Анализ стихотворения андрея белого любовь

«Сим­во­лизм – мо­гу­чая сила, стре­мя­ща­я­ся уга­дать новые со­че­та­ния мыс­лей, кра­сок и зву­ков и неред­ко уга­ды­ва­ю­щая их с осо­бой убе­ди­тель­но­стью», – на­ста­и­вал Баль­монт.

В от­ли­чие от Ме­реж­ков­ско­го, Баль­монт видел в сим­во­ли­че­ской по­э­зии не при­об­ще­ние к «глу­би­нам духа», а «огла­ше­ние сти­хий».

Уста­нов­ка на при­част­ность Веч­но­му Хаосу, «сти­хий­ность» дала в рус­ской по­э­зии «ди­о­ни­сий­ский тип» ли­ри­ки, вос­пе­ва­ю­щей «без­бреж­ную» лич­ность, са­мо­за­кон­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность, необ­хо­ди­мость жить в «те­ат­ре жгу­чих им­про­ви­за­ций».

По­доб­ная по­зи­ция была за­фик­си­ро­ва­на в на­зва­ни­ях сбор­ни­ков Баль­мон­та «В без­бреж­но­сти», «Будем как солн­це». «Ди­о­ни­сий­ству» отдал долж­ное и А. Блок, пев­ший вихрь «сво­бод­ных сти­хий», кру­же­ние стра­стей («Снеж­ная маска», «Две­на­дцать»).

Чтобы рас­шиф­ро­вать сти­хо­тво­ре­ние,  нужно при­бе­гать к спе­ци­аль­ным зна­ни­ям, твор­че­ство ав­то­ра, его фи­ло­соф­ские взгля­ды. Важ­ней­шей, без­услов­ной цен­но­стью для сим­во­ли­ста яв­ля­ет­ся само ис­кус­ство, твор­че­ство, кра­со­та.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 1.  Че­ру­би­на де Га­б­ри­ак

Ели­за­ве­та Ива­нов­на Дмит­ри­е­ва (в за­му­же­стве Ва­си­лье­ва; 31 марта 1887, Пе­тер­бург — 5 де­каб­ря 1928, Таш­кент) — рус­ская по­этес­са, более из­вест­ная под ли­те­ра­тур­ным псев­до­ни­мом-ми­сти­фи­ка­ци­ей Че­ру­би­на де Га­б­ри­ак.

Лето 1909 Е.

Дмит­ри­е­ва про­ве­ла в Кок­те­бе­ле, на даче у Во­ло­ши­на, где ро­ди­лась сов­мест­ная идея ли­те­ра­тур­ной ми­сти­фи­ка­ции, был при­ду­ман звуч­ный псев­до­ним и ли­те­ра­тур­ная маска та­ин­ствен­ной кра­са­ви­цы-ка­то­лич­ки. С 1909 стихи Че­ру­би­ны де Га­б­ри­ак пе­ча­та­ют­ся в жур­на­ле «Апол­лон», её успех го­ло­во­кру­жи­те­лен и несо­мне­нен, её твор­че­ство по­лу­ча­ет вы­со­кую оцен­ку И. Ан­нен­ско­го и В. Ива­но­ва.

Лишь раз один, как па­по­рот­ник, я

цвету огнем ве­сен­ней, пья­ной ночью…

Приди за мной к лес­но­му сре­до­то­чью,

в за­кля­тый круг, приди, сорви меня.

Люби меня. Я всем тебе близ­ка.

  • О, усту­пи моей лю­бов­ной порче.
  • Я, как мин­даль, смер­тель­на и горь­ка,
  • неж­ней чем смерть, об­ман­чи­вей и горче.
  • (1909)

В этом сти­хо­тво­ре­нии про­счи­та­ны все эле­мен­ты. Оно не столь­ко на­пи­са­но, сколь­ко скон­стру­и­ро­ва­но. Раз­мер: ше­сти­стоп­ный ямб (вы­со­кий стиль). При­сут­ству­ет фольк­лор­ный образ – это  «цве­те­ние па­по­рот­ни­ка». Лю­бовь, по мне­нию ав­то­ра, как что-то страш­ное,  что рас­цве­та­ет раз в году и что не может про­изой­ти на самом деле.

По­яв­ля­ет­ся сим­вол любви, несу­щей смерть, — мин­даль (ци­а­ни­стый калий).

Раз­об­ла­че­ние Че­ру­би­ны со­сто­я­лось в конце 1909: прав­ду узнал М. Кузь­мин, вы­ве­дав­ший  номер те­ле­фо­на Дмит­ри­е­вой.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 2. М. Кузь­мин

Таким об­ра­зом, в конце 1910 в «Апол­лоне» по­яви­лась ещё одна под­бор­ка сти­хов Че­ру­би­ны, с за­клю­чи­тель­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем «Встре­ча», под­пи­сан­ным под­лин­ным име­нем по­этес­сы.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 3. Апол­лонъ/Апол­лон, ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ный жур­нал «Се­реб­ря­но­го века»

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 5.  Н. Гу­ми­лев

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 6. М. Во­ло­шин

Раз­об­ла­че­ние обер­ну­лось для Дмит­ри­е­вой тя­же­лей­шим твор­че­ским кри­зи­сом: после раз­ры­ва с Гу­ми­лё­вым и Во­ло­ши­ным и скан­даль­ной дуэли между двумя по­эта­ми Дмит­ри­е­ва на­дол­го за­мол­ча­ла.

 2. А. Блок. «За городом в полях весною»

Сти­хо­тво­ре­ния А. Блока и А. Бе­ло­го

Сти­хо­тво­ре­ния А. Блока и А. Бе­ло­го раз­ные во всем.

  1. За го­ро­дом в полях вес­ною воз­дух дышит.
  2. Иду и тре­пе­щу в пред­ве­стии огня.
  3. Там, знаю, впе­ре­ди — мор­скую зыбь ко­лы­шет
  4. Ды­ха­нье су­мра­ка — и му­ча­ет меня.
  5. Я помню: да­ле­ко шумит, шумит сто­ли­ца.
  6. Там, в су­мер­ках весны, неуго­мон­ный зной.

О, скуд­ные серд­ца! Как без­на­деж­ны лица!

  • Не знав­шие весны тос­ку­ют над собой.
  • А здесь, как па­мять лет невин­ных и ве­ли­ких,
  • Из су­мра­ка зари — неве­до­мые лики

Ве­ща­ют жизни строй и веч­но­сти огни…

  1. За­бу­дем доль­ний шум. Явись ко мне без гнева,
  2. За­кат­ная, Та­ин­ствен­ная Дева,
  3. И зав­тра и вчера огнем со­еди­ни.

Блок вы­би­ра­ет сонет. Он со­хра­ня­ет ком­по­зи­цию: тезис, ан­ти­те­зис и син­тез. Это  ше­сти­стоп­ный  ямб. Поэт в конце уби­ра­ет слог для того, чтобы сде­лать паузу.

Пер­вый мир – это мир при­ро­ды, где дыши весна, весь мир про­ни­зан ды­ха­ни­ем.

Вто­рой мир — это мир го­ро­да, где живут люди, не зна­ю­щие весну, где нет воз­ду­ха. Есть воз­дух, и его нет, при­ро­да и город с лю­дь­ми со скуд­ны­ми серд­ца­ми. Огонь по­яв­ля­ет­ся во 2-й строч­ке.

Он  встре­ча­ет­ся в хри­сти­ан­ской куль­ту­ре. Заря ста­но­вить­ся пред­ве­сти­ем очи­ще­ни­ем, ко­то­рая уни­что­жа­ет время, со­еди­ня­ет эти два мира. Образ огня про­хо­дит через все сти­хо­тво­ре­ние.

Образ девы – образ веч­но­сти, веч­ной кра­со­ты, ко­то­рый дол­жен спа­сти мир. В деве есть и лю­бовь,  и твор­че­ство, и пред­вест­ник ги­бе­ли.

Это сти­хо­тво­ре­ние по­вто­ря­ет ро­ман­ти­че­ское.

В своей по­э­зии А. Блок со­здал все­объ­ем­лю­щую си­сте­му сим­во­лов. Цвета, пред­ме­ты, зву­ча­ния, дей­ствия – все сим­во­лич­но в по­э­зии Блока.  Но, в от­ли­чие от сред­не­ве­ко­вых сим­во­лов, сим­во­лы по­э­зии Блока мно­го­знач­ны, па­ра­док­саль­ны.

Незна­ком­ка может быть ис­тол­ко­ва­на и как яв­ле­ние Музы поэту, и как па­де­ние Пре­крас­ной Дамы, пре­вра­ще­ние ее в «Бе­ат­ри­че у ка­бац­кой стой­ки», и как гал­лю­ци­на­ция, греза, «ка­бац­кий угар» – все эти зна­че­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся друг с дру­гом, «мер­ца­ют, как глаза кра­са­ви­цы за ву­а­лью».

 3. А. Белый. «Горы в брачных венцах»

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Рис. 7. Ан­дрей Белый

В сим­во­лах за­пе­чат­ле­ны муки че­ло­ве­че­ской души в по­э­зии А.Бе­ло­го (сбор­ни­ки «Урна, Пепел»). Раз­рыв со­вре­мен­но­го со­зна­ния в сим­во­ли­че­ских фор­мах изоб­ра­жен в ро­мане Бе­ло­го Пе­тер­бург – пер­вом рус­ском ро­мане «по­то­ка со­зна­ния».

Бомба, ко­то­рую го­то­вит глав­ный герой ро­ма­на Н.

Аб­ле­ухов, разо­рван­ные диа­ло­ги, рас­пав­ше­е­ся род­ство внут­ри «слу­чай­но­го се­мей­ства» Аб­ле­ухо­вых, об­рыв­ки из­вест­ных сю­же­тов, вне­зап­ное рож­де­ние среди болот «го­ро­да-экс­пром­та», «го­ро­да-взры­ва» на сим­во­ли­че­ском языке вы­ра­жа­ли клю­че­вую идею ро­ма­на – идею рас­па­да, разъ­еди­не­ния, под­ры­ва всех свя­зей. Сим­во­лизм Бе­ло­го – осо­бая экс­та­ти­че­ская форма пе­ре­жи­ва­ния дей­стви­тель­но­сти, «еже­се­кунд­ные от­прав­ле­ния в бес­ко­неч­ность» от каж­до­го слова, об­ра­за.

  • Горы в брач­ных вен­цах.
  • Я в вос­тор­ге, я молод.
  • У меня на горах
  • очи­сти­тель­ный холод.
  • Вот ко мне на утес
  • при­та­щил­ся гор­бун се­до­вла­сый.
  • Мне в по­да­рок при­нес
  • из под­зем­ных теп­лиц ана­на­сы.
  • Он в ма­ли­но­во-яр­ком пля­сал,
  • про­слав­ляя ла­зурь.
  • Бо­ро­дою, взме­тал
  • вихрь ме­тель­но-се­реб­ря­ных бурь.
  • Го­ло­сил
  • низ­ким басом.
  • В небе­са
  • за­пу­стил ана­на­сом.
  • И, дугу опи­сав,
  • оза­ряя окрест­ность,
  • ана­нас нис­па­дал, про­си­яв,
  • в неиз­вест­ность,
  • зо­ло­тую росу
  • из­лу­чая стол­ба­ми чер­вон­ца.
  • Го­во­ри­ли внизу:

«Это — диск пла­ме­зар­но­го солн­ца…»

  1. Низ­вер­га­лись, звеня,
  2. омы­ва­ли утесы
  3. зо­ло­тые фон­та­ны огня —
  4. хру­ста­ля
  5. за­алев­ше­го росы.
  6. Я в бо­ка­лы вина на­це­дил
  7. и, под­крав­ши­ся боком,
  8. гор­бу­на ока­тил
  9. све­то­пен­ным по­то­ком.
  10. 1903, Москва.

В сти­хо­тво­ре­ние  А. Бе­ло­го вос­при­ни­ма­ет­ся как про­во­ка­ция. Раз­мер со­зда­ет­ся че­ре­до­ва­ни­ем  опре­де­лен­ных стоп (по­ли­мет­рия) За ос­но­ву взят ана­пест, но ана­пест сфор­ми­ро­ван при­чуд­ли­вым об­ра­зом.

  • Текст ста­но­вит­ся то длин­нее, то ко­ро­че:
  • 1-я стро­фа за­да­ет раз­мер  — это дву­стоп­ный ана­пест,
  • далее – че­ре­до­ва­ние дву­стоп­но­го и трех­стоп­но­го,
  • 3-я – че­ре­до­ва­ние трех­стоп­но­го и дву­стоп­но­го,
  • в 4-й стро­ке – од­но­стоп­ный или дву­стоп­ный.
  • Ритм в сти­хо­тво­ре­нии рва­ный, тан­цу­ю­щий.
  • Горы в брач­ных вен­цах.
  • Я в вос­тор­ге, я молод.
  • У меня на горах
  • очи­сти­тель­ный холод.

Ритм пра­виль­ный, пол­ная гар­мо­ния. Глав­ный герой – поэт, по­зна­ю­щий  кра­со­ту. К  нему  «при­та­щил­ся» стран­ный гость,  управ­ля­ю­щий   сти­хи­я­ми («ме­тель­но-се­реб­ря­ны­ми  бу­ря­ми»). Весь мир для поэта те­ря­ет смысл.

Сим­вол ана­на­са – солн­це. По­яв­ля­ют­ся крас­ки, огонь. Поэт  те­перь вклю­ча­ет­ся в стран­ную игру, ху­ли­га­нит.

  1. Стран­ный герой, образ фи­ло­со­фа в горах ас­со­ци­и­ру­ет­ся с ге­ро­я­ми Ницше (За­ра­ту­ст­ра).
  2. Этот стран­ный герой – нищий, при­тан­цо­вы­ва­ю­щий пля­сун.
  3. Поиск стран­но­го ритма ста­но­вит­ся  смыс­лом но­во­го ис­кус­ства.

 4. Метрическая проза. Заключение

Сим­во­ли­сты обо­га­ти­ли рус­скую по­э­ти­че­скую куль­ту­ру важ­ны­ми от­кры­ти­я­ми: они при­да­ли по­э­ти­че­ско­му слову неве­до­мую пре­жде по­движ­ность и мно­го­знач­ность, на­учи­ли рус­скую по­э­зию от­кры­вать в слове до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки и грани смыс­ла; пло­до­твор­ны­ми стали по­ис­ки сим­во­ли­стов в сфере по­э­ти­че­ской фо­не­ти­ки (см. ма­стер­ское ис­поль­зо­ва­ние ас­со­нан­са и эф­фект­ной ал­ли­те­ра­ции К. Баль­мон­том, В. Брю­со­вым, А. Белым); были рас­ши­ре­ны рит­ми­че­ские воз­мож­но­сти рус­ско­го стиха, раз­но­об­раз­нее стала стро­фи­ка, был от­крыт цикл как форма ор­га­ни­за­ции по­э­ти­че­ских тек­стов; несмот­ря на край­но­сти ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма и субъ­ек­ти­виз­ма, сим­во­ли­сты по-но­во­му по­ста­ви­ли во­прос о роли ху­дож­ни­ка; ис­кус­ство бла­го­да­ря сим­во­ли­стам стало более лич­ност­ным.

Для В. Брю­со­ва сим­во­лизм стал спо­со­бом по­сти­же­ния ре­аль­но­сти – «клю­чом тайн».В ста­тье «Ключи тайн» (1903) он писал: «Ис­кус­ство есть по­сти­же­ние мира иными, нерас­су­доч­ны­ми пу­тя­ми. Ис­кус­ство – то, что мы в дру­гих об­ла­стях на­зы­ва­ем от­кро­ве­ни­ем».

До­пол­ни­тель­но

Вер­либр (франц. vers libre — сво­бод­ный стих) — форма мет­ри­че­ской ком­по­зи­ции, ха­рак­тер­ная для ХХ в. В целом вер­либр опре­де­ля­ют по нега­тив­ным при­зна­кам: у него нет ни раз­ме­ра, ни рифмы, и его стро­ки никак не упо­ря­до­че­ны по длине.

Это озна­ча­ет, что можно взять любой кусок прозы, про­из­воль­но раз­бить его на стро­ки — и в ре­зуль­та­те дол­жен по­лу­чить­ся вер­либр. Фор­маль­но это так и есть.

Но здесь чрез­вы­чай­но важно сле­ду­ю­щее: один и тот же кусок прозы может быть раз­бит на стро­ки по-раз­но­му, и это уже мо­мент твор­че­ства — сам факт этого раз­би­е­ния.

Вто­рое, что очень важно: в ре­зуль­та­те этого про­из­воль­но­го раз­би­е­ния по­яв­ля­ет­ся фе­но­мен сти­хо­твор­ной стро­ки, то есть еди­ни­цы, лишь по­тен­ци­аль­но при­сут­ству­ю­щей в нести­хо­вой обы­ден­ной речи.

Вме­сте со сти­хо­твор­ной стро­кой по­яв­ля­ет­ся закон двой­ной сег­мен­та­ции, или двой­но­го ко­ди­ро­ва­ния, сти­хо­твор­ной речи — на­ло­же­ние обы­ден­но­го син­так­си­че­ско­го раз­би­е­ния на рит­ми­че­ское, ко­то­рое может про­ти­во­ре­чить пер­во­му.

Обыч­ные стихи с раз­ме­ром и риф­мой можно за­пи­сать про­зой, уни­что­жив фор­маль­ную стро­ку, как го­во­рят, in continio — стро­ка в этом слу­чае не уни­что­жит­ся, ее концы будут по­ка­зы­вать рифмы и мет­ри­че­ская схема.

В слу­чае вер­либ­ра  это невоз­мож­но — это стих, ко­то­рый опре­де­ля­ет­ся самим фак­том на­ли­чия «голой» сти­хо­тво­рвой стро­ки как «эк­ви­ва­лен­та метра» (тер­мин Ю.Н. Ты­ня­но­ва). Двой­ная сег­мен­та­ция речи про­яв­ля­ет­ся в вер­либ­ре пре­жде всего в том, что окон­ча­ние син­так­си­че­ских син­тагм может не сов­па­дать с окон­ча­ни­ем строк, то есть воз­ни­ка­ет эф­фект ин­то­на­ци­он­но­го пе­ре­но­са, enjambement.

Сво­бод­ный стих вы­ра­жал в самой своей форме нечто чрез­вы­чай­но важ­ное для ХХ в. Неда­ром ка­то­лик Г. К. Че­стер­тон на­пи­сал, что «сво­бод­ный стих, как сво­бод­ная лю­бовь, — про­ти­во­ре­чие в тер­ми­нах», а все­мир­но из­вест­ный куль­ту­ро­лог В. Ива­нов на­звал вер­либр «спо­со­бом ви­деть мир».  

  • Од­на­ко имен­но об­раз­цы рус­ско­го вер­либ­ра, в осо­бен­но­сти те шесть тек­стов, на­пи­сан­ных вер­либ­ром, ко­то­рые оста­вил Блок, пред­став­ля­ют огром­ный ин­те­рес, при­чем не толь­ко для тео­ре­ти­ка стиха, но и для фи­ло­со­фа и линг­ви­ста.
  • Вер­либр — не от­сут­ствие си­сте­мы, а, на­про­тив, чрез­вы­чай­но слож­ная си­сте­ма, можно ска­зать, ме­та­си­сте­ма. Чтобы было по­нят­но и на­гляд­но, нужно про­ну­ме­ро­вать стро­ки:
  • 1. Она при­ш­ла с мо­ро­за,
  • 2. Рас­крас­нев­ша­я­ся,
  • 3. На­пол­ни­ла ком­на­ту
  • 4. Аро­ма­том воз­ду­ха и духов,
  • 5. Звон­ким го­ло­сом
  • 6. И со­всем неува­жи­тель­ной к за­ня­ти­ям

7. Бол­тов­ней.

  1. 8. Она немед­лен­но уро­ни­ла на пол
  2. 9. Тол­стый том ху­до­же­ствен­но­го жур­на­ла,
  3. 10. И сей­час же стало ка­зать­ся,
  4. 11. Что в моей боль­шой ком­на­те

12. Очень мало места.

13. Все это было немнож­ко до­сад­но

14. И до­воль­но неле­по.

15. Впро­чем, она за­хо­те­ла,

16. Чтобы я читал ей вслух «Мак­бе­та».

  • 17. Едва дойдя до пу­зы­рей земли,
  • 18. О ко­то­рых я не могу го­во­рить без вол­не­ния,
  • 19. Я за­ме­тил, что она тоже вол­ну­ет­ся

20. И вни­ма­тель­но смот­рит в окно.

21. Ока­за­лось, что боль­шой пест­рый кот

22. С тру­дом ле­пит­ся по краю крыши,

23. Под­сте­ре­гая це­лу­ю­щих­ся го­лу­бей.

24. Я рас­сер­дил­ся боль­ше всего на то,

25. Что це­ло­ва­лись не мы, а го­лу­би,

26. И что про­шли вре­ме­на Паоло и Фран­че­ски.   А. Блок

  1. Стро­ка 1 — чи­стей­ший 3-стоп­ный ямб. Более того, это мет­ри­че­ская ав­то­ци­та­та из сти­хов «вто­ро­го тома»:
  2. Она при­ш­ла с за­ка­та.
  3. Был плащ ее за­ко­лот
  4. Цвет­ком нездеш­них стран.
  5. Звала меня ку­да-то
  6. В бес­цель­ный зим­ний холод
  7. И в се­вер­ный туман.

Раз­би­ра­е­мое сти­хо­тво­ре­ние на­хо­дит­ся в на­ча­ле «тре­тье­го тома». Поэт как бы из­де­ва­ет­ся над сво­и­ми про­шлы­ми иде­а­ла­ми, над Пре­крас­ной Дамой; стро­ки 16 и 17 на­пи­са­ны со­от­вет­ствен­но 5-стоп­ным хо­ре­ем и 5-стоп­ным ямбом.

Пер­вый раз­мер имеет в рус­ской по­э­зии устой­чи­вую смыс­ло­вую тра­ди­цию, иду­щую от сти­хо­тво­ре­ния Лер­мон­то­ва «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу…» — «ди­на­ми­че­ский мотив пути, про­ти­во­по­став­лен­ный ста­ти­че­ско­му мо­ти­ву жизни» (фор­му­ли­ров­ка про­фес­со­ра К. Ф.

Та­ра­нов­ско­го, ко­то­ро­му при­над­ле­жит это от­кры­тие). Те­перь срав­ним стро­ку 16 с лер­мон­тов­ски­ми сти­ха­ми:

  • Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
  • Про лю­бовь мне слад­кий голос пел.
  • Вновь мет­ри­че­ская ци­та­та (кста­ти, сле­ду­ет ого­во­рить тот факт, что ни в коем слу­чае нель­зя фа­ми­лию Мак­бет, про­из­но­сить с уда­ре­ни­ем на пер­вом слоге, в этом слу­чае раз­ру­ша­ет­ся раз­мер: вспом­ним ир­ланд­ские и шот­ланд­ские фа­ми­лии — Мак­Таг­гарт, Мак­Кин­си, Мак­Карт­ни, Ма­кАр­тур — везде уда­ре­ние на вто­ром слоге). Что ка­са­ет­ся стро­ки 17, то белым (то есть нериф­мо­ван­ным) 5-стоп­ным ямбом на­пи­са­ны тра­ге­дии Шекс­пи­ра, среди них «Мак­бет», ра­зу­ме­ет­ся:
  • Земля, как и вода, имеет пары.
  • И это были пу­зы­ри земли.
  • Все сти­хо­тво­ре­ние Блока и любой вер­либр со­сто­ит из строк, со­от­вет­ству­ю­щих, «омо­ни­мич­ных» раз­лич­ным сти­хо­твор­ным раз­ме­рам, — в этом суть вер­либ­ра как си­сте­мы си­стем.
  • У Бор­хе­са в рас­ска­зе «Уто­пия уста­ло­го че­ло­ве­ка» есть сле­ду­ю­щий пас­саж:
Читайте также:  Аристотель - великий естествоиспытатель сообщение доклад 5 класс кратко

«- Это ци­та­та? — спро­сил я его.

— Ра­зу­ме­ет­ся. Кроме цитат, нам уже ни­че­го не оста­лось.

Наш язык — си­сте­ма цитат».

Си­сте­ма цитат — ин­тер­текст, опре­де­ля­ю­щее по­ня­тие по­э­ти­ки мо­дер­низ­ма и пост­мо­дер­низ­ма. Вот по­че­му вер­либр стал сим­во­лом по­э­зии ХХ в.

Вопросы к конспектам

Про­ана­ли­зи­ро­вать сти­хо­тво­ре­ние сим­во­ли­стов( по вы­бо­ру)

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3539

"Родина" — анализ стихотворения Андрея Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого ЛюбовьАнализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России. 

Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма. 

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Год Событие
1900-1903 Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905 Начало первой русской революции.
1908 Написание стиха «Родине».
1910 Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Тема стихотворения

Центральной является тема матери — Родины, России. Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ. 

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье. 

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому. 

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Стихотворный размер

Размер стиха — трехстопный анапест. Этим автор наследует Некрасова, повторяя смыслы гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

Заключение

Стала ли чужой для поэта Россия в этом стихотворении? На первый взгляд это так, особенно если вчитаться в слова «роковая страна, ледяная». Но на самом деле Белый любит свою страну, ощущает ее мощь. Он и его друзья не понимают, почему в стране столько лет ничего не меняется. 

Стих Андрея Белого «Родине» — яркий пример глубоко реалистичного творчества, где каждое слово, каждая частичка наполнены глубочайшим философским смыслом.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/belyi-rodina.html

Анализ стихотворения «Родине» Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г.

он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в.

литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам.

Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» – пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть.

Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна.

В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый».

Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто .

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото.

Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли.

Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • По произведению: «Край любимый»
  • По писателю: Есенин Сергей
  • Источник: https://goldlit.ru/esenin/1154-krai-lubimyi-analiz

Анализ стихотворения Белого Родине: краткий обзор

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

  1. Анализ стихотворения Белого «Родине» занимает важное место в школьной программе, поскольку этот поэт является одной из самых знаковых фигур в русской литературе.
  2. Он был символистом, и патриотические мотивы занимали видное место в его творчестве.
  3. Впрочем, автор отличался специфическим видением образа России; многие обвиняли его в декаденстве и упаднических настроениях, что, впрочем, было свойственно многим автора рубежа столетий – переломной эпохи для жизни нашей страны.

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах.

В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым.

Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу.

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

О революции

Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.

е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны.

Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.

При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции. Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране.

Образ России

Анализ стихотворения Белого «Родине» необходимо дополнить символическим описанием, которое дает поэт своей земле. Показателен тот факт, что старую Россию он видит в довольно мрачных красках. Он пишет о разрухе, о глухих глубинах и не находит в ней ничего доброго и хорошего, что несправедливо.

Наступившие же перемены он всячески восхваляет, рисуя страшные революционные потрясения в светлых и радостных красках, что совершенно не соответствовало реальной исторической действительности.

Автор призывает принять наступившие перемены как благо, акцентируя внимание на том, что они должны обновить страну.

Читайте также:  Группа битлз - сообщение доклад (кратко самое главное)

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» – это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению. Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны.

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли.

Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время.

Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Образ поэта

Анализ стиха Андрея Белого «Родине» должен обязательно включать изображение самого лирического героя, т.е. самого автора. Это поможет лучше понять задумку поэта. Последний заявляет о своей готовности пожертвовать своей жизнью во имя новой жизни и революции.

Он находит удовольствие в наблюдении за теми неистовыми переменами, которые происходили в стране. Читатель видит образ будущей России именно его глазами. Поэт наполнил свои строчки революционной романтикой, которая впоследствии станет главной темой советской литературы. Сам же лирический герой выступает в роли потенциального борца за обновление жизни.

О русской природе

Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора.

Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж.

Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.

Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо.

Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках.

Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.

Источник: https://autogear.ru/article/283/245/analiz-stihotvoreniya-belogo-rodine-kratkiy-obzor/

Анализ стихотворения Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

  • Анализ стихотворения Белого «Родине» занимает важное место в школьной программе, поскольку этот поэт является одной из самых знаковых фигур в русской литературе.
  • Он был символистом, и патриотические мотивы занимали видное место в его творчестве.
  • Впрочем, автор отличался специфическим видением образа России; многие обвиняли его в декаденстве и упаднических настроениях, что, впрочем, было свойственно многим автора рубежа столетий – переломной эпохи для жизни нашей страны.

Источник: https://obrazovane.ru/analiz-stixotvoreniya-rodine-belogo.html

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

В данном произведении поэт выстраивает образ своих взаимоотношений с женщинами. Название «Любовь» само по себе достаточно неопределенно, что позволяет думать, что речь идет не о конкретном романе, а о любви вообще.

Героиня обещает своему любимому новую встречу. Однако они оба понимают, что расстаются навсегда. Этим поэт показывает, что настоящие взаимоотношения между мужчиной и женщиной и обязательные слова и ритуалы, которые диктует общество, имеют мало общего. В начале двадцатого века, когда было написано стихотворение, клятвы о любви до гроба  и обещания взаимной верности считались обязательными.

Однако Андрей Белый не видел смысла и не чувствовал желания играть в романтику, хотя и подчинялся общепринятым нормам. Это он выразил в символе корабля, у которого надулись паруса.

Появление уходящего парусника одновременно со сценой прощания показывает естественность разрыва. Отношения должны прекращаться, когда приходит срок, как и корабль не может вечно стоять в порту.

Ветер – символ течения жизни повелевает ему уйти в море и попытки противится ему — это безуспешная борьба с естественным ходом вещей.

Поэт пишет о грусти при расставании, но сопровождает это упоминание красивой картиной моря. Расцвечивая морскую гладь, он призывает любоваться ей. Море, которое является символом изменчивой жизни, должно показать, что, несмотря на охватившую лирического героя печаль, жизнь продолжается и остается прекрасной, даже когда корабль ушел.

Море названо безбрежным, в чем можно увидеть намек на то, что в жизни будет еще много встреч и прощаний.

Корабль уплывает в зарю, что должно символизировать конечный оптимизм автора. За потерей придут новые встречи, родятся новые отношения и новая любовь. Это же подчеркивают финальные строки, в которых облако, которое здесь явно является негативным образом, представляя собой нечто аморфное и закрывающее прекрасную даль, меняет свой цвет с туманного на аметистовый.

И море, и небо в стихотворении окрашены в яркие цвета, которые должны показать, что радость от движения вперед и новой любви значительно перевешивают неизбежную печаль от разрыва. Поэт призывает отбросить страхи и обиды и смотреть на жизнь с оптимизмом.

Вариант 2

Андрей Белый писал множество произведений, закончившихся не самым лучшим образом. Автор рассматривал себе пару очень тщательно и многого от них требовал. Он понимал, что из-за этого у него в жизни будут белые и черные полосы. Его не интересовали пошлые отношения. Но если Андрей по-настоящему любил, и особа отвечала ему взаимностью, то ничто не могло встать у этой пары на пути.

Пыл страстей у Андрея Белого быстро угасал. Из-за этого литературные критики спорят о том, кому именно был адресован стих «Любовь». Известно, что оно было адресовано женщине, которая в определенный момент появилась в жизни автора. Он мог «приворожить» любую особу, а затем – бросить, несмотря на её чувства.

Это стихотворение о расставании. Автор заканчивает отношения с возлюбленной. Можно утверждать, что это были отношения с самыми искренними и настоящими чувствами. Андрей Белый не ругался со своей женщиной. Не было никаких порывов и ссор, был лишь «тихий час». В конце возлюбленная сказала, что их ждет встреча в будущем, однако автор знал, что такого точно не будет.

Андрей Белый понимал, что отношения могут иметь абсолютно неожиданный конец. Влюбляясь в очередную особу, он давал клятву о том, что его любовь к этой женщине будет вечна, считая клятву – обязательной вещью во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

В начале своего творения Андрей описывает расставание с очередной женщиной, где оба представителя понимают, что их расставание – навсегда. Это объясняет, что поэт замечает в женщине обман. Одной из строк «Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон» Андрей показывает, что крах любви причиняет ему сильную боль. Автор отпускает женщину со всеми наилучшими пожеланиями.

Его возлюбленной больше нет рядом с ним. Она оставила глубокую рану в его сердце, которая останется с ним на всю жизнь.

Однако, несмотря на всю боль, Андрей Белый понимает, что любое мучение вознаграждается в будущем, и все это – не напрасно. Не нужно отвергать негативные чувства о расставании и боли. Нужно воспринять всё, как есть и идти дальше с уверенностью о том, что любовь настигнет еще не раз.

Поэт использует в своем произведении эпитеты: «нежные волны», «щемящая грусть»; сравнения: «корабль, как лебедь белый». Он внес в свой стих множество литературных приемов для того, чтобы показать, что он полностью отпустил свою возлюбленную, и его воспоминания будут напоминать лишь о приятных моментах.

Стихотворение имеет очень странной строение и содержание. От прочтения возникает ощущение, что произведение не закончено. Скорее всего, автор хотел этим сказать, что он искренне надеется на дальнейшую встречу своей очередной любви.

Анализ стихотворения Любовь по плану

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/andrej-belyj/stih-lyubov

Анализ стихотворения «Родине» Белого

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

  • Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
  • Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – трехстопный анапест.
  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Стих посвящен теме Родины, России. Поэт любит ее, но видит ее недостатки – она обращается со своими детьми не как мать, но как мачеха. В стране стоит голод, умирают в страданиях люди. Он смотрит вокруг достаточно пессимистично и видит не красивые дворцы и памятники, а нищету.

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Это гражданская лирика с философскими элементами – раздумья о судьбе родины, которая глубоко небезразлична автору. Он пишет о ней резко, но это критика, вызванная искреннем сопереживанием, болью за свою страну и свой народ. Из года в год ничего не меняется – поэт видит это и мучается от этого. Он не может молчать.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Средняя оценка: 3.2. Всего получено оценок: 13.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/belyy/rodine.html

«Любовь (Был тихий час. У ног шумел прибой…)» А. Белый

Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся… До нового свиданья…»

То был обман. И знали мы с тобой,

что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса.

  • Над морем крики чаек раздавались.
  • Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
  • как лебедь белый, крылья распластавший.
  • И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
  • и запылало ярким аметистом.

1901 или 1902 г., Москва.
Сборник «Золото в лазури», цикл «Багряница в терниях».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь»

В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования.

Читайте также:  История города санкт-петербург кратко

Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости.

Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием.

Охладевал к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение «Любовь», написанное в 1901 году.

Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и – бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент.

О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И он с легкости принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной.

Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда.

«Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон», — признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как «корабль, с зарею уплывавший».

Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи.

Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено.

И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться.

Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.

Источник: https://pishi-stihi.ru/lyubov-belyj.html

Анализ стихотворения андрея белого отчаяние. Анализ стихотворения “Солнце” Белый Андрей

Стихотворение «Любовь» было написано Андреем Белым в 1901 году. До сих пор неизвестно, кому оно посвящено. В жизни поэта были серьёзные романы, но все они заканчивались разочарованиями. Поэт мог вскружить голову любой женщине, а охладевал к своим избранницам также быстро, как и влюблялся.

Это стихотворение о разлуке. Лирический герой навсегда расстаётся с женщиной, которую полюбил. Скорее всего, это и была самая настоящая любовь в его жизни.

Герой явно не разругался со своей возлюбленной, о чём говорит настроение стихотворения. Не было никакой бури и порывов страстей, «был тихий час». На прощание она улыбнулась и пообещала: «Мы встретимся».

Но он точно знает, что видит её в последний раз.

Настал момент, когда бросил не он, а его. Но поэт не таит в обиды: он отпускает любимую в открытое море — на свободу. А значит, прощает её за всё. Вот уже корабль с надутыми парусами готов к отплытию, над морем кричат чайки, вещая о наступившей поре разлуке. Поэт полон сожаления о том, что всё закончилось и больше не повторится. В минуты расставания им овладевает тоска:

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон

Но разве это была не светлая грусть? Герой отпускает любимую с миром. Она уплывает на прекрасном корабле, подобном «белому лебедю, распластавшему крылья», ей сопутствуют «нежные волны». И наконец, всё пропадает на горизонте. Любимой больше нет рядом. Но она оставила в его сердце глубокий след, который никогда не исчезнет.

  • На фоне неба бледно-золотистом
  • Вдруг облако туманное взошло
  • И запылало ярким аметистом

Для большей выразительности А.Белый использовал такие художественные средства, как эпитеты: «пунцовое пламя», «нежные волны», «щемящая грусть». Кроме того, в стихотворении присутствуют сравнения: корабль, «как лебедь белый», облако, словно «яркий аметист».

И корабль, «с зарёю уплывавший», и облако, и даже море — всё это символы, которые использовал поэт, чтобы дать понять — его любимая теперь свободна, и оставила она после себя лишь приятные воспоминания, которые и пылают «ярким аметистом».

Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему мелодичность, рифма — мужская.

Это красивое стихотворение обладает некоторой загадочностью. Всё ли сказал автор? Не покидает ощущение, будто недописано пару строк, таящих в себе нечто важное. Означает ли это, что поэт всё же надеется, что любимая вернётся? Мы можем только догадываться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

“Солнце”
(1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого “Золото в лазури”. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно – гротескные стилизации и яркие зарисовки современной город­ской жизни. Символистский смысл стихотворения – в стремле­нии поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

  1. Солнцем сердце зажжено.
  2. Солнце – к вечному стремительность.
  3. Солнце – вечное окно в золотую ослепительность.

Глоссарий:

  • – андрей белый солнце анализ
  • – андрей белый анализ стихотворения
  • – анализ стихотворения андрея белого солнце
  • – андрей белый солнце анализ стихотворения
  • – андрей белый анализ стихотворения солнце

Другие работы по этой теме:

  1. “Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных…
  2. “Белый лебедь”.

    Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером…

  3. В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей.

    Белый Клык – а именно так и…

  4. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями….

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному.

Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

  1. Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:
  2. «Веселый, искрометный лед.
  3. Но сердце — ледянистый слиток.
  4. Пусть вьюга белоцвет метет,-
  5. Взревет; и развернет свой свиток.
  6. Срывается: кипит сугроб,
  7. Пурговым кружевом клокочет,
  8. Пургой окуривает лоб,
  9. Завьется в ночь и прохохочет».
  10. Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

  • И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:
  • «Душа, остановись — замри!
  • Слепите, снеговые хлопья!
  • Вонзайте в небо, фонари,
  • Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаяние»

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному.

Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия — враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму».

Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

  1. Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:
  2. «Веселый, искрометный лед.
  3. Но сердце — ледянистый слиток.
  4. Пусть вьюга белоцвет метет,-
  5. Взревет; и развернет свой свиток.
  6. Срывается: кипит сугроб,
  7. Пурговым кружевом клокочет,
  8. Пургой окуривает лоб,
  9. Завьется в ночь и прохохочет».
  10. Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря — буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

  • И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:
  • «Душа, остановись — замри!
  • Слепите, снеговые хлопья!
  • Вонзайте в небо, фонари,
  • Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

/ / / Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка»

Творческий путь Андрея Белого был достаточно интересным и необычным, ведь он писал свои стихотворные работы ради развлечения, не видя своего поэтического будущего.

Он обладал прекрасными математическими знаниями и умениями, поэтому, мечтал унаследовать жизненный путь своего отца и стать ученым. А написание стихотворений было своеобразным хобби, модой того времени, которая распространялась на современную молодежь.

Такими «стихописаниями» занимались и физики, и химики, и биологи. Только вот, не все из них получались истинное призвание и вековую память.

В 1904 году, А. Белый решается использовать в своем творчестве новый стиль, в котором есть сходства со старинным стихосложением. «Тройка» была написана в шутку. Но, она вобрала в себя самые основные пункты русской поэзии.

Перед читателями появляется образ прекрасной природы, которая радует взор простого человека. Также, не остался без внимания образ дороги. Он говорит нам о вечном движении, о жизни, которая так быстротечна. Она состоит из прекрасных мгновений. И они должны оставаться в нашей памяти.

Вчитываясь в смысл стихотворения, читатель может понять мысль автора, которая спрятана между строк. В ней речь идет о близких и родных людях, которые есть в жизни каждого из нас.

В работе «Тройка» автор пишет о незнакомке, которая застенчиво встречает его, на лице таинственной героини появляется пылающий румянец. В дальнейшем, герои стихотворения отправятся в прекрасное путешествие, и в словах зазвучит звон бубенцов.

В своем замечательном стихотворение, Андрей Белый передал сам дух народа, он заговорил о вековых традициях и обычаях, которые переходят из поколения в поколение. Меня поразила плавность стихотворных строк в «Тройке». Гармоничность и певучесть являются отличительными чертами такой прекрасной работы Андрея Белого.

Источник: https://kollege.ru/bunin/analiz-stihotvoreniya-andreya-belogo-otchayanie-analiz-stihotvoreniya.html

Ссылка на основную публикацию