Жизнь и творчество корнея чуковского

  • 11 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Захарова Ляля

Корней Иванович Чуковский, чья биография так интересна, писал не только стихотворения и сказки, но и критические статьи. Очень долго творчество этого детского писателя было недооценено. Но все же на протяжении уже целого столетия его произведениями зачитываются дети, а для кого-то мир литературы открывается в раннем детстве именно со стихотворений и сказок Чуковского.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Детские годы

Корней Чуковский (биография кратко описана в нашей статье) родился в конце марта 1882 года. Его родным городом стал Санкт-Петербург. Настоящее имя известного писателя — Николай Корнейчуков.

Мать писателя, Екатерина Осиповна, работая прислугой в доме врача Соломона Левинсона, влюбилась в его сына Эммануила и стала жить с ним гражданским браком. Через некоторое время Екатерина Осиповна рожает дочь Марию, а через три года сына Николая, который потом и станет детским писателем.

Несмотря даже на то что общество осуждало такой поступок сына богатого врача, этот гражданский брак просуществовал семь лет. Но затем дед поэта, который был категорически против этой связи, не выдержал и выставил Екатерину Осиповну вместе с маленькими детьми на улицу.

Это произошло в 1885 году. Мать Чуковского тогда не могла позволить себе снять какое-либо жилье, поэтому она вынуждена была уехать в Одессу, где жили ее родственники.

Позднее в своей автобиографической повести «Серебряный герб» Корней Иванович признавался, что Одессу он так и не смог полюбить.

Образование

Детские годы Корнея Ивановича, биография которого позволяет понять его творчество, прошли в нищете и разрухе. Мать постоянно искала работу.

Она устраивалась то прачкой, то швеей, но денег все равно в семье не было.

В 1887 году министр просвещения выпускает «Циркуляр о кухаркиных детях», в котором Делянов рекомендовал директорам гимназии брать в ученики лишь только тех детей, чье происхождение не будет сомнительным.

Но будущий детский писатель под такое «определение» не подходил, поэтому вскоре его исключили из гимназии, не позволив даже доучиться в пятом классе.

Помощь семье

Будущий писатель, чтобы помочь семье, пошел работать. Он соглашался на любую работу. Так, Николай был и разносчиком газет, и расклейщиком афиш, и даже чистильщиком крыш. Но ему все-таки очень хотелось учиться. Поэтому он самостоятельно, без школьных учителей, выучил английский язык так, что переводил тексты, не подглядывая в словарик.

У него оказалась феноменальная память, поэтому он учил, а затем декламировал стихи Эдгара По. Корней Чуковский, биография которого насыщена событиями, в этот период жизни изучает и философские труды Ницше. А также он еще увлекается литературой, зачитываясь приключенческими романами Александра Дюма.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Журналистская деятельность

В биографии Корнея Чуковского, для детей написанной, обычно не упоминают о том, что, находясь под впечатлением от прочитанных произведений, писатель создает в 1901 году философский опус. Когда он показал свою работу другу Владимиру Жаботинскому, то тот, внимательное ее прочитав, отнес в газету «Одесские новости».

За свою первую публикацию начинающий поэт и журналист получил семь рублей. Это были неплохие деньги, и Чуковскому даже хватило на то, чтобы купить качественные вещи для себя: штаны и рубашку. Так он начал сотрудничать с газетой.

Уже через два года работы он был направлен корреспондентом в Лондон. В этом городе он вел плодотворную деятельность, не только изучил зарубежную литературу, переписывал музейные каталоги, но и писал статьи.

За время пребывания в Лондоне им было написано 89 работ, которые были опубликованы.

Весной 1905 года Корней Иванович Чуковский, биография которого тесно связана с литературой, переезжает на постоянное жительство в город своего детства. В Санкт-Петербурге он устраивается корреспондентом в газету «Театральная Россия». В каждом номере этой газеты размещают его статьи, в которых содержатся отчеты о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях.

Певец Леонид Собинов помог Чуковскому выпустить свой журнал «Сигнал», в котором печаталась лишь только политическая сатира. В этом журнале публиковались такие писатели, как Тэффи, Александр Куприн и другие. Но за такую деятельность, за карикатуры и произведения, которые имели двусмысленность, вскоре Корнея Чуковского, биография которого интересна для понимания его творчества, арестовали.

Адвокат Грузенберг защищал его на суде и смог добиться оправдательного приговора. Уже через несколько дней писатель Чуковский был освобожден. После этого известный писатель и журналист сотрудничал с газетой «Речь», а также с журналами «Нива» и «Весы». Теперь в основном он писал критические очерки о современных писателях.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Осенью 1906 года Корней Иванович Чуковский (биография для детей будет очень полезна) жил на берегу Финского залива, в Куоккале у него была дача. Там же он познакомился с известным художником Репиным и поэтами Алексеем Толстым и Владимиром Маяковским.

Именно здесь был собран юмористический альманах «Чукоккала». В нем были собраны произведения Александра Блока и Николая Гумилева, Зинаиды Гиппиус и Осипа Мандельштама. А уже в 1916 году он отправляется в Англию в составе делегации русских журналистов.

Литературная деятельность

В 1917 году все меняется в творческой биографии Чуковского.

Корней Иванович Чуковский по предложению Максима Горького соглашается стать руководителем детского отдела петербургского издательства «Парус».

Он попробовал себя в роли сказочника, когда работал над альманахом «Жар-птица». В это же время он создает такие замечательные произведения, как «Доктор», «Цыпленок» и «Собачье царство».

В биографии Корнея Чуковского для детей всегда пишут, что свои первые сказки писатель начал сочинять, чтобы отвлечь своего больного сына от приступов болезни.

Времени на то, чтобы продумывать сюжет и героев, не было, поэтому он старался сочинять так, чтобы быстро сменялись события и образы, чтобы ребенок слушал и забывал о боли, не плакал и не стонал.

Так произошло рождение произведения «Крокодил», которое было опубликовано в 1917 году.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

После революции К. И. Чуковский начинает ездить по стране с лекциями, а также сотрудничает со многими издательствами.

Он в это время пишет такие произведения, как «Тараканище» и «Мойдодыр», а также использует народные песни для детского чтения. В это время вышли сборники «Скок-поскок» и «Рыжий и красный».

А также он выпускает еще и десять стихотворных сказок, среди которых «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница» и другие.

Для детей он сочинял и публиковал свои стихотворные сказки в таких журналах, как «Чиж», «Костер», «Воробей» и другие. Но неожиданно его произведения раскритиковала Надежда Крупская, у которой не было детей. После этого во всех детских произведениях Чуковского и в каждом его герое искали тайный смысл. Например, в «Тараканище» цензоры увидели карикатуру на Сталина.

В какой-то момент писатель и сам решил, что его произведения никому не нужны, так как слишком сурово критиковались.

Поэтому он пишет письмо, отказываясь от своих произведений, и обещает изменить направление своего творчества. Это письмо было напечатано в 1929 году в «Литературной газете».

Когда Корней Чуковский написал в 1943 году сказку «Одолеем Бармалея», то лично Сталин вычеркнул это произведение из антологии советской поэзии.

Тогда Чуковский пишет еще одно произведение. В 1945 году рассказ «Приключения Бибигона» сначала печатают в детском журнале «Мурзилка», а затем их читают для детей по радио. Но вскоре и это произведение было запрещено, так как его посчитали «идеологически вредным». Вот тогда-то Корней Иванович и возвращается в публицистику. В 1962 году он пишет книгу «Живой как жизнь» о русском языке.

Защита литераторов

Корней Иванович всегда совершал поступки, на которые многие его коллеги были неспособны. В 1961 году он знакомится с повестью «Один день Ивана Денисовича» писателя Солженицына.

Вместе с поэтом Твардовским ему удается убедить Хрущева дать разрешение на печать этого произведения.

А когда Александр Исаевич был под угрозой ареста, то именно Чуковский спрятал его от властей на своей даче в Переделкино.

Когда же через три года начинается процесс над поэтом Иосифом Бродским, то Чуковский вместе с поэтом Маршаком пишут письмо в Центральный Комитет, в котором содержалась просьба освободить поэта.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Сказка «Мойдодыр»

Сказка была написана известным писателем в 1921 году, а уже через два года была впервые опубликована издательством «Радуга». Это произведение так было названо по имени главного героя. В 1927 году уже по этому сказочному сюжету был снят первый мультфильм.

Повествование в детской сказке в стихах ведется от лица главного героя. Неожиданно утром от него начинают убегать вещи. Но умывальник, который внезапно заговорил, сообщает мальчику, что это произошло из-за того, что он грязнуля.

Когда же умывальник приказывает щеткам отмыть грязного мальчика, то тот вырывается и убегает на улицу. А за ним отправляется в погоню мочалка, которую проглатывает Крокодил. А когда аллигатор узнает, что мальчик не желает мыться, то обещает проглотить и его.

Как только главный герой умывается, то все вещи сразу возвращаются обратно домой.

Сказка «Муха-Цокотуха»

Сказка была написана Корнеем Чуковским в 1923 году, но из-за первой строчки она долго время была запрещена цензурой. Названа так сказка по имени главной героини.

По сюжету этой стихотворной сказки, Муха-Цокотуха пошла по полю и случайно нашла денежку. Она купила самовар и пригласила гостей, ведь у нее были именины. Но неожиданно появился страшный Паук, который и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые испугались и разбежались, а тут появился Комар и зарубил злодея. Он не только спас героиню, но и стал ее женихом.

Сказка «Федорино горе»

Стихотворная сказка была опубликована в 1926 году. По сюжету сказки, из-за того, что Федора не мыла посуду и не убиралась, от нее сбежали все вещи. Федора раскаялась и решила догнать утварь. Она уговаривает посуду вернуться, обещает, что будет с ней хорошо обращаться и всегда следить за чистотой. И посуда соглашается, а потом они вместе живут дружно и чисто.

Сказка «Айболит»

Самым знаменитым произведением детского писателя Корнея Ивановича Чуковского является сказка «Айболит», которая была опубликована в 1929 году.

По сюжету сказки, главный герой отправляется в Африку, где на реке Лимпопо ему нужно лечить больных зверей. В пути доктору Айболиту помогают добраться киты, волки и орлы.

В течение десяти дней Айболит вылечивает больных, используя среди прочих лекарств еще и гоголь-моголь, и шоколад.

Личная жизнь

Со своей женой Корней Чуковский познакомился, когда ему едва исполнилось восемнадцать лет. Его супруга, Мария Борисовна, была дочерью бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы. Родители жены были против брака с Чуковским, поэтому молодые люди даже думали о том, чтобы сбежать из Одессы на Кавказ. Побег не удался, а в 1903 году они все-таки смогли обвенчаться.

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Сразу после венчания супруги уехали в Англию. Но когда через несколько месяцев Корней Чуковский узнал, что супруга беременна, то тут же вернул ее домой на родину.

В начале июня 1904 года он получил телеграмму о рождении сына. В Лондоне писатель смог получить не только жизненные впечатления, но и знания, которые позволили ему стать петербургским критиком.

Вскоре в его семье родились еще двое детей.

Пока Чуковский читал лекции, разъезжая по стране, его жена воспитывала трех детей: Николая, Лидию и Бориса. В 1920 году рождается дочь Мария, которую в семье называли Мурочкой. Именно она станет героиней многих произведений Чуковского. Но в 1931 году от туберкулеза она умирает. Через десять лет погибает на войне младший сын Борис. А через четырнадцать лет умерла и жена Чуковского.

Смерть писателя

Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Умер известный писатель Корней Иванович Чуковский в конце октября 1969 года, немного не дожив до своего 87-летия. Причиной его смерти стал вирусный гепатит. Дачу в Переделкино, где любил жить Чуковский, превратили в дом-музей.

Источник: https://nacion.ru/477122a-korney-ivanovich-chukovskiy-biografiya-lichnaya-jizn-i-interesnyie-faktyi

Жизнь и творчество К.И. Чуковского (стр. 1 из 2)

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Биография Корнея Ивановича Чуковского
  • 2. «Дневники» Чуковского
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Введение
  • «Я кланяюсь тому, чья лира
  • Воспела звучно Мойдодыра.
  • С тобой справляют юбилей
  • И Айболит, и Бармалей,
  • И очень бойкая старуха
  • Под кличкой
  • «Муха-Цокотуха…»
  • Самуил Маршак

В марте 2007 года в семье Чуковских отметили сразу два юбилея: 125 лет со дня рождения знаменитого Деда Корнея (1882-1969 гг.

) и 100-летие со дня рождения его любимой дочери – писательницы Лидии Чуковской (1907-1996 гг.).

На самом деле, Корней Чуковский – это литературный псевдоним, который писатель взял себе, преобразовав фамилию матери – Екатерины Осиповны Корнейчуковой. Отец писателя – Эммануил Соломонович Левинсон, сын владельца типографий, не мог оформить официальный брак, ибо для этого было необходимо принять православие.

«Я родился в Петербурге, – писал Чуковский, – после чего мой отец, петербургский студент, покинул мою мать, крестьянку Полтавской губернии, и она с двумя детьми переехала на житьё в Одессу. Вероятно, в начале отец давал ей деньги на воспитание детей: меня отдали в Одесскую гимназию…» (старшая сестра – Мария Эммануиловна Корнейчукова – тоже училась в гимназии.)

Корней Чуковский больше известен широкой публике как детский писатель («Сказки», «От 2 до 5» и др.). Однако деятельность Чуковского выходит далеко за рамки детской литературы. Причём, безобидные сказки, из-за их якобы «аполитичности и безыдейности», воспринимались партийными деятелями в штыки.

Чуковский работал до глубокой старости. В автобиографической статье «О себе» (1964 год) он пишет: «И утро, и полдень, и вечер мои позади». И мне всё чаще вспоминаются строки любимого Уолта Уитмена:

«Стариковское спасибо… за жизнь, просто за жизнь…

… Как солдат, что возвращается домой после войны,

Как путник из тысяч, что озирается на пройденный путь

Спасибо… говорю я… Весёлое спасибо! —

От путника, от солдата спасибо».

Но когда я беру в руки перо, меня не покидает иллюзия, что я всё ещё молод. Наивная иллюзия, но без неё я не мог бы жить. Быть молодым — наш радостный долг».

1. Биография Корнея Ивановича Чуковского

Чуковский Корней Иванович (1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский советский писатель, переводчик, литературовед.

Читайте также:  Тёплый хлеб - краткое содержание рассказа паустовского

Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент, оставил его мать, крестьянку Полтавской губернии, после чего она с двумя детьми переехала в Одессу (о детстве писатель впоследствии рассказал в повести Серебряный герб, 1961). Занимался самообразованием, изучил английский язык.

С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне. По возвращении в Россию сотрудничал в журнале В.Я.

https://www.youtube.com/watch?v=vfbB1BclL3M

Брюсова «Весы», затем организовал сатирический журнал «Сигнал», за публикацию материалов антиправительственного характера был приговорен к шестимесячному заключению.

Приобрел известность как литературный критик. Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др.

Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры» (книга Нат Пинкертон и современная литература, статьи о Л. Чарской). Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер. Поселившись в 1912 г.

в финском местечке Куоккала, писатель поддерживал контакты с Н. Н. Евреиновым, В. Г. Короленко, Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, В. В. Маяковским, И. Е. Репиным.

Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей – от Репина до А. И. Солженицына, – со временем превратился в бесценный культурный памятник.

Приступив по совету В. Г. Короленко к изучению наследия Н. А. Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта (в частности, провел среди ведущих поэтов – А. А. Блока, Н. С. Гумилева, А. А.

Ахматовой и др. – анкетный опрос «Некрасов и мы»). Итогом этой исследовательской работы стала книга Мастерство Некрасова, 1952, Ленинская премия, 1962). Попутно Чуковский изучал поэзию Т. Г. Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А. П. Чехова.

Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей.

«Крокодил» (1916), «Мойдодыр и Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу «Маленькие дети», получившую затем название «От двух до пяти». Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита».

Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У. Уитмена (которому он посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А. К. Дойла, У.

Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р. Э. Распэ, Дж. Гринвуда.

Одновременно занимался теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – «Высокое искусство» (1968).

В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 г. – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Умер Чуковский в Москве 28 октября 1969 г.

2. «Дневники» Чуковского

Трудно представить себе, что дневник пишут, думая, что его никто никогда не прочтет. Автор может рассчитывать, что кто-нибудь когда-нибудь разделит его горести и надежды, осудит несправедливость судьбы или оценит счастье удачи. Дневник для себя – это, в конечном счете, все-таки дневник для других.

Что же представляют собой эти дневники, которые будущий К. Чуковский вел всю жизнь, начиная с 13 лет? Это не воспоминания.

Горькие признания, подобные приведенному выше, почти не встречаются в этих записях, то небрежно кратких, то подробных, когда Чуковский встречался с поразившим его явлением или человеком.

Корней Иванович написал две мемуарно-художественные книги, в которых рассказал об И Е. Репине, В. Г. Короленко, Л. Н. Андрееве, А. Н. Толстом, А. И. Куприне, А. М. Горьком, В. Я. Брюсове, В. В. Маяковском.

В дневнике часто встречаются эти – и множество других – имен, но это не воспоминания, а встречи. И каждая встреча написана по живым следам, каждая сохраняла свежесть впечатления.

Может быть, именно это слово больше всего подходит к жанру книги, если вообще осмелиться воспользоваться этим термином по отношению к дневнику Корнея Ивановича, который бесконечно далек от любого жанра.

Читаешь его, и перед глазами встает беспокойная, беспорядочная, необычайно плодотворная жизнь нашей литературы первой трети двадцатого века. Характерно, что она оживает как бы сама по себе, без того общественного фона, который трагически изменился к концу двадцатых годов.

Но, может быть, тем и ценнее (даже бесценнее) этот дневник, что он состоит из бесчисленного множества фактов, которые говорят сами за себя.

Эти факты – вспомним Герцена – борьба лица с государством. Революция широко распахнула ворота свободной инициативе в развитии культуры, открытости мнений, но распахнула ненадолго, лишь на несколько лет.

Дневник пестрит упоминаниями об отчаянной борьбе с цензурой, которая время от времени запрещала – трудно поверить – «Крокодила», «Муху-цокотуху», и теперь только в страшном сне могут присниться доводы, по которым ошалевшие от самовластия чиновники их запрещали.

«Запретили в «Мойдодыре» слова «Боже, боже» – ездил объясняться в цензуре». Таких примеров – сотни. Это продолжалось долго, годами.

Уже давно Корней Иванович был признан классиком детской литературы, уже давно его сказки украшали жизнь миллионов и миллионов детей, уже давно иные «афоризмы» стали пословицами, вошли в разговорный язык, а преследование продолжалось.

Когда – уже в сороковых годах – был написан «Бибигон», его немедленно запретили, и Чуковский попросил В.

Каверина поехать к некой Мишаковой, первому секретарю ЦК комсомола, и «…румяная девица (или дама), способная, кажется, только танцевать с платочком в каком-нибудь провинциальном ансамбле, благосклонно выслушала нас – и не разрешила».

Впрочем, запрещались не только сказки. Выбрасывались целые страницы из статей и книг.

Всю жизнь он работал; не пропускал ни одного дня. Первооткрыватель новой детской литературы, оригинальный поэт, создатель учения о детском языке, критик, обладавший тонким, «безусловным» вкусом, он был живым воплощением развивающейся литературы.

Он оценивал каждый день: «Что сделано? Мало, мало!»

Он писал: «О, какой труд – ничего не делать».

И в его долгой жизни светлым видением встает не молодость, а старость. Ему всегда мешали. Не только цензура.

«Страшно чувствую» свою неприкаянность: Я – без гнезда, без друзей, без своих и чужих. Вначале эта позиция казалась мне победной, а сейчас она означает только сиротство и тоску. В журналах и газетах — везде меня бранят, как чужого. И мне не больно, что бранят, а больно, что чужой», – писал Корней Иванович.

Дневник публикуется с того времени, когда Чуковскому было 18 лет, но, судя по первой странице, он был начат, по-видимому, значительно раньше. И тогда же начинается этот суровый самоанализ.

Источник: https://mirznanii.com/a/135250/zhizn-i-tvorchestvo-ki-chukovskogo

Биография и творчество К. И. Чуковского — ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1882 — 1969

Русский писатель, литературовед, фоктор филологических наук. Настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.

) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова» (1952, Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, Искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928).

Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

Биография

Родился 19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения.

С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самостоятельно английский и французский языки.

В 1901 начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати.

После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале «Весы».

В 1905 Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал» (финансировал его певец большого театра Л. Собинов), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за «поношение существующего порядка», издатель был приговорен к шести месяцам заключения.

После революции 1905 — 1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914) и др.

В 1912 Чуковский поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, Короленко, Андреевым, А. Толстым, В. Маяковским и др.

Позднее он напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издал переводы из У.

Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта.

Выпустил книгу «Некрасов как художник» (1922), сборник статей «Некрасов» (1926), книгу «Мастерство Некрасова» (1952).

В 1916 по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей: стихотворные сказки «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» (1923), «Муха-цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929) и др.

Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: «Принципы художественного перевода» (1919), «Искусство перевода» (1930, 1936), «Высокое искусство» (1941, 1968). В 1967 вышла книга «О Чехове».

В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других.

В возрасте 87 лет К. Чуковский умер 28 октября 1968. Похоронен в Переделкино под Москвой, где он жил долгие годы.

Источник: https://www.sites.google.com/site/literaturadladetej/home/detskaa-literatura-vcera-i-segodna-a-zavtra/detskie-pisateli-1/biografia-i-tvorcestvo-a-s-puskina/biografia-i-tvorcestvo-b-grimm/biografia-i-tvorcestvo-a-barto/biografia-i-tvorcestvo-b-zahodera/biografia-i-tvorcestvo-s-perro/biografia-i-tvorcestvo-a-gajdara/biografia-i-tvorcestvo-k-i-cukovskogo

Биография Корнея Чуковского для детей

Корней Иванович Чуковский – автор детских сказок в стихах, а ещё журналист, критик, публицист. Биография Корнея Чуковского повествует о чутком и бесстрашном человеке, который любил детей и не боялся отстаивать свою точку зрения.

Корней Чуковский краткая биография

Рождённый в северной столице России 31 марта 1882 года, творческий и умный мальчик Коля Корнейчуков, позже станет подписывать свои литературные труды именем Корней Чуковский.

Его отец — Эммануил Левенсон, был сыном известного врача. Мать — Екатерина Осиповна Корнейчукова, горничная.

После рождения детей: дочки Марии и сына Николая, вынуждены были расстаться, союз не приняло «благородное» семейство.

Мать увезла детей в Одессу, к родителям. Жили бедно, Екатерина Осиповна работала прачкой, швеёй. В Одессе Коля ходил в садик. Потом, Корней Чуковский перевернул краткую страницу своей биографии, на которой он посещал гимназию.

Из 5 класса писатель был отчислен из-за «низкого» происхождения. Коля работал расклейщиком объявлений, чистильщиком крыш, разносчиком газет. Много читал. Благодаря великолепной памяти, самостоятельно выучил английский язык.

Мог с листа делать переводы без запинки.

Женился на Марии, дочери бухгалтера. У них родились четверо детей. Много выступал с лекциями, писал рассказы, биографии писателей, сказки для детей, делал переводы. Умер в 1969 году на даче в Переделкино. Там теперь действует музей писателя.

Творчество Корнея Чуковского

Карьера Корнея Ивановича как журналиста началась с очерка в газету «Одесские новости», в 1901 году. Двумя годами позже, отправился в командировку в Англию, куда поехал с женой. Заграницей изучал книги иностранных гениев пера, писал статьи, работал переписчиком в британском музее.

Затем перебрался с семьёй в Санкт-Петербург. Работал в журнале «Театральная Россия». Открыл журнал политической сатиры «Сигнал». В Куокалле знакомится с художником Репиным, писателями Алексеем Толстым и Владимиром Маяковским. Живёт здесь, на даче, следующие 10 лет, вплоть до 1916 года.

С 1920 по 1930-е годы писатель сочинил «Мойдодыр» и «Тараканище», перекладывал на стихи народные песни. Во втором классе дети читают вышедшие из под его пера «Федорино горе», «Путаницу».

Печатал свои произведения в детских журналах. Его детские произведения критиковала Надежда Константиновна Крупская. Но писатель всё равно оставался верен себе. За свои произведения был награждён государственными премиями.

В Переделкино устраивал литературные вечера для детей, куда приглашал лётчиков и писателей, поэтов и артистов.

Интересные факты

На первый гонорар за статью, размером в 7 рублей, купил рубашку и презентабельного вида брюки.

На свадьбе молодой семье Чуковских дарили цветы, а деньги — нет. После поздравлений он обходил гостей с шапкой, собирая деньги.

В 1968 году издал краткое издание библии для детей «Вавилонская башня», но власти уничтожили тираж.

Источник: https://sochinyshka.ru/biografiya-korneya-chukovskogo-dlya-detej.html

Чуковский, Корней Иванович

Мать Чуковского, Екатерина Осиповна Корнейчукова, украинская крестьянка из Полтавской губернии, работала прислугой в доме отца Чуковского, петербургского студента. Он бросил Екатерину Осиповну, не посмев нарушить запрет своего отца, препятствовавшего их браку. Екатерина Осиповна вынуждена была уехать в Одессу вместе с Николаем и его старшей сестрой Марией Корнейчуковой (родилась в 1879 г.)

Двусмысленное положение «незаконнорожденного» оскорбляло и заставляло страдать Чуковского, особенно в детстве и юности. Будучи уже взрослым человеком, он в 1912 г. встретился с отцом.

Члены семьи Чуковских не узнали подробности беседы за закрытыми дверями, но после разговора отец Чуковского ушел и никогда больше не появлялся в их доме.

Чуковский не смог простить предательства по отношению к своей матери, которая любила отца всю жизнь.

В 1903 году женился на двадцатитрехлетней одесситке, дочери бухгалтера частной фирмы, Марии Борисовне Гольдфельд. Брак был единственным и счастливым.

Из четверых родившихся в их семье детей (Николай, Лидия, Борис и Мария) долгую жизнь прожили только двое старших — Николай и Лидия, сами впоследствии ставшие писателями. Младшая дочь Маша умерла в детстве от туберкулёза.

Сын Борис погиб на войне в 1941 году; другой сын Николай тоже воевал, участвовал в обороне Ленинграда. Лидия Чуковская (родилась в 1907) прожила длинную и трудную жизнь, подвергалась репрессиям, пережила расстрел мужа, выдающегося физика Матвея Бронштейна.

Жизнь и творчество Чуковского

Литературный критик

Читайте также:  Доклад на тему вымершие животные (сообщение)

Николай провел свои детские годы в Одессе. Семья жила очень бедно. В пятом классе Николай был исключен из гимназии вследствие печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» [1]. Занимался самообразованием. Самостоятельно выучил английский язык.

С 1901 печатался в газете «Одесские новости», в 1903–1904 в качестве корреспондента этой газеты жил в Лондоне.

Вернувшись в Россию в 1904 г., приобрел известность как блестящий литературный критик, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал собственный сатирический журнал «Сигнал».

В его журнале печатались такие авторы, как Федор Сологуб, Тэффи, А.И. Куприн. За резкий антиправительственный тон материалов, печатаемых в журнале, Чуковский подвергся аресту.

В 1906 он стал постоянным сотрудником журнала В.Я.Брюсова «Весы».

Критические статьи, принесшие известность своему автору, впоследствии вышли отдельными сборниками «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922).

В 1912 Чуковский, живя в финском местечке Куоккала, поддерживал контакты с Н.Н.Евреиновым, В.Г.Короленко, Л.Н.Андреевым, А.И.Куприным, В.В.Маяковским, И.Е.Репиным. В это время Корней Иванович начал писать свой домашний рукописный альманах «Чукоккала«[2] (первое издание «Чукоккалы» в 1979).

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили свои творческие автографы знаменитные знакомые Чуковского: А. Блок, З.Гиппиус, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А.И. Солженицын, И.Е Репин и многие другие — представляет собой уникальный литературный памятник. Чуковский возил свою Чукоккалу в Англию.

В ней оставили свои автографы Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс Впервые альманах публиковался в 1979, через десять лет после смерти Чуковского. Издание представляло собой сильно урезанный по сравнению с оригиналом вариант знаменитого альманаха.

Чуковскому пришлось отказаться не только от публикации записей опальных Гумилева, Мандельштама, Гиппиус, Солженицына, но также и от собственных стихов и рисунков, бывших в оригинале.

В 1917 г. Чуковский принялся за исследование творчества Некрасова.Творчеством Некрасова Чуковский занимался почти полвека. По крупицам восстанавливал стихотворные тексты поэта, испорченные цензурой.

Так же бережно восстановил он и образ самого поэта. Эта работа закончилась лишь в 1952 г., ее итогом стала книга «Мастерство Некрасова», за которую автор получил в 1962 г. Ленинскую премию). Чуковский изучал также поэзию Т.Г.

Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П.Чехова.

Совершенно особое место в творческой жизни критика К.И.Чуковского занимал Оскар Уайльд. В 1903-1904 гг., когда Чуковский жил в Англии, в качестве корреспондента газеты “Одесские новости” он впервые заинтересовался Уайльдом.

Среди присланных им корреспонденций было и сообщение о постановке в лондонском театре “Корт” комедии Уайльда “Как важно быть серьезным”.

Отношение к Уайльду менялось со временем, Чуковский всю жизнь “открывал” его для себя и для русских читателей.

По возвращении в Россию Чуковский выступал с лекциями об Уайльде в Москве, Киеве, Витебске, других городах. В 1911 г. он напечатал в “Ниве” этюд “Оскар Уайльд” — первый набросок портрета писателя, легший в основу всех других его работ об Уайльде.

Этот этюд был написан очень увлекательно, живым языком, иронично. В нем автор явно желал, чтобы русская публика трезво оценила своего кумира. В его талантливости Чуковский не сомневался, но считал его несколько поверхностным, неискренним, склонный к позерству. «Салонный» — таково было слово, определяющее как самого Уайльда, так и все его творчество.

В феврале 1916 г. Чуковский снова побывал в Англии и встретился в Лондоне с Р.

Россом[3], который внимательно следил за всем, что пишется о его друге , благодарный Чуковскому за прекрасную статью об Уайльде, Росс сделал автору поистине королевский подарок — страничку «Баллады Редингской тюрьмы»[4], написанную рукой Уайльда. Опубликованная в 1922 г. отдельной книгой расширенная статья Чуковского была посвящена памяти Росса, скончавшегося в 1918 г.

Чуковский не скрывал, что разобраться в Уайльде помог ему А.М.Горький, к мнению которого он всегда прислушивался. Издательство «Всемирная литература», созданное в 1918 г.

по инициативе Горького, предполагало выпустить новое собрание сочинений Уайльда со вступительной статьей Чуковского.

Свой отзыв о статье Горький дал в письме Чуковскому (датируемом публикаторами условно 1918-1920 гг.), где он пишет:

«Вы несомненно правы, когда говорите, что парадоксы Уайльда — «общие места навыворот», но не допускаете ли Вы за этим стремлением вывернуть наизнанку все «общие места» более или менее осознанного желания насолить мистрисс Грэнди, пошатнуть английский пуританизм?» Письмо Горького заставило Чуковского пристальнее всмотреться в эпоху Уайльда, пересмотреть свое представление о нем.

Прочитав опубликованные в 1962 г. в Англии письма Уайльда, Чуковский удостоверился в том, “как он доблестно боролся за свободу искусства, за право художника не подчиняться диктатуре ханжей”. В последних редакциях статьи Чуковского ироническое некогда отношение к Уайльду сменяется признанием его бесспорных заслуг перед английской словесностью.

В 1916 Чуковский составил сборник для детей «Ёлка». В 1917 г. М.Горький предложил ему возглавить детский отдел издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь маленьких детей и записывать их. Из этих наблюдений родилась книга «От двух до пяти»(впервые вышла в 1928), которая представляет собой лингвистическое исследование детского языка и особенностей детского мышления.

Первая детская поэма «Крокодил» (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.

За этой поэмой последовали другие произведения для детей: «Тараканище» (1922), «Мойдодыр» (1922), «Муха-Цокотуха» (1923), «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926), «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929)[5], «Краденное солнце» (1945), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969)

Именно детские сказки стали причиной начатой в 30-е гг. травли Чуковского, так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Н.К. Крупской. В 1929 г. его заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора.

Для детей младшего школькного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек», «Дженни», «Котауси и Мауси» и др.). В пересказе [6] Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Робинзона Крузо» Д.

Дефо, с «Маленьким оборвышем» малоизвестного Дж. Гринвуда; для детей Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена[7] . Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном поселке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг.

, часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Чуковский пришел к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей.

«Библиотеку я построил, хочется до конца жизни построить детский сад», — говорил Чуковский.

  • Переводчик, лингвист, исследователь массовой культуры

Чуковский любил англоязычную литературу и охотно переводил ее, в годы опалы переводы кормили его. Он перевел произведения Марка Твена, Редьярда Киплинга, Г. Честертона, Конан Дойла, О.Генри и написал несколько статей об их творчестве. Любимым поэтом Чуковского с юных лет был У.Уитмен. При переменном отношении Чуковского к собственному творчеству переводы из Уитмена доставляли ему радость всю жизнь. В начале ноября 1965 г., когда ему сообщили о смерти сына Николая Чуковского записал: «Потом пришла Облонская, мы редактировали Уолта Уитмена, и это меня спасло». Чуковский написал книгу о любимом поэте и озаглавил ее «Мой Уитмен».

Чуковский написал исследовательский труд «Искусство перевода» (1936), позднее переработанный в «Высокое искусство» (1941), расширенные издания — 1964 и 1968 гг.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский не мог не обратить внимание на жанр детектива, набиравший обороты в первой половине двадцатого века. Он прочел очень много детективов, выписывал особенно удачные места из них, «коллекционировал» способы убийств [8].

В связи с этим, он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф (статья «Нат Пинкертон и современная литература» (1908) об особенностях детективного жанра).

Всплеск интереса к детективам низкого пошиба Чуковский объяснял как выражение «жажды крови» масс, продолжение военной истерии первой половины двацатого столетия.

Кинематограф же считал новой формой мифотворчества, в которой народ, оторванный от земли и исконных занятий, пытался довольно убого творить новых мифических героев, новые культурные ценности.

Всегда относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 г.

написал книгу «Живой как жизнь» о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, причем главной болезнью назвал «канцелярит» (выдуманное Чуковским слово, обозначающее захламление языка бюрократическими штампами).

Корней Иванович до конца жизни боролся с канцеляритом, подменяющим живые оригинальные мысли и чувства. Он считал, что если современная обстановка рождает канцелярит, то воздействие правильной речью может по принципу обратного действия улучшить жизнь носителей языка.

Прототипы

Неизвестно, были ли прототипы у героев сказок Чуковского. Но существуют довольно правдоподобные версии возникновения ярких и харизматичных персонажей его детских сказок.

В прототипы Айболита годятся сразу два персонажа, один из которых был живым человеком, доктором из Вильнюса. Его звали Цемах Шабад (на русский манер — Тимофей Осипович Шабад).

Доктор Шабад, окончив медицинский факультет Московского университета в 1889 г, добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Добровольно поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры.

Вернувшись в Вильнюс (в начале двадцатого века — Вильно) бесплатно лечил бедняков, кормил детей из бедных семей, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных птиц, которых ему приносили с улицы.

С Шабадом писатель познакомился в 1912 году. Он дважды побывал в гостях у доктора Шабада и сам лично назвал его прототипом доктора Айболита в своей статье в «Пионерской правде».

В письмах Корней Иванович, в частности, рассказывал: «…Доктор Шабад был очень любим в городе, потому что лечил бедняков, голубей, кошек…

Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей — ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока.

Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

В воспоминаниях Корнея Чуковского сохранилась другая история о маленькой девочке из бедной семьи. Доктор Шабад поставил ей диагноз «систематическое недоедание» и сам принес маленькой пациентке белую булку и горячий бульон. На следующий день в знак благодарности выздоровевшая девчушка принесла доктору в подарок своего любимого кота.

Сегодня в Вильнюсе установлен памятник доктору Шабаду.[9]

Существует и другой претендент на роль прототипа Айболита — это доктор Дулитл из книги английского инженера Хью Лофтинга. Находясь на фронте Первой мировой войны, он придумал сказку для детей о докторе Дулитле, умевшем лечить разных животных, общаться с ними и воевать со своими врагами — злыми пиратами. История доктора Дулитла появилась в 1920 году.

Долгое время считали, что в «Тараканище» изображен Сталин (Таракан) и сталинский режим.

Искушение провести параллели было очень сильным: Сталин был невысокого роста, рыжий, с пышными усами (Таракан — «жидконогая козявочка, букашечка», рыжий с большими усами). Ему покоряются и его боятся большие сильные звери.

Но «Тараканище» был написан в 1922 г., Чуковский мог не знать о важной роли Сталина и, тем более, не мог изображать режим, набравший силу в тридцатые годы.

Почетные звания и награды

  • 1957 — Награждён орденом Ленина; присвоена ученая степень доктора филологических наук
  • 1962 — Ленинская премия (за книгу «Мастерство Некрасова»,вышедшую в 1952 г.); звание почетного доктора литературы Оксфордского университета.

Цитаты

  • Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружье в пианино, на котором он будет играть. [10]
  • Детский писатель должен быть счастлив.
  • Начальство при помощи радио распространяет среди населения разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама.
  • Чем старше женщина, тем больше в ее руках сумка. [11]
  • Все, чего хочется обывателям, — они выдают за программу правительства.
  • Когда тебя выпускают из тюрьмы и ты едешь домой, ради этих минут стоит жить!
  • Единственное, что прочно в моем организме — это вставные зубы.
  • Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство, даже из интеллигентов, делает свое дело без нее.
  • В России надо жить долго. [12]
  • Кому велено чирикать, не мурлыкайте! [13]

Мила мне русская беседа В ней, разум собственный любя, Никто не слушает соседа, Но каждый слушает себя.

Сочинения Корнея Ивановича Чуковского

Ссылки

Музеи и выставки

  • Дом-музей К.И.Чуковского в Переделкино

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Биография Чуковского

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (настоящее имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. По состоянию на 2015 год являлся самым издаваемым в России автором детской литературы: за год было выпущено 132 книги и брошюры тиражом 2,4105 млн экземпляров.

Детство

Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой; его отцом был потомственный почётный гражданин Эммануил Соломонович Левенсон (1851—?), в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского.

Их брак формально не был зарегистрирован, так как для этого требовалось крещение отца, но они прожили вместе не менее трёх лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся).

Читайте также:  Жизнь и творчество астрид линдгрен

Вскоре после рождения Николая отец оставил свою незаконную семью, женился «на женщине своего круга» и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество»; мать Чуковского была вынуждена переехать в Одессу.

Детство Николай Корнейчуков провёл в Одессе и Николаеве. В Одессе семейство поселилось во флигеле, в доме Макри на Новорыбной улице, № 6. В 1887 году Корнейчуковы сменили квартиру, переехав по адресу: дом Баршмана, Канатный переулок, № 3.

Пятилетнего Николая отдали в детский сад мадам Бехтеевой, о пребывании в котором он оставил следующие воспоминания: «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский.

Вот когда я познакомился с будущим национальным героем Израиля — в 1888 или 1889 годах!!!». Какое-то время будущий писатель учился во второй одесской гимназии (впоследствии стала пятой). Одноклассником его в ту пору был Борис Житков (в будущем также писатель и путешественник), с которым у юного Корнея завязались дружеские отношения.

Окончить гимназию Чуковскому так и не удалось: из пятого класса его отчислили, по его собственным утверждениям, из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».

По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному — «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

По воспоминаниям К. Чуковского, у него «никогда не было такой роскоши, как отец или хотя бы дед», что в юности и в молодости служило для него постоянным источником стыда и душевных страданий.

Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Журналистская деятельность до Октябрьской революции

С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.

Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.

Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков.

В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

Чуковский находился под арестом 9 дней.

В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко.

Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет.

От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде.

Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о популярных в то время произведениях массовой литературы: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский».

Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания. С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте.

Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными ми. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии.

После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским.

Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи и сказки

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».

В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», в 1924 году «Бармалей». Несмотря на то, что сказки были напечатаны большим тиражом и выдержали множество изданий, они не вполне отвечали задачам советской педагогики.

В феврале 1928 года в «Правде» была опубликована статья заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н. К. Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку.

Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, „Крокодила“ ребятам нашим давать не надо…»

В это время в среде партийных критиков и редакторов вскоре возникает термин — «чуковщина».

Восприняв критику, Чуковский в декабре 1929 года в «Литературной газете» публикует письмо, в котором «отречётся» от старых сказок и заявит о намерениях изменить направление своего творчества, написав сборник стихов «Весёлая колхозия», однако обещания своего не сдержит.

Сборник так и не выйдет из-под его пера, а следующая сказка будет написана только через 13 лет. Несмотря на критику «чуковщины», именно в этот период в ряде городов Советского Союза устанавливаются скульптурные композиции по мотивам сказок Чуковского.

Наиболее известен фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Дети и крокодил») работы видного советского скульптора Р. Р. Иодко, установленный в 1930 году по типовому проекту в Сталинграде и других городах России и Украины. Композиция представляет собой иллюстрацию к одноимённой сказке Чуковского. Сталинградский фонтан прославится как одно из немногих сооружений, уцелевших во время Сталинградской битвы.

В жизни Чуковского к началу 1930-х годов появилось ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).

Другие произведения

В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей). Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901—1969».

В годы войны эвакуирован в Ташкент. Младший сын Борис погиб на фронте.

Как доносил НКГБ в ЦК, в годы войны Чуковский высказывался: «…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать».

1 марта 1944 года в газете «Правда» вышла статья П. Юдина «Пошлая и вредная стряпня К.

Чуковского», в которой был устроен разбор изданной в 1943 году в Ташкенте книги Чуковского «Одолеем Бармалея» (Айболития ведёт войну со Свирепией и её царем Бармалеем), и книга эта признавалась в статье вредной:

Сказка К. Чуковского — вредная стряпня, которая способна исказить в представлении детей современную действительность.

«Военная сказка» К. Чуковского характеризует автора, как человека, или не понимающего долга писателя в Отечественной войне, или сознательно опошляющего великие задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма.

Чуковский и Библия для детей

В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией советской власти.

В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями.

Обстоятельства запрета издания позже описывал Валентин Берестов, один из авторов книги: «Был самый разгар великой культурной революции в Китае. Хунвейбины, заметив публикацию, громогласно потребовали размозжить голову старому ревизионисту Чуковскому, засоряющему сознание советских детей религиозными бреднями.

Запад откликнулся заголовком „Новое открытие хунвейбинов“, а наши инстанции отреагировали привычным образом». Книга была опубликована в 1990 году.

Последние годы

В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия).

На даче в Переделкине, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов.

Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана: «Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде.

Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло.

Дошло до скандала.

Гражданская панихида. Заикающийся С.

Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру — секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.»

Похоронен на кладбище в Переделкине.

Источник : https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуковский,_Корней_Иванович

Источник: https://Chukovskiy.su/biografiya/

Ссылка на основную публикацию