Рассказ Льва Николаевича толстого «После бала» знакомит нас с событиями одного дня, ставшего переломным в жизни молодого Ивана Васильевича. Главный герой, он же рассказчик, повествует о событиях, произошедших с ним в молодости.
Молодой богатый дворянин, студент провинциального городка, весельчак и любитель балов – все это Иван Васильевич. Идут дни празднования масленицы. Иван Васильевич получает приглашение на бал к губернскому предводителю. Там влюбленный наивный и бескорыстный юноша среди остальных замечает свою любимую – Вареньку Б.
Для него она как ангел, сияющий своей красотой. А легкое воздушное белое платье подчеркивает чистоту девушки. Влюбленные глаза видят перед собой невесту. Звуки вальса, яркие огни, интимные разговоры создают в душе Ивана Васильевича ощущение радости, праздника, счастья.
Его настолько переполняют чувства, что он испытывает чувство любви ко всем людям. Вокруг он видит только замечательных людей, среди которых особенно отличается и отец Вареньки, й так трогательно и заботливо танцевавший со своей дочерью.
Воодушевленный, наполненный чувством безграничной любви юноша отправляется бродить по городу. Неожиданно для себя он услышал звуки барабана, Иван Васильевич прислушался бил где-то неподалеку. Тогда он встал за деревом и стал наблюдать.
То, что дальше увидел молодой исполненный нежными чувствами студент, навсегда разделило его жизнь на до и после. Звуки доносились от шедших колонной солдат во главе с полковником, отцом Вареньки.
Он вели беглого пленного татарина. Проходя между ними, он получил один удар шпицрутенам от каждого. Лицо его было искажено болью, по спине струилась кровь.
Этим истязательством руководил полковник, не допускающий послаблений.
Такая картина перевернула мир Ивана Васильевича. В его голове не укладывалось, как такой заботливый человек вмиг превратился в тирана. Он пытался найти хоть какое-нибудь оправдание действиям отца Вареньки. Возможно, он знает что-то, что дает ему права так поступать. Однако мысли не могли оправдать такого зверства.
Иван Васильевич не смог принять такого лицемерия. Он отказался от военной службы и от женитьбы на Вареньке. Он поступил как честный и благородный человек, который не способен не только навредить человеку, но и принять такую мысль.
Иван Васильевич прожил спокойную жизнь, стал уважаемым человеком. И, что самое главное, не опорочил собственное достоинство, не стал лицемером, человеком способным на бесчеловечную жестокость. Эти представитель интеллигента-мыслителя, который выступает против таких законов.
Характеристика Ивана Васильевича
Рассказ Толстого Льва Николаевича «После бала» не может никого оставить равнодушным ни в 19 веке, ни в 21. После его прочтения у читателя возникает много споров с самим собой, мыслей и вопросов.
Толстой описывает в своем тексте только один день, но как много этот прожитый день дает для глубокого понимания главного образа – Ивана Васильевича. Показана его личность с разных граней. И ни одна из них не может быть названа темной.
Мастерство Толстого в создании литературного героя непередаваемо. Его манеру письма не смог перенять никто. Это ли не вершина искусства, когда в нескольких штрихах раскрыта душа человека и его переживания?
Лев Николаевич, делая акцент на внутреннем состоянии своего героя, показывает читателю еще и насущные общественные проблемы. Толстой еще раз убеждает своего читателя в том, что история – это опытный и мудрый учитель для каждого человека на планете Земля.
Читатель знакомится с героем рассказа «После бала», когда тот находится в состоянии выбора. Каждый из нас бывал в подобной ситуации и знает, как нелегко принять единственно правильное решение.
О своей жизни Иван Васильевич повествует сам. Причем рассказывает он непринужденно и без прикрас. Он жил как многие молодые люди того времени: влюблялся, кутил, получал образование. Женщины обращали на него свои взоры, потому что он был весьма недурен собой, имел состояние и был добродушен.
Главным времяпровождением для Ивана Васильевича были балы…. Как, впрочем, практически для всех молодых людей из его круга того времени. Он говорит о своей молодости, что она протекала естественно и понятно для людей его круга.
Сам автор в рассказе ни в одной строчке прямо не характеризует своего героя. Но Толстой как будто кистью наносит тонкие штрихи, из которых становится понятно, что герой его – добр, открыт, искренен.
Он видит в окружающих его людях только положительное. Можно даже сказать, что на глазах его розовые очки, которые преобразовывают мир в лучшую сторону.
Для него важно то, чем он живет сегодня, и то, что произойдет с ним в будущем.
Итак, бал окончен. И жизнь предстает перед Иваном Васильевичем отнюдь не в радужных красках. Толстой очень к месту применяет прием противопоставления. На балу симпатии и счастье, а после – неповторимое ощущение ужаса. Автор мастерски подчеркивает антитезу с помощью цветописи и других ярких в этом отношении деталей.
Грезы и счастье Ивана Васильевича сменяются разрушающей действительностью.
Одна лишь ночь круто меняет жизнь главного героя рассказа Толстого. Теперь утро и Иван в непростой ситуации выбора: быть вместе с любимой и не замечать двуличность ее отца или отказаться от счастья в угоду своим принципам.
Иван решает для себя, что он пойдет по второму пути. Это характеризует его как человека с высокими принципами и целями, как человека, который сумел противопоставить себя безнравственности, жестокости.
Ради этого пути Иван Васильевич жертвует многим: карьерой, расставанием навсегда с любимой Варенькой. Но главное для него – это чувство собственного достоинства и честь. Это смысл его жизни. Он поступает по законам совести. Так поступить может далеко не каждый, и этот поступок выдает в нем сильную личность.
Для читателей образ Ивана Васильевича достоин подражания. Ведь далеко не каждый способен на такой благородный поступок ради собственных принципов.
Характеристика Ивана Васильевича из рассказа После бала
Сейчас читают:
- Сочинение Магнитогорск — мой город
Мы очень часто слышим споры или размышления по поводу возраста того или иного города. Учёные ищут первые упоминания в летописях, проводят раскопки, считают черепки и довольствуются даже мелкими осколками в деле установления подлинного возраста города. - Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Война и мир сочинение
В величайшем, без преувеличения романе «Война и мир» одно из центральных мест отдано двум героям, ими стали Пьер Безухов и Наталья Ростова. Эти два героя полюбились и запомнились не одному поколению читателей. Многие переживали вместе - Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс
На картине Василия Николаевича Гаврилова «Последние васильки» мы видим стоящую на столе, под подоконником, белую кастрюльку с огромным букетом васильков. Это их последний за это лето привет. Мастер кисти, этот летний солнечный день, с его обаянием, - Сочинение Какой должна быть школьная перемена 5 класс
Школьная перемена, переменка — большая и маленькая, весёлая и не очень. Пожалуй, у каждого человека в жизни были разные школьные перемены. Стоит отметить, что вся школьная жизнь состоит - Сочинение по картине Волшебница-зима 3, 4 класс Юона
Константин Федорович Юон – русский живописец, мастер своего дела. Большинство его картин посвящены родной природе, жизни в деревне. Так в 1912 году он написал картину под названием «Волшебница-зима». - Сочинение на тему Путешествие на поле славы Бородино (по стихотворению Лермонтова 5 класс)
Бородино можно, действительно, с гордостью называть полем русской боевой славы. Здесь в 1812 году решилась судьба не только нашей страны, но и всей Европы. Наши войска, солдаты, командование и другие наши люди сумели, без преувеличения, ход войны. 5 класс
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-ivana-vasilevicha-iz-rasskaza-posle-bala
Образ и характеристика ивана васильевича в рассказе после бала толстого сочинение — Лучшие Сочинения
В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне.
Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение (каким оно “должно быть”) каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране.
Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.
Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. Он принимается рассказывать о “делах давно минувших дней”. Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим.
Но обратимся к рассказу. В то время (40-е годы XIX века) Иван Васильевич был студентом в университете, “веселым и бойким малым, да еще и богатым”. Все свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям (а иногда и учебе). Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам, был просто красавец.
В общем, он не отличался от других молодых людей своего времени – был такой же легкомысленный и совершенно не думал о нравственных категориях, о государственных делах, о философских истинах. Последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой – писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры.
Случилось так, что Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное – среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой.
Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Он очень нервничал, когда танцевал не со своей избранницей, и всегда смотрел в ее сторону, будто на свою пару. Иван Васильевич не знал, любит ли Варенька его, но почитал за счастье свое собственное чувство.
Этой своей любовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех. Восторг, радость, любовь и счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Варенька была благосклонна, что только увеличивало счастье.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари – “статный, высокий и свежий старик” с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и “зачесанными вперед височками”.
Он улыбался, грудь его была украшена орденами, “он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки”.
Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все “па”.
Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась через нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги полковника Б. – старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Васильевича очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
И вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б., увидеть ее, может быть, еще раз. Он вышел из дому.
Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая. (Здесь Толстой применяет прием нагнетания, подводит читателя к кульминации. Слова “мрачная”, “черная” повторяются несколько раз.) Подходя к дому Б., на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное. Играла визгливая ужасная музыка.
Между двумя рядами солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли “сквозь строй” за побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта.
А рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его бушевал протест.
Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного {и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.
Что же кроется за этим? Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать.
- Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.
- Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и пережитков прошлого, не умерших и в настоящем.
Источник: https://school-10.ru/drugoe/obraz-i-harakteristika-ivana-vasilevicha-v-rasskaze-posle-bala-tolstogo-sochinenie.html
Сочинение «Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала
На вопрос Характеристика трёх героев в произведение после бала(Толстой Л.Н) заданный автором Андрей
лучший ответ это От любви к ней И. В. «был счастлив, блажен, …был… какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» . Герой чувствует, что он любит всех людей.
Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.После этого, под влиянием впечатлений, И. В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И. В.
наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное» . Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте» .
Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали» , строго следил полковник Б. , отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет» , ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И. В. пришел в ужас от увиденного.
Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.
- Источник: кого ещё нужно?
- Ответ от Прослоить
[новичек]
Ответ от Ѐуслан Шихалиев
[новичек]Хз
Ответ от Невропатолог
[новичек]Петр Владиславович-воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки, красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в блестящих глазах и губах».
Ответ от Пособить
[новичек]Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование. Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» — Варенька Б.
От любви к ней И. В. «был счастлив, блажен, …был… какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.
После этого, под влиянием впечатлений, И. В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И. В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное».
Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте». Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали», строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет», ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И. В. пришел в ужас от увиденного.
Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П. В.
красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в блестящих глазах и губах».
П. В. привык и на службе, и в свете делать все «по закону». Танцуя с дочерью, полковник соблюдает все правила этикета. На плацу он, со знанием дела, контролирует экзекуцию беглого татарина.
Держать рукой в замшевой перчатке талию дочери и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, — для П. В. не имеет особой разницы. В представлении Ивана Васильевича образ полковника Б.
раздваивается: ангельские черты героя (его облик на балу) начинают переплетаться с демоническими чертами (сцена наказания татарина), проявляя истинный облик П. В.
Ответ от Keraneko
[новичек]Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П. В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в блестящих глазах и губах».
П. В. привык и на службе, и в свете делать все «по закону». Танцуя с дочерью, полковник соблюдает все правила этикета. На плацу он, со знанием дела, контролирует экзекуцию беглого татарина.
Держать рукой в замшевой перчатке талию дочери и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, — для П. В. не имеет особой разницы. В представлении Ивана Васильевича образ полковника Б.
раздваивается: ангельские черты героя (его облик на балу) начинают переплетаться с демоническими чертами (сцена наказания татарина), проявляя истинный облик П. В.
С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя.
Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя.
Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.
Главные герои
Иван Васильевич
–
человек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он «весёлый бойкий малый да ещё и богатый» был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.
Другие персонажи
Пётр Владиславич
–
отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
Варенька
–
восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой.
Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир.
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег.
Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки.
Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд.
По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел.
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником.
Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Заключение
Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека.
Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию. Поэтому не стоит ограничивать себя знакомством с кратким пересказом рассказа «После бала».
Следует прочитать текст великого классика полностью.
Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы этого небольшого теста.
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2
. Всего получено оценок: 4778.
Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зелёную волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся «быть вполне хорошими», пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.
К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа «После бала», написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века.
Рассказчик — «всеми уважаемый человек», мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлечённо и убедительно.
Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику.
В обществе речь зашла о том, что «для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди».
Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что «всё дело в случае», который может внутренне изменить человека.
Рассказчик задаётся вопросом: может ли человек «сам по себе понять, что хорошо, что дурно».
Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.
Иван Васильевич подчёркивает, что вся его жизнь «сложилась так или иначе не от среды», а от одного утра.
История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудрённый опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.
Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее своё «недумание». Студент провинциального университета, он жил «как все»: учился, веселился, завёл лихого иноходца, «катался с гор с барышнями», «кутил с товарищами».
Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя «каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро». Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал «какое-то восторженно-нежное чувство».
В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчёркивается его сходство с Николаем 1 и «ласковая, радостная улыбка, как и у дочери».
К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Пётр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: «Надо всё по закону». Думаю, эта фраза — жизненное правило полковника.
Особенно умилили влюблённого молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, «чтобы вывозить и одевать любимую дочь».
После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.
В душе влюблённого «всё время пело и изредка слышался мотив мазурки». Но вот из мира реальной действительности прорывается «какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». теперь вместо белого платья Вареньки — чёрные мундиры солдат.
Вместо «сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз» любимой девушки — «сморщенное от страдания лицо» беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца — жестокий человек, который руководит экзекуцией.
Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьёт по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье. «Братцы, помилосердуйте», — всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.
Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке «пошла на убыль».
Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение — «неделание», то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.
Человек несёт ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.
Источник: https://alluz.ru/nachinayuschim-uchitelyam/sochinenie-harakteristika-ivana-vasilevicha-iz-rasskaza-posle-bala.html
Сочинение Иван Васильевич в рассказе После Бала (Образ и характеристика)
Иван Васильевич – главный герой этого произведения, а также единственный, кого читатель видит в двух возрастах: молодом и старом. Все слушают его рассказ с вниманием и уважением.
В начале и конце своего рассказа герой показан в своем возрасте – лет пятидесяти. Это ощущается и по его манере говорить, и по тому, что вокруг более молодые люди. И ещё Варенька, скорее всего, его ровесница, а сейчас она, по его словам, старушка лет пятидесяти.
В своем кружке молодежи он очень уважаемый человек, может быть даже организатором этой группы. Он вспоминает, что раньше, когда он был бедным студентом, никаких общественных кружков не было.
Ещё он винит нынешних молодых в излишней приземленности, ведь вот «в былые времена» любовь была возвышенной. Его «коллегам» известно, что в молодости он был настоящим красавцем, а не просто «не безобразным», как он скромно себя называет.
Понятно, что семьи он не создал, посвятил всего себя общественному делу. Видимо, так повлияло на него то событие после бала.
Но большая любовь у него в жизни была… И он рассказывает о ней без сожаления. Тогда этот молодой человек любил танцевать на балах, влюблялся в красавиц. (Когда рассказывается о Вареньке, упоминается и «бывшая» его возлюбленная.
) Видимо, стремился из своей бедной комнатки, которую приходилось делить с братом к яркой счастливой жизни. Его принимают в обществе, отец возлюбленной к нему хорошо относится – с симпатией, которая теряется при их встрече после бала. Иван был очень энергичным молодым человеком.
До бала ему нужно было сделать миллион дел, например, забрать перчатки, поэтому он даже опаздывает на первый танец. Подтверждается, что он был не очень богатым, ведь слуг у него не было, которых можно было бы отправлять по этим мелким делам. Также он был полон чувств.
Он не просто был влюблен, а это чувство так переполняло его, что он любил весь мир, всех людей. Ему казалось, что он может взорваться от счастливой своей любви, он даже не мог спать в ту ночь.
После той встречи, когда он испытал сочувствие к несчастному татарину (и не только он, а еще и простой кучер), когда возмутился тем, что не позволяют солдату проявить милосердие, о котором так просил наказуемый, Иван меняется. У него как будто открываются глаза на всю несправедливость мира. И любви не находится места рядом со стремлением сделать мир лучше. Герой дан в развитии через потрясение, и он сам выбрал путь.
`
Популярные сочинения
- Сочинение про Петра I по истории
Хочу написать о Петре 1,величайшем правителе России. Его по праву называли — Петр Великий. Начал свое правление совместно со сводным братом Иваном 5 и сестрой Софией. Позже стал единственным правителем. Был вначале царем, впоследствии стал императором. - Сочинение Памятный день (5 класс)
Памятный день для каждого человека имеет свою степень значимости. Для кого-то он всего лишь повод, побуждение к действию, для иных же это виток истории, предопределивший или как-то повлиявший - Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс)
Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки
Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/ivan-vasilevich-v-rasskaze-posle-bala
Иван Васильевич "После бала", какая характеристика?
Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу.
Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.
Человек, рассказывающий поучительную историю – центральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся.
Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все.
«Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.
В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее.
Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен.
Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.
Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое.
Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки.
Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.
Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.
«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина.
Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь.
И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры.
«Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей.
Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.
Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой.
Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания. Его поступки учат честности и благородству.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2490573-ivan-vasilevich-posle-bala-kakaja-harakteristika.html
Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала. Характеристика и образ ивана васильевича из рассказа после бала
/ / / Образ Ивана Васильевича в рассказе Толстого «После бала»
Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших писателей в русской и мировой литературе. Его произведениями увлекаются миллионы людей, ведь многие их них актуальны и в наши дни.
Одним из выдающихся произведений Толстого является рассказ «После бала». Он подкупает читателя своей легкостью и реалистичностью.
А происходит это потому, что автор писал его с реальной жизненной ситуации, которая приключилась с его братом.
Главным героем рассказа Толстого « » является Иван Васильевич. Это уже далеко не молодой человек, который пользовался авторитетом в обществе.
Впервые мы встречаемся с ним в одной из гостиных, где между присутствующими разгорелся спор на философскую тему о том, что же влияет на выбор человека. Одни говорили, что на выбор влияет окружающая «среда», другие возражали этому.
Иван Васильевич рассудил этот спор и сказал, что на выбор человека влияет случай. В подтверждение своих слов он рассказал одну историю, которая произошла с ним в юности.
Итак, дело было в середине 19 века, когда Иван Васильевич был юным мальчишкой. В то время он был студентом одного из провинциальных университетов. И как все студенты, жил полной жизнью: веселился, дурачился, кое-как учился. Сразу хочется отметить, что Иван Васильевич был привлекательной внешности, поэтому пользовался успехом у барышень.
В то время главный герой был влюблен в дочку полковника Вареньку. Девушка была просто прелестна. Ее статную фигуру венчала милая улыбка. На балу, который организовал отец Вареньки, Иван Васильевич ни на минуту не отходил от своей возлюбленной.
Другие девушки ему были совершенно не интересны. Молодые люди танцевали весь вечер на пролет. Главный герой считал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был готов обнять и расцеловать весь мир.
Иван Васильевич думал, что все люди такие добрые и милые, что в мире нет места злу и жестокости.
В таком возвышенном настроении главный герой вернулся к себе домой. Те эмоции, которые он испытывал, не давали заснуть. Иван Васильевич отправился на прогулку. Он был опьянен своим счастьем и поэтому шел, куда глаза глядели. В голове Ивана Васильевича звучала мелодия мазурки, ему казалось, что даже проезжающие мимо лошади улыбались ему.
Приподнятое настроение главного героя оборвали звуки тревожной музыки. Иван Васильевич не заметил, как пришел к дому Вареньки. Там он увидел, как через строй солдат проводили привязанного к ружьям татарина и каждый из них бил несчастного палкой по спине.
Татарин кричал и молил о пощаде, но его никто не слышал. Самым страшным оказалось то, что этой «казнью» командовал отец Вареньки, тот милый и добродушный человек, который еще несколько часов назад танцевал на балу.
Теперь он был жестоким и злым тираном, который следил за исполнением наказания.
Увиденное событие произвело неизгладимое впечатление на Ивана Васильевича. Он с ужасом убежал оттуда. Ему еще долго слышались крики несчастного татарина, который молил о пощаде.
Этот случай изменил планы Ивана Васильевича на жизнь. Он отказался от военной службы. Теперь главный герой увидел совершенно другой мир, мир, который наполнен жестокостью и злобой, где каждый сам за себя.
Иван Васильевич словно прозрел. Возможно, тот случай заставил его повзрослеть и посмотреть на мир глазами взрослого человека. Что касается чувств к Вареньке, то в скором времени они остыли и «сошли на нет».
Рассказ Л.Н. Толстого показывает глубину нравов дворянского общества того времени. Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» поможет в полной мере оценить душевные качества главного персонажа. Столкнувшись с вопиющей несправедливостью, совершенной по отношению к другому человеку, ему пришлось резко изменить жизненный путь, о чем он ни разу не пожалел.
Иван Васильевич – главный герой произведения. Рассказчик. История, рассказанная им, унесет читателя в 1840 годы, когда он был молод, беспечен, умел жить и радоваться каждому дню.
Внешность
Во времена молодости Иван Васильевич был отличной партией для любой девушки. Красив. «…Был не безобразен…». Строен. Одет с иголочки. Студенческий мундир идеально отутюжен. На руках перчатки.
Видно, что парень следит за внешностью. Не забывает вовремя посещать парикмахера. Обеспечен. Не каждый юноша в то время мог позволить себе содержать лошадь. У Ивана был иноходец. Дорогая лошадь, требующая вложений.
«…Был у меня иноходец лихой…».
Образование. Времяпровождение
На тот момент Иван Васильевич являлся студентом университета. Как вся молодежь его возраста, любил он покутить и потанцевать на балу с прекрасными дамами.
«…Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы…»
Недостатка в поклонницах парень не испытывал. Любая сочла бы за честь, если бы он обратил на нее внимание. Танцы были его страстью. Танцевал он хорошо и с удовольствием. Неважно, какой танец был полька, танго или вальс. На танцполе он чувствовал себя словно рыба в воде.
Характер.
Добрый, романтичный юноша. Впечатлительный по натуре. Временами восторженный. Робкий и влюбчивый. «…Влюблялся я много раз…».
Первая любовь
Первой любовью стала Варенька, дочь полковника. Они познакомились на балу. Девушка казалась неземным созданием, до которого страшно дотронуться. Протанцевав с ней всю ночь, он понял, что влюбился первый раз, по-настоящему.
Словно крылья за спиной выросли. Настолько он чувствовал себя счастливым. Надежда на взаимность согревала душу. Иван был готов обнять весь мир, за то, что тот подарил ему возможность любить и быть любимым. Все закончилось так же быстро, как началось.
Молодым не суждено было быть вместе.
После бала
Пребывая в состоянии эйфории, Иван Васильевич вернулся домой. Сон не шел. Решив прогуляться по ночному городу, он пошел к дому невесты. Там он увидел, как отец возлюбленной, полковник Б, истязает до полусмерти рядового солдата.
У Ивана не укладывалось в голове, как человек мог так притворяться на балу, изображая из себя милого, учтивого старика. Власть превратила его в зверя, не оставив в сердце ни капли жалости. Эта сцена так повлияла на Ивана, что он решил никогда не связывать жизнь со службой.
Вместе с разочарованием в полковнике, чувства к Варе пошли на спад. Они перестали встречаться.
Эпилог
Иван Васильевич кардинально изменил жизненный путь. Так сильно на него повлиял случай истязания над солдатом. Свою жизнь он решил посвятить не службе в армии, а помогая другим людям, оказавшимся в беде.
В образе Ивана Васильевича — героя рассказа «После бала» — Л. Н.
Толстой
показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать,
обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем
не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой
стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой
показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что
творится в стране.
Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме
пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с
прошлым. Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным
сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать,
учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у
нее уважение.
Он принимается рассказывать о «делах давно минувших
дней». Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать
сходство между прошлым и настоящим. В то время (40-е годы XIX века)
Иван Васильевич был студентом в университете, «веселым и бойким малым,
да еще и богатым». Все свое время он отдавал развлечениям да веселым
похождениям.
Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам,
был просто красавец. Последнее же время его душу целиком занимала
любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой — писаной
красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры.
Случилось так, что
Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру,
губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был
шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное —
среди гостей была Варенька Б. , что особенно радовало Ивана Васильевича.
Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой.
Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Этой своей любовью
он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей,
хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех. Особенное
впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари — «статный, высокий и
свежий старик» с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и
«зачесанными вперед височками».
Он улыбался, грудь его была украшена
орденами, «он был воинский начальник типа старого служаки николаевской
выправки». Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он
вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал) , и, несмотря на свои
года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все «па». И
вот окончен бал.
Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро
отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна:
чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею
только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б. ,
увидеть ее, может быть, еще раз. Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая.
Подходя
к дому Б. , на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное.
Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это
учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело. Между двумя рядами
солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам
татарина-солдата. Его гоняли «сквозь строй» за побег.
Удары, беспощадные
и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой
какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались
удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного,
шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану
Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал
свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник
стал бить его по лицу.
Внешне согласившись и примирившись с
поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог
забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как
надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что
отразилось на всей его дальнейшей судьбе.
Источник: https://www.banyaplus.ru/psychology/opisanie-obraza-ivana-vasilevicha-v-rasskaze-posle-bala-harakteristika-i.html
Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Текст
Толстой — это целый мир. А. М. Горький
Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли — какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение.
Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы. Одно из таких произведений — рассказ “После бала”.
Он основан на реальных событиях того времени: все это происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет особенно сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича. Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь… События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был студентом в провинциальном университете, жил, как свойственно молодости, учился и веселился. Был бойким малым, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен. Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “Высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, ка кой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; танцевал до упаду. Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу. И это чувство еще более усилилось; когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее.
Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного — чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не мог уснуть — от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары.
При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан.
Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Источник: https://4fasol.com/txt/essay/110334