Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Осознанные размышления о нравственном выборе начинаются в школе, на уроках обществознания и литературы, а сам этот выбор мы совершаем каждый день.
Что подразумевает собой данное понятие и как раскрыть проблему нравственного выбора при написании сочинения – читайте дальше.
Нравственный выбор — это…
Нравственный выбор – это необходимость принять ту или иную позицию в конкретной жизненной ситуации.
Человек поступает подло или благородно, честно или бесчестно – этим и определяется его нравственная позиция. Порой люди отдают предпочтение поступкам, которые сулят им личную выгоду, и встают на сторону зла, насилия, обмана. Другие жертвуют личными интересами ради правды и справедливости.
Даже хорошие люди могут ошибаться и делать неверные шаги, но после этого совесть не даёт им покоя. Поэтому правильно расставлять приоритеты важно с самого начала.
Проблема нравственного выбора в литературе
Писатели постоянно ставят героев своих произведений в ситуацию нравственного выбора. Если персонаж живёт спокойно и с ним ничего не происходит, сюжет не будет интересен читателю. Кроме того, книга лишится своего воспитательного значения.
При написании итогового сочинения на тему «Нравственный выбор» можно и нужно пользоваться богатейшим материалом русской и зарубежной литературы.
Одним из ярких примеров ситуации выбора является роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В последней его главе Татьяна выслушивает признание Онегина и понимает, что всё ещё любит героя своих юношеских грёз. Однако время ушло, теперь она замужем и слушать такие речи ей не пристало.
Пушкинская героиня отвечает на пылкие слова Евгения отказом:
- «Я вас люблю, к чему лукавить, Но я другому отдана;
- Я буду век ему верна.»
Татьяна выбирает супружескую верность и человеческое достоинство. Она не может построить своё счастье на несчастье ближнего (супруга, который привязан к ней всем сердцем).
А вот другая героиня русской классики делает обратный выбор. Анна Каренина, персонаж одноимённого романа Л.Н.Толстого, как и пушкинская Татьяна, выходит замуж не по любви. В отличие от Лариной, Каренина не чувствует сострадания к супругу и считает, что имеет право быть счастливой, потому что они с мужем «чужие люди», которые давно не понимают друг друга.
Находя спасение в чувстве к Вронскому, Анна бросает не только мужа, но и маленького сына, совершая двойное предательство (что это такое?). Расплата за это – внутреннее смятение Анны, которая, теряя нравственные ориентиры, начинает терять себя и заканчивает жизнь трагически.
Когда вы будете искать на тему «Нравственный выбор» пример из литературы, не забудьте о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Из зарубежной классики подойдут такие произведения, как «Гамлет» У.Шекспира, «Фауст» И.Гёте, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда.
Нравственный выбор: сочинение
Прежде чем приступить к сочинению на данную тему, определитесь с тезисом работы.
Его можно сформулировать, например, так:
- — Выбирать между добром и злом просто, если человек не разучился различать их оттенки;
- — Стоит один раз сделать неверный нравственный выбор, и жизнь навсегда изменится к худшему;
- — От нашего нравственного выбора зависит не только личное спокойствие, но и счастье окружающих.
Теперь по проблеме «нравственный выбор» подберём аргументы к одному из тезисов.
Нам нравится второй тезис. Как вы помните, разрешается подобрать на тему «Нравственный выбор» пример из жизни, а также подыскать примеры нравственного выбора в художественных текстах. Лучше, если литературных аргументов будет 2 или 3.
Тезис о том, что один неправильный шаг может полностью изменить жизнь, хорошо иллюстрирует трагедия «Борис Годунов». Совершая убийство законного наследника, маленького цесаревича Дмитрия, Годунов приходит к долгожданной власти.
Сначала ему кажется, что никто не узнает о страшном злодеянии и важен лишь результат. Но постепенно обстоятельства складываются против него. Тайное становится явным. Главное наказание Бориса – голос совести, не дающий ему спокойно жить. «Мальчики кровавые в глазах» — напоминание о том, что цель, к достижению которой приходят через убийство, отвратительна.
Эту мысль продолжает Ф.М.Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» Иван и Алёша спорят о возможности счастья человечества, если ради него была пролита «слезинка ребёнка». Переступить через маленькое слабое существо и забыть о нём в прекрасном будущем невозможно.
Об этом написаны «Бесы» Достоевского. Теме превозношения одного человека над другим, «великого» — над «ничтожным» (Раскольников и старуха-процентщица) посвящено «Преступление и наказание».
Если по проблеме «Нравственный выбор» аргументы из литературы вам подобрать сложно, опишите собственный жизненный опыт.
Например, весь класс договорился прогулять урок, а вы принципиально на него пришли. Или вам пришлось рассказать о проступке одноклассника под давлением классного руководителя. Или родители поехали в больницу к бабушке, которая только пришла в себя после операции, а вы выбрали провести выходной в гостях у друга, решив, что навещать старушку не так приятно.
Опишите свои чувства (стыд, неловкость, раскаяние). Хотелось бы вам «переиграть» ситуацию и поступить по-другому?
Делаем вывод
После того как основная часть будет написана, подготовьте по теме «Нравственный выбор» вывод, соответствующий тезису из вступления. В нашем случае допустимо написать, к примеру, вот что:
Разрешив себе один раз перешагнуть через мораль, человек думает, что больше так не сделает, но при этом незаметно теряет нравственные ориентиры.
Он начинает разными способами оправдывать себя и сваливать вину на обстоятельства или других людей.
Один дурной поступок влечёт за собой другой, и человек навсегда сбивается с прямого пути. Жизнь такого человека уже никогда не станет прежней, если он не осознает свою ошибку и от всего сердца не пожелает исправиться.
Желаем удачи на итоговом сочинении и надеемся, что нравственный выбор относительно того, самостоятельно ли его писать, вы сделаете правильно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nravstvennyj-vybor-ehto-sochinenie-temu-primery-zhizni-literatury.html
Что такое нравственный выбор?
Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.
Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.
Аргумент из прочитанного текста
В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина.
На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией.
В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.
Аргумент из личного опыта
Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.
Заключение
Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.
Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.
Аргумент из прочитанного текста
В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей.
Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд.
И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…
Аргумент из личного опыта
Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.
Заключение
Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.
Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.
Аргумент из прочитанного текста
Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой.
Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки.
Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.
Аргумент из личного опыта
Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.
Заключение
Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.
Источник: https://spadilo.ru/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку — примеры сочинений
Люди ежедневно сталкиваются с жизненными обстоятельствами, когда необходимо принять трудное для себя решение, выбрав между добром и злом, равнодушием и состраданием, истиной и ложью. Как поступить? Какими принципами руководствоваться? Именно этот вопрос нравственного выбора волнует и автора текста Е. Гришковца.
Раскрывая проблему, писатель рисует обычную жизненную ситуацию. Молодой человек по имени Костя, потерявший работу и нуждавшийся в деньгах, случайно находит чужой бумажник.
Автор показывает, какая борьба чувств происходит в герое после того, как он кладёт бумажник в карман: сначала «сердце страшно стучало», «он чувствовал, что весь вспотел».
Несмотря на своё затруднительное материальное положение, герой принимает решение: он заходит в гостиницу, чтобы найти владельца «большого бумажника». Костя поступает честно, он не может присвоить себе чужое. Таков его выбор.
В поступке героя рассказа, на мой взгляд, отражена позиция автора: Е. Гришковец пытается донести до читателей мысль о том, что человек должен всегда поступать по совести, жить честно и достойно и не поддаваться минутным соблазнам.
Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Совесть человека всегда останется чистой, если он будет стремиться к справедливости, добру, искренности, если будет готов пожертвовать своим комфортом и удовольствием ради других людей. С проблемой нравственного выбора сталкиваются и многие литературные герои.
Вспомним, например, как Раскольников, герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, познакомившись в трактире с Мармеладовым, идёт его провожать.
Затем Родион, нищий и задавленный бедностью, отдаёт своему новому знакомому последние гроши, сердится на себя это, хочет вернуться, но в то же время осознаёт, что всё равно отдал бы эти деньги.
Несмотря на противоречивость поведения героя, мы видим, что он способен сочувствовать, помогать обездоленным.
Неправильный выбор заставляет совестливых людей страдать, размышлять над причинами своих плохих поступков и пытаться как-то найти выход. Так, Петр Гринев, герой повести А.
Пушкина «Капитанская дочка», вырвавшись из-под опеки родителей, сразу же в Симбирске проиграл Зурину сто рублей. Чтобы расплатиться, он просит деньги у Савельича, при этом оскорбляет его, грубит ему.
Потом герой раскаивается, чувствует себя виноватым, просит прощения у старика.
Таким образом, люди всегда должны осознавать последствия своих поступков, прежде чем принять какое-то важное решение. Выбор будет правильным тогда, когда тебе не придётся испытывать муки совести и чувство стыда.
Исходный текст
Источник: https://saharina.ru/metod/ege/essays/?name=essay31
помогите привести пример( из жизни) нравственного выбора человек !!!для сочинения. ничего не лезет в голову
Dragonfly NT Мыслитель (9761) 6 лет назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает.
Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный.
Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было.
С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
- Комментарий удален
- Комментарий удален
- Комментарий удален
Марина Колодина Ученик (136) 4 года назад Алсу Файзуллина Знаток (273) 4 года назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает. Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный.
Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было.
С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
- Комментарий удален
- Комментарий удален
- Комментарий удален
- Комментарий удален
Dmitry Smolin Ученик (114) 1 год назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает. Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный.
Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было.
С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
oDїNoKiY BaBy Ученик (247) 1 год назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает. Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный. Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было. С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
(АХАХАХАХАХ) все скопировали
Комментарий удален
Дима Кукушкин Ученик (131) 1 год назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает. Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный.
Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было.
С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
Комментарий удален
asdas asdas Ученик (115) 6 месяцев назад Вы идете по улице и видите мокрого, грязного, блохастого, дрожащего от холода котенка, который жалобно мяукает. Пройдете мимо или подберете, отмоете и накормите? Если про людей, приведите пример с бабушкой, которая не может перейти дорогу, или дедушкой, которому стало плохо, а все проходят мимо, думая, что он пьяный.
Только не говорите, что у Вас такой ситуации не было.
С любым такое случается чуть ли не каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем.
Мария Швидкая Ученик (121) 1 месяц назад Нравственный выбор – это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. В таких ситуациях очень важно не проявлять малодушие. Во-первых, в произведении А. И. Куприна, главный герой столкнулся с нравственным выбором. Буланин расстроен и охвачен чувством вины перед матерью, потому что герою обидно за свой поступок. Мальчик обижен на себя за то, что проявил малодушие, чтобы понравиться новым одноклассникам («Буланин почувствовал, что он совершил сегодня утром против неё нехороший, низкий и трусливый поступок»). Во-вторых, в произведении Л. Н. Толстого «После бала», после увиденного кошмара, связанного с наказанием солдата, герой отказывается от возлюбленной и от дальнейшей государственной службы, чтобы не причинять вреда людям («Любовь с этого дня пошла на убыль», «Так вот какие бывают дела и от чего переменяются и направляется вся жизнь человека»). Итак, нравственный выбор может сильно изменить жизнь человека, а так же повлиять на судьбу близких ему людей. Малодушие очень опасно и чревато печальными последствиями.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/95496681
Сочинение 9.3 «Нравственный выбор»
(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.
(3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.
(5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе.
(10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
(12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью.
(23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю.
Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
Готовое сочинение 9.3 «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»
Часто в жизни нам приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации: сказать правду или солгать, помочь или остаться равнодушным, устоять или поддаться искушению. Такого рода решения называются нравственным выбором. Делая его, человек руководствуется моралью, совестью, представлениями о жизни.
Докажу это примерами из жизненного опыта и прочитанного текста.
В тексте Юрия Трифонова мальчик Глебов имел авторитет в классе благодаря тому, что его мать работала билетёршей в кинотеатре. За счет этого ему удавалось ходить на просмотры фильмов без билета, а иногда и одноклассников проводить.
Но проводил он далеко не всех, а только тех, в дружбе с кем был заинтересован, от которых что-то можно было взять взамен (предложение 10). Это и есть нравственный выбор Глебова: корыстное общение ради собственной выгоды, а не ради дружбы.
В комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума» нам показан секретарь Фамусова Алексей Молчалин, который делает свой нравственный выбор в пользу карьеры, «теплого местечка». Для этого он лицемерит, обманывает, льстит и отказывается от собственного мнения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что нравственный выбор – это решение человека о том, как ему поступить в той или иной ситуации: хорошо или плохо, правильно или неправильно, корыстно или бескорыстно. Это решение каждый принимает самостоятельно, опираясь на жизненный опыт, совесть и моральные принципы.
Источник: https://sdam-rus.ru/nravstvennyj-vybor/
Егэ русский сочинения по проблеме нравственного выбора
« Общественное мнение есть благо и великая сила…» — именно этой фразой из предложенного мне текста я хотела бы начать свое сочинение – рассуждение.
Действительно ли, общественное мнение имеет настолько значительное влияние? Нужно ли поддерживать моральное несовершенство человека, если его превозносит общество? Важны ли нравственные законы для общественного мнения? Уверена, возникающие вопросы волнуют не только меня.
Вот и автор предложенного мне текста и поднимает проблему ответственности человека перед самим собой и обществом в целом.
Нравственная проблема, которая находится в центре внимания автора, волнует, бесспорно, многих.
Всех нас волнует ситуация на Украине: «стабильный» обстрел «спальных» районов, гибель детей, пенсионеров, женщин, грабежи и насилие, бомбежки школ, больниц и детских садов- всё это олицетворяет Украину сегодня! Этого хотели люди, стоявшие в ноябре 2013 в центре Киева? Нет, конечно, нет, но, к сожалению, общественное мнение оказалось сильнее доводов отдельных политиков, общественных деятелей. Идти на митинг? — Да! Свергнуть власть? – Да! А что будет потом, никто не подумал! Похожую ситуацию рассматривает известный публицист К.Аксаков, анализируя поведение гостей, пришедших в гости к не отличающемуся нравственностью хозяину и, получается, одобряющих его пороки.
Позиция автора, как мне кажется, сформулирована в следующем предложении: «… мало одной личной нравственности, необходима нравственность общественная».
Другими словами, для того чтобы считаться по-настоящему добрым и нравственным, человек, обязан высказывать свою позицию, а не поддерживать мнение людей, безнравственных и лживых, но наделённых силой.
Так ли это важно? Да, автор считает, что это очень необходимо для развития общества, которое представляет собой нравственный союз.
Безусловно, я согласна с мнением автора: общественное мнение имеет величайшее влияние. В качестве первого аргумента в подтверждение своей позиции мне хотелось бы вспомнить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Понтий Пилат, этот поразивший меня герой, был обретен на «двенадцать тысяч лун» одиночества и славы труса и предателя, страданий от мук совести.
За что, спрашиваете вы? А за то, что, выбирая между жизнью Иешуа (а значит, и правосудием!) и собственным эгоистическим благополучием, он отдает предпочтение второму.
Почему он так сделал, ведь он знал, что Ишуа не преступник? А потому, что народ (а значит, общество) требовал смерти Ишуа, толпа кричала его имя, требуя казни. Вот вам пример, когда общественное мнение безнравственно. Понтий Пилат (жертвуя своей карьерой) мог остановить казнь, но боязнь, что общество отвергнет и его, помешало этому.
Не менее ярко рассматривает эту проблему Рэй Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту».
В этом произведении выведен конфликт между обществом (которое отдает предпочтение не чтению книг, а сжиганию их, не большой семье с множеством детей, а стенам с «родственниками», не разговорам между людьми, а прослушиванию «ракушек») и небольшой группе людей.
Их мало, но они знают цену книгам, живому общению, нравственности и духовности, они хранители информации, связь поколений. Главный герой, Монтэг, пытается восстать против «убийственного режима», но общество категорически сопротивляется этому.
Может быть, стоило Монтэгу смириться с его «вкусами»? Я считаю, нет! Протестуя, главный герой находит единомышленников, а значит, началось формирование нового общества, в котором нет места «родственникам».
В заключение мне хотелось вам напомнить, что общество, которое окружает нас, это мы сами, а значит, если вы хотите изменить общество, начните в первую очередь с себя.
Источник: https://multiurok.ru/files/iege-russkii-sochinieniia-po-probliemie-nravstvien.html
Что такое нравственный выбор. Примеры из литературы
Жизненный путь человека – это процесс долгого развития, перемещения в пространстве и времени. Путеводная звезда, дорога жизни, встать на перепутье, перекресток трех дорог.
Слова русского языка указывают, что цель жизни и судьба личности так или иначе связаны с осознанным выбором направления движения по жизненному пути. Куда идешь – туда и попадешь.
Но что может повлиять на человека, на его нравственный выбор – примеры из литературы, поступки окружающих или собственный жизненный опыт? Попробуем найти ответ на этот вопрос в литературных источниках.
Истоки нравственности
Слово «нравственность» происходит от древнерусского слова «нрав» – характер, обычай, привычка. Внешние события или природные задатки, влияющие на формирование душевных свойств или качеств личности – это основа нравственности человека.
Как передает литература, древнегреческий философ Аристотель рассматривал нравственную деятельность, как основу этики – учения о добре и зле. Этический или моральный выбор – это осознанное поведение человека, совершаемое под влиянием «впитанных с молоком матери» внедренных в сознание норм и правил общества.
Моральные принципы – это свод объективных духовных правил, различающих добро и зло, регулирующих поведение человека по отношению к окружающей природе, людям, самому себе. К ним относятся:
- христианские заповеди-запреты: «не убий», «не воруй», «не лги», «не лжесвидетельствуй»;
- общечеловеческие образцы-ценности: мудрость, честность, справедливость, мужество, благоразумие, ответственность, милосердие.
Альтруизм, гуманизм, коллективизм, разумный эгоизм и толерантность – принципы, помогающие выбрать образец идеального поведения.
Этические принципы всегда имеют два противоположных оценочных полюса, влияющих на выбор: добро или зло, положительный – отрицательный, смелость – трусость, симпатия – антипатия, любовь – ненависть, скромность – тщеславие, требовательность – снисходительность, патриотизм – космополитизм. Выбор осуществляется с учетом полярных свойств:
- объективность морального требования, не имеющего персонального заявителя, но субъективность позиции личности;
- усредненность социальных ценностей, но высокие индивидуальные принципы;
- универсальность общечеловеческих норм, но уникальность требований отдельной группы;
- практическая целесообразность поведения, но бескорыстная добродетель, которая часто бывает наказуема;
- логичность поведения в стандартной ситуации, но личная свобода действий.
Личность делает выбор, руководствуясь положительными ценностями конкретного социума, где происходило ее взросление. Несовпадение уникальных этических норм приводит к столкновению интересов групп.
Положительное поведение индивида с точки зрения одной группы, для другой может оказаться безнравственным. На этой почве возникают межличностные, межэтнические или религиозные конфликты. Например, одежда на теле человека, жителями племен, живущих первобытной общиной, воспринимается негативно – как желание обмануть, скрыть что-то от окружающих. И наоборот.
Папуас в юбке из пальмовых листьев на фоне небоскребов воспринимается, как инородное тело.
Жизненный путь – это движение личности по вектору этических представлений.
Как показан нравственный выбор в древнерусских литературных произведениях
Мудрость народа передавалась из поколения в поколение с помощью сказок, былин, пословиц, поговорок.
Путешествующие по городам селам сказители-гусляры или старшее поколение, как правило бабушка или дедушка, рассказывали малым детям поучительные были или повести, передавали старинные знания о законах природы, общественных нормах поведения.
Сказочные персонажи иносказательно или личным примером показывают выбор модели поведения в бытовой ситуации, межличностном конфликте или на войне.
Все русские сказки передают глубинные знания. При своей внешней простоте и незамысловатости прививают народу высокие моральные ценности.
Например, жители сказочного Теремка, выбирают совместное проживание, учат терпению, взаимопониманию и умению жить в многонациональной среде.
Когда громадный медведь, не вписавшись в габариты, разваливает старый дом, жильцы не отчаиваются, а все вместе отстраивают новый терем.
А какие моральные качества воспитываются сказкой «Репка»? В ней показана важность взаимодействия внутри ячейки общества. Дружная семья – это великая сила: только собравшись вместе разные поколения, могут сделать большое дело, вытянуть репку. Таким образом выбор склоняется к семейным ценностям, трудолюбию и терпению.
Герои русских былин – богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович – своими поступками показывают, что убить врага и спасти народ русский от многоголовых змеев – это самый высокодуховный выбор. На таких примерах воспитывается сила духа, патриотизм и душевная мощь:
«Кто откуль вы да унесены,Всяк ступайте в свою сторону,И не троне вас змея боле проклятая,Не унесет нунь боле полону да русскогоИ народу христианского».
Еще один источник формирования нравственности – это пословицы, поговорки, в которых сконцентрирована многовековая мудрость русского народа: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не верь речам, верь своим очам», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь», «Плох тот солдат, который не надеется быть генералом», «Поспешишь – людей насмешишь». Они всегда всплывают в памяти в трудные минуты, являются руководством к праведному выбору.
Человек с большой буквы
Нравственные искания героев – основная задача, которую стремятся описать в своих произведениях русские писатели. Авторы показывали, насколько сложно человеку сделать правильный выбор.
Душа мечется между добром и злом, между честью и бесчестьем, между горестью настоящего и неизвестностью будущего. Желание в любой ситуации оставаться Человеком с большой буквы — это отличительная особенность личности.
При этом основными чертами характера русского человека всегда были: жертвенность, стремление жить «по совести», чувство собственного достоинства.
https://www.youtube.com/watch?v=aBbnJbX1aQY
Стоит вспомнить крылатую фразу Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Герой готов беззаветно служить Отечеству, но ему отвратна сама мысль лебезить перед «покровителями», среди которых «тот и славился, чья чаще гнулась шея», они и «в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея!»
Юный Петр Гринев из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во всех жизненных ситуациях делает выбор, руководствуясь принципами добра и справедливости.
Это дважды едва не стоит ему жизни: первый раз, когда он получил ранение на дуэли, вступившись за честь девушки; второй, когда молодой офицер отказался присягнуть Пугачеву, как новоявленному царю. Однако именно нравственность стала его спасением.
Разве мог предугадать добрый Гринев, пожалев крестьянина, пропившего зимой одежду, что старый заячий тулупчик, однажды подаренный выпивохе, избавит его самого от виселицы. Воистину: Transire Benefaciendo (лат. Идти, творя добро).
Для сравнения, как антипод Гринева, Пушкин выводит образ безнравственного антигероя Швабрина. Этот человек «поливает грязью» невинную девушку, на дуэли хочет убить неопытного соперника.
При первой угрозе жизни предает Отечество, присягнув на верность самозванцу. Он вызывает неприязнь, с ним не стоит общаться.
Как говорит героиня Маша, отвергая сватовство Швабрина: «Ни за что! ни за какие благополучия!»
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» описывает непростую ситуацию, в которую поставлена главная героиня Наташа Ростова. Во время войны с французами ей приходится выбирать: увезти подальше от наступающих врагов домашний скарб или отдать подводы для перевозки раненых. К чести Наташи, жизни раненых оказались важнее. Она передала подводы для их спасения.
Еще одну грань нравственности, как личную смелость, показал В.П.Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой – ребенок собирает в лесу землянику на продажу и отдает бабушке, не предупредив, что съел часть ягод.
Бабушка попадает в неловкую ситуацию на рынке, куда привезла ягоды. Продав товар, она хочет пересыпать их покупателю, но обнаруживает в корзине траву вместо сладких ягод. Ребенку очень стыдно, он раскаивается, несмотря на страх, просит прощения.
Конечно, бабушка простила юного «героя», он вернулся на тропу добродетели.
Трудно простому человеку совершить правильный выбор. Особенно в первый раз. Приходится преодолевать собственный страх, лень. Но зато он надолго избавляется от страданий и мук совести.
Любовь и нравственность
200-300 лет назад русские героини, благодаря этическим нормам общества, превыше всего ставили семейные или религиозные ценности. Поэтому женщины отвергали любовь, не освященную церковью, считая ее безнравственной. Крепость русского общества поверяется крепостью семейных отношений. И это нашло отражение в литературе.
Главный герой А.С. Пушкина Евгений Онегин, несмотря на ветреность, проявляет порядочность по отношению к влюбленной Татьяне.
Он честно говорит: «Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой». Страдания молодой женщины его не трогают.
Более того, опытный повеса читает проповедь смиренной девушке: «Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет».
Ирония автора в том, что Онегин оказывается перед выбором в противоположных ситуациях: отвергающего и отверженного. Он страстно влюбляется в Татьяну, вышедшую замуж к этому времени. Но теперь уже героиня делает выбор не в его пользу: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
В романе Пушкина «Дубровский» мы видим, как героиня делает выбор, основанный на моральных принципах. Мария Троекурова полюбила сына человека, которого ее отец разорил, довел до сумасшествия и смерти. Любовь взаимна, но у нее нет будущего.
Влюбленный Дубровский не успевает похитить девушку до того, как властный отец насильно выдает ее замуж за богатого старика. После венчания в церкви Мария отказывается следовать за молодым человеком, выбирая узы брака. Дубровский благородно уходит, уважая выбор любимой женщины.
Герои, оказавшись в сложной ситуации, проявляют высокодуховные качества.
Грустную судьбу женщины, выбравшей любовь наперекор мнению толпы, описывает в своей пьесе «Гроза» А.Н. Островский. Катерина – чистая, светлая душа, – оставшись без поддержки любимого человека, бросается в речной омут.
Добродетельное поведение женщины в семейной жизни – это основа здоровой нации. Именно поэтому мужчины, как более стойкие, мужественные, должны всячески поддерживать, охранять своих женщин, не давая повода для разочарования.
Время идет, меняются люди, меняются нормы, законы, правила. Но общечеловеческие ценности, опирающиеся на понятия добра, чести и справедливости никуда не исчезают. Человек ежедневно стоит перед нравственным выбором. Задача общества задать его развитию положительное направление.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4352569d26d600a84639df/5d11d4577fc34f00af9139a4
Электронные учебники по русскому языку
Внимание! Шаблон очень примитивен. Если хотите написать по-настоящему хорошее сочинение, пишите сами и от души.
А если хотите собрать баллы — тогда вы пришли по адресу.
Полный курс Подготовка к ОГЭ 2016 >>>
- Материалы можно использовать при написании сочинения на тему
- Что такое нравственный выбор?
- Как я понимаю слова нравственный выбор?
Читай также о сочинении на тему Что такое нравственность и мораль?
Определение понятия (ваш 1-й абзац) | Комментарий (2-й абзац) | Пример из выданного текста (3-й абзац) | Свой пример (4-й абзац) | Вывод (5-й абзац) |
1 балл (С3К1) | + 1 балл (С3К1) | + 2 балла (С3К2) | + 1 балл (С3К2) | + 2 балла при отсутствии ошибок в построении текста (С3К4) |
Нравственным выбором можно считать необходимость выбрать одну из двух почти равнозначных человеческих ценностей (как у Мересьева своя безопасность и долг). | Человек осознаёт возможные последствия, понимает, что потери неизбежны в любом случае, мучительно выбирает лучшее из зол и в результате все равно оказывается предателем по отношению к одной из ценностей. Чтобы совершить выбор, человек вынужден создать некий рейтинг ценностей, выстроить то, что раньше было равнозначным, в иерархию, а потом предпочесть то, что оказалось ценнее. У каждого человека своя иерархия ценностей. Ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор, ситуации конфликта ценностей не возникают в обычной спокойной жизни на пустом месте. Если у вас всё хорошо, и вы, например, сидите в кафе со своей половинкой и наслаждаетесь чудным вечером, вам вряд ли придёт в голову вдруг всерьёз задуматься о том, чью жизнь бы вы выбрали: свою или его (её). Иначе обстоит дело в критических ситуациях, которые возникают во время войн и катаклизмов. Поэтому показать проблему нравственного выбора писатель может, поместив героя в какие-то исключительные обстоятельства, например, в обстоятельства войны. Если человек выбрал что-то для себя, то его поступок в нашем обществе не будет считаться нравственным, а если для других — это нравственный поступок. Обычно положительные герои в русской литературе совершают нравственные поступки, служа примером другим. А отрицательные герои выбирают что-то для себя, а потом их мучает совесть. | Этот абзац вы пишете на экзамене по выданному тексту. Из текста нужно выбрать пример нравственного или безнравственного поступка. Покажите между какими ценностями герою приходится делать выбор. Начать абзац можно так:
|
Дезертир Андрей Гуськов скрывается в лесу, чтобы не попасть на фронт в конце войны, и вынужден остаться в тайге отшельником (Валентин Распутин. «Живи и помни»). Беременная Настёна Гуськова кончает жизнь самоубийством, не желая выдать место, где прячется её муж Андрей Гуськов из предыдущего примера (Валентин Распутин. «Живи и помни»). Вика Люберецкая отравилась перед собранием, на котором её должны были исключить из комсомола, если она не осудит отца. (Борис Васильев. «Завтра была война»). Автор создаёт сложную, многоступенчатую ситуацию выбора. Предстоящее собрание — необходимость выбрать между двумя равнозначными для девушки ценностями: комсомол и честь любимого отца. Будучи не в силах отказаться ни от того, ни от другого, она отказывается перед другим выбором: смерть или собрание и необходимость делать выбор. «Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев… (Василь Быков). | Автор дал нам яркий пример нравственного, безнравственного (выбрать нужное) поступка и заставил задуматься о том, что ценно для меня. |
Ценности, которые для людей могут оказаться равнозначными: личная безопасность, личная свобода, собственная жизнь, безопасность близких, свобода близких, жизнь близких, безопасность страны, жизнь или безопасность всех членов коллектива, принятие обществом, любовь, месть, честь, долг, религиозные убеждения, идеологические убеждения, гуманизм, цели революции и т.п.
Между чем и чем приходится выбирать героям произведений?
Между какими ценностями выбирает герой. | Пример | |
личная безопасность | долг, любовь к Родине | Мересьев отправляется на фронт на протезах (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»). |
личная безопасность | принятие обществом | Дезертир Андрей Гуськов скрывается в лесу, чтобы не попасть на фронт в конце войны, и вынужден остаться в тайге отшельником (Валентин Распутин. «Живи и помни»). |
собственная жизнь, жизнь своего ребёнка | безопасность близкого человека | Беременная Настёна Гуськова кончает жизнь самоубийством, не желая выдать место, где прячется её муж Андрей Гуськов из предыдущего примера (Валентин Распутин. «Живи и помни»). |
собственная жизнь | долг перед Родиной | Рыбак под угрозой расстрела переходит на сторону Германии (Василь Быков. «Сотников») |
собственная жизнь | жизнь другого человека | Сотников подставляет себя, пытаясь спасти жизнь Рыбака. (Василь Быков. «Сотников») |
собственная жизнь | честь семьи, идеологические убеждения | Вика Люберецкая отравилась перед собранием, на котором её должны были исключить из комсомола, если она не осудит отца. (Борис Васильев. «Завтра была война»). Автор создаёт сложную, многоступенчатую ситуацию выбора. Предстоящее собрание — необходимость выбрать между двумя равнозначными для девушки ценностями: комсомол и честь любимого отца. Будучи не в силах отказаться ни от того, ни от другого, она отказывается перед другим выбором: смерть или собрание и необходимость делать выбор. |
Источник: https://mogu-pisat.ru/courses/el/course330/lesson3877/?LESSON_PATH=3333.3876.3877
Подготовка к ОГЭ (ГИА)
«Нравственный выбор»
Вариант 1
Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.
Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.
Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.
В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.
Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться.
С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.
Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.
Вариант 2
Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру.
Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор.
Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.
В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни.
Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед.
Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.
Вариант 3
Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием… Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем.
Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор — это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.
Дроганова и личному опыту.
Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25.
В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом.
Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).
Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор – это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.
Вариант 4
Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие…
Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека.
Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке.
Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться.
В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.
Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор — это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.
Источник: https://owlearn.ru/news/nravstvennyj_vybor/2016-12-13-626