Анализ стихотворения русский язык тургенева

Инфоурок › Литература ›Презентации›Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» (Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе )

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Русский язык» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

2 слайд Описание слайда:

в занимательной форме проверить уровень понимания содержания стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», особенностей изобразительно-выразительных средств Цель:

3 слайд Описание слайда:

Цикл «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева И.С.Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов, подводя некий итог своим размышлениям, он пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых предаёт своим читателям собственные мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания и настроения автора.

Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой, но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов»

4 слайд Описание слайда:

Стихотворения в прозе Стихотворения в прозе – это литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.

Стихотворения в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими, как метр, ритм, рифма.

5 слайд Описание слайда:

Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе» – «Русский язык». Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 году и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 год. Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» М.М.

Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок «Senilia», который переводится с латыни как «Старческое»: вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. Миниатюру «Русский язык» Тургенев написал в последнюю очередь, и оно было расположено в публикации последним. Цикл «Стихотворения в прозе» И.С.

Тургенева

6 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит – всегда. К. Бальмонт

7 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны? Лирический герой в начале стихотворения испытывает не только благодарность, но и предаётся размышлениям о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Судьба людей, судьба родины, судьба государства, личная судьба слились для него воедино. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

8 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева За чем наблюдает лирический герой? О чём размышляет? В чём сомневается? К какому выводу приходит? Лирический герой наблюдает за тем, что происходит на родине. Размышляет о дальнейшей судьбе Отечества, и эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями: он готов впасть в отчаяние.

Однако в сложные минуты жизни поддержкой и опорой ему служит русский язык: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

9 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов? великий выдающийся могучий правдивый свободный мощный, сильный говорящий правду пользующийся свободой С какой целью в таком небольшом по объёму тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»? Эпитет «великий» дважды употребляется неслучайно, т.к. стремление показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения

10 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Найдите в стихотворении в прозе метафору. С какой целью используется данная метафора? С помощью метафоры автор выражает своё личное отношение к языку. Именно родной язык на протяжении многих лет жизни за границей был для писателя поддержкой и опорой, в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом. поддержка и опора

11 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Из скольких предложений состоит стихотворение в прозе? Охарактеризуйте синтаксис каждого предложения. 1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства. 2 предложение – вопросительное, оно заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Автор передаёт чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой. 3 предложение – восклицательное, более эмоционально насыщено, т.к.

в нем заключена идея и вывод.

12 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы – нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе. По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком? У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

13 слайд Описание слайда:

инструкция ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Начать ТЕСТ Вы можете проверить свои знания, нажав на строчку с ответом на вопрос. Если ответ неверный, то появится чёрная надпись «неправильно», если же ответ верный, то появится красная надпись «правильно». Щелчком мыши осуществляется переход к следующему слайду с вопросом. Завершить тестирование можно при помощи кнопки «Выход».

14 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Укажите толкование жанра «стихотворения в прозе»: НЕПРАВИЛЬНО лирическое произведение в прозаической форме НЕПРАВИЛЬНО небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения ПРАВИЛЬНО литературная форма, в которой прозаический принцип сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии

15 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО «Мысли» НЕПРАВИЛЬНО «Мудрость» «Senilia» («Старческое») Укажите какое название дал Тургенев циклу стихотворений в прозе:

16 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1881 г. НЕПРАВИЛЬНО в 1883 г. в 1882 г. В каком году Тургенев опубликовал цикл стихотворений в прозе:

17 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО «Русское слово» НЕПРАВИЛЬНО «Отечественные записки» «Вестник Европы» В каком журнале Тургенев опубликовал цикл стихотворений в прозе:

18 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО 25 НЕПРАВИЛЬНО 30 50 Сколько произведений Тургенева входит в цикл стихотворений в прозе:

19 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО первое НЕПРАВИЛЬНО второе последнее Какое место в цикле стихотворений в прозе Тургенева занимает «Русский язык» :

20 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО предметом гордости НЕПРАВИЛЬНО источником мудрости поддержкой и опорой Чем становится для автора русский язык «во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины»:

21 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО великий, мощный, правдивый НЕПРАВИЛЬНО великий, могучий, честный великий, могучий, правдивый Укажите, какие эпитеты использует автор для описания русского языка:

22 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ НЕПРАВИЛЬНО помощь и опора НЕПРАВИЛЬНО поддержка и отрада Укажите, какую метафору использует автор для описания русского языка: ПРАВИЛЬНО поддержка и опора

23 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО вера в прекрасное будущее русского народа НЕПРАВИЛЬНО любовь писателя к своей родине философское размышление о жизни и смерти Укажите лишнее утверждение. В стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева звучит:

24 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО источником гордости НЕПРАВИЛЬНО кладезью мудрости гимном русскому языку Чем считает К.Бальмонт стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева:

25 слайд Описание слайда:

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.

Тургенева ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Укажите, в каких словах заключена основная идея стихотворения: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО … как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? НЕПРАВИЛЬНО … о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! … нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

26 слайд Описание слайда:

МОЛОДЦЫ! ВЫХОД 5

27 слайд Описание слайда:

Использованный материал: Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2016 Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2017 Зубова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы по литературе. — М.: ВАКО, 2015 Коршунова И.Н., Липина Е.Ю. Тесты по литературе. — М.: Дрофа, 2014

28 слайд

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-v-proze-isturgeneva-russkiy-yazik-didakticheskiy-material-k-uroku-literaturi-v-klasse-2428384.html

Анализ стихотворения в прозе Тургенева Русский язык

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Наша кнопка

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Скачать материал

(1 вариант)Лирическая миниатюра «Русский язык» – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом.Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И.С. Тургенев пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства.

Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения автора. Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе» – «Русский язык».В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины».

Читайте также:  Волхв - краткое содержание романа фаулза

Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С.

Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

Таким образом, лирическая миниатюра И.С. Турге-нева «Русский язык» вмещает огромное содержание: размышления писателя об особенностях родного языка и его связи с простым народом.

(2 вариант)

В этом стихотворении в прозе И.С. Тургенева нет сюжета, но есть композиция и ярко выраженная авторская позиция.

Его можно разделить на несколько частей: первая – условия, время, причина обращения к языку как к жизненной опоре («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора…»); вторая – характеристика языка («…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»); третья – риторический вопрос, повторное утверждение того, что единственной опорой и надеждой на лучшее в критические для родины дни является язык («Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»); четвертая – рассуждение о том, что великий язык дан великому народу и другой мысли автор не допускает («Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»). Судя по тому, что автор впадает в отчаяние «при виде того, что совершается дома», он в это время находится за пределами России. И тем дороже ему родной язык, да и не только язык. Тургенев гордится русским языком, русской литературой, культурой. Он многое сделал для того, чтобы иностранцы смогли читать русские романы, повести, рассказы, лирику. Что такое «русский язык» для русского человека? Это способ самовыражения человека, способ выразить свою мысль, сделать ее доступной для многих.

Язык – это язык личного письма, в котором можно объясниться в любви, поделиться с другом горем, радостью, помочь близким людям; это язык художественных произведений, научных статей, публицистических и критических очерков. Он может быть более или менее правдив, но чем более он правдив, тем более велик и опасен. Он может быть более или менее свободен, но чем более он свободен, тем более могуч и прекрасен в своей ясности, своем гневе. Свободное, даже виртуозное, владение языком позволяет многого добиться в жизни. То, как говорит каждый из нас, характеризует нас как людей, выдает наши недостатки, потому что мы проговариваемся, показывает наши достоинства. Литературная речь, жаргон, иностранные слова… По языку, речи можно судить о социальном статусе человека, о том, какое образование он получил, в каком обществе вращается, что читает. По языку нации можно судить о степени ее развития, о культурном уровне страны, ее готовности к диалогу.

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-v-proze-turgeneva-russkiy-yazik.html

«Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.

Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.

Литературное направление и жанр

Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера».

Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины.

Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».

Тема, основная мысль и композиция

Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» — самый горький его вздох.

«Стихотворения в прозе» — прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо.

Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.

В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу.

Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура.

Исчезла надежда на любые демократические преобразования.

Стихотворение «Русский язык» — переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано.

Родной язык – это стержень, который помогает пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи.

Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и прошлых поколений. В этом надежда Тургенева.

Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, — это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.

В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры).

Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой.

Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.

Только язык помогает лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.

Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию.

Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно. Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском.

Для русского читателя нужно было бы добавить второе не: но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан — это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу.

Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
  • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
  • «В глуби тайные вселенной», анализ стихотворения Брюсова, сочинение
  • По произведению: «Русский язык»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/1095-russkii-yazyk-analiz

Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева

Иван Тургенев в 1882 году создает прекрасное и необычное стихотворение в прозе. Гениальное произведение «Русский язык» было опубликовано в двенадцатом номере известного и популярного журнала «Вестник Европы». В тургеневском стихотворении есть и подзаголовок, написанный на латыни. В переводе он означал «Старческое». Когда стихотворение вышло из печати, писателю уже исполнилось 65 лет.

Свои заметки к этому произведению автор делал на протяжении практически всей своей жизни. Он много путешествовал, часто бывая за границей.

Поэтому он не только сам становился участником этих событий, но и часто смотрел на все происходящее со стороны. Это позволило Ивану Сергеевичу анализировать их и отображать в своих произведениях.

Результатом таких переживаний за судьбу своей Родины стал стих «Русский язык».

Обращаясь к своему родному языку, известный писатель указывал на то, какова роль русского языка в жизни каждого человека. А ведь до Ивана Тургенева никто не мог сказать так искренне и проникновенно про свой родной язык.

Именно этот сложный и меткий язык является тем стержнем, который всегда поможет преодолеть все трудности и невзгоды в самые сложные периоды человеческой жизни.

Писатель утверждает мысль о том, что «свободный русский язык» помогает ему вдали от родины.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

И сам писатель, находясь за границей, вдали от родины, не слыша русской речи, переживал, что нет рядом тех людей, которые ему так близки. И только работа спасала его в эти дни, в дни «тягостных раздумий», «во дни сомнений».

Родной язык помогает передать все произведения, которые были написаны раннее, понять общество, которое складывалось веками и узнать мысли, взгляды, чаянья и чувства других людей.

Ведь только русский язык способен объединить и показать, насколько прекрасна Родина, родная земля.

Читайте также:  Семеро против фив - краткое содержание трагедии эсхил

Каждый человек, живущий на этой земле, — это часть истории прошлых поколений, которая несет в себе информацию. И это надежда и вера будущего поколения. Вот об этом и рассказывает Иван Тургенев в своем небольшом прозаическом стихотворении. Русский язык — это опора, вера и надежда самого автора.

Поэтому и основная и важная тема этого прозаического стихотворения — роль русского языка в жизни человека. Главная мысль тургеневского произведения заключена в строках, где говорится о том, что русский язык это не только последняя надежда, но и необходимая опора любого гражданина нашей страны.

Русский язык, по мнению писателя, вобрал в себя и всю мудрость великого и сильного народа, и все качества прекрасной речи.

Несмотря на то, что стихотворение небольшое по своему объему, но каждый живущий в России знает его и понимает, насколько важно его содержание. По мнению редактора Стасюлевича, тургеневские строки можно назвать не только емкими и содержательными, но и «золотыми».

Чтобы правильно, ярко и образно выразить свои мысли и чувства, которые испытывает к родной земле, к великому и могучему русскому языку, Иван Тургенев использует и выразительные средства.

Часто в тексте можно встретить олицетворение.

Автор и лирический герой произведения становятся близки, так как они разговаривают на одном языке, находятся вдали от родины и нуждаются в поддержке, которую может дать лишь только друг.

Эпитеты помогают увидеть эмоциональное состояние автора. Иван Сергеевич использует не только слова с отрицательной окраской, но и существительные, которые имеют положительную оценку всего происходящего. Например, тягостные раздумья и поддержка, отчаянье и опора.

Все эти метафоры помогают почувствовать автора, его раздумья и переживания. Иван Сергеевич старается располагать эпитеты по возрастанию, чтобы читатель смог почувствовать всю мощь и силу русского языка.

Так, вначале он использует эпитеты: великий и могучий, правдивый и свободный.

Чтобы правильно понять это стихотворение в прозе, необходимо обратить внимание и на синтаксис. Все произведение Ивана Тургенева состоит их трех предложений, которые различны по своему синтаксису. Первое предложение, имея одну грамматическую основу, является простым.

Но зато оно распространенное. Второе сложное бессоюзное. А третье — это сложноподчиненное.

Синтаксическое построение последнего предложения и сейчас вызывает различные разногласия у критиков, так как автор решил использовать построение предложение такое, как во французском языке.

Эта конструкция интересна и дает возможность понять основную мысль всего стихотворения в прозе.

Автор использует большое количество частиц «не», чтобы доказать свою мысль о том, что только русскому народу, великому и одаренному, мог быть дан такой язык.

И писатель не дает возможности никому сомневаться в том, что это могло быть как-то иначе. Сам Иван Сергеевич рад, что является носителем этого могучего языка, на котором и созданы его великие и замечательные произведения.

Родина — это дом писателя, поэтому он так печалиться о том, что происходит с Россией. Ведь такой язык, могучий и правдивый, мог быть дан лишь только его великому народу.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/12/analiz-stihotvoreniya-russkij-yazyk-turgeneva.html

Анализ стихотворения Русский язык Тургенева

Есть у Тургенева, который, в общем – то писатель, несколько произведений, которые он написал в конце жизни, и называются они стихотворениями. Он очень любил свою родину, и временами, находясь вдали от нее, создавал лирические шедевры, через которые показывал свои чувства и веру в счастливую судьбу, родного отечества.

Так, в одном из своих стихов, Иван Сергеевич поднял проблему родного языка. Он считал его своей ” опорой и надеждой”, верил в него. И хотя, он, тогда жил за границей, но его всегда волновала судьба страны и его главного выразителя

– русского языка.

Показав всю его красоту, напевность и лиричность, великий писатель Тургенев, в нескольких строках дал оценку этому культурному явлению, показал свою любовь и преданность ему.

Собрав и точно выверив слова, Тургенев создал высококультурное произведение, мастерски использовав всевозможные художественные средства.

В этих строках нет ярко выраженного сюжета, а композиция делит его на части с риторическими вопросами, на которые, чаще всего нет ответов.

В стихотворении остро чувствуется авторская позиция. Он как бы разговаривает с языком, задает ему вопросы: что надо делать и куда направить свой путь в трудные времена, которых в России было немало. В этом Тургеневу помогают тропы: эпитеты и олицетворения, метафоры, антитезы и стилистические фигуры речи: риторические восклицания, вопросы и обращения.

К месту пришлась и эмоционально-оценочная лексика, то есть это слова, которые выражают отношение и прямую оценку автора. Тургенев любил русскую культуру и родной язык, гордился всеми достижениями “великого и могучего”. Познакомившись с этим произведением, мы будем ценить этот подарок исторического, литературного наследия, данный нам навеки.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-russkij-yazyk-turgeneva/

Анализ стиха по схеме

Голосование за лучший ответ

Анастасия Глотова Ученик (129) 4 года назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

Комментарий удален

Артем Остапенко Ученик (174) 3 года назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

Алена Пятаченко Знаток (258) 2 года назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

ShadyWingrizion Профи (582) 2 года назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

Кристина Золотова Профи (559) 1 год назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый.Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным.Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка.Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть:ты один мне поддержка и опора,о великий, могучий,правдивый и свободныйРусский язык!Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

Анастасия Игнатьева Ученик (165) 1 год назад Серафим Демчук Ученик (145) 2 месяца назад В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык.

Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/188553799

Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

Тема: И.Тургенев. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык»

  • Класс: 7
  • Цели:
  • обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;
  • формирование навыков лингвистического анализа текста.
  • развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;
  • развитие аналитических умений и навыков;
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • воспитывающие: воспитание интереса к литературе, к творчеству Тургенева;
  • воспитание нравственных качеств учащихся.
  • Межпредметные связи: русский язык – литература – история
  • Оборудование: записи на доске, стенд, учебник литературы
  • Ход урока:
  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.

Читайте также:  Пёстрая лента - краткое содержание романа дойла

Тургеневу-писателю всегда было характерно лирическое переживание. В конце 70-х годов оно вылилось в небольшие лирические миниатюры, как итог размышлений о жизни, о смерти, о любви, о красоте.

Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный ум, миропонимание и неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Тургенев не рассчитывал, что его стихотворения будут приняты публикой и называл их »материалами, этюдами». Но современники оценили его творения, называя их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

Вот этим бриллиантам и будет посвящен наш урок. А работать мы будем с одной из самых известных миниатюр, которая называется «Русский язык».

  1. Чтение стихотворения наизусть.

  2. Работа с эпиграфом.

  1. «Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда».
  2. К. Бальмонт
  3. Ребята, согласны ли вы, что это стихотворение можно считать гимном русскому языку?

5.Определение жанра.

Тургенев довольно долго искал название своим художественным миниатюрам. Вначале озаглавил их как «Посмертное», не имея намерения публиковать их при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». И только в сентябре 1882 года Тургенев окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе».

  • Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное , прекрасное.
  • — Что же необычного в этом названии?
  • Введение понятия ОКСЮМОРОН.
  • — Ребята, давайте определим, чем же лирическое стихотворение отличается от прозы?
  • Что сближает их?
  • Нет рифм, не выдерживается стихотворный размер, но мы ощущаем музыкальность речи, передающей настроения, чувства, душевное состояние автора.
  • Отметить музыкальность самого Тургенева.

Сам Тургенев не знал наслаждения выше, чем музыка. Обладал необыкновенным музыкальным слухом.

Вывод: Перед нами прощальная песнь любви к милой, дорогой и в тоже время далекой Родине.

Ребята, лирика бывает пейзажной, любовной , философской, гражданской.

— Как вы думаете, к какому виду лирики относится это стихотворение? Почему?

6. Анализ средств выразительности.

Посмотрим, при помощи каких языковых средств автор выражает свою главную идею, идею единства языка и народа.

Фонетика.

Мы отметили, что одним из признаков лирического стихотворения является его музыкальность. А музыка – это звуки. Определим их роль.

  1. (О, А, У)-печаль, боль, тоска (сомнений, раздумий, отчаяние)
  2. (О!)- торжественность, восторг (поддержка, опора, родина)
  3. (Р,Л,М,Н,Й)- надежда, радость, жизнь.
  4. Вывод: Смысл передается и с помощью фонетики, через употребление гласных и звонких согласных.
  5. Тропы.

— Что такое тропы? Их роль в тексте?

Эпитеты. Тягостные раздумья — душевное состояние лирического героя. Великий, могучий,… язык- оценка , характеристика языка.

Чтобы пропеть гимн, сказать благоговейное слово, выразить свои чувства, автор использует эпитеты.

Есть в этом тексте и МЕТАФОРА — поддержка и опора- с ее помощью автор выражает свое отношение к языку. Именно язык стал на протяжении нескольких лет жизни за границей поддержкой и опорой. Именно он в трудные минуты согревал, давал силы жить, творить, не падать духом.

— Ребята, как вы думаете, почему в таком небольшом по объему тексте автор дважды употребляет эпитет «великий»?

Неслучайно, дабы показать величие языка и народа – одна из главных идей произведения.

7. Лексика.

Закрасьте синим карандашом слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым – слова с положительной эмоциональной окраской.

Назовите слова с «-» эмоц-ой окраской. Как вы понимаете их значение?

  • сомнение – неуверенность, отсутствие веры
  • тягостный – трудный, обременительный
  • отчаяние- безнадежность, безвыходность

— Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения? Чем они вызваны?

Здесь не только благодарность, но и размышление о будущем своей страны, о судьбе своего Отечества. Об этом говорит использование слова СУДЬБА. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Судьба людей, судьба родины, судьба государства. Лирический герой размышляет о том, что совершалось в России, и это размышление тягостное.

Историческая справка (сообщение ученика).

-Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих эпитетов?

  1. великий – выдающийся
  2. могучий – мощный, сильный
  3. правдивый – говорящий правду
  4. свободный – пользующийся свободой

8. Синтаксис.

-Ребята, посмотрите, текст состоит из трех предложений, где каждое интонационно оформлено. О чем это говорит? Когда мы используем эти знаки?

1 предложение – восклицательное, значит сказанное не оставляет автора равнодушным, вызывая сильные чувства.

Какие знаки препинания использует Тургенев в этом предложений? Их функция?

Тире разделяет предложение на две части: с «-» и «+» эмоциональной окраской. Но одного тире Тургеневу было не достаточно, он поставил еще и запятую.

Введение понятия АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ.

Вывод: Использование тире и запятой нужно для усиления эмоциональности, а длительная пауза говорит о силе чувств.

2 предложение – вопросительное. Заставляет задуматься об отношении к родине, к русскому языку. Здесь передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой, окрашено синим цветом.

3 предложение – восклицательное. Последнее предложение более эмоционально насыщено, т.к. в нем заключена идея и вывод.

— Давайте посмотрим, как последнее предложение соотносится с предыдущими.

9. Работа со схемой.

Автор наблюдает то, что происходит на родине – Автор размышляет о дальнейшей судьбе Отечества – Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями – автор готов впасть в отчаяние – Но поддержкой и опорой ему служит русский язык – Русский язык — великий, могучий, свободный — ….

Слово учителя.

Связь судеб русского языка и народа не раз отмечалась Тургеневым. Так, в одном письме он писал о русском языке: «… для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе.

Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы — нет в народе, а в языке они есть… Значит, будут и в народе.

По тому самому я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

Какую связь видит Тургенев между судьбой народа и русским языком?

У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее (запись на доске и в тетради).

10. Итоги. Домашнее задание.

Написать свое слово о русском языке.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk

Анализ стихотворения в прозе Тургенева “Русский язык”

1 вариант

Лирическая миниатюра “Русский язык” – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом.

Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И. С. Тургенев пишет “Стихотворения в прозе”, с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения автора. Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла “Стихотворения в прозе” – “Русский язык”.

В этом лирическом этюде И. С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно “во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины”.

Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И. С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: “великий, могучий, правдивый и свободный”.

Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И. С. Тургенев пишет: “…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома”.

Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: “Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

Таким образом, лирическая миниатюра И. С. Турге-

Нева “Русский язык” вмещает огромное содержание: размышления писателя об особенностях родного языка и его связи с простым народом.

2 вариант

В этом стихотворении в прозе И. С. Тургенева нет сюжета, но есть композиция и ярко выраженная авторская позиция.

Его можно разделить на несколько частей: первая – условия, время, причина обращения к языку как к жизненной опоре ; вторая – характеристика языка ; третья – риторический вопрос, повторное утверждение того, что единственной опорой и надеждой на лучшее в критические для родины дни является язык ; четвертая – рассуждение о том, что великий язык дан великому народу и другой мысли автор не допускает. Судя по тому, что автор впадает в отчаяние “при виде того, что совершается дома”, он в это время находится за пределами России. И тем дороже ему родной язык, да и не только язык.

Тургенев гордится русским языком, русской литературой, культурой. Он многое сделал для того, чтобы иностранцы смогли читать русские романы, повести, рассказы, лирику. Что такое “русский язык” для русского человека?

Это способ самовыражения человека, способ выразить свою мысль, сделать ее доступной для многих.

Язык – это язык личного письма, в котором можно объясниться в любви, поделиться с другом горем, радостью, помочь близким людям; это язык художественных произведений, научных статей, публицистических и критических очерков. Он может быть более или менее правдив, но чем более он правдив, тем более велик и опасен. Он может быть более или менее свободен, но чем более он свободен, тем более могуч и прекрасен в своей ясности, своем гневе.

Свободное, даже виртуозное, владение языком позволяет многого добиться в жизни.

То, как говорит каждый из нас, характеризует нас как людей, выдает наши недостатки, потому что мы проговариваемся, показывает наши достоинства.

Литературная речь, жаргон, иностранные слова… По языку, речи можно судить о социальном статусе человека, о том, какое образование он получил, в каком обществе вращается, что читает.

По языку нации можно судить о степени ее развития, о культурном уровне страны, ее готовности к диалогу.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-v-proze-turgeneva-russkij-yazyk/

Ссылка на основную публикацию