Ф. И. Тютчев известен своими лирическими стихотворениями удивительной красоты. В них он воспевает величие природы. Не секрет, что поэт из всех природных явлений всегда больше всего восхищался грозой. Именно о ней написал Тютчев стихотворение «Неохотно и несмело», анализ которого представлен ниже.
Поэт, воспевающий красоту природы
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля».
Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.
Особенности композиции
В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.
Композиция стихотворения — кольцевая. «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля» состоит из 5 строф. В начале поэт описывает природу, замершую в ожидании грозы.
Постепенно появляются порывы ветра, небо становится темнее. Кульминационным моментом в стихотворении является вспышка молнии. Раскаты грома звучат все сильнее, ветер все больше усиливается.
Но гроза проходит, и на небе начинает вновь сиять солнце.
Главная тема
Тема стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» — это ожидание грозы. Поэт всегда восхищался этим явлением природы. Для Федора Ивановича гроза ассоциировалась с молодостью, беспечностью, она приносила очищение для окружающего мира.
Предвкушение грозы — это особое состояние, когда все замирает, и от ожидания чего-то таинственного и прекрасного человек испытывает восторг. У человека обостряются все чувства, он по-другому начинает воспринимать окружающий мир. Поэт описывает грозу не как страшное явление природы. Дождь с ветром и молния словно придают ей новые силы, окружающий мир становится ярче и чище.
Образы в стихотворении
Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.
Небо и земля — это символ связи человека и Вселенной. Если рассматривать стихотворение с этой точки зрения, то тогда они становятся главными героями сюжета. А гроза — это отражение сложных отношений между ними, она показывает противоположность их стихий.
Немного мифологии
В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело» можно найти и некоторые мифологические зарисовки. Это момент, когда молния словно разделила небо на две части. Люди издавна боялись и в тоже время восхищались этим загадочным природным явлением.
Яркая вспышка на фоне спокойного темного неба кажется фантастической волшебной картиной. В тот миг, когда все замирает перед грозой и везде становится тихо и спокойно, вдруг появляется молния.
И это переносит наблюдателя в то время, когда люди верили в легенды. В то время, когда люди поклнялись молнии, считая ее признаком божества.
Они наделили ее силой, способной карать человека за его грехи.
Но Тютчев в своем стихотворении изобразил ее не карательницей людей, а предвестницей грозы, очищения. Гроза приносит с собой живительный дождь, который способен пробудить это замершее царство природы.
Литературные тропы
Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным.
В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния.
Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.
Чтобы передать весь этот динамизм, поэт использовал большое количество глагольной лексики. Но во второй строфе глаголы отсутствуют — это позволяет показать предгрозовое ожидание природы. Глагольная лексика отличается выразительностью и красочностью.
Также Тютчев использует и цветовые эпитеты, чтобы сделать стихотворение более ярким. И вся палитра — светлых оттенков, что подчеркивает его мнение о том, что гроза — это символ молодости и задора.
Чтобы показать изменения в природе, поэт прибегает к синтаксическому параллелизму и ассонансу. Аллитерация звуков «Р» и «Г» создает звуковое сопровождение грома, а звук «С» — ассоциацию с сиянием солнца.
Поэт использовал и литературные тропы: метафоры, олицетворение.
Идея стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» — в том, чтоб показать читателям, как прекрасна гроза, как восхитителен в этот миг окружающий мир. Для поэта молния не ассоциировалась ни с чем пугающим, для него она была символом очищения.
Гроза — это миг волшебства, миг, когда человек становится более впечатлительным и по-другому воспринимает окружающий его мир. Поэтому в творчестве поэта часто главной героиней становилась гроза.
Федор Иванович Тютчев был тонко чувствующим поэтом, который не уставал в своих стихотворениях воспевать красоту и величие природы.
(Иллюстрация: Сона Адалян
)
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело…»
Сила дождя
Известный российский поэт Ф. И. Тютчев в своем творчество большое внимание уделял описанию природы.
Он, как мастер пейзажно-философской лирики, в своих стихах описывал картины природы через лирические переживания.
А природу он всегда видел в неразрывной связи с человеком, его внутренние переживания связаны с философскими размышлениями о единстве человека и природы, о месте человека в мире, о жизни и смерти.
В стихотворении «Неохотно и несмело», автор изображает картину летней природы, красочно расписывая надвигающуюся грозу.
В этом стихотворении, поэт ярко описывает небо, то, как сменяется солнце тучами, а затем блещет молния и начинается дождь. Все чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив еще раз землю, скрывается за тучами.
Поэт восторгается этой картиной и, подбирает очень яркие и выразительные слова для ее описания.
В этом произведении, он использует всевозможные художественные средства, которые помогают разукрасить картину и придать ей особенную прелесть и очарование.
Главными действующими лицами в стихотворении выступают солнце и земля, а также молнии и грозы, которые производят особенное действие, чтобы не дать соединиться солнцу и земле. Автор одухотворяет эти образы, используя олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля».
Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».
Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни. Это стихотворение отличается живостью и динамизмом, оно указывает на постоянство движения, как признак жизни. Объединяя в стихотворении небо и землю, автор утверждает единство человеческой жизни и бытия вселенной.
В описанной картине событий летней природы, автор, используя надвигающиеся тучи, показывает, что есть что-то постоянно мешающее воссоединению солнца и земли, человека и природы. Однако начавшийся дождь является очищением всего живого, он приносит свежесть и новое дыхание, его действие оживотворит все. А после дождя обязательно придет солнышко и обнимет всю землю своими нежными лучами.
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Основная тема
стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.
Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней.
Тютчев одухотворяет центральные образы
стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля»
.
Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.
Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени.
Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии.
Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.
Стихотворение, имеющее кольцевую композицию
и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.
Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам
: синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.
Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит
) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула
.
Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье
. Произведение насыщено движением, красками, звуками.
Поэт использует разнообразные тропы
: олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля
), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы
), метафоры (земля потонула, молния пробилась
).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
смысл этого стихотворения (ток можно без статей из инета!)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
- Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи
- Синей молнии струя —
- Пламень белый и летучийОкаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей,
- И раскаты громовые
- Все сердитей и смелей.Солнце раз еще взглянулоИсподлобья на поля,
- И в сияньи потонула
- Вся смятенная земля.
- Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана
- Светился купол золотой.
- Всходили робко облака На небо зимнее, ночное, Белела в мертвенном покое
- Оледенелая река.
- Я вспомнил, грустно-молчалив, Как в тех странах, где солнце греет, Теперь на солнце пламенеет
Анализ стихотворения Ф.Тютчева.
Роскошный Генуи залив…
- О Север, Север-чародей, Иль я тобою околдован? Иль в самом деле я прикован
- К гранитной полосе твоей?
- О, если б мимолетный дух, Во мгле вечерней тихо вея, Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг…
1)преобладание настроения 2)Жанр,тема 3)Проблема 4)Композиция стиха 5)Лирический сюжет 6)место стиха в творчестве
7)Средства выразительности.
Помогите кто чем может,пожалуйста!!срочно!прошу!
- Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые,
- Рог золотой выплывает луны.
- Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой
- Песню любви затянул соловей.
- Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие
- И улыбается небу земля.
Стихотворение «Неохотно и несмело» — это яркий пример пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева .
Оно во многом отображает умение поэта показать и описать картину природы очень лаконично, но при этом с богатым набором метафор и приятной ритмикой.
Это пять строф, которые объединяются кольцевой структурой, то есть всё начинается и заканчивается одним и тем же образом. Автор возвращается к тому месту, откуда пришел.
Этим образом в произведение выступает солнце. Оно наделяется вполне человеческими качествами, собственно, именно оно смотрит неохотно и несмело на поля где-то внизу. Но это лишь короткое вступление. Практически сразу же в дело вступает гром. Вообще, ожидание грозы — это один из главных мотивов здесь.
Очень интригующий, захватывающий для поэта момент, когда небо вот-вот будет разорвано молниями и дождём. Чувствуется, что это описание погоды именно летней: «Ветра теплого порывы
». Издалека слышен могучий гром, тучи, будто сдерживающие в себе неистовое количество капель воды, приближаются из-за горизонта и собираются надо головой.
Далее у Тютчева очень красивый и точный образ:
«Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой».
То есть поля внизу начинают менять свой цвет, они переходят от цвета более светлого, к цвету хмурому, более насыщенному. Очень тонкое наблюдение за природой.
По тому на стихотворную сцену выходит прима театра поэта — молния. Чувствуется, что образ грозы очень важен для автора.
Для более точной формы, он даже разрывает катрен, и стих вообще на две ровные части: от ухода солнца до удара молнии и от описания этой молнии до возвращения солнца. Вторая половина стиха — это описание летней грозы.
Автор нагнетает, небесный поток набирает силу, ветер сметает пыль из полей, а это явный намёк на то, что дождя здесь не было давно. И вот кульминация этой феерии:
«И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей».
Максимальная сила грозы.
Как известно, летние грозы своеобразны, они приходят ниоткуда и ровно так же быстро убегают непонятно куда. Тютчев очень точно это понял и отобразил. В начале, солнце появляется лишь для того, чтобы оказаться контрастом для грома, который моментально его сменяет.
Так и в финале стихотворения, как только громовые раскаты приближаются к зениту своей власти над небом — тут же возвращается солнце. И картина моментально изменяется на абсолютно противоположную. Вновь поливаются тёплым светом поля.
Вновь земля, которая была напугана могуществом молний, заливается сиянием, буквально тонет в нём.
В этом стихотворении Ф.И Тютчев показал своё умение не только очень внимательно наблюдать за природой, но и очень чётко понимать принципы, по которым она работает.
Он точно знает, что после того, как солнцу надоест без конца смотреть на землю, сразу же появится гроза.
Он понимает, что это временное явление, очень яркое, завораживающе прекрасное, но, безусловно, конечное, причем уйдёт оно так же быстро, как и пришло. Истинный талант поэта проявился в этом видении мира.
Источник: https://alluz.ru/metodika-prepodavaniya/f-i-tyutchev-neohotno-i-nesmelo-analiz-stihotvoreniya-obrazy-v.html
Анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело … "
«Неохотно и несмело…» Стихотворение Тютчева
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы.
Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет за границей, а с 1844 года в Санкт-Петербурге. Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление.
Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.
Жанр стихотворения
Поэт решил нарисовать словами этот летний грозовой пейзаж, который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).
Тема стихотворения
Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает, как идет ливень и как, наконец, все проходит.
Основная мысль (идея) стихотворения
Основная мысль стихотворения, или идея этого произведения — это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой».
Поэт описывает особенную грозовую красоту. Гром, ливень, пыльный вихрь — все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться.
Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье.
Вид рифмы
Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей (не-о/ хот-но/ и— не/ сме-ло).
Вид рифмовки
Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля — земля). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.
Художественные средства
Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств.
эпитеты («неохотно и несмело» солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей»). С помощью этих эпитетов создается образ очеловеченной природы: земля в смятении, гром сердитый и смелый.
сравнение («вихрем» пыль летит с полей) — в стихотворении есть только одно сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.
Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений — метафор.
метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, «синей молнии струя»). Метафора — это скрытое сравнение.
(Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словно «исподлобья», земля словно «потонула» в сиянье, синяя молния — словно струя).
Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: «неохотно и несмело солнце смотрит на поля», «смятенная земля»…
аллитерация (чу, за тучей…; прогремело, принахмурилась)
Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой») усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.
В стихотоворении с помощью эпитетов используется цветопись — поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Синяя молния и белый пламень — это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный.
Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски «солнца», его «сиянья», которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.
Олицетворение
Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом… Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением: солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».
Композиция стихотворения
Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния — это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы.
Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии.
Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.
Также в композиции поэт использует такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.
Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).
Лирический герой в стихотворении.
Настроение стихотворения
В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья».
Это позволяет нам заключить, что лирический герой в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное.
Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.
Художественная сила стихотворения
После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце.
В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения.
То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце…
Прочитайте стихотворение и ответьте для себя, согласны ли вы с предложенным анализом? Почему?
Было полезно? Сохраните в соцсети!
Слушать стихотворение «Неохотно и несмело»
Источник: https://literatura-prosto.site/5-6-klassy/analiz-stihotvoreniya-neohotno-i-nesmelo
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
Стихотворение «Неохотно и несмело» — это яркий пример пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева. Оно во многом отображает умение поэта показать и описать картину природы очень лаконично, но при этом с богатым набором метафор и приятной ритмикой. Это пять строф, которые объединяются кольцевой структурой, то есть всё начинается и заканчивается одним и тем же образом.
Автор возвращается к тому месту, откуда пришел.
Этим образом в произведение выступает солнце. Оно наделяется вполне человеческими качествами, собственно, именно оно смотрит неохотно и несмело на поля где-то внизу. Но это лишь короткое вступление. Практически сразу же в дело вступает гром. Вообще, ожидание грозы — это один из главных мотивов здесь. Очень интригующий, захватывающий для поэта момент, когда небо вот-вот будет разорвано молниями и дождём. Чувствуется, что это описание погоды именно летней: «Ветра теплого порывы». Издалека слышен могучий гром, тучи, будто сдерживающие в себе неистовое количество капель воды, приближаются из-за горизонта и собираются надо головой. Далее у Тютчева очень красивый и точный образ:
«Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой».
То есть поля внизу начинают менять свой цвет, они переходят от цвета более светлого, к цвету хмурому, более насыщенному. Очень тонкое наблюдение за природой.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
По тому на стихотворную сцену выходит прима театра поэта — молния. Чувствуется, что образ грозы очень важен для автора.
Для более точной формы, он даже разрывает катрен, и стих вообще на две ровные части: от ухода солнца до удара молнии и от описания этой молнии до возвращения солнца. Вторая половина стиха — это описание летней грозы.
Автор нагнетает, небесный поток набирает силу, ветер сметает пыль из полей, а это явный намёк на то, что дождя здесь не было давно. И вот кульминация этой феерии:
«И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей».
Максимальная сила грозы.
Как известно, летние грозы своеобразны, они приходят ниоткуда и ровно так же быстро убегают непонятно куда. Тютчев очень точно это понял и отобразил. В начале, солнце появляется лишь для того, чтобы оказаться контрастом для грома, который моментально его сменяет.
Так и в финале стихотворения, как только громовые раскаты приближаются к зениту своей власти над небом — тут же возвращается солнце. И картина моментально изменяется на абсолютно противоположную. Вновь поливаются тёплым светом поля.
Вновь земля, которая была напугана могуществом молний, заливается сиянием, буквально тонет в нём.
В этом стихотворении Ф.И Тютчев показал своё умение не только очень внимательно наблюдать за природой, но и очень чётко понимать принципы, по которым она работает.
Он точно знает, что после того, как солнцу надоест без конца смотреть на землю, сразу же появится гроза.
Он понимает, что это временное явление, очень яркое, завораживающе прекрасное, но, безусловно, конечное, причем уйдёт оно так же быстро, как и пришло. Истинный талант поэта проявился в этом видении мира.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvoreniya-neohotno-i-nesmelo-tyutcheva.html
«Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело». Изучают его в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Неохотно и несмело» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.
История создания – произведение было написано в 1848 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
- Жанр – пейзажная лирика.
- Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».
- Эпитеты – «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».
История создания
В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».
Тема
В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы.
В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире.
В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.
В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.
Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.
Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.
Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья». Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.
Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.
Композиция
Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
Каждое четверостишье посвящено определенному образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии.
Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в последнем она вовсю бушует над землей.
Жанр
Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Едва уловимы философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Строки произведения объединены перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа.
Главную роль играют метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома.
Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».
Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38387-neohotno-i-nesmelo-analiz-stihotvoreniia-tutcheva-po-plany-kratko-tema-ideia-janr.html
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» на уроке литературы в 6 классе
И.А. Меховская,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Щелковская гимназия ЩМР МО
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»
на уроке литературы в 6 классе
Ход анализа
-
Вступительное слово учителя.
Федор Иванович Тютчев часто изображал природу в ее переходных состояниях: от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне… Или от ночи к утру, от утра к дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи… В такие минуты для него яснее становились скрытые от человеческих глаз тайны природы и мироздания…
Послушайте одно из его стихотворений… (материал из Фонохрестоматии: Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»)
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Прием словесного рисования. Какие эмоции вы испытали при прослушивании? Какая картина представилась вам?
-
Анализ стихотворения (прием «Вслед за автором»)
-
Обратимся к первой строфе.
- Неохотно и несмело
- Солнце смотрит на поля.
- Чу, за тучей прогремело,
- Принахмурилась земля.
Ребята, обратите внимание на эпитеты… кстати, где они тут? («неохотно» и «несмело»). Что они передают? (нерешительность природы, солнца перед надвигающимися тучами; солнцу не хочется «смотреть» в ту сторону, откуда раздаются раскаты грома).
Какое слово здесь обозначает неполноту действия? («принахмурилась»). Почему автор использует именно его? (природа находится в ожидании, земля только приготовилась к тому, что сейчас на нее пойдет дождь, будут сверкать молнии; туча закрывает собой еще не все небо, на землю еще попадают лучи солнца).
«Принахмурилась земля» — какой это троп? (олицетворение). А есть в этой строфе еще одно олицетворение? (да, «солнце смотрит»). О чем говорит нам этот прием? (о том, что природа словно живет, тоже испытывает эмоции и чувствует).
А какое слово словно говорит нам, что нужно сделать паузу и изменить тональность при чтении? (междометие «чу»). А какая тональность до него и какая после? (до него тон робкий, осторожный, приглушенный; после него – грозный, гулкий, зовущий прислушаться, приготовиться к изменениям в природе).
-
Обратимся ко второй строфе.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Нагоняет ли страх эта строфа? Казалось бы, в первой строфе все готовится к грозе, боится ее, не хочет этого явления.
А что мы видим здесь?
Что противоречит нашим представлениям о непогоде? (ветер теплый, а должен быть холодный и суровый; гром еще далеко, а дождь идет лишь изредка; к тому же нивы выглядят зеленее, а значит, солнце еще не скрылось за тучами и мокрые от дождинок травинки блестят и переливаются).
-
Обратимся к третьей строфе.
- Вот пробилась из-за тучи
- Синей молнии струя –
- Пламень белый и летучий
- Окаймил ее края.
Обратим внимание на глагол движения «пробилась»: с какой целью, как вы думаете, он употреблен? (это глагол движения, обозначает борьбу; да, из-за тучи же сложно пробиться).
«Синей молнии струя» — что это за троп? («метафора») Как вы ее понимаете? Какой образ у вас создается? (струя как бы обрушивается на землю, будто речной поток, только электрический).
Форма какого слова мало употребительна в наше время? («пламень»). Способствует ли это рифме? (да, если бы было «пламя», то окончания прилагательных среднего рода не дали бы рифмы: белое и летучее).
Согласны ли вы с тем, что «пламя» звучит гораздо мягче, чем «пламень», нет той быстроты и силы в слове? (да).
-
Обратимся к четвертой строфе.
- Чаще капли дождевые,
- Вихрем пыль летит с полей,
- И раскаты громовые
- Все сердитей и смелей.
- Давайте назовем средства художественной выразительности, которые использованы в этой строфе: метафора «вихрем пыль летит», эпитеты «сердитей» и «смелей».
Зачем они здесь нужны? (для создания атмосферы бури, происходит нарастание действия, события разворачиваются стремительнее).
-
Обратимся к пятой строфе.
- Солнце раз еще взглянуло
- Исподлобья на поля,
- И в сиянье потонула
- Вся смятенная земля.
Какой предстает природа в этой строфе? (Солнце глядит «исподлобья», то есть несмело, неохотно; словно хмурится, злится, недовольное тем, что его заслонили тучи).
Какой мы видим прием в этом случае? (Олицетворение, солнце словно живое существо, человек).
А какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? (Возможно, сиянье, так как, наверное, это вспышка молнии, которая озарила все небо, залила его своим блеском; А возможно, смятенная, так как это слово наиболее полно передает состояние природы, ведь произошла такая быстрая и резкая смена погоды, природа потрясена).
-
Итоги анализа стихотворения
Каков размер стихотворения? (Стихотворение состоит из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге. Это придает стихотворению динамичность, выразительность, задает определенный темп).
Какие краски преобладают? (Цветовые эпитеты, которых очень много, создают некий контраст: мы видим и темные тона – синяя молния, дальний гром – и светлые, радостные цвета – пламень белый, зеленеющие нивы).
А какими звуками насыщено стихотворение? (Шум дождя, ветра, раскаты грома, удары молнии – звуки страшные, пугающие).
Какой прием способствует усилению звуковой выразительности речи? (Звукопись). Видим ли мы его здесь? (Да. Это аллитерация: повтор звука «р» — гром, пробилась, струя, края, раскаты, сердитей…) Это усиливает впечатление от состояния природы.
Какие же чувства испытывает лирический герой, наблюдая эту картину? (Восторг, восхищение красотой и мощью природы, любование единением неба и земли).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/analiz-stikhotvoreniia-f-i-tiutcheva-neokhotno-i-n.html
Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»
Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.
Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение.
Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным.
И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.
Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».
Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома.
Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет.
Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.
С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам.
Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи.
Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.
Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей».
При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу.
Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.
Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок.
И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.
Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_tjutcheva_neokhotno_i_nesmelo/2015-08-09-1233
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Неохотно и несмело»
Этот стих Ф. Тютчев написал 6 июня 1849 года во время путешествия в поселок Овстуг, куда он имел привычку приезжать на отдых к друзьям с Петербурга. Известно, что во время путешествия разразилась сильная гроза и она, по-видимому, вдохновила поэта на написание стиха «Неохотно и несмело».
Стоит отметить, что Тютчев очень любил и преклонялся перед явлениями природы и это далеко не первый его стих о явлениях природы. Основная тема стиха – момент ожидания грядущей грозы.
Гром и молнии символизируют молодую порывистость и беззаботность, а сам дождь символизирует духовное очищение.
Тютчеву удалось на бумаге изобразить волнующий момент – когда вся земля замирает и затихает в предвкушении грядущей непогоды.
Ф. Тютчева относят к приверженцам романтизма и мастерам природной философии.
Поэту мастерски удалось описать сам момент начала грозы, включив себя – ничтожного человека в бушующую стихию, со своими переживаниями и мыслями.
Поэт попытался наделить душой центральный образы стихотворения – землю, грозу. Эти ключевые персонажи наделены человеческими эмоциями и переживаниями («солнце смотрит исподлобья»).
Мощная и неразрывная связь между небосводом и землей в стихотворении является центровым персонажем. Молния же символизирует удары судьбы и все сложности человеческого бытия, которые наносят непредвиденные и мощные удары по нашей воле, пытаясь разорвать связь между двумя стихиями.
В стихотворении Тютчев изобразил весь отрезок времени между началом грозы и ее завершении, и ему удалось мастерски описать движение времени во время грозы.
Стих наполненный динамикой – сначала светит ясное солнце, но потом оно начинает чувствовать надвигающуюся непогоду и всеми силами пытается противостоять грозе.
Но дуновения ветра усиливаются, сумрак наступает и в конечном итоге гроза побеждает, обрушив на землю тонны воды, молний и ветра.
Финалом в стихотворении выступает мощная молния, бьющая в земную гладь, после этого сила стихии теряет свою силу, и солнце снова начинает отвоевывать свои позиции, разгоняя тучи. Для описания бушующей стихии Тютчев обращается к большому количеству глаголов, чтобы максимально точно описать все свои переживания.
С их помощью ему удалось описать весь динамизм неожиданно налетевшей, а также неожиданно успокоившейся бури. Стоит отметить, что во торой строфе глаголы полностью отсутствуют, это символизирует затаившееся дыхание в ожидании чего-либо (в нашем случае в ожидании грозы).
Таким образом, тонкому лирику – Ф. Тютчеву удалось описать грозу не только как природное явление, а как символическое сражение добра и зла, судьбы и силы воли. Он умело передал момент изменения погоды, подчеркнув тем самым глубокую философскую идею о цикличности.
(5 votes, average: 2.60
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-fedora-tyutcheva-neoxotno-i-nesmelo.html
Федор Тютчев — Неохотно и несмело: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении пушкинской поэтики. Через своих современников Тютчев будто протянул руку Державину, продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.
Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева
Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ.
Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.
Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.
Тема стихотворения
Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.
Изобразительно-выразительные средства
Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы.
Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома.
Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.
Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.
Композиция
По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли».
В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю.
Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.
Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.
Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.
Читать стих поэта Федор Тютчев — Неохотно и несмело на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-neoxotno-i-nesmelo/
klassreferat.ru
Федор Иванович Тютчев
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…Зеленеющие нивыЗеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —Пламень белый и летучийОкаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,И раскаты громовыеВсе сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,И в сиянье потонулаВся смятенная земля.
«Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение.
Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней.
Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля». Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.
Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии.
Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.
Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам: синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.
Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула.
Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье. Произведение насыщено движением, красками, звуками.
Поэт использует разнообразные тропы: олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы), метафоры (земля потонула, молния пробилась).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
Источник: https://klassreferat.ru/analiz-stikhotvoreniya/5853-neokhotno-i-nesmelo-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva