«Житие Александра Невского» посвящено князю Александру Ярославовичу — великому полководцу и мудрому правителю. Повесть должна была показать, что несмотря на подчинение ордынцам, на Руси остались князья, готовые противостоять врагам земли Русской, а их доблесть и мужество внушают уважение другим народам.
Дата создания и автор
Произведение было написано во Владимире в Рождественском монастыре, где погребен князь. По предположению Д. С.
Лихачева, к написанию «Жития Александра Невского», краткое содержание которого представлено ниже, имел отношение митрополит Кирилл.
По композиции, отдельным стилистическим приемам и фразеологизмам «Повесть» близка к произведениям, в написании которых он принимал участие. Кирилл умер в 1280 году, поэтому исследователи уверены, что повесть написана между 1263 и 1280 годом.
Об этом свидетельствует и целый ряд характерных особенностей повести, написанной в агиографическом жанре. Во-первых, в предисловии автор рассказывает о себе с подчеркнутым самоуничижением, что соответствует канонам этого жанра: «худый и многогрешный».
Во-вторых, он сообщает о родителях князя и его рождении, что также соответствует духу агиографии. В-третьих, рассказ о чуде после смерти Александра также носит агиографический характер.
И, наконец, в тексте делаются отступления, имеющие церковно-риторический характер.
Автор произведения в самом начале повествования сообщает, что он знал князя лично и был свидетелем его ратных подвигов. Формулировка «самовидець есмь» дает все основания утверждать это.
По мнению исследователей, в агиографических произведениях авторы всегда сообщают, откуда известны подробности о жизни героя. Такая формулировка ни в одном житии не зафиксирована и встречается впервые.
И есть все основания полагать, что митрополит Кирилл принимал участие в составлении жизнеописания.
Князь Александр
Повесть «Житие Александра Невского», краткое содержание которой вы читаете, начинается с предисловия автора, сообщающего, что о князе Александре он слышал «от отцов своих».
Он рад рассказать о святой и славной жизни этого великого человека, поскольку и сам стал ее свидетелем.
Призывая в помощь святую Богородицу и князя Александра, автор продолжает повествование рассказом о родителях героя повести.
Отец Александра Ярослав был милосердным, кротким и миролюбивым князем. Мать героя повести звали Феодосией. В книге Исайи говорится, что человека на княжество ставит сам Господь.
И действительно, правление князя Александра было не без Божьего благословения. Он был красив, как Иосиф, который стал вторым после египетского царя. Силен был Александр, как Самсон. А мудрость дал ему Господь Соломонову.
Был он храбрым и непобедимым, как царь Веспасиан, покоривший Иудею.
Один именитый слуга Божий пришел с Запада, чтобы воочию увидеть зрелость силы князя Александра. Так и царица Савская ходила к Соломону. Вернулся Андреаш к своим и сказал, что видел много народов, но такого, как Александр, не встречал.
В продолжении краткого содержания «Житие Александра Невского» необходимо уточнить, что автор повести почти не называет имен противников. В данном эпизоде шведского короля он именует «королем из Полуночной земли».
Услышал о доблести Александра и решил завоевать землю князя. Собрал войско великое, снарядил множество кораблей и пришел, пылая духом ратным, в Неву.
А послов своих отправил в Новгород, чтобы передали князю, что пришел он разорить землю его, пусть защищается, если сможет.
Обращение к Богу о помощи
Князь Александр возгорелся сердцем и вошел в церковь с молитвою к Господу, который повелел жить всем народам, не переступая чужих границ. Воздел князь руки к нему и попросил Господа взять щит и заградить от врагов. Окончив молитву свою, князь поднялся с колен и попросил благословения у архиепископа Спиридона.
Выйдя из церкви, князь Александр сказал своей дружине, что Бог в правде, а не в силе. Повержены и пали те, кто был с оружием и на конях, выстоит только тот, кто будет с именем Господа на устах.
Уповая на Святую Троицу, не стал дожидаться князь «большого войска» и выступил «с малою дружиною». Враги приближались, поэтому некогда было Александру послать известие своему отцу Ярославу.
Из-за чего и не присоединились к нему многие новгородцы, что не знали о нападении врага.
Сражение на Неве
Продолжаем передавать краткое содержание «Жития Александра Невского» рассказом автора о старейшине Пелугии, которому поручили наблюдать за морем. Он жил среди язычников, но был крещен, получив имя Филипп. Жил он богоугодно, соблюдал пост два раза в неделю, и удостоил Господь этого послушного мужа видения чудного.
Всю ночь он стоял у моря и наблюдал за обоими путями. А под утро, на восходе солнца, он услышал с моря сильный шум и увидел плывущий насад — на плечах друг у друга стояли мученики Борис и Глеб.
Были они в красных одеждах, а гребцы были одеты во мглу. Обратился Борис к Глебу с просьбой, чтобы тот велел грести, так как помочь нужно князю Александру.
Увидев и услышав мучеников, старейшина так и стоял, пока насад не скрылся.
Встретив Александра, Пелугий рассказал ему о видении. После напал князь Александр на своих врагов и была великая битва с римлянами. Полегло их бесчисленное множество. А князь оставил отпечаток своего копья на лице самого короля. Шесть воинов из дружины Александра повели себя в этот бою храбро и достойно, о чем сам князь поведал автору этой повести.
Продолжим передавать краткое содержание «Повести о житии Александра Невского» сравнением автора битвы за Иерусалим при царе Езекии и сражением Александра.
Как в древние времена, пришел Ангел Господень и положил бесчисленное множество войска ассирийского, так было и после победы князя.
На другом берегу Ижоры, куда не смогла пройти дружина Александра, нашли несметно мертвых воинов противника, сраженных Ангелом Господним. Князь вернулся из похода с победою, восхваляя имя Господа.
Ледовое побоище
Затем автор, не акцентируя внимания на многих победах князя, упоминает о них в сокращении. Краткое содержание «Житие Александра Невского» продолжим описанием знаменитой битвы на Чудском озере.
Через три года после победы князя, решили немцы покорить словенский народ. Заняли город Псков, даже наместника в нем посадили.
Князь Александр со своей дружиной освободил город и много пленных взял в плен.
Собрали немцы тогда большое войско и выступили против Александра. Покрылось Чудское озеро погибшими воинами и тех и других. Ярослав, отец Александра, послал в помощь князю младшего сына Андрея с дружиною. Когда сошлись противники, была жестокая битва. Казалось, двинулось замершее озеро, так как покрылось оно кровью так, что не было видно льда.
Автор повести слышал это от очевидца тех событий, который видел, что пришло в помощь Александру воинство Божие. Обратился враг в бегство, а того, кто сказал, что захватит Александра, отдал в руки князю. Возвратился Александр со славною победою, ведя множество пленных. Весь народ со священниками встречали победителя с крестами, хваля и славя имя Бога.
Поездка в Орду
Прославилось имя Александра во всех странах. В это же время литовские князья начали грабить земли Александра. Он выезжал и избивал их. Однажды победил Александр за один выезд семь полков. Прослышал о его славе один Восточный царь, покоривший многие народы, и отправил к князю послов, сказавши, чтобы Александр приехал посмотреть на его могущество.
Епископ Кирилл благословил Александра и отправился он в Орду. Царь Батый увидел его и сказал, что правду сказали ему об Александре, — нет князя, подобного ему.
Но разгневался Батый на младшего сына Ярослава Андрея, и послал воеводу разорить землю Суздальскую. Князь Александр после это собрал разогнанный народ в свои дома, отстроил города и воздвиг церкви.
И наполнил по Слову своему Бог землю Александра богатством и продлил годы его.
Посланники из Рима
Продолжаем краткое содержание «Жития князя Александра Невского». Однажды послал к Александру папа Римский кардиналов, чтобы рассказали они ему о своей вере.
Князь собрал мудрецов и написал ответ папе, что известно им все от Адама и до седьмого Собора, а другого учения они не примут. Гнали тогда христиан неверные по всей земле, принуждая воевать на своей стороне.
Отправился Александр к Батыю, чтобы отмолить своих людей от этой беды.
Сына Дмитрия со своими полками отправил князь на Запад. Он завоевал землю Немецкую и возвратился в Новгород с великой победой. Отец же его Александр возвратился из Орды и занемог.
Много потрудился князь на земле, а перед смертью решил стать монахом и принял схиму. Вскоре он предал дух свой Господу.
Святое тело его понесли во Владимир, где встречали его со свечами и кадилами, и каждый из великого множества народа, бывшего здесь, хотел прикоснуться к святому телу.
Завершаем очень краткое содержание «Жития Александра Невского» описанием чуда, произошедшего в день похорон Александра.
Положили его тело в церкви Рождества, когда и произошло удивительное: митрополит Кирилл попытался разжать пальцы князя, чтобы вложить духовную грамоту, но князь, как живой, поднял руку свою и взял из рук Кирилла грамоту. Смятение охватило всех, и отступили они от гробницы его.
Особенность написания
Как видно из повести, в задачу автора не входило составление полной биографии Александра. Он рассказал об основных эпизодах его жизни, которые позволили бы воссоздать его героический образ умного политика, доблестного воина и полководца, — о победах на Чудском озере, на Неве, о его визите в Орду и ответе папе Римскому.
Автор жития не называет точных дат, он не всегда последователен в изложении событий. Но повесть насыщена цитатами и аналогиями из Библии, которые не приводятся в кратком содержании.
В сказании «О житии Александра Невского» повествователь желал подчеркнуть этими сравнениями вечный и вневременный характер деяний князя, придать им величественность.
Постоянно упоминая о небесном покровительстве Александру, автор повести стремился показать, что на таковых и «Бог презирает», помогает им, «одаривает и являет» милосердие свое.
Источник: https://www.syl.ru/article/362063/jitie-aleksandra-nevskogo-kratkoe-soderjanie-povesti
«Житие Александра Невского»: краткий пересказ древнерусского произведения
«Житие Александра Невского» обычно изучается в 8 классе. Этот жанр древнерусской литературы подразумевает описание жизни лиц, канонизированных Русской православной церковью. Повесть актуальна тем, что она написана современником великого князя. Это даёт возможность понять, как относились к Александру его соратники и как они воспринимали события тех времён.
Основные действующие лица
Главный персонаж:
- Александр Невский – великий полководец. В разные годы он правил в Киеве, Новгороде и Владимире.
Второстепенные:
- Князь Ярослав Всеволодович – в разные годы правил в Переяславле, Киеве, Новгороде и во Владимире. Отец Александра;
- Батый – монгольский полководец, хан;
- Андреяш – немецкий царь;
- Князь Андрей – брат Александра Невского;
- Дмитрий – сын Александра.
Пересказ очень кратко
Если кратко прочитать «Житие Александра Невского», то за несколько минут можно понять основной смысл произведения. Краткий пересказ основных событий представлен ниже.
Александр Невский рос красивым, статным и сильным. Из-за привлекательной наружности юношей интересовались окружающие. Знатные люди из разных стран приезжали на русскую землю, чтобы взглянуть на молодого княжича.
Однажды шведы захотели завоевать русское государство. Перед отбытием князь поручил Пелгусию стоять на страже. Тот заметил вдалеке страстотерпцев Бориса и Глеба. Мужчина рассказал об этом князю, и Александр пошёл на врага. Так неприятель был разгромлен.
На следующий год напали латиняне, пришедшие из Западной стороны. Александр уничтожил построенные ими селения. На третий год напали ливонские немцы. Князь снова разгромил противника. Другая битва прошла на Чудском озере. И на этот раз немцы ушли под лёд. Русское войско одержало победу.
Полководец едет домой после встречи с ханом, но по дороге заболевает. Перед кончиной он принял монашеский постриг. Тело Александра отвезли во Владимир.
Краткое содержание жития
Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» поможет структурировать главные события и понять основной смысл произведения.
В 1219 году у великого князя Ярослава и его супруги княжны Феодосии появился наследник – сын Александр. Отец ребёнка славился кротким характером и благочестивостью, а мать называли святой за её самоотверженность и добрый нрав. Александр рос, окружённый заботой и любовью.
К науке юноша приступил рано. Больше всего любил слово Божие. Его настольными книгами были Евангелие и Псалтырь, в которых он находил утешение в тяжёлые моменты жизни. Через молитвы Александр каждый день обращался к Господу.
Князь Александр
Новгород тех времён мог сам выбирать правителя. Захотели они себе в князья великого Ярослава. Он согласился, но из-за поведения новгородцев вскоре вернулся в Переяславль, однако оставил в чужом городе сыновей: старшего Феодора и младшего Александра. Старший княжич погиб, и младших остался один.
Сумел Александр расположить к себе жителей Новгорода. Они гордились своим правителем. Однажды город посетил немецкий царь Андриаш, который был впечатлён красотой Александра. В своих родных краях немец рассказывал, что никогда не встречал людей такой наружности. Единение духовной и физической красоты было главным его достоинством.
В 1247 году на Русскую землю ринулись татары во главе с Батыем. По пути они разрушали все княжества. Приблизились и к Новгороду, но благодаря молитвам новгородцев город был спасён. Не дойдя несколько вёрст, татары воротили на Киев.
Тяжёлый период вновь воцарил на Руси. Престол возглавил Ярослав Всеволодович. Он отправился в Орду, чтобы узнать, чего ждать от завоевателей. Батый хорошо встретил князя. Хан назначил его главным над всеми русскими княжествами. Договорились, что жители будут платить дань, но не подвергаться набегам. Местным было разрешено сохранить русскую веру.
В это время в Новгороде Александр готовится встретиться с опасными врагами – немцами, шведами и литовцами. Иноземцы воспользовались ослабленным состоянием северо-западных русских городов. Они посягали на самое святое – христианскую веру. Александр хотел противостоять католикам, поэтому женился на дочери польского князя. Так он приобрёл союзника и смог укреплять границы.
Первыми хотели завоевать русские земли шведы. В 1240 году они подошли к реке Ижоры. Князь Ярослав не знал о беде, поэтому не мог помочь сыну. Тогда Александр попросил о помощи у Господа в храме святой Софии. С речами обратился он и к преподобным князьям Борису и Глебу. Великий Александр подошёл к Неве. Сражался храбро и смело, за что был назван Невским.
Князь в бою на Неве
Перед боем князь отправил Пелгусия вести ночную стражу. Мужчина заприметил плывущих на лодке страстотерпцев Бориса и Глеба. Они поведали, что помогут в бою. Пелгусий сразу рассказал об этом правителю. Тот обрадовался видению и напал на шведов. Враг был разбит. Господь послал русским воинам свою помощь и на другой берег реки. Там, с помощью Ангелов Божиих, сгинуло много нерусских воинов.
Вскоре напали ливонские немцы. Все ждали князя Александра, чтобы он защитил их от иноверцев. С его приездом готовилось наступление. Помолившись в храме Святой Троицы, он пошёл на Ливонию и разгромил её.
Возвращаясь домой, князь остановился на Чудском озере. Битва с немцами в 1242 году вошла в историю как Ледовое побоище. Лёд трескался, забирая с собой трупы немцев. Русское войско вновь одержал победу.
Два кровожадных врага были повержены. Но наступал следующий неприятель – литовцы. Первый набег 1242 года был разгромлен. В 1245 году Александр гнал недоброжелателей с русской земли до самого озера Живца.
В 1246 году скончался Ярослав Всеволодович. В этом же году отправился Александр на поклон к хану. При встрече Батый заставлял его выполнять татарские обычаи, но Александр отказался. Все были удивлены, но не наказали русского правителя. Батый был доверенным лицом великого хана, который проживал в Азии. Александр отправился к владыке монголов в Кара-Корум, где был хорошо принят.
В 1248 году Папа послал в Новгород двух кардиналов. Пришедшие хотели, чтобы князь поклонялся Римской церкви. Александр был непреклонен и выгнал латинян.
Новый татарский мятеж заставил князя опять ехать в Орду. Он смог умилостивить хана. Правитель Восточной страны даже отпустил русских военных со своей службы. Александр Ярославович сильно занемог по пути домой. Он позвал игумена и принял монашеский постриг, взяв иноческое имя Алексий. Умер князь в 1246 году.
Бездыханное тело доставили во Владимир. Проститься с князем собрались люди со всей земли Русской. Когда усопшего готовили к погребению, ему хотели вложить прощальную грамоту, но его рука сама потянулась к бумаге.
Всю жизнь Александр Невский служил своему Отечеству: укреплял территории Руси, сохранял православную церковь, улучшал отношения с Ордой, защищал от врагов. Даже после его смерти он продолжал охранять русский народ. К нему обращались с молитвой. Много чудес связано с именем покойного князя. Впоследствии его причислили к лику святых.
Основная идея
Безымянный повествователь с первых строк стремится возвысить великого полководца. Первостепенная задача автора – описать мужественность, силу, мудрость, религиозность и дипломатический талант князя. Александр Невский – это идеал правителя, который всегда готов встать на защиту Родины.
Основная идея произведения – воспевание славного правителя и его подвигов, возвеличивание русского народа. Автор взывает к патриотическим чувствам и уважению православной веры, сравнивает власть с героями Библии. Современный читатель погружается в мир подвигов, доблести, чести и бесстрашия.
В житии рассказывается о героическом прошлом Древней Руси, о победах над захватчиками, об отношениях с союзниками, о смерти князя и чудесах, произошедших после его кончины.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazaniya-i-byliny/zhitie-aleksandra-nevskogo.html
О житии и о храбрости блгв. кн. александра / православие.ru
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
Икона святого благоверного князя Александра Невского.
Иконописная мастерская Екатерины Ильинской / icon-art.ru Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.
Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову».
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным.
И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде.
Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”».
Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна.
Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые.
Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.
Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы.
Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море.
Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких.
Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя».
Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться.
Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою.
И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».
И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его.
В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада.
Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!»
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.
О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран.
Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.
Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся.
О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.
Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась.
Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную.
Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян.
Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!
И так прославил Бог угодника Своего.
Источник: https://pravoslavie.ru/39091.html
Благоверный великий Kнязь Александр Невский
память святого 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря
Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г.
Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава.
Святой Александр был их вторым сыном.
Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.
С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.
В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери.
Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.
Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».
Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».
Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде.
Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.
И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».
Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов.
«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».
Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».
Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска.
Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.
Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.
Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский.
Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом.
Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).
Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.
Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи.
В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь.
В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.
В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.
Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.
В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.
Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все.
На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог.
Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.
23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Источник: https://akafist.ru/saints/alexandr-nevskiy/
Житие Александра Невского
Повесть посвящена князю Александру Ярославовичу Невскому, великому полководцу и правителю. Его образ является настоящим примером того, каким должен быть настоящий государь, готовый в любой момент встать на защиту земли Русской. Краткое содержание «Жития Александра Невского» поможет читателю понять, каким на самом деле человеком был великий князь, расскажет о его житии и храбрости.
Пересказ
В семье князя Ярослава и его супруги Феодосии пополнение, рождение наследника. Парень был хорош собой. Голос звучал, как труба. Высокого роста. Лицо его, как лицо Иосифа. Был он не по годам мудр. Обладал недюжинной силой и безрассудной храбростью.
Андреаш, один из именитых мужей Западной страны пришел, чтобы лично убедиться, насколько хорош князь Александр. После общения с ним, по возвращении домой он рассказывал своим, что не приходилось ему еще встречать такого царя.
Король Римской веры, услышав про доблести князя, решил, что должен завоевать землю Александрову. Собрав силу великую, двинулся он в путь. Придя в Неву, король отправляет гонцов в Новгород с посланием к князю, в котором он сообщал цель визита.
Александр, услышав о намерениях короля, отправляется в церковь помолиться и попросить благословения. Собрав малую дружину и не дожидаясь остальных, он отправляется бить врага. Князь даже не ведал о нашествии на сына своего. У Александра не было времени оповестить отца. Слишком быстро развивались события.
Ночную стражу на море было поручено вести Пелугию. Старейшина, узнав о силе неприятеля, донес все князю. Не сомкнув всю ночь глаз, на восходе солнца Пелугий увидел, как по морю плывет ладья. В судне находилось два человека, оказавшихся святыми мучениками. Они пообещали помочь Александру. Князь, узнав о видении, попросил никому не сообщать об этом.
В шестом часу дня Александр напал на врагов. Сеча была великая. Князю удалось оставить боевую отметину на лице короля. После победы Александровой на другом берегу реки, там, куда войско князя не заходило, было обнаружено множество трупов перебитых Божьим ангелом. Оставшиеся в живых враги попросту сбежали. Князь вернулся на родную землю триумфатором.
Через год вновь пожаловали незваные гости на землю Александрову, имея наглость построить на ней город. Князь, узнав об этом, немедленно собрал войско и пошел на неприятеля с целью уничтожить возведенный город, а врагов покарать.
На третий год после победы, пошел князь на землю псковскую, ибо взят был Псков уже немцами. Встреча немцев и войска князя состоялась на Чудском озере. Много крови было пролито. Много воинов полегло. Народ чувствовал, что Александру в бою помогает сам Бог. Князь вернулся в Псков победителем. Народ ликовал, восхваляя государя.
Литовские воины напали на землю князя, но не ожидали они такого мощного отпора с его стороны. Большая часть армии противника была уничтожена. С тех пор имя князя стало внушать опасение и страх.
Сильный царь восточной страны, прослышав о силе и храбрости Александра, отправляет к нему гонцов и приказывает явиться к нему в Орду, если он хочет сохранить свои земли. Получив благословение от отца Кирилла, князь отправляется в путь. Царь Батый, увидев Александра, был поражен, убедившись, что правду говорили о нем люди. Выказав ему свое почтение, царь отпускает князя.
Младший брат Александра, Андрей разгневал Батыя. Суздальские земли были разорены. Александру пришлось восстанавливать разрушенные города и церкви. Папе Римскому не удалось убедить князя принять его веру. Александр остался при своем мнении.
Царь Батый склонял христиан на свою сторону. Александр, приехав в Орду, надеялся отмолить у хана своих людей. По дороге домой князь почувствовал себя плохо. Предчувствуя смерть, князь принимает решение стать монахом. Его желание было исполнено. 14 ноября князь отошел к Господу.
Тело Александра было доставлено во Владимир. Еще одним Божьим знаком судьба пометила князя. Когда митрополит хотел в руку князя вложить грамоту, Александр, словно живой, протянул руку, приняв свиток.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2653-zhitie-aleksandra-nevskogo.html
Аполлон и музы (краткий пересказ содержания). Народные и древнерусские произведения
Народное — Аполлон и музы
Весной и летом на склонах лесистого Геликона (2), там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены (3), и на высоком Парнасе (4), у чистых вод Кастальского родника (5), Аполлон (1) водит хоровод с девятью музами.
Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (6) , — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре (7).
Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической (8) поэзии, Эвтерпа —муза лирики (9), Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии (10), Талия — муза комедии, Терпсихора —муза танцев, Клио — муза истории, Урания —муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов (11). Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе.
Забывает Арес (12) о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса.
В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов.
Музы, хариты, вечно юная Афродита (13), Арес с Гермесом (14) — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида (15). Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
(1) Аполлон — один из древнейших богов Греции, покровитель искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве, на здании Большого Академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руке, едущего на колеснице.
(2) Геликон — гора в Средней Греции, на которой, по представлениям греков, обитали музы. Их иногда называли «царицами Геликона».
(3) Гиппокрена — ключ (родник) на вершине горного хребта Геликона. По преданию, появился ключ от удара копытом крылатого коня Пегаса. В переносном смысле «оседлать Пегаса» — стать поэтом.
(4) Парнас — в мифах — место обитания Аполлона и муз. В переносном смысле Парнас — сообщество поэтов.
(5) Кастальский родник (ключ) — источник на горе Парнас. В современном языке Кастальский ключ означает источник вдохновения.
- (6) Мнемосина (Мнемозина) — богиня памяти.
- (7) Кифара — струнный щипковый инструмент, похожий на лиру.
- (8) Эпический — повествовательный.
- (9) Лирика — один из трех видов литературы (эпос, лирика, драма), стихи, песни.
- (10) Трагедия — драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя.
- (11) Гимн — торжественная песнь.
- (12) Арес (Арей) — бог войны.
- (13) Афродита — богиня красоты и любви.
- (14) Гермес — бог, посланник богов, покровитель торговли.
- (15) Артемида — богиня-охотница.
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=645&bookid=5