственные дела.

В 336 году до н. э царя Филиппа убили заговорщики, престол достался двадцатилетнему Александру.

Начало правления

Александр стал царем Македонии сразу после смерти отца. В первую очередь он нашел заговорщиков и казнил их.

Начал Александр Македонский с внутренней политики. Он устранил взяточничество в государстве, призвал знать отменить налоги. Порядок в стране улучшился, начала развиваться культура и образование. После укрепления владений изнутри, он стал увеличивать влияние среди соседей и завоевывать новые земли.

Через год после начала правления Александр Македонский пошел на Грецию. Военный поход увенчался успехом: несколько блестящих побед, присоединение греческого города Фивы. Он стал не только македонским, но и греческим царем.

За следующие 4 года он присоединил к своим владениям Малую Азию, Египет и Сирию и не собирался на этом останавливаться. Все завоеванные страны он назвал Александрией.

Завоевание Персии

Персия – это одно из сильнейших древних государств, славившееся своими воинами и военными походами. Александр поступил хитро: чтобы завоевать земли, он рассорил знать и расправился с их армиями по отдельности. Многие города сами открывали ему двери и сдавались без крови.

Александр умело использовал стратегические и ораторские знания, громил войска, беря в плен одних и делая союзниками других полководцев. Никто не мог остановить его армию. В 329 году до н. э. умер персидский император, и его место занял Александр. В тот же год он женился на бактрийской княжне Роксане.

Александр Македонский объединил Македонию и Грецию, Среднюю Азию и Индию, присоединил Персию. Такую империю не создавал ни один полководец. Столицей Македонии стал город Вавилон.

Однако империя просуществовала недолго, 10 лет при жизни создателя и несколько лет после. Проблема была в разрозненности районов, разной культуре. Александр пытался устранить различия народов, но это было задачей не на одно десятилетие.

Конец жизни

После всех присоединений Александр с Роксаной жили в Вавилоне и проводили реформы государства, в основном военные. В феврале 323 года до н.э Александр Македонский начал готовиться к походу на арабские племена и Карфаген, стал собирать войско и флот. Помешала следующим завоеваниям его неожиданная кончина от лихорадки.

До сих пор точно неизвестно, от чего умер великий правитель. Некоторые ученые говорят о яде, кто-то раке или малярии, а кто-то говорит, что он умер естественной смертью.

Интересные факты

  • Первые попытки правления Александр III осуществлял еще в 16-летнем возрасте, когда Филипп был в отъездах. Однажды, пока не было царя, произошло восстание фракийцев, которое Александр смог подавить. Одно из фракийских поселений он назвал Александрополем. Позже там появился город и традиция называть города в свою честь.
  • Более 70 городов были названы в его честь. Города с названием Александрия до сих пор находятся в Иране, Турции, Сирии, Таджикистане, Пакистане и других странах, ранее входивших в Македонию.
  • В 18 лет он сам отправился в поход и одержал победу над войском Дария III.
  • За всю историю войн Александр Македонский не проиграл ни одного сражения.
  • Княгиня Роксана была пленницей, в которую Александр влюбился с первого взгляда. Она была одной из красивейших девушек Азии. Роксана родила ему сына Александра IV. Брак с ней был по любви. Помимо нее у Александра было еще две жены, Парисатида и Статира.

Скачать доклад «Александр Македонский»

Источник: https://spadilo.ru/doklad-soobshhenie-aleksandr-makedonskij/

Александр Македонский (доклад для 5 класса) | ДоклаДики

Александра Македонского, жившего в 356 — 324 гг. до н. э., во все времена не зря именуют «Великим».

В течение своей короткой жизни он стал величайшим полководцем древнего античного мира, прославленным македонским царем, правителем Персии, позже всей Азии и даже египетским фараоном.

За 10 лет блестящих военных походов он сумел завоевать больше половины всех известных тогда земель и создал огромную по площади мощную империю.

Детство воина

Мальчик Александр родился в красивом античном городе Пелла в древнем государстве Македония в семье местного царя Филиппа II.

Его мудрая мать царица Олимпиада, пока отец Филипп II воевал, полностью посвятила себя воспитанию сына, ведь он был главным наследником престола. Александр с удовольствием учился дипломатии и политике, военному мастерству и науке ведения боя, истории и географии.

Он с большим увлечением читал, хорошо знал литературу и философию. Его учителями были величайшие ученые тех времен мудрецы Лисимах и Аристотель.

Приход во власть

В жестокой битве с греками-афинянами в 16 лет Александр принял впервые боевое крещение, он командовал конницей и его действия привели к победе македонцев. Именно с этой битвы воины отца стали превозносить его как «великого» полководца.

После коварного убийства отца юноши царя Филиппа II одним из приближенных телохранителем Павсанием Александр Великий в 336 г. до н. э. берет власть в государстве. Он быстро расправляется с врагами отца, твердой рукой наводит в государстве порядок.

Походы Александра

Со смертью Филиппа II многие покоренные им когда-то племена восстали против молодого Александра. Понадобилось большое дипломатическое искусство, и он подтвердил мирный союз с живущими рядом греками. Но против жителей мятежной Фракии и стремящейся к свободе Иллирии, поживающих на севере, он выступает в 335 г до н. э. в военный поход, вновь разбивает и подчиняет их Македонии.

Еще отец готовил свое войско к походу на мощную державу Персию, Александр решил воплотить планы Филиппа II в жизнь. Взяв греков и фракийцев в союзники, он направляет свое 50-тысячное войско в Персию.

После кровопролитных битв близ города Троя и в 331 г. до н. э. у Гавгамел Александр разбивает персов, становится царем Персии и соответственно всей Азии.

Без особого труда его войско входит в Египет, Александр основывает здесь город «Александрию» и на роскошном празднике объявляет себя фараоном.

Далее путь его войск лежал к древнему Вавилону, столичному городу Сузы и центру исконных персидских земель Персеполю. Жители Персии, устрашившись большого войска македонян, сами отворяли ворота городов.

Уже не веря своему царю Дарию, они переходили на службу Александру — царю Азии. Оставшиеся с Дарием военачальники организовали заговор и в 330 г. до н. э.

коварно убили своего могущественного персидского правителя.

С полной победой над персидскими войсками македонский полководец вопреки ожиданиям своих солдат не вернулся домой, а решил отправиться в Индию. У него было много интересных планов: дойти до океана, покорить всю известную грекам часть мира, построить в египетских пустынях дороги и оросительные каналы. В Индии против Александра воевал царь Пор, но был разбит.

После жестокого сражения Александр хотел продолжить свой путь на восток, но взбунтовались его уставшие от долгого похода войска. Доблестные солдаты Александра Великого, прошедшие с ним полмира, обвиняли царя в безмерной жажде славы и несметных богатств.

Пришлось Александру прислушаться к его воинам и вернуться в защищенный от врагов Вавилон. По возвращении в столицу своей империи он сильно заболел, предположительно лихорадкой, и в 323 г. до н. э. величайший македонский полководец в страшной горячке умирает.

В памяти всех народов он навсегда остался Великим непобежденным Александром.  

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/aleksandr-makedonskiy-doklad-dlya-5-klassa

Александр Македонский биография

Александр Македонский (356 – 324 года до н. э.) – македонский царь, великий полководец, основатель Македонской империи, более известный на западе как Александр Великий.

Родился Александр Македонский осенью 356 года до н. э. в столице Древней Македонии – городе Пелла.

С самого детства в биографии Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям.

Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

После убийства царя Македонии в 336 году до н. э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями Македонского на столь высоком государственном посту стали отмена налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией.

Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

В 331 году до н. э. произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь.

В 329 году до н. э., когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н. э. воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию.

Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.

С февраля 323 года до н. э. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше – на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы.

Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. э. скончался в Вавилоне от сильной лихорадки.

Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи – об отравлении ядовитым медицинским препаратом.

После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев (диадохов).

Прочитав краткую биографию Македонского – проверь себя тестом:

Читайте также:  Всадник без головы - краткое содержание романа рид

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/m/makedonskij-aleksandr-makedonskiy-alexander

Краткое содержание биографии Александра Македонского

Александр Македонский, великий полководец, за свою жизнь не проиграл от одной битвы. Непревзойдённый талант завоевателя обеспечил ему славу. Полководец не отличался высоким ростом, он составлял 170,5 см.

Родился Александр в столице Македонии, Пелле. Род его произошёл от Геракла. Так гласит легенда. Отец Александра — царь Македонии Филипп II.

Мать полководца звали Олимпиада, она — дочь Эпирского царя. Олимпиада происходила из рода Пиридов. По преданию, род этот произошёл от Ахилла. У Александра было несколько сестёр и братьев по отцу. Родным братом будущего завоевателя был только Филипп.

Учился Александр не дома, а у родственников. Его учителем был Леонид, предпочитавший спартанское воспитание. Риторике Александра учил актёр по имени Лисимах.

Великий философ Аристотель взялся за воспитание царского сына, когда Александру исполнилось 13 лет. Под руководством Аристотеля Александр изучал медицину, политику, естествознание.

Будущий полководец любил читать произведения Гомера. Военным обучением Александра лично руководил отец.

Отношения наследника престола с отцом испортились после развода родителей. После убийства царя Александр взошёл на престол. Ему было 20 лет.

Великие походы

Все свои силы молодой царь сосредоточил на военном деле. Войско Александра стало непобедимым. Пехота насчитывала 30 тысяч воинов, конница — 5 тысяч. Воины были прекрасно обучены и хорошо вооружены.

Много походов на счету Александра Македонского. Персидский поход принёс полководцу славу. Завоевал царь и Фригию. В столице завоёванной страны находился узел, завязанный с большой хитростью. По легенде тот, кто развяжет узел, станет властелином мира. Александр разрубил узел.

Малая Азия была полностью подчинена Александру. Персидский царь Дарий был побеждён великим полководцем. Индийские земли тоже покорились талантливому полководцу.

Жёны Александра

У полководца было три жены. Одна из них — Роксана, дочь вельможи, бактрийская принцесса. Александр влюбился в девушку с первого взгляда.

Роксана сопровождала супруга в Индийском походе. В это время умер новорождённый сын Роксаны и Александра. Через месяц после смерти мужа Роксана родила сына. Она назвала младенца Александром. Несчастная женщина была убита вместе с сыном в 309 году до нашей эры.

Статира, вторая жена Александра, была старшей дочерью персидского царя Дария. Она была убита из ревности первой женой Александра, Роксаной.

Третьей женой царя стала Парисатида, дочь царя Артаксеркса. Судьба её осталась неизвестной.

Королева амазонок Фалестрис однажды предстала перед царём. У смелой женщины была одна просьба. Она хотела иметь детей от Александра. Девочку королева амазонок хотела оставить себе, мальчика Фалестрис собиралась отдать отцу.

Барсина, персидская наложница царя. Женщина родила Александру сына, его назвали Гераклом. Барсина и её сын были убиты Полиперхоном.

По персидским обычаям, которые перенял царь, у него был гарем. Он насчитывал около 300 наложниц.

Смерть великого завоевателя

Александр скончался внезапно. Смерть настигла его в возрасте 32 лет. Историки до сих пор спорят о причинах преждевременной смерти завоевателя. Одни считают, что Александр умер от малярии, другие утверждают, что брюшной тиф убил полководца. Существует ещё одна версия. Роксана, одна из жён Александра, отравила его ядом, который в то время был плохо изучен.

Наследника Александр Македонский не оставил.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/biography/kratkoe-soderzhanie-biografii-aleksandra-makedonskogo/

Доклад на тему “Александр Македонский”

Александр Македонский (Александр III Великий) (356, Пелла, Македония — 13 июня 323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336 года, великий полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира, сын Филиппа II Македонского.

Наследник Филиппа II

Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, Александр получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера.

Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы он продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству.

В 338 личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян.

Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине (Клеопатре) стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. э. 20-летний Александр был возведен на престол.

Поход на Восток. Греческое войско

Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа от получил сильнейшую армию Древней Греции, но Александр понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский (общегреческий) союз и сформировать объединенное греко-македонское войско.

Элиту армии составляли телохранители царя (гипасписты) и македонская царская гвардия. Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье — сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца.

Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира. Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тыс. человек, конницы — 5 тыс.

Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.

Битвы при Гранике и Иссе

В 334 армия македонского царя переправились через Геллеспонт (совр. Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.

На первом этапе военных действий Александру противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены.

Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами.

Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

Александр в Египте

Александр решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 греко-македонские фаланги вышли в долину Нила.

Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей.

Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг — провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них — Александрия (Египетская).

Разгром державы Ахеменидов

После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию.

Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно, 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.

Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков.

В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников.

В 330 были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра.

Поход в Среднюю Азию и Индию

Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328.

Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане. Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал (в частности, падание ниц перед царем) натолкнулась на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит.

Александр в Вавилоне

Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках — Статире (дочери Дария) и Парисатиде.

Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб.

Судьба империи

Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра — диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой.

Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-aleksandr-makedonskij-imwp/

Александр Македонский

Известный своими амбициями к завоеваниям Александр Македонский занял в истории место, как великий древний эллинский полководец и завоеватель.

За 10 лет военных походов он покорил больше половины известных на тот момент земель и не потерпел ни одного поражения в битвах!

Краткая биография

Александр Македонский (имя – Александр III; прозвище – «Великий») родился 20-21 июля 356г до нашей эры в Македонии. Его отец  — Филипп II, был действующим царем Македонии. Его мать – Олимпиада, дочь царя Эпира.

Известно, что в 7 лет мальчика начали обучать военному искусству и различным наукам. Александр не проявлял интереса к философии и математики. Зато в езде на лошади и стрельбе из лука, а также некоторых других физических и военных науках ему не было равных.

Ученик Аристотеля

Одним из учителей юного Александра Македонского был Аристотель – известный мудрейший древнегреческий философ. Благодаря рассказам своего учителя о Вселенной и ее множественных богатствах и чудесах, мальчик стал мечтать о покорении новых земель.

После очередной новости о том, что его отец Филипп победил очередного врага и завоевал город, Александр III приходил в печаль и говорил: «Такими темпами мне ничего не останется…»

Юный полководец

В 16 лет Александр прошел первое боевое крещение во время битвы с афинянами. Его командование конницей решило исход битвы в пользу македонцев и принесло юному полководцу прозвище «Великий». Воины Филиппа славили его!

Отец был доволен первым практическим опытом сына и с этого момента юный Александр  стал плотно изучать военную науку: основы ведения боя, особенности действий фаланги – боевого подразделения македонян, делавшее их численное меньшинство неважным в битвах с врагами.

Царь Македонии

Когда Александру исполнилось 20 лет, его отца коварно убил один из приближенных. Пришла пора принимать царский трон и управление государством. Александр Македонский не участвовал во внутреннем управлении, зато активно и плодотворно проявил себя в качестве полководца и захватчика сначала соседних городов, а в дальнейшем- соседних и далеких земель.

Существует легенда, что во время осады Афин к Македонскому вышел главный полководец греков Фокион и сказал следующие слова:

«Зачем тебе драться против соплеменников, против эллинов? Ты же стремишься к славе и богатствам, так отправляйся в Азию, бейся против варваров. Там ты завоюешь богатство, добьешься воинской славы, а среди греков ты прославишься добротой».

Македонский воспользовался мудрым советом греческого военачальника, отступил от Афин и направил свое 40 тысячное войско (по некоторым данным – было около 50тыс. воинов) в поход на земли Азии, Персии, Египта.

Фараон Египта

Переправившись через пролив Геллеспонт, Александр со своей армией принял первый бой с персидской армией недалеко от Трои, на реке Граник.

Читайте также:  Кавалер глюк - краткое содержание сказки гофмана

Персидская армия была разгромлена талантливым полководцем из Македонии. После этого многие города персов сдались молодому царю без боя.

В 332г. до н.э. Македонский безо всякого сопротивления вошел в Египет и стал его Фараоном. К тому времени практически вся военная мощь египтян была в Малой Азии.

Царь Азии

После укрепления своего положения в Египетских землях и постройки города Александрии, Македонский решает углубиться в азиатские земли. К тому времени Дарий III, персидский царь, успел собрать большую армию для новой битвы с Александром.

1 октября 331 до н. э. состоялась грандиозная битва при Гавгамелах, в ходе которой войска персов и подвластных им народов были разбиты. Дарий в очередной раз бежал с поля битвы, чем еще больше уронил свой авторитет.

После этой битвы сатрапы многих персидских земель стали звать завоевателя Александра Царем Азии и открывали ему ворота без боя.

Персидский царь

Далее Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к Царю Азии.

Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. э. Персеполь пал.

Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён.

По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями.

В мае 330 до н. э. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н. э. царь Дарий был убит в результате заговора своих военачальников.

Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи.

 Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками, выдан Александру и казнён им в июне 329 до н. э.

Поход в Индию

После победы над персами Александр Македонский не стал возвращаться в родные пенаты, а двинулся в Индию. В сражении он победил войско индийского царя Пора и хотел дойти до Мирового океана. Но тут взбунтовалось его войско.

Македоняне не хотели больше воевать, они требовали возвращения на родину, обвиняли своего царя в чрезмерной жажде богатства и славы. Пришлось ему уступить. У него были грандиозные планы, он хотел завоевать весь мир, думал построить через пустыню Сахару дорогу, выкопать вдоль нее колодцы и многое другое.

Смерть Александра «Великого»

По возвращении в Вавилон, Александр в скором времени заболел лихорадкой. Болезнь прогрессировала, Великий полководец боролся с нею 10 дней, но 13 июня 323 года до нашей эры Александр Македонский умер.

Его тело переправили в Александрию, где похоронили с большими почестями в золотом гробу.

Источник: https://www.vdovgan.ru/aleksandr-makedonskij-velikij-biografiya-kratko/

Материал (история, 5 класс) по теме

  • Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
  •  К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
  •  · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  •  · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •  · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
  •  Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
  •  · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  1.  · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  2.  · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
  3.  Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
  4.  · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  5.  · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  6.  · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  7.  · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  8.  · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  9.  Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
  10.  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  11.  · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  12.  · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  13.  2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  14.  · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  15.  · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  16.  3. Работа с историческими источниками:
  17.  · читать историческую карту с опорой на легенду;
  18.  · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  19.  · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  20.  4. Описание (реконструкция):
  21.  · рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
  22.  · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  •  5. Анализ, объяснение:
  •  · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  •  · соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
  •  · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  •  · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  •  · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  •  · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  •  6. Работа с версиями, оценками:
  •  · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  •  · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  •  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  •  · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  •  · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  •  · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
  • Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного    образования, возрастных потребностей и познавательных  возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

 Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного педмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей   истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

 Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  1.  3. Историческое движение:
  2.  · эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  3.  · формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  4.  · образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  5.  · история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  6.  · развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

 Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все на-званное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

 Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

 Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

 Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.

Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

 При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников.

Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее  значимыми этапами их истории).

Следует подчеркнуть, что      в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи.

Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности       в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

 В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др.

, прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/12/21/aleksandr-makedonskiy-povelitel-mira

Ссылка на основную публикацию