В. Беллини опера «Норма»
Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Она выделяется на фоне многих произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуознейшими сопрановыми ариями.
Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то кораблекрушение, то единственное произведение, которое просто необходимо будет спасти – это «Норма».
Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Норма | сопрано | верховная жрица, влюбленная в римлянина |
Оровез | бас | верховный жрец храма друидов и отец Нормы |
Клотильда | сопрано | подруга Нормы, воспитывающая ее детей в тайном убежище |
Поллион | тенор | римлянин, в которого влюбились Норма и Адальжиза |
Адальжиза | сопрано | дева храма, соперница Нормы |
Краткое содержание оперы «Норма»
Действие оперы разворачивается в 50 г до н.э. Норма – это девушка, являющаяся верховной жрицей храма друидов. Она нарушила обет и влюбилась в проконсула Поллиона. Более того, она даже тайно родила от него детей.
Но как это иногда случается, страсть Поллиона угасла, и он обратил свой взор на другую девушку — юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Молодой человек позвал свою возлюбленную жить вместе с ним в Рим, а она решила прежде всего спросить совета у верховной жрицы.
Узнав об этом, Норма сильно разгневалась и решила отомстить ему. В момент отчаяния она даже была готова убить своих детей, потому что ненавидела их отца, но передумала, так как ее остановила Адальжиза, пообещавшая уговорить Поллиона остаться с ней.
Римлянин отказался это сделать, и Норма отправляет войско на восстание против его армии.
Внезапно Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор, за осквернение священного места. Норма пытается спасти возлюбленного и предлагает ему сделать выбор в ее пользу, забыв Адальжизу. Поллион остается непреклонен и отвергает жрицу.
Тогда Норма собирает воинов, жрецов и сообщает о том, что одна из жриц нарушила обет и ее нужно предать огню. Без страха Норма восходит на костер, а вслед за ней устремляется ее возлюбленный Поллион, восхищенный силой ее духа.
Так, любящие сердца снова оказываются вместе.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
90 мин. | 65 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- Одна из самых популярнейших и виртуозных арий в мире – это каватина Нормы «Casta diva», в ней жрица обращается в молитве к луне.
- Жемчужину оперы – арию Каста Дива, Беллини переделывал восемь раз, каждый раз недовольный получившимся результатом.
- Первая исполнительница Нормы, Джудитта Паста, долго не соглашалась петь знаменитую каватину, так как была уверена, что не справится с ней.
- Самой известной исполнительницей Нормы является Мария Каллас, она даже отождествляла себя с главной героиней. Кстати, она исполнила эту оперу на сцене всего 89 раз.
- В 1956 году в Италии был снят фильм о В. Беллини, который назвали «Casta diva».
- Интересная история связана с исполнительницей Джудиттой Паста. Ее вилла, в которой когда-то собирались такие гении искусства, как.В. Беллини, Д. Россини, Стендаль и другие, сейчас является отелем, имеющим название Casta diva Resort. Его главная особенность – передать стиль эпохи XIX века. Примечательно, что все виллы в этом большом отеле получили название в честь главных героинь из различных опер: Дорабелла («Так поступают все»), Виолетта («Травиата»), Амина («Сомнамбула»), Норма («Норма»), Джильда («Риголетто»).
- Любопытно, что с названием оперы связано одно очень вкусное блюдо pasta alla Norma. По существующей версии, знаменитый комедиограф Нино Мартольо, отведав очень вкусное блюдо, произнес фразу «Это Норма»! Он намеренно сравнил прекрасный вкус пасты и это гениальное произведение своего соотечественника.
- Популярные арии и номера
- Марш из I действия — слушать
- Ария Нормы «Casta diva» — слушать
- Дуэт Нормы и Адальжизы «Mira, o Norma» — слушать
- История создания оперы «Норма»
В 1830 году Винченцо Беллини заключил выгодный контракт, по которому обязан был сочинить для театра «Ла Скала» два произведения. Одним из них оказалась «Норма». Выбирая сюжет, он остановился на трагедии Луи Александра Сомэ.
Прочитав это произведение первый раз, оно вызвало у него бурю восторга, и композитор принялся творить. Премьера оперы была назначена на 26 декабря 1831 года. Беллини с предвкушением ждал этого момента и требовал максимальной самоотдачи от исполнителей.
Он назначал им дополнительные прогоны, чтобы отшлифовать каждый такт и каждое движение.
К сожалению, репетиции в театре начались лишь за 20 дней до премьеры, поэтому постановка была «сыровата». К тому же накануне Беллини потребовал, чтобы генеральная репетиция прошла еще и утром, перед премьерой.
Естественно, все исполнители были изнурены и не смогли показать всей красоты произведения. Публика встретила оперу не очень восторженно. Сам Беллини назвал это «торжественным фиаско».
Однако уже на следующий день все кардинально изменилось, и после второй же постановки оперу ждал ошеломительный успех.
Автор либретто Феличе Романи – известный итальянский поэт и драматург. Им было создано более ста оперных либретто, как по знаменитым произведениями литературы, так и оригинальных.
Постановки
Российская публика смогла познакомиться с оперой «Норма» благодаря немецкой труппе в 1835 году. В исполнении отечественных певцов она была показана в 1837 году в Санкт-Петербурге.
Одной из самых долгожданных премьер «Нормы» считается ее современная постановка в 2005 году в «Новой опере». Причем этот спектакль был куплен и привезен из Государственной оперы Штутгарта.
Главной особенностью этой постановки стало перенесение всех событий в другое время. Режиссеры Йосси Вилер, Серджио Морабито решили, что эта Норма должна непременно проходить в XX веке, а храм друидов заменен католическим костелом.
Однако критики не оценили этой работы и назвали спектакль спорным.
Еще одна неоднозначная и яркая современная постановка состоялась на Зальцбургском фестивале в 2013 году благодаря совместной работе режиссеров Моше Лейзера и Патриса Сорье.
Все события были перенесены в Италию времен Муссолини, причем действие, происходящее на сцене подчас не стыкуется с текстом оперы.
Исполнительница партии Нормы – Чечилия Бартоли поразила публику своими вокальными данными и оригинальной интерпретацией.
В сентябре 2014 года в Опере Сан-Франциско состоялась очень оригинальная постановка оперы «Норма» режиссера Кевина Ньюбери. Зрители были в восторге от шикарных декораций на сцене. Друиды в своем храме сооружали огромного Троянского коня, который должен был помочь им атаковать римлян. Концовка спектакля была вообще достаточно хитроумной.
Здесь режиссер очень тонко провел связь с другим композитором, который восхищался «Нормой» — Р. Вагнером. Когда главная героиня призналась в своих грехах, она вместе с Поллионом зашла в подготовленного Троянского коня и подожгла факел. В одно мгновение героев окружает огненное кольцо – явный намек на оперу Вагнера.
Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем.
В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света. Это не случайно, ведь Хуго де Ана сам отвечает за костюмы, декорации и даже освещение.
Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована.
Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Кабалье.
Одна из популярнейших версий – работа режиссера Бориса Айрапетяна. Примечательно, что уже ранее он работал с этим произведением и ставил спектакль в Ереванском театре в 2003 году, позже он был с успехом поставлен на Новой сцене Большого театра. Любопытно, что его фильм-опера – это первая подобная работа, снятая в России за двадцатилетний период.
Солистами были выбраны Асмик Папян (Метрополитан-опера) и Гегам Григорян (Мариинский театр). Как отмечает сам режиссер, первая трудность, с которой пришлось столкнуться, это то, что солисты по привычке по время исполнения партий искали глазами дирижера. Однако ему удалось справиться с этим.
Съемки фильма проходили в древнем храме в Армении, который был возведен римлянами в честь завоевания, что придавало особую атмосферу.
Из всего творческого наследия В. Беллини именно опера «Норма» уже более 180 лет с блеском ставится по всему миру и признана критиками подлинным шедевром.
Возвышенный стиль трагедии, страсть героев и их самопожертвование, борьба чувств – все это не может оставить равнодушными ни одного слушателя. К тому же это все приправлено классическими образцами бельканто.
Предлагаем вам по достоинству оценить шедевр классической музыки и лучшее творение итальянского композитора В. Беллини, посмотрев оперу «Норма» в шикарной постановке и в отличном качестве.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Винченцо Беллини «Норма»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-norma
Опера Беллини «Норма» (Norma)
Опера в четырех действиях (первоначально в двух
действиях, но разделенных на четыре картины)
Винченцо Беллини на либретто (по-итальянски) Феличе
Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи
Александра Сомэ.
Действующие лица:
- НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано) - ФЛАВИЙ, центурион (тенор)
Время действия: около 50 года до н.э. Место действия: Галлия.
Первое исполнение: Милан, театр «Ла Скала», 26
декабря 1831 года.
Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись
кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы
спасти, говорил он, это «Норма».
Сегодня большинству из нас она доставляет удовольствие тем, что
дает возможность насладиться искусством великих сопрано, так как в
ней есть несколько изумительных по красоте арий и концертных
номеров.
Но что касается ее сюжета, то он представляется нам
совершенно нереалистическим, а фабула формальной. Но «Норма» не
всегда так воспринималась.
«Из всех творений Беллини, — писал один
критик в XIX веке, — именно в этой опере соединились глубокая
реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные
чувства». Этим критиком был Рихард Вагнер.
Как бы ни оценивать то, как композитор воспользовался достоинствами
истинно драматических коллизий, предложенных ему либреттистом, вот
уже более полутора столетий его партитура предоставляет богатейшие
возможности самым великим певцам. Первой Нормой была Джудитта
Паста, которая своим исполнением спасла первые представления оперы
как в Милане, так и в Лондоне.
Партия Нормы стала одной из самых
любимых ее ролей, и, когда она из-за возраста уже не могла ее петь,
самой любимой у публики исполнительницей этой партии стала Джулия
Гризи, которая на премьере оперы исполнила партию Адальжизы.
Мария
Малибран тоже сверкала в этой партии, причем это была настолько
любимая ее роль, что скульптор, создавший ей памятник в Лейкене,
изобразил ее в костюме Нормы. Дженни Линд также часто выступала в
этой роли, хотя вряд ли можно представить себе, что темперамент
этого шведского соловья соответствовал роли страстной друидской
жрицы. Часто в этой партии выступала и Лилли Леман.
Правда, эта
сложнейшая партия поглощала столько сил певицы, что ей легче было,
как она признавалась, исполнить все три Брунгильды в «Кольце
нибелунга» Вагнера, чем Норму.
В наше время эта опера ставилась специально для таких выдающихся
сопрано, как Роза Раиса, Роза Понселле и Зинка Миланова. А в 1956
году, после нескольких лет переговоров с Марией Каллас,
«Метрополитен-опера» подписала наконец контракт с ней на эту оперу.
В роли Нормы певица имела истинный триумф.
УВЕРТЮРА
Эта увертюра обычно занимает достаточно почетное место в
традиционном репертуаре концертов популярной классической музыки.
Поскольку в опере происходит конфликт между воинским долгом и
любовными чувствами, музыка увертюры как раз и выражает этот
конфликт; в ней также используется музыкальный материал
вступительного хора друидских жрецов.
ДЕЙСТВИЕ I
Эта история переносит нас приблизительно в 50-й год до н.э., когда
римские легионы Цезаря, как мы, быть может, помним из школьного
курса истории, захватили Галлию. Ночь.
Друиды, под торжественные
звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед
священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. Их ведет верховный
жрец Оровезо. Его цель — воодушевить их на борьбу против
ненавистных римлян.
Он говорит им, что Норма, верховная жрица и его
собственная дочь, в должный момент свершит великий обряд — жатву
священной омелы, и это будет сигналом к восстанию.
Когда друиды удаляются (ждать призывного звона священного щита),
появляется римский проконсул Поллион и его друг центурион Флавий.
Из их разговора мы узнаем, что Поллион — тайный отец двоих детей
Нормы, но теперь он страстно влюблен в Адальжизу, деву-весталку из
храма друидов.
В своей арии он рассказывает о том, как мучается его
совесть от страстной мечты отправиться с Адальжизой жить в Риме. Но
вот раздается звон священного щита, вновь собирающий друидов, и оба
римлянина уходят.
Звучит знаменитый марш, и друиды собираются, чтобы услышать
прорицания их жрицы (хор «Norma viene» — «Норма вышла»). В
благородном речитативе Норма рассказывает, что время восстания еще
не пришло, так как римляне погибнут от их собственных пороков и
восстания против них не потребуется.
Следует знаменитая ария «Casta
diva, che inargenti» («О богиня, взор твой ясный»), которую
Беллини, если верить тому, что об этом говорилось, переписывал
восемь раз, прежде чем остался удовлетворен ею. Норма начинает с
обращения к луне и призыва к миру.
Затем, когда хор исполняет свои
воинственные возгласы против римлян, она поет — поет одна — о
любви, которую она хранит в своем сердце к проконсулу Поллиону.
Когда жрецы вновь удаляются, Адальжиза, новая любовь Поллиона,
остается одна; она молит богов о помощи.
Здесь ее находит Поллион и
в выразительном дуэте («Va', crudele, е al dio spietato» — «Что ж,
пожертвуй моею кровью») уговаривает ее следовать за ним в Рим.
ДЕЙСТВИЕ II
Норма растила двух детей римлянина Поллиона в тайном убежище в
скалистой пещере; ей помогала ее подруга Клотильда. В самом начале
действия Норма говорит Клотильде, что одновременно и любит, и
ненавидит своих детей, поскольку страшится, что Поллион отправится
в Рим и покинет ее.
Появляется юная жрица, Адальжиза («Sola,
furtiva al tempio» — «Часто с тех пор украдкой в храме я с ним
видалась»). Она признается Норме, что влюблена. Норма, сочувствуя
ей, обещает освободить ее от обета целомудрия, но Адальжиза
упоминает, что ее возлюбленный собирается отправиться в Рим. Нормой
тут же овладевают подозрения.
Кем может быть этот возлюбленный?
«Вот он», — говорит Адальжиза, указывая на вошедшего Поллиона.
Следует взволнованный терцет («Oh! di qual sei tu vittima» — «Ты
гнусного предателя жертвой несчастной стала»). Норма проклинает
Поллиона за его измену, Поллион умоляет Норму не порочить его перед
Адальжизой, а сама Адальжиза терзается угрызениями совести.
Вновь
слышится звон священного щита, и этот звон заставляет Норму
отправиться к исполнению своих священных обязанностей. Так
завершается второе Действие оперы.
ДЕЙСТВИЕ III
Ночь в пещере Нормы. Заканчивается оркестровое вступление, и входит
Норма, держа в одной руке светильник, а в другой кинжал.
Желая
отомстить за измену Поллиона, она задумала убить своих спящих
детей, но, склонившись над ними, чувствует, что не в силах этого
сделать — ведь они же и ее дети («Dormono entrambi» — «Оба
заснули»). Она быстро посылает Клотильду за Адальжизой. Норма
решает умереть сама.
Она настаивает, чтобы Адальжиза вышла замуж за
Поллиона и взяла ее детей (дуэт «Deh! con te, con te li prendi» —
«Ах, с собою ты возьми их»). Тронутая благородством Нормы,
Адальжиза отказывается выйти замуж за Поллиона.
В большом дуэте
«Mira, о Norma» («Хоть малюток своих прекрасных») Адальжиза молит о
жалости к двум малышам и обещает попытаться вернуть Поллиона. В
сердце Нормы пробуждается надежда. Действие завершается объятием
двух жриц.
ДЕЙСТВИЕ IV
Последнее, полное драматизма действие оперы происходит в священной
роще друидов перед алтарем великого бога Ирминсула. Собравшиеся
здесь воины галлы полны решимости идти войной против римлян.
Оровезо, верховный жрец и отец Нормы, один удерживает их и
призывает сохранять терпение. Они удаляются.
После их ухода Норма у
алтаря ждет прихода Поллиона. Но ее подруга, Клотильда, является с
новостью, что попытка Адальжизы не удалась — Поллион отказывается
вернуться к Норме. В великом гневе Норма бьет в священный щит и
вновь собирает жрецов и воинов.
Она призывает к войне и крови
(«Sangue, sangue!» — «Кровь, кровь!»).
В этот момент Клотильда сообщает, что храм осквернен римлянином.
Жрецы выводят Поллиона из-за священной храмовой скалы друидов.
Галлы требуют его смерти. Но Норма решает сначала поговорить с ним.
Она предлагает своему прежнему возлюбленному на выбор: либо смерть,
либо жизнь — если он покинет Галлию без Адальжизы. Поллион надменно
отвергает ее предложение: он не боится смерти. Норма грозит убить
также Адальжизу. Поллион пытается выхватить у нее меч. Норма вновь
призывает воинов и жрецов.
Она говорит им, что одна из жриц
нарушила обет и что она должна быть предана огню. Поллион, считая,
что она имеет в виду Адальжизу, пытается остановить ее.
Но Норма
величественно провозглашает, что это она сама и есть та самая
согрешившая жрица и что это она должна умереть (соло с хором «Qual
cor tradisti» — «Какое сердце, жестокий, предал»). Заботу о детях
она поручает своему отцу Оровезо.
Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа,
и он решает умереть вместе с Нормой. Разжигается погребальный
костер, и — вновь соединенные — влюбленные, Норма и Поллион,
восходят к своей смерти.
Postscriptum по поводу исторических обстоятельств этого сюжета:
около 50-го года до н.э. один выдающийся римский политик и поэт,
которому тогда было всего лишь двадцать лет, был назначен Марком
Антонием проконсулом одной из провинций Галлии.
Имя этого молодого
человека было Гай Асиниус Поллио (по-французски «Поллион»). Он
пережил срок своих полномочий у друидов. Десять лет спустя он стал
римским консулом.
Он мирно умер на своей итальянской вилле в
возрасте 81 года, прожив в почете и уважении, занимаясь
литературным трудом.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
После шумного успеха «Сомнамбулы» творчество Беллини достигло своего зенита, который знаменует опера «Норма» на либретто с явными отголосками «Медеи» Еврипида и Керубини, как и «Весталки» Спонтини.
Уже после первых постановок, если не на самой первой, «Норма», в которой выступали Джудитта Паста, Джудитта Гризи, Доменико Донцелли и Винченцо Негрини, была провозглашена одним из совершеннейших шедевров музыкального театра.
Образцовыми стали ее самые величавые страницы, от увертюры до легендарной «Casta diva», хоры жрецов и воинов, дуэт Нормы и Адальжизы, дуэты Нормы и Поллиона, в том числе финальный, предвещающий «Тристана» Вагнера.
Восходящие к античной трагедии возвышенный стиль, впечатляющая архаика, волнующие переживания, страсть, самопожертвование обретают жизненность, становятся близки чувствам зрителей, наполняются духом Рисорджименто, придают величие характерам, в особенности фигуре главной героини.
Все, конечно, знают самую знаменитую ее арию «Casta diva», молитвенное обращение к луне, в связи с которым уместно упомянуть имя Леопарди (почти полное издание его стихотворений вышло в марте 1831 года, во время создания «Нормы»).
После ряда арпеджированных модулирующих гармоний, которые проходят через несколько нестабильных позиций и потом закрепляются в фа мажоре, флейта с третьей ступени начинает мелодию, затем продолженную в арии, включающей фразу в пятнадцать тактов при сдержанном темпе (12/8), с двумя периодами, соответствующими строфам либретто; форшлаги и очень виртуозные группетто облагораживают речитацию и образуют несколько различных мелодических волн, сначала в диапазоне сексты, а затем расширяющихся вплоть до октавы, причем и подъем и постепенное нисхождение по терциям сливаются в одну большую мелодическую линию. Затем вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к ее свету. Быть может, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего, безграничного ореола. Но за священным обрядом сокрыта мучительная реальность, заявляющая о себе в конце первого действия, в покоях Нормы, во время встречи с детьми. Инструментальное вступление с его мрачными аккордами и трепетом укрепляет в чувстве фатальной предопределенности, в то время как гобой выводит тему, которая может быть названа «темой детей» — нежную, порывистую, печальную: смятенная мать обуреваема противоречивыми чувствами. Переход от изображения общественного положения жрицы к показу ее частной жизни не мог быть более убедительным.
С этого момента одна за другой следуют вдохновенные музыкальные страницы, отчасти задерживаемые обильными речитативами.
К этим страницам относятся дуэт Нормы и Адальжизы, чистый, доверительный и разнообразный по окраске, терцет двух женщин и Поллиона, пронизанный одним и тем же мотивом (который объединяет их, подчеркивая общность их положения), наконец, гневная ария Нормы.
Затем идет сцена Нормы с детьми: знаменитая прелюдия при поднятом занавесе с ее устрашающими унисонами, рыданиями и фразами струнных уже приближается к языку «Травиаты».
Трагедия Нормы запечатлена в ее речитативе «Оба заснули» и в пронзительном, слезном дуэте с Адальжизой. Друидесса и ее народ вновь встречаются в массовой сцене, изображающей боевое воодушевление галлов и составившей эпоху в музыкальном театре (как и увертюра).
Дуэт Нормы и ее бывшего любовника, отца ее детей, вновь соединяет их в эпическом, безутешном пении. Затем Норма умоляет Оровеза простить ее и затейливым мелизмом как бы умеряет его гнев, и наконец до предела накаляет мучительно врастающее напряжение финала.
Величие трагедии напоминает величие древнегреческой мифологии, этой колыбели культуры, а древнегреческая мифология несомненно была для сицилийского композитора одним из архетипов.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Лучшая опера Беллини. Мелодический дар композитора в ней проявился в полном блеске. На премьере главные партии исполняли Паста (Норма) и Джулия Гризи (Адальжиза). Сочинение было восторженно встречено публикой.
На русской сцене впервые в 1837 (Петербург, Мариинский театр). Среди лучших исполнительниц заглавной партии в 20 в. — Каллас. Ария Нормы из 1 д. («Casta Diva») — один из шедевров оперной классики.
В 1974 Ла Скала показал Норму на своих гастролях в Москве.
Дискография: CD — EMI Дир. Серафин, Норма (Каллас), Адальжиза
(Стиньяни), Поллион (Филиппески), Оровез (Росси-Лемени) — Decca
Дир. Бонинг, Норма (Сазерленд), Адальжиза (Кабалье), Поллион
(Паваротти), Оровез (Рэми).
Е. Цодоков
реклама
Источник: https://www.belcanto.ru/norma.html
Винченцо Беллини. Опера «Норма»
Жизнь итальянского композитора Винченцо Беллини не была долгой – лишь тридцать четыре года было отпущено ему. Тем не менее, он успел стать признанным мастером бельканто, создав немало опер. Но, вероятно, его имя было бы навеки вписано в историю итальянской оперы, если бы даже он создал лишь одно произведение – оперу «Норма». Ее автор и сам ценил выше прочих своих творений, утверждая, что «Норма» – единственное произведение, которое следовало бы спасать в случае кораблекрушения.
В 1830 году Беллини заключил с миланским импресарио Кривелли договор, согласно которому ему предстояло создать «без последующих обязательств» две оперы для «Ла Скала». Для одной из них в качестве литературной основы была выбрана пьеса французского писателя Л.А.Сомэ «Норма, или Детоубийство».
В этой трагедии любовная история разворачивается в Галлии, находящейся под властью римлян – и такая ситуация становится прекрасным поводом для того, чтобы показать вечный конфликт между чувством и долгом.
Заглавная героиня идет против долга дважды: во-первых, она влюблена в римлянина – врага своего народа, во-вторых, Норма нарушает обет безбрачия, который обязана соблюдать, будучи жрицей.
Страдающая от чувства вины и брошенная любимым, она готова убить собственных детей, тайно рожденных от него, но в конечном итоге предпочитает осудить саму себя на сожжение… И пусть такой сюжет отнюдь не идеально соответствует историческим фактам – для оперы он подходил прекрасно.
Трагедия Л.А.Сомэ привела композитора в восторг, и созданное на основе ее либретто Феличе Романи стало для него источником множества вдохновенных страниц.
Мелодии – то элегические, то страстные – как всегда у Беллини, прекрасны, в них органично вплетаются фиоритуры, и эти причудливые вокальные кружева совсем не кажутся «техникой ради техники» – хотя от исполнителей вокальные партии «Нормы» требуют многого.
Слушателя захватывает уже увертюра, соотношение мелодий в которой выражает главный конфликт оперы – между любовным чувством и воинским долгом (о нем напоминает маршеобразная тема), вплетается в увертюру и материал хора друидов. Увертюру эту нередко исполняют отдельно – в концертах.
Не в меньшей степени впечатляют и последующие страницы оперы: доверительный и чистый дуэт Нормы и Адальджизы, терцет этих героинь и Поллиона, который основывается на одной объединяющей теме, исполненная гнева ария Нормы, ее речитативная сцена с детьми («Оба заснули…»), страстно-гневный хор жриц из второго акта, призывающий к восстанию…
Но подлинной «вершиной» оперы, самым знаменитым ее фрагментом стала, несомненно, ария «Casta diva» («Непорочная богиня») – молитва Нормы, обращенная к богине Луны.
На фоне размеренного сопровождения разворачивается мелодия, в которой чудесным образом сочетаются величественное спокойствие и стон страдающей души: Норме предстоит принять непростое решение – поднять восстание или нет, пойти против своего народа – или против любимого… душевное смятение героини, которую положение обязывает быть бесстрастной, оттеняют статичные фразы хоры, на фоне которых причудливо льются фиоритуры сопрано… поистине страшно представить, что этого шедевра бельканто могло не быть!
Как любой талантливый человек, Беллини нередко испытывал неудовлетворение от результатов своего труда, но в процессе работы над арией Нормы «Casta diva» он поистине превзошел сам себя, переделывая ее восемь раз! Композитор работал над нею, находясь на вилле, принадлежащей Джудитте Пасте, на озере Комо. Именно для этой певицы предназначалась партия Нормы.
Показывая ей готовую арию, Беллини был готов снова ее переделать или даже исключить, если певица скажет, что исполнить ее невозможно… да, автор понимал, какую непростую задачу он ставит перед первой и всеми последующими исполнительницами: широкая, «бесконечная» мелодия в диапазоне сексты, а затем и октавы, расцвеченная многочисленными группетто, льется почти без пауз… Публика и той эпохи, и последующих времен должна быть благодарна певице, которую эти трудности не испугали – благодаря чему сегодня можно наслаждаться этой божественной арией… Она стала не только самым популярным номером «Нормы», но и самой известной страницей творчества Беллини вообще – даже биографический фильм о композиторе, созданный в 1956 году итальянскими и французскими кинематографистами, получил заглавие «Casta diva».
Премьеру оперы «Норма», состоявшуюся в «Ла Скала» в декабре 1831 года, сам Беллини оценил как «торжественное фиаско». Но уже на втором представлении публика горячо аплодировала, и в первом сезоне опера была исполнена тридцать девять раз.
Первой исполнительницей заглавной роли стала, разумеется, Джудитта Паста. Блистала в этой партии и Мария Малибран – даже памятник в бельгийском городе Лейкене изображает певицу в образе Нормы.
- Лучшей Нормой ХХ века стала Мария Каллас.
- Музыкальные Сезоны
- Все права защищены. Копирование запрещено
Источник: https://musicseasons.org/v-bellini-opera-norma/
О чём “норма” беллини?
“Норма” Винченцо Беллини – это совершенно особая опера.
Во-первых, она – главный шедевр этого талантливого композитора, во-вторых – эталон бельканто, а в-третьих, в ней есть главная лирическая ария всех времён и народов – очень трудная каватина Нормы. И вообще, всех выдающихся Норм сразу заносят в особый исторический список.
Этот список открыла Джудитта Паста (легендарное сопрано начала 19 века), для которой опера и была написана, а последним номером в нём на сегодняшний день значится Чечилия Бартоли, которая широко разрекламировала свою Норму в Зальцбургской постановке. Наша Анна Нетребко собиралась её спеть в Ковент Гарден и Метрополитен, но потом отказалась. И конечно в нём красным цветом записана Мария Каллас, которая спела этот спектакль 89(!) раз.
Сюжет “Нормы” разворачивается ещё до нашей эры, во времена Юлия Цезаря, так что человеку со среднем уровнем эрудиции придётся не раз погуглить, что это за друиды с бардами, и зачем жрицы постоянно жнут какую-то священную омелу.
Поэтому сразу внесём некоторую ясность:
Дело происходит на территории древних кельтов – Галлии, оккупированной римлянами. Галлы, конечно, хотят их поскорее сбросить, и ждут только сигнала друидов и бардов – священной касты жрецов и прорицателей.
Друиды свершают свои таинственные обряды лунной ночью, в лесу, под священным дубом. На его ветвях растёт омела – это такой паразитирующий на деревьях мелкий кустарник, ветки которого друиды использовали в своих ритуальных целях.
Норма
Она главная жрица друидов, грозная и прекрасная дева, умеющая читать будущее. Весь народ ждёт, когда же боги дадут ей знак начать восстание. Но тут не всё так просто…
Никто не знает, что Норма – давно уже не целомудренная дева, а прелюбодейка и преступная пособница оккупантов. Несколько лет назад она влюбилась в красавца Поллиона – римского проконсула, нарушила свой обет целомудрия и даже тайно родила аж двоих детей (мальчиков).
- Всё это время она внушает народу, что время для восстания ещё не настало. Вот и в своей знаменитой каватине “Casta diva” в начале оперыона поёт, что в восстании нет никакого смысла, потому что римляне и так падут:
- “Рим сгинет от своих пороков,теперь нам ждать недолго”.
- Правда, она умалчивает о том, что “недолго” – это лет 500.
Она жнет омелу золотым серпом и возносит молитву Луне о мире. Мир нужен её душе и любимому Поллиону. Так она ограждает его от мести галлов.
При этом, конечно, такой грех против патриотического и священного долга разъедает её душу. Попробуйте вложить всю эту комбинацию чувств в одну арию, а не просто спеть красиво!
Мария Каллас (здесь каватина без заключительной быстрой кабалетты)
Поллион
Римскому проконсулу Поллиону давно уже кажется, что его командировка в эту варварскую Галлию, где враждебные друиды всё время что-то замышляют, затянулась.
Франко Корелли в роли Поллиона
Но больше всего он хочет поскорее бежать от Нормы. И его где-то можно понять: представьте на мгновение, что ваша жена (пусть и тайная) – не просто женщина, а великая жрица, которая видит вас насквозь (она же ясновидящая). Такого никто долго не выдержит. Поэтому на данном этапе его мечта – бежать от неё и этих внезапных детей, с которыми он тоже не понимает, что делать.
Он уже успел влюбиться в девушку попроще – юную и кроткую Адальжизу и собирается завтра же отбыть с ней в Рим, не сообщая о своих планах Норме. Адальжиза согласна. Она, конечно, не подозревает, что Поллион – тайный возлюбленный Нормы.
Адальжиза
Адальжиза – дева в храме друидов.
Хелена Лусик Сего в роли Адальжизы
Это как бы будущая жрица на стажировке, она пока не дала обет целомудрия. Но она натура чистая и робкая, поэтому сомневается в том, что поступает правильно, и приходит за советом к своему кумиру – Норме.
Тут выясняется, кто на самом деле её жених, и для Нормы разверзается ужасная пропасть. Она требует ответа у изменника, но тот к её ужасу твёрдо говорит: “Да уж лучше смерть, чем быть с тобой!”.
С этого момента слово “смерть” не выходит из головы у бедной Нормы.
Чем дальше, тем страшнее
Ужасный демон мести поселяется в душе Нормы. Она берёт кинжал и идёт в комнату, где спят её дети.
Вряд ли это можно объяснить тем, что она начиталась Еврипида (его Медея убивает своих детей, чтобы побольнее отомстить неверному мужу). Древние кельты книг вообще не знали. Спишем это на сильнейший стресс.
Кстати, во французской драме, по которой Беллини и его либреттист писали эту оперу (она называлась “Норма или Детоубийство”), Норма действительно убивает обоих своих детей в припадке безумия. Но наша оперная Норма не такая!
В душераздирающем монологе над детскими кроватками она борется с демоном мести и побеждает его, а потом зовёт свою соперницу – Адальжизу.
Женская дружба – не миф
Приходит Адальжиза, и на наших глазах разворачивается просто поэма на тему женского благородства и дружбы!
” Мне не жить на свете, после всего, что я наделала – говорит Норма. – Выходи за него замуж, уезжайте и будьте счастливы. Только возьми с собой в Рим моих детей”.
“Ах, нет! – говорит верная Адальжиза. – Я пойду к нему, расскажу, как ты страдаешь, и верну его тебе! И вы будете счастливы с вашими детками! В крайнем случае заберём их и уедем с тобой вдвоём туда, где нас никто не найдёт!”
“О, чистая душа! С такой подругой мне никто не нужен!”
“О, Норма! Я буду верна тебе до последнего часа!”
- И они плачут, обнявшись.
Источник: https://kultspargalka.ru/o-chyom-norma-bellini/
"Норма". Опера Винченцо Беллини
?
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (итал. I Capuleti e i Montecchi) (1830, театр «Ла Фениче» (Teatro La Fenice), Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан)
Винченцо БеллиниVincenzo Bellini
Norma — Joan SutherlandAdalgisa — Margreta ElkinsPollione — Ronald StevensOroveso — Clifford GrantClotilde — Etela Piha
Flavio — Trevor Brown
Норма (итал. Norma) — лирическая трагедия в двух актах итальянского композитора Винченцо Беллини. Итальянское либретто Феличе Романи по трагедии Александра Суме (Alexandre Soumet).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)ФЛАВИЙ, центурион (тенор)
Время действия: около 50 года до н.э.Место действия: Галлия.
Первое исполнение: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.
Акт первый
Картина первая. Священная роща друидов
В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием.
Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы.
Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян – такова воля богов (каватина «Casta Diva»). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий.
Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим. Адальжиза в смятении.
Картина вторая. Покои верховной жрицы
Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Норма догадалась, что Поллион оставил ее ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия.
Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу. Входит Поллион. Он объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.
Акт второй
Картина первая. Покои верховной жрицы
Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу.
Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью ее и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Ададьжиза не хочет быть предательницей.
Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.
Картина вторая. Священная роща друидов
Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.
Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов
Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо нее приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен – он навсегда покидает бывшую возлюбленную. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона.
Он пытался совершить святотатство – похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы и вернется к ней. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер – на нем погибнет нарушительница обета – истинная виновница всего.
Воины требуют назвать ее имя. Норма открывает правду – это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она поручает Оровезо заботиться о ее сыновьях и вырастить их воинами. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается ее остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион принимает решение разделить участь Нормы.
Они вдвоем восходят на костер.
Иллюстрация: Джулия Гризи в роли Нормы
Источник
Источник: https://barucaba.livejournal.com/197160.html
Опера Беллини «Норма»
Лирическая трагедия в двух действиях Винченцо Беллини; либретто Ф. Романи по одноимённой драме А. Суме.
Первая постановка: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.
Действующие лица: Поллион (тенор), Оровез (бас), Норма (сопрано), Адальжиза (сопрано), Клотильда (меццо-сопрано), Флавий (тенор), двое детей, сыновья Нормы и Поллиона, друиды, барды, ваты, жрицы, галльские воины.
Действие происходит в Галлии.
Действие первое
Священная роща друидов, в центре дубовая статуя бога Ирминсула и жертвенник. Ночь. Под звуки религиозного марша проходят шеренги галлов, затем процессия друидов во главе с верховным жрецом Оровезом. Оровез объявляет о том, что Норма, его дочь, с восходом луны совершит таинственный обряд — жатву священной омелы.
Тогда Ирминсул устами Нормы возвестит о грядущем конце чужеземного ига (соло с хором «Ite sul colle, o Druidi»; «Здесь вы, друиды, рассейтесь все по холмам»). Кортеж галлов удаляется, и появляются римский проконсул Поллион и его друг Флавий. Проконсул был любовником Нормы, которая родила ему двух сыновей, но никто из галлов об этом не знает.
Однако проконсул уже не любит Норму, увлечённый юной жрицей Адальжизой.
Восходит луна, раздаётся звон священного щита, и появляется Норма в окружении толпы (хор «Norma viene»; «Норма вышла»). Начинается обряд. Норма пророчествует о том, что дни мщения ещё не наступили, что нужно ждать.
В её молитве смешаны ненависть к римлянам и желание увидеть проконсула («Casta diva, che inargenti»; «О богиня, взор твой ясный»). По окончании обряда все уходят, кроме Адальжизы, которая терзается, вспоминая Поллиона. Появившийся проконсул умоляет её бежать с ним в Рим, куда его вызывают.
Адальжиза, поколебавшись, обещает Поллиону следовать за ним (дуэт «Va’, crudele, e al dio spietato»; «Что ж, пожертвуй моею кровью»).
Покои Нормы. Входит друидесса, ведя за руку детей. Обуреваемая противоречивыми чувствами, она подозревает Поллиона в измене: она дрожит при мысли о том, что он намеревается вернуться в Рим без неё и детей.
Адальжиза приходит в дом Нормы, чтобы исповедаться в своей преступной любви к римлянину.
Взволнованная её признанием Норма обещает помочь Адальжизе, освободив её от обета безбрачия (дуэт «Sola, furtiva al tempio»; «Часто с тех пор украдкой в храме я с ним виделась»), и спрашивает имя её возлюбленного. Адальжиза показывает на входящего в комнату Поллиона.
В приступе гнева Норма объвиняет римлянина в том, что он предал её и сыновей (терцет «Oh! di qual sei tu vittima»; «Ты гнусного предателя жертвой несчастной стала»). Поллион пытается увести Адальжизу, но та с презрением отвергает его и указывает ему настоящую жену.
Действие второе
В покоях Нормы спят её дети. Она заходит со светильником и обнажённым кинжалом. Норма замыслила убить детей, но силы ей изменяют («Dormono entrambi»; «Оба заснули»).
Призвав Адальжизу, она просит взять их с собой в римский лагерь после того, как девушка выйдет замуж за Поллиона (дуэт «Deh! con te, con te li prendi»; «Ах, с собою ты возьми их»).
Адальжиза отказывается от брака с Поллионом (дуэт «Mira, o Norma»; «Хоть малюток своих прекрасных»), которого она хочет уговорить вернуться к Норме. В сердце Нормы пробуждается надежда.
Пустынное место близ рощи друидов. Норма в храме ожидает Клотильду. Но та приносит ей плохие вести: молодой жрице не удалось поколебать Поллиона, который грозит похитить её из храма. Норма трижды ударяет в священный щит, призывая галлов к восстанию против римлян. Теперь необходимо принести жертву богу.
В этот момент Клотильда сообщает ей о том, что римский воин совершил святотатство, проникнув в храм. Это Поллион. Норма просит оставить их одних. Она предлагает римлянину спасение, если он откажется от Адальжизы. Поллион непоколебим.
Норма грозит ему смертью сыновей, Адальжизы и полным истреблением римского войска. Наконец, доведённая до отчаяния, она приказывает развести костёр, на котором будет сожжена преступная, нарушившая обет жрица.
Перед всем народом Норма обвиняет себя (соло с хором «Qual cor tradisti»; «Какое сердце, жестокий, предал»), просит прощения у Оровеза и поручает ему детей. Поллион разделяет её участь.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
НОРМА (Norma) — музыкальная трагедия В. Беллини в 2 действиях, либретто Ф. Романи по одноименной драме М. Бельмонте и А. Суме. Премьера: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 г., под управлением автора (Дж. Паста — Норма, Джулия Гризи — Адальджиза).
В истории итальянского оперного искусства дата первого исполнения оперы Беллини — такое же крупное событие, как премьеры опер Россини, Верди, Пуччини. Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии.
Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей.
Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер.
Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.
«Норма» — произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична.
Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы — один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе.
Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне.
В России «Норма» была впервые показана немецкой труппой в 1835 г., на русской сцене — в Петербурге 15 октября 1837 г. (М. Степанова — Норма, А. Петрова — Адальджиза, А. Несторов — Поллион, О. Петров — Оровезо); в 1841 г. в заглавной партии выступила Дж. Паста. Опера входила в репертуар итальянской труппы в Петербурге с 1844 г.
; на русской сцене была вновь поставлена в 1909 г. силами артистов Московской частной оперы. В XX веке среди исполнительниц заглавной партии непревзойденной осталась М. Каллас. В 1974 г. на гастролях «Ла Скала» в Москве в партии Нормы с блеском выступила М. Кабалье. В том же году по опере был снят телефильм (режиссер П. Журдан, М.
Кабалье — Норма).
А. Гозенпуд
Источник: https://www.classic-music.ru/norma.html