Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений — «Отговорила роща золотая». Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.
История создания
Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: «Отговорила роща золотая…» Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.
Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.
В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу…», которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.
Композиция
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: «языком» — «ни о ком» — «дом» — «прудом». В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.
Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: «веселым — веселой», «не жалеют — не жаль». Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.
Последняя, шестая строфа, — отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы.
Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: «скажите так», придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова «веселый» на «милый».
Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.
Лирический герой
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой — человек, чья «веселая юность» позади.
За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности.
Свои стихи поэт сравнивает с «ненужным комом», сметаемым ветром.
Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с «сиреневой цветью». Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой — цвета увядающей осенней листвы.
Золотой — символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет «облетает», и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.
Образы
Продолжим анализ стихотворения «Отговорила роща золотая». Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.
Затем образы сужаются до символического «сада души». Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее — с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.
Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.
Художественные средства
Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование.
Есенин использует эпитеты («роща золотая», «широкий месяц», «грустные слова»), метафору («костер рябины»), сравнение, инверсию.
Также мы найдем очень много примеров олицетворения («роща отговорила», «конопляник грезит», «журавли не жалеют»).
Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению.
Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву.
Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.
Основная мысль
Проведенный анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе.
Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время.
И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.
Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета «веселый» на «милый». Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.
Источник: https://www.syl.ru/article/365543/analiz-stihotvoreniya-otgovorila-roscha-zolotaya-s-a-esenina
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
- С широким месяцем над голубым прудом.
- Стою один среди равнины голой,
А журавлей уносит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой, - Но ничего в прошедшем мне не жаль.
- Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной, - Но никого не может он согреть.
- Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не опадёт трава,
Как дерево роняет грустно листья, - Так я роняю грустные слова.
- И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая - Отговорила милым языком.
- 1924
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.
Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество.
Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами.
И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.
Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.
Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи.
Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере.
Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.
Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.
«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.
Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А
ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.
Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.
Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека.
Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет.
Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.
Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.
Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.
Источник: https://NatWorld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/s-a-esenin-otgovorila-roshha-zolotaja-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…» (С.А. Есенин) | Литрекон
Сергей Есенин – уникальный русский поэт, представитель так называемой «крестьянской» поэзии. Его стихотворения наполнены нежным чувством к родной земле, природе, деревенской жизни. Сам поэт родом из Рязанской губернии, поэтому жизнь в глубинке навсегда оставила в его сердце след.
Любовь к тихой провинциальной жизни и ее быту он пронес через все свое творчество. Помимо деревенской линии, одними из главных тем являются: философские размышления о жизни и смерти, о счастье; любовные стихотворения; часто присутствуют христианские мотивы, особенно в ранней лирике.
История создания
Как известно, многие поэты вдохновлялись на лоне природы, уезжая от суматохи за город. Так и Сергей Есенин часто писал свои произведения, находясь в родном селе Константиново, где и было написано стихотворение «Отговорила роща золотая» в августе 1924 года. Впервые оно было напечатано в сентябре в газете «Бакинский рабочий».
В этот период творчества Есенин получает признание от зарубежных критиков, ведь его произведения выходят за рамки советской идеологической поэзии. В них наблюдается самобытность, проявление которой требовало теперь смелости. Например, С.П.Постников в рецензии писал:
«Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще.
Не только в приведенном стихотворении чувствуется это , но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая».
Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта».
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.
Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.
Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.
Композиция
Композиционно стихотворение «Отговорила роща золотая…» замыкается в кольцо: в начале и в конце перед нами возникает образ золотой рощи. Такое строение позволяет провести параллель с самой жизнью: в понимании автора все приходит и уходит, жизнь природы – циклична, а жизнь человека – короткое мгновение.
Стихотворение состоит из шести четверостиший-катренов.
Образы и символы
Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения.
Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы.
Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком». Она тоже может чувствовать, как и человек.
Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником».
Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел.
Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.
Темы, настроение и проблемы
Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.
Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении.
Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.
Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.
Основная идея
Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.
Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.
Средства выразительности
Стихотворение богато образными средствами и тропами, с помощью которых поэт проводит параллель между жизнью человека и природой.
- Анафора и синтаксический параллелизм: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь».
- Метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
- Эпитеты, которые использует автор, также отсылают нас к народной поэзии – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
- С помощью развернутого сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», поэт проводит параллель между собой и отцветшим деревом, которое роняет листья, как он «роняет» свои стихи, грустя о безвозвратно ушедшем.
Действительно, творчество последних лет жизни С.А. Есенина наполнено нотками грусти и тоски, осмыслением прожитой жизни. Как пишет автор, он не уверен в том, что его «слова» останутся в чужой памяти. Возможно, время сгребет все его стихи в «ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близко многим.
Ксения Охапкина
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/otgovorila-roshha-zolotaya-esenin/
«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – композиция, средства выразительности, жанр
«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
- История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».
- Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.
Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях.
Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
- Жанр – пейзажная лирика.
- Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
- Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
- Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
История создания
Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36».
Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».
Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.
Тема
Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.
В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком». Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.
Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.
Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли.
Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла.
Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.
Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».
Композиция
Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни.
Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я». Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения.
Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.
Жанр
Жанр произведения – пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой.
В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38443-otgovorila-rosha-zolotaia-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-kompoziciia-sredstva-vyrazitelnosti-janr.html
Анализ стихотворения Отговорила роща золотая
Литературно-художественный анализ стихотворения
С.А.Есенина «Отговорила роща золотая …»
- Отговорила роща золотая
- Березовым, веселым языком,
- И журавли, печально пролетая,
- Уж не жалеют больше ни о чем…-
Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет.
Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.
Ходасевича :»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»
В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной».
Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом.
Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.
Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль».
Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает.
Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ.
Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает.
Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами». По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: «журавли не жалеют», «грезит конопляник».
Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.
Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов — все дети единой матери Природы.
Метафоры («костер рябины красной») и эпитеты («березовый язык», «ненужный ком») придают стихотворению плавность и поэтичность.
Поэт нередко использует инверсию: «Отговорила роща золотая», «Стою один среди равнины голой». Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, — сравнение:
- Как дерево роняет тихо листья,
- Так я роняю грустные слова .
- Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
- Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
Источник: https://mirznanii.com/a/51596/analiz-stikhotvoreniya-otgovorila-roshcha-zolotaya
Отговорила роща золотая основная мысль. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина С.А
- Отговорила роща золотая
- Березовым, веселым языком,
- И журавли, печально пролетая,
- Уж не жалеют больше ни о ком.
- Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
- Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
- О всех ушедших грезит конопляник
- С широким месяцем над голубым прудом.
- Стою один среди равнины голой,
- А журавлей относит ветер в даль,
- Я полон дум о юности веселой,
- Но ничего в прошедшем мне не жаль.
- Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
- Не жаль души сиреневую цветь.
- В саду горит костер рябины красной,
- Но никого не может он согреть.
- Не обгорят рябиновые кисти,
- От желтизны не пропадет трава,
- Как дерево роняет тихо листья,
- Так я роняю грустные слова.
- И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком.
В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный мир природы. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой — уже не молодой человек.
На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «журавли печально улетают», что «отговорила роща», голые равнины. Такое состояние природы отражает состояние души лирического героя.
Он одинок, ему грустно, вспоминает веселую юность и «души сиреневую цветь». Ему никого и «ничего в прошедшем не жаль». Лирический герой понимает, что все в мире проходит, и нет ничего вечного. Природа тоже “умирает», но она способна возродиться.
И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.
Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (журавли не жалеют, грезит конопляник). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.
Метафору (костер рябины красной) и эпитеты (березовый язык, ненужный ком) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова).
Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
Сергей Александрович Есенин действительно — поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
Прекрасная и разнообразная. Его работы — это откровение, задушевные разговоры с читателем, которые чаще всего наполнены эмоциональностью и музыкальностью. Одним из таких стихотворений Есенина является работа Отговорила роща золотая.
Анализ стихотворения
Стих Отговорила роща золотая автор пишет в переломное для своей жизни время, когда все чаще задаешься вопросами бытия и думаешь о быстром течении жизни. Начинает его писатель описанием увядающей природы, где улетают журавли, а роща уже отговорила и готовится к зиме.
Увиденная картина заставила лирического героя задуматься о прошедших днях и о том, насколько быстротечно время. Где каждый приходит в этот мир, живет, вносит какую-то лепту, а позже умирает. Этот круговорот неизбежен и если природа ежегодно вновь возрождается, то человек уходит навсегда.
Единственное, его душа может быть вечной.
Читая работу автора, мы видим насколько одинок герой. Он стоит в одиночестве среди равнины и наблюдает за улетающими журавлями. Какие-то ноты печали слышны в его словах. Он думает о веселой юности, что прошла и ушедших днях, о которых писатель не жалеет, несмотря на то, что часть его жизни была растрачена напрасно.
Однако этих лет не жаль поэту. Он жил, как хотел, испытал ни единожды чувство любви. Вот только к концу жизни душа поэта осталась одинокой. Поэтому он и роняет грустные слова, как роняют свою листву деревья. И действительно, творчество последних лет жизни поэта грустное, где подводятся итоги жизни.
Как пишет Есенин, он не уверен в том, что его стихотворения будут интересны в дальнейшем. Он предполагает, что время сгребет все его творчество в ненужный ком. То есть, писатель думает что его творчество с годами позабудут. Но этого не произошло.
Творчество Есенина, как напоминание о его жизни и чувствах — наследие, которое до сих пор изучается читателями.
Стихотворение «Отговорила роща золотая…».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Основная тема произведения — прощание поэта с юностью. Стихотворение относится к пейзажной и философской лирике, жанр — элегия. Жизнь человека здесь уподобляется жизни природы.
- Лирический герой здесь осознает, что юность ушла безвозвратно, что впереди — «возраст осени». И он грустит о ней, о прошедшем «веселом лете»:
- Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,
- И журавли, печально пролетая,
- Уж не жалеют больше ни о ком.
- Эта грусть в душе лирического героя порождена его осознанием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человеческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив противостояния вечной природы и человеческого бытия:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
- О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.
- Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тютчева:
- За годом год, за веком век…
- Что ж негодует человек,
Сей злак земной!..
- Он быстро, быстро вянет — так,
- Но с новым летом новый злак И лист иной!
- («Сижу задумчив и один»)
Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом бренности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мотив этот не получает дальнейшего развития. Внимание наше концентрируется на чувствах лирического героя.
Он вспоминает о юности, и в интонациях его звучат тоскливые ноты. Это подчеркнуто многочисленными отрицаниями: «Но ничего в прошедшем мне не жаль», «Не жаль мне лет, растраченных напрасно», «Не жаль души сиреневую цветь», «Но никого не может он согреть», «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не пропадет трава».
Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по мнению его, никому не нужны:
- Как дерево роняет тихо листья,
- Так я роняю грустные слова.
- И когда это чувство безысходности достигает в стихотворении кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:
- И если время, ветром разметая,
- Сгребет их все в один ненужный ком…
- Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у героя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Есенин использует различные средства художественной выразительности: эпитет («роща золотая», «березовым, веселым языком»), вопросно-ответную форму стиха («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник..
»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), развернутое сравнение («Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова»).
Произведение характерно для лирики Есенина. Печаль по уходящей юности пронизывает многие его стихи — «Не жалею, не зову, не плачу..», «Письмо матери», «Эта улица мне знакома…», «Этой грусти теперь не рассыпать…». Однако здесь мы видим примирение героя и с природой, и с жизнью.
- «Отговорила роща золотая» Сергей Есенин
- Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая, - Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
- С широким месяцем над голубым прудом.
- Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой, - Но ничего в прошедшем мне не жаль.
- Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной, - Но никого не может он согреть.
- Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья, - Так я роняю грустные слова.
- И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая - Отговорила милым языком.
Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…»
Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете.
Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного.
Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.
Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным.
К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги.
Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам
, отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».
Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни
.
Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника.
И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.
«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения.
Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта.
Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик
.
Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.
Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям.
Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта.
Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».
К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий.
Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.
Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее. Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:
Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.
Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра.
Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда.
Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.
Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой. Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:
Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Здесь приходят на память лермонтовские строчки:
Выхожу один я на дорогу;Средь равнин кремнистый путь блестит;Ночь тиха, пустыня внемлет богу,И звезда с звездою говорит…
Однако уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.
То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:
В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением.
В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире.
Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:
И если время, ветром разметя,Сгребет их все в один ненужный ком…Скажите так…что роща золотаяОтговорила милым языком.
Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения.
Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому. Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).
Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»
Источник: https://bboff.ru/otgovorila-roshcha-zolotaya-osnovnaya-mysl-analiz-stihotvoreniya/
Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая»
Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест.
Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия.
Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин — не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком».
Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике.
Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени.
Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе.
Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику:
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком, Скажите так… что роща золотая Отговорила малым языком.
По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя.
Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами.
Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.
В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь».
Герой Есенина неотрывно связан с миром природы:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
По моему мнению, автор прибегает к инверсии, чтобы в некотором смысле осложнить строй стихотворения: таким образом более точно передается душевное состояние человека.
Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения.
«Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й.
Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами.
Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3756-analiz-stikhotvoreniya-s-esenina-otgovorila-roshcha-zolotaya