20 февраля 2016
Центром ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой, несомненно, была любовь.
Великая, земная, всепоглощающая – она является зеркальным отражением не только чувств и эмоций самой поэтессы, но и каждой женщины в этом мире.
Русская революционерка Александра Михайловна Коллонтай говорила о творчестве Ахматовой, что та преподнесла людям великий дар – перед читателем предстает «целая книга женской души».
Здесь отображены все: юная невинная девушка, опытная женщина, страстная любовница, умудренная опытом мать и печальная вдова. Все образы женской судьбы воплотила в себе и своих стихотворениях Анна Андреевна, да так, что каждая женщина, прочтя эти строчки, найдет и узнает в них себя.
Александр Иванович Герцен утверждал, что «женщина загнана в любовь» и это её чувство есть большая вселенская несправедливость, ошибка допущенная человечеством указавшим прекрасному полу путь только чувственному, эмоциональному мировосприятию, начисто исключив рационализм из женского сознания и самоидентификации. Что касается Ахматовой, то она вся была погружена в «любовь», с ее многогранностью и многообразием. Ведь это ощущение проходит с нами через всю жизнь.
Бывает неспокойным – «У самого сердца колдует» и волнение подкатывает груди, и хочется сжать руки под темной вуалью. А иногда «целые дни голубком.
На белом окошке воркует» и весь мир сразу становиться радостным, светлым и невинным. Стихотворение Ахматовой переполнено эпитетами, образами, разнообразием поэтических форм и красок.
Любовь – явление стихийное, тревожащее сердце и волнующее воображение.
Материнская или страстная девичья, переполненная нежностью или горечью об утрате – любовь всегда разная, однако, она всегда «верно и тайно ведёт от радости и от покоя» И Анна Андреевна всегда это знала, прочувствовав на себе она сочувствовала и другим.
Но сильному чувству всегда есть место в нашей жизни, оно не подвластно возрасту, рамкам и границам, не помнит прошлого, любовь всегда направлена на будущее, она «Умеет так сладко рыдать в молитве тоскующей скрипке, и страшно её угадать в ещё не знакомой улыбке».
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»
Стихотворение «Я не любви твоей прошу…», написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии. На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и тема поэта, творчества. Уже из первых строк мы понимаем, что лирическую героиню покинул ее возлюбленный. Более того, он предпочел ей другую. Эта «другая», по мнению героини, сама я обыкновенная, «пустая». Она во всем проигрывает лирической героине. Недаром поэтесса использует для характеристики невесты своего бывшего возлюбленного эпитеты «дурочка» и «подруга милая», наполненные иронии. Однако главное место в этом стихотворении занимает образ самой героини. Он как бы раздваивается: с одной стороны, это образ покинутой женщины, с другой – образ поэта, творца. Мы видим, что героиня как покинутая возлюбленная – это мудрая женщина, не таящая обиды на когда-то любимого человека. Но мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию – принятия и смирения: Я не любви твоей прошу. Она теперь в надежном месте. Поверь, что я твоей невесте Ревнивых писем не пишу. Сохранять чувство собственного достоинства героине помогает ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Именно творчество наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, «такой, как все»: Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло… И героиня уверена, что ее бывший возлюбленный поймет свою ошибку, но уже будет поздно – она не примет его назад. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет «счастливо до конца» — лирическая героиня ничем ему не сможет помочь. Горько и иронично она заявляет: В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю. После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – «дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…» Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой «сознанье полное победы нужней», чем все остальное. То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в прошлое, забыто, предано. Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды. Создать такое настроение, а также передать состояние своей героини Ахматовой помогают средства художественной выразительности. Это стихотворение, как и вся лирика поэта, просто и строго по форме, довольно бедно лексическими средствами выразительности. В данном стихотворении присутствуют довольно много метафор: «дружбы светлые беседы», «память первых нежных дней», «счастия гроши», «в мою торжественную ночь», «от счастья я не исцеляю». Есть здесь небольшое количество эпитетов («пресыщенной души»). Из синтаксических средств выразительности в данном стихотворении присутствуют риторический вопрос («И чем могла б тебе помочь?»), риторической восклицание («Ведь так любезны женихи»), недоговоренность («А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней. »). Кроме того, здесь достаточно много инверсий («Тебя не знаю», «Сознанье полное победы», «счастия гроши ты проживешь» и так далее). Присутствует анафора («Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты»). В лексическом плане Ахматова использует просторечные слова («все станет сразу так постыло») для более точной и сильной передачи настроения, состояния героя.
Таким образом, стихотворение «Я не любви твоей прошу» — характерное для Ахматовой произведение, в котором тесным образом переплетается тема любви и творчества, настроение боли и отчаянья — с пониманием избранности и счастья от этого. Передать настроение стихотворения, эмоции главной героини помогают средства художественной выразительности, главными из которых являются метафоры и разнообразные синтаксические средства.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»
Смотрите также по произведению «Стихотворения»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – «Белой ночью».
Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем (Гумилевым, её первым мужем).
Венчавшись в 1910, в 1918 они расстались, имея общего сына – Льва (1912 г.р.).
Интересно, что подавляющее большинство стихов А.А. Ахматовой, начиная с самых первых, вышедших как раз в 1911 году в журнале «Сириус», не имевшем успеха у публики, наполнено болью и горечью утраты. Словно эта молодая женщина, едва переступившая порог двадцатилетия, уже испытала нескончаемую череду расставаний, разрывов и потерь.
Не стало исключением из общего «ахматовского» правила и «Белой ночью». Хотя в тексте нет совершенно ничего «белого» и светлого.
Действие происходит вне времени, вне пространства. В царской России – и с тем же успехом – в СССР, в Подмосковье – и в Париже, например. Ведь там тоже растут сосны, а солнце садится в «закатный мрак хвой». Жизнь лирической героини «адом» может быть везде. И всегда. Поскольку любимый оставил её и не пришел «назад».
Взаимоотношения героев прослеживаются четко, если связать это конкретное стихотворение с другими, хотя бы самыми известными, теми, что на слуху у каждого школьника: «Пленник чужой, мне чужого не надо», «Сердце к сердцу не приковано», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне с тобою пьяным весело»…
Лирическая героиня – эмоциональна, взбалмошна, горда и насмешлива.
Влюблена она страстно и безоглядно, верна и готова быть покорной, но не может показать этого мужчине, из боязни его доминирования, презрения, потери интереса к ней (момент спорный и обсуждаемый).
Поэтому в пылу ссоры она оскорбляет его, сама того не желая, доводит до разрыва – временного или окончательного – этого она и сама не знает в момент написания стихотворения (изливания сиюминутных эмоций).
Внимательный читатель может догадаться и о герое, который незримо присутствует в каждой строке текста, которым полно каждое слово, как и душа героини. Он, возможно, не слишком уверен в себе, излишне эмоционален и обидчив, наверняка не выносит критики.
Скорее всего, он не настолько силен духом и волей, как это требуется нашей героине… Раз ушел и не возвращается.
Или же он недостаточно любит её? Или разлюбил вовсе? К счастью, у поэтических текстов не может быть однозначной прямолинейной трактовки, если это не детская считалка.
Размер стиха: четырехстопный ямб. Рифма мужская (ударение падает на последний слог строки), по расположению рифмующихся строк – перекрестная (абаб). Все 3 куплета рифмуются одинаково – сбоев и внутритекстовых конфликтов нет.
Жанр произведения: любовная лирика. Если рассматривать эмоциональную составляющую, это, в некоторой степени, — послание. И даже воззвание, призыв влюбленной женщины. Признание ошибок, раскаяние и обещание… Но – чего? Измениться? Извиниться? Любить?
Несколько слов о тропах. Немного эпитетов, избытка определений нет: мрак хвой – закатный, ад – проклятый. И все. Выразительность и эмоциональный накал достигаются в этом тексте другими средствами.
Единственное сравнение: «жизнь – проклятый ад». Или же это – гипербола? И можно ли гиперболой назвать «опьянение», наступающее от «звука голоса»? Вопрос спорный.
А.А. Ахматова вообще не старалась свои стихотворения «расцветить» аллегориями и олицетворениями, метафорами и эвфемизмами. Была довольно скупа на употребление витиеватостей и кокетливого жеманства. Если тексты и обвиняли в некоем «аристократизме», «старорежимности» и «искусственности», то напрасно. Её стихи могут быть понятны и «простому люду». Достаточно быть искренним и уметь любить.
Более новые статьи:
Я умею любить
Я умею любить. Умею покорной и нежною быть. Умею заглядывать в очи с улыбкой Манящей, призывной и зыбкой. И гибкий мой стан так воздушен и строен, И нежит кудрей аромат. О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен
И негой объят.
Я умею любить. Я обманно-стыдлива. Я так робко-нежна и всегда молчалива. Только очи мои говорят. Они ясны и чисты,
Так прозрачно-лучисты.
Они счастье сулят. Ты поверишь — обманут, Лишь лазурнее станут И нежнее и ярче они — Голубого сиянья огни. И в устах моих — алая нега. Грудь белее нагорного снега. Голос — лепет лазоревых струй.
Я умею любить. Тебя ждет поцелуй.
Похожие стихи:
Облако тегов
Стихи поэтов по алфавиту
«Я умею любить. »
Я умею любить. Умею покорной и нежною быть. Умею заглядывать в очи с улыбкой Манящей, призывной и зыбкой. И гибкий мой стан так воздушен и строен, И нежит кудрей аромат. О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен И негой объят.
Я умею любить. Я обманно-стыдлива. Я так робко-нежна и всегда молчалива. Только очи мои говорят. Они ясны и чисты, Так прозрачно-лучисты. Они счастье сулят. Ты поверишь — обманут, Лишь лазурные станут И нежнее и ярче они — Голубого сиянья огни. И в устах моих — алая нега. Грудь белее нагорного снега. Голос — лепет лазоревых струй. Я умею любить. Тебя ждет поцелуй.
Послушать стихотворение Ахматовой Я умею любить
Темы соседних сочинений
← Я улыбаться перестала↑ Ахматова01.08.1940 →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/ya-umeyu-lyubit
Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твой прошу…
- Произведение относится к многочисленной любовной лирике поэтессы с переплетением в ней темы поэтического творчества.
- Повествование в стихотворении ведется от имени лирической героини в виде монолога, вокруг которого завязывается сюжетная линия, заключенная в личной драме девушки, покинутой возлюбленным ради другой женщины, отличающейся небольшим умом в отличие от героини.
- Лирическая героиня представляется поэтессой в образе мудрой женщины, которая, несмотря на перенесенную боль, не таит обиду и злобу на любимого в прошлом мужчину и не чувствует себя покинутой, одинокой и грустной, наоборот, посредством собственных страданий и переживаний, женщина обретает состояние смирения и покоя.
- Стихотворение пишется автором с использованием просторечных слов, передающих настроение героини в виде боли, отчаяния и понимания собственного счастья.
В качестве средств художественной выразительности, позволяющих ярко проиллюстрировать душевное состояние лирической героини, поэтесса применяет многочисленные метафоры с вкраплением нечастых эпитетов, используемые в ясной неповторимой форме. Кроме того, в стихотворении присутствуют анафоры и инверсии в сочетании с синтаксическими выразительными методами и фигурами речи в форме риторических вопросов, восклицаний и недоговоренностей.
Благодаря чувственности и эмоциональности авторского замысла стихотворение демонстрирует целостность и духовную силу лирической героини, которая с помощью собственного поэтического дара обретает глубокое осознание сложившейся с ней ситуации, понимая, что разрыв с возлюбленным окончательный. При этом девушка не имеет к бывшему любимому человеку претензий и обид, поскольку является сильной чувственной натурой.
Отличительной особенностью стихотворения является его простота и непритязательность, выраженные в трагичности происходящего с героиней и в то же время в восторженном отношении к девушке, сумевшей преодолеть тоску и боль утраты. При этом автор использует в произведении иронические элементы, акцентирующие внимание на разумности и великодушии героини.
Поэтесса, для которой любовь является отражением собственных человеческих чувств, в стихотворении раскрывает перед читателем целую книгу, рассказывающую о многогранности женской души, не подвластной жизненным законам, заключенной лишь в своем эмоциональном мировосприятии.
Анализ 2
В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным. Но, сами чувства, а так же поэтическая линия – здесь они переплелись воедино.
Прочитывая первые строчки, становится понятно, что здесь раскрывается трагедия: героиню бросил ее любимый человек. Он сам надумал расставить все точки, и уйти к другой девушке, которая глупее ее и наивнее.
Но если не обращать внимания на трагичность ситуации, то главное внимание в этом стихотворении выделено образу самой героини. Здесь нет точного образа. Ведь если посмотреть, то с одной стороны, это брошенная девушка, которая грустит и тоскует, а с другой стороны, благодаря сильному дару поэтессы, здесь открываются более глубокие чувства.
Все становится понятнее, что перед нами – умная девушка, открытая для мира и тех, кто ее окружает. Данная размолвка – очень хорошо раскрывает ее силу духа.
Кто-то может задаться вопросом, а что будет, если все-таки молодой человек надумает вернуться, что тогда будет? Простит ли его героиня? И здесь автор четко обрисовала картину, написав следующие строки. Ведь если мужчина оказался неверным, надумав бросить девушку, которая не мыслила свою жизнь без него, то для чего менять то, что уже произошло?
Из следующих строчек произведения становится понятно, что возникшая размолвка – окончательна. Девушка не предъявляет каких-либо претензий. Сейчас у нее есть шанс посмотреть на произошедшее с другого ракурса. Именно сейчас можно показать те чувства, которые нельзя показать в другом состоянии, когда все хорошо и спокойно.
Все произведение проникнуто непередаваемой ясностью метафор, сравнений. Помимо этого, в строчках стихотворения попадается так же и риторический вопрос. Но иногда, написанные Ахматовой «просторечия» совсем не понижают ощущения яркого образа героев этого стихотворения.
Анализ стихотворения Я не любви твой прошу… по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/ya-ne-lyubvi-tvoj-proshu
Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Я не любви твоей прошу…”
Стихотворение “Я не любви твоей прошу…”, написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии.
На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и тема поэта, творчества. Уже из первых строк мы понимаем, что лирическую героиню покинул ее возлюбленный.
Более того, он предпочел ей другую. Эта “другая”, по мнению героини, сама я обыкновенная, “пустая”.
Она во всем проигрывает лирической героине. Недаром поэтесса использует для характеристики невесты своего бывшего возлюбленного
эпитеты “дурочка” и “подруга милая”, наполненные иронии. Однако главное место в этом стихотворении занимает образ самой героини. Он как бы раздваивается: с одной стороны, это образ покинутой женщины, с другой – образ поэта, творца. Мы видим, что героиня как покинутая возлюбленная – это мудрая женщина, не таящая обиды на когда-то любимого человека. Но мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию – принятия и смирения: Я не любви твоей прошу. Она теперь в надежном месте. Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не
пишу. Сохранять чувство собственного достоинства героине помогает ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Именно творчество наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, “такой, как все”: Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло… И героиня уверена, что ее бывший возлюбленный поймет свою ошибку, но уже будет поздно – она не примет его назад. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет “счастливо до конца” – лирическая героиня ничем ему не сможет помочь. Горько и иронично она заявляет: В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю.
После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – “дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…” Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой “сознанье полное победы нужней”, чем все остальное. То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты.
Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в прошлое, забыто, предано. Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды.
Создать такое настроение, а также передать состояние своей героини Ахматовой помогают средства художественной выразительности. Это стихотворение, как и вся лирика поэта, просто и строго по форме, довольно бедно лексическими средствами выразительности.
В данном стихотворении присутствуют довольно много метафор: “дружбы светлые беседы”, “память первых нежных дней”, “счастия гроши”, “в мою торжественную ночь”, “от счастья я не исцеляю”.
Есть здесь небольшое количество эпитетов (“пресыщенной души”).
Из синтаксических средств выразительности в данном стихотворении присутствуют риторический вопрос (“И чем могла б тебе помочь?”), риторической восклицание (“Ведь так любезны женихи”), недоговоренность (“А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…”).
Кроме того, здесь достаточно много инверсий (“Тебя не знаю”, “Сознанье полное победы”, “счастия гроши ты проживешь” и так далее). Присутствует анафора (“Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты”). В лексическом плане Ахматова использует просторечные слова (“все станет сразу так постыло”) для более точной и сильной передачи настроения, состояния героя.
Таким образом, стихотворение “Я не любви твоей прошу” – характерное для Ахматовой произведение, в котором тесным образом переплетается тема любви и творчества, настроение боли и отчаянья – с пониманием избранности и счастья от этого. Передать настроение стихотворения, эмоции главной героини помогают средства художественной выразительности, главными из которых являются метафоры и разнообразные синтаксические средства.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Я не любви твоей прошу…”« Напишите отзыв о романе бориса васильева в списках не значился
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-anny-axmatovoj-ya-ne-lyubvi-tvoej-proshu/
«Я не любви твой прошу…» А. Ахматова
«Я не любви твой прошу…» Анна Ахматова
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты, —
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
В 1914 году известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение «Я не любви твоей прошу…». На фоне ряда других своих произведений – строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако, область искренних чувств, а также тема поэтического творчества – оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы.
Читая первые строки, становится ясно, что перед нами – личная драма: героиня стихотворения оказалась покинута своим любимым человеком. При этом ее возлюбленный сам решил расстаться, приняв решение уйти к другой женщине. Чувствуется, что та, «другая» – недалекая и ограниченная личность. На это наводит эпитет, который употребила поэтесса: «дурочка».
Несмотря на трагизм ситуации, основное внимание в данном произведении уделено образу главной героини. Он – явно неоднозначен. С одной стороны, перед читателями предстает покинутая женщина, которой одиноко и грустно. Однако, не все так очевидно: по отдельным «штрихам», мастерски созданным Ахматовой, явно виден образ поэтессы, обладающей даром выражения глубоких чувств.
Постепенно усиливается впечатление того, что перед нами – мудрая женщина, не закрывающаяся от мира и окружающих людей завесой обид и претензий.
Случившееся расставание лишь более ярко высвечивает силу внутренних чувств и целостность творческой натуры.
Поэтический дар становится именно тем спасительным средством, которое помогает героине не только обрести глубокое понимание произошедшего события, но и придает новый смысл ее творчеству.
Некоторые читатели могут подумать: «А что будет, если бывший возлюбленный поймет свою ошибку и решит вернуться к главной героине стихотворения?» Поэтесса гениально предвосхитила подобный вопрос – из последующих строк становится ясен ответ. В самом деле, если любимый человек оказался неверен, решив покинуть женщину, которая сильно его любила, то зачем пытаться изменить то, что уже случилось ранее?
Из дальнейших строк стихотворения становится ясно, что произошедший разрыв – окончателен. Героиня не высказывает претензий: теперь она получила возможность увидеть ситуацию с другого, гораздо более высокого уровня. Именно в таком состоянии можно выразить те чувства, глубину которых сложно передать обыденными словами.
Все стихотворение пронизано непередаваемой выразительностью эпитетов, метафор. Кроме того, в тексте произведения встречаются как риторический вопрос, так и восклицание аналогичного рода.
Однако, даже изредка используемые поэтессой так называемые «просторечия» совершенно не снижают ощущения яркой образности героев данного произведения.
И вполне закономерно, что все эти средства художественной выразительности делают стихотворение «Я не любви твоей прошу…» запоминающимся надолго.
Источник: https://pishi-stihi.ru/ya-ne-lyubvi-tvoj-proshu-ahmatova.html
2. Анализ стихотворения а. Ахматовой «я не любви твоей прошу»
-
Я
не любви твоей прошу. -
Она
теперь в надежном месте. -
Поверь,
что я твоей невесте -
Ревнивых
писем не пишу. -
Но
мудрые прими советы: -
Дай
ей читать мои стихи, -
Дай
ей хранить мои портреты,- -
Ведь
так любезны женихи! -
А
этим дурочкам нужней -
Сознанье
полное победы, -
Чем
дружбы светлые беседы -
И
память первых нежных дней… -
Когда
же счастия гроши -
Ты
проживешь с подругой милой -
И
для пресыщенной души -
Все
станет сразу так постыло – -
В
мою торжественную ночь
Не
приходи. Тебя не знаю.
И
чем могла б тебе помочь?
От
счастья я не исцеляю.
Стихотворение
было написано в 1914 году. На фоне ряда
других произведений А. Ахматовой –
строки этого стихотворения выглядят
несколько непритязательно. Однако
область искренних чувств, а также тема
поэтического творчества – оба эти
направления наглядно проявились в
данном произведении поэтессы.
Читая
первые строки, становится ясно, что
перед нами – личная драма: героиня
стихотворения оказалась покинута своим
любимым человеком. При этом ее возлюбленный
сам решил расстаться, приняв решение
уйти к другой женщине. Чувствуется, что
та, «другая» – недалекая и ограниченная
личность. На это наводит эпитет, который
употребила поэтесса: «дурочка».
Несмотря
на трагизм ситуации, основное внимание
в данном произведении уделено образу
главной героини. Он – явно неоднозначен.
С одной стороны, перед читателями
предстает покинутая женщина, которой
одиноко и грустно. Однако, не все так
очевидно: по отдельным «штрихам»,
мастерски созданным Ахматовой, явно
виден образ поэтессы, обладающей даром
выражения глубоких чувств.
Постепенно
усиливается впечатление того, что перед
нами – мудрая женщина, не закрывающаяся
от мира и окружающих людей завесой обид
и претензий. Случившееся расставание
лишь более ярко высвечивает силу
внутренних чувств и целостность
творческой натуры. мы
понимаем, что ей пришлось многое пережить
и много перестрадать, чтобы прийти к
такому состоянию–принятия и смирения:
-
Я
не любви твоей прошу. -
Она
теперь в надежном месте. -
Поверь,
что я твоей невесте -
Ревнивых
писем не пишу.
Сохранять
чувство собственного достоинства
героине помогает ее творческий дар,
осознание того, что она Поэт.
Поэтический дар становится именно тем
спасительным средством, которое помогает
героине не только обрести глубокое
понимание произошедшего события, но и
придает новый смысл ее творчеству.
Именно оно наполняет ее жизнь смыслом,
позволяет понимать, что все потери в ее
жизни – это пустяк по сравнению с тем,
что у нее есть.
-
Конечно,
женщину-поэта любить непросто. Однако,
отношения с ней не идут ни в какое
сравнение с любовью к самой обычной,
серой, «такой, как все»: -
Когда
же счастия гроши -
Ты
проживешь с подругой милой -
И
для пресыщенной души -
все
станет сразу так постыло…
Некоторые
читатели могут подумать: «А что будет,
если бывший возлюбленный поймет свою
ошибку и решит вернуться к главной
героине стихотворения?» Поэтесса
гениально предвосхитила подобный вопрос
– из последующих строк становится ясен
ответ. В самом деле, если любимый человек
оказался неверен, решив покинуть женщину,
которая сильно его любила, то зачем
пытаться изменить то, что уже случилось
ранее?
Из
дальнейших строк стихотворения становится
ясно, что произошедший разрыв –
окончателен. Герой
сделала выбор – в сторону обыденного,
прозаического счастья. Так пусть он
будет «счастливо до конца» — лирическая
героиня ничем ему не сможет помочь.
Горько и иронично она заявляет:
В
мою торжественную ночь
Не
приходи. Тебя не знаю.
И
чем могла б тебе помочь?
От
счастья я не исцеляю.
После
разрыва отношений героиня хотела от
своего бывшего возлюбленного лишь
одного – «дружбы светлые беседы И память
первых нежных дней…» Но этого не
случилось. Кто в этом виноват? То ли
невеста героя, для которой «сознанье
полное победы нужней», чем все остальное.
То ли сам герой, который не позволяет
своей будущей жене читать стихи героини,
хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв
произошел навсегда, многое из того, что
дорого и лирической героине, и ее
возлюбленному, ушло в прошлое, забыто,
предано.
Это героине обиднее и страшнее
всего, именно поэтому стихотворение
наполнено настроением грусти, горечи,
обиды.
Создать
такое настроение, а также передать
состояние своей героини Ахматовой
помогают средства художественной
выразительности.
Это стихотворение,
как и вся лирика поэта, просто и строго
по форме, довольно бедно лексическими
средствами выразительности.
В данном
стихотворении присутствуют довольно
много метафор: «дружбы светлые беседы»,
«память первых нежных дней», «счастия
гроши», «в мою торжественную ночь», «от
счастья я не исцеляю». Есть здесь
небольшое количество эпитетов
(«пресыщенной души»).
Из
синтаксических средств выразительности
в данном стихотворении присутствуют
риторический вопрос («И чем могла б тебе
помочь?»), риторической восклицание
(«Ведь так любезны женихи»), недоговоренность
(«А этим дурочкам нужней Сознанье полное
победы, Чем дружбы светлые беседы И
память первых нежных дней…»). Кроме
того, здесь достаточно много инверсий
(«Тебя не знаю», «Сознанье полное победы»,
«счастия гроши ты проживешь» и так
далее). Присутствует анафора («Дай ей
читать мои стихи, Дай ей хранить мои
портреты»).
В
лексическом плане Ахматова использует
просторечные слова («все станет сразу
так постыло») для более точной и сильной
передачи настроения, состояния героя.
Таким
образом, стихотворение «Я не любви твоей
прошу» — характерное для Ахматовой
произведение, в котором тесным образом
переплетается тема любви и творчества,
настроение боли и отчаянья — с пониманием
избранности и счастья от этого. Передать
настроение стихотворения, эмоции главной
героини помогают средства художественной
выразительности, главными из которых
являются метафоры и разнообразные
синтаксические средства.
И
вполне закономерно, что все эти средства
художественной выразительности делают
стихотворение «Я не любви твоей прошу…»
запоминающимся надолго.
Источник: https://studfile.net/preview/8117532/page:2/
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу»
А. Ахматова стала настоящей легендой в поэзии русской литературы. Ее стихотворения и поэмы зачитывают наизусть до сих пор. Ее помнят , любят и уважают. Но самой главной ее заслугой , как считала сама Ахматова и мы поспешим с ней согласиться , является то, что она раскрыла сильную и самоотверженную душу обычной русской женщины.
Так, большинство ее стихотворений , это истории женщин, судьбы которых привели их к тяжелым и почти невыполнимым жизненным ситуациям. Все ее женщины живые, их сердца наполнены любовью, а душа всегда добрая и чистая.
Стихотворение “Я не любви твоей прошу” наполнено той самой женственностью и грустью, о которой говорилось ранее. Литературная героиня Ахматовой находится в очень тяжелом положении. Из первых двух строк мы понимаем , что любовь главной героини ушла от нее. Точнее сказать , чувство еще живо и пылает с прежней силой, вот только сам человек ушел от нее к другой.
Ей до боли обидно, но она ничего не может с этим поделать. Сражаться за любовь – нет смысла, ведь один человек не сможет возобновить сильные отношения между бывшими влюбленными.
Но литературная героиня нарекает своего возлюбленного, что бы тот дал своей невесте хранить ее фотографии и читать стихи. Возможно, тем самым, героиня хочет напоминать о своем присутствии, ведь ее могут так же выкинуть из жизни, как это произошло с литературной героиней стихотворения Ахматовой.
Так же оно говорит о недолговечности их отношений, что скоро “Все станет сразу так постыло”. Она сразу говорит о том, что не будет ждать его у себя, ведь она постарается забыть все что было и вычеркнуть из памяти все чувства и воспоминания. Нельзя не заметить в словах героини боль и обиду.
Героиня с иронией говорит о том, что : “От счастья я не исцеляю”. За ней она прячет обиду, которую получила из-за предательства и обмана.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-anny-axmatovoj-ya-ne-lyubvi-tvoej-proshu.html
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»
Текст
Стихотворение «Я не любви твоей прошу…», написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии. На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и тема поэта, творчества. Уже из первых строк мы понимаем, что лирическую героиню покинул ее возлюбленный. Более того, он предпочел ей другую. Эта «другая», по мнению героини, сама я обыкновенная, «пустая». Она во всем проигрывает лирической героине. Недаром поэтесса использует для характеристики невесты своего бывшего возлюбленного эпитеты «дурочка» и «подруга милая», наполненные иронии. Однако главное место в этом стихотворении занимает образ самой героини. Он как бы раздваивается: с одной стороны, это образ покинутой женщины, с другой – образ поэта, творца. Мы видим, что героиня как покинутая возлюбленная – это мудрая женщина, не таящая обиды на когда-то любимого человека. Но мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию – принятия и смирения: Я не любви твоей прошу. Она теперь в надежном месте. Поверь, что я твоей невесте Ревнивых писем не пишу.
Сохранять чувство собственного достоинства героине помогает ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Именно творчество наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть
Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, «такой, как все»: Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло…
И героиня уверена, что ее бывший возлюбленный поймет свою ошибку, но уже будет поздно – она не примет его назад. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет «счастливо до конца» — лирическая героиня ничем ему не сможет помочь. Горько и иронично она заявляет:
В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе помочь? От счастья я не исцеляю.
После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – «дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…» Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой «сознанье полное победы нужней», чем все остальное.
То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в прошлое, забыто, предано.
Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды.
Источник: https://4fasol.com/txt/essay/102881