Оноре Де Бальзак – французский писатель и один из лучших прозаиков. Биография основоположника реализма схожа с сюжетами собственных произведений – бурные приключения, загадочные обстоятельства, сложности и яркие достижения.
20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в простой семье родился ребенок, который впоследствии стал отцом натуралистического романа.
Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом, перепродавая земли нищих и разорившихся дворян.
Такое ведение дел приносило ему прибыль, поэтому Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к интеллигенции. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя — Жана-Луи Гез де Бальзака.
Портрет Оноре де Бальзака
Мать Оноре, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, имела аристократические корни и была на 30 лет младше мужа, обожала жизнь, веселье, свободу и мужчин. Любовные связи не скрывала от супруга.
У Анны появился внебрачный ребенок, к которому она стала проявлять больше заботы, чем к будущему писателю. Уход за Оноре лежал на кормилице, а после мальчика отправили жить в пансионат.
Детство романиста сложно назвать добрым и светлым, пережитые проблемы и стрессы позже проявились в работах.
Родители пожелали, чтобы Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрел репутацию разбойника и разгильдяя.
Оноре де Бальзак в детстве и юности
В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребенку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».
Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провел несколько лет, но все же выбрался
Вандомский колледж, где учился Бальзак
В 1816 году родители Бальзака переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.
Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период Оноре должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия «Кромвель» подверглась жесткой критике, а позже сам Бальзак называл молодое творчество ошибочным.
Литература
В первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 гг.). На последующие труды писателя повлияли книги В. Скотта, написанные в духе исторического романтизма.
Оноре де Бальзак в молодости
Тогда (1820-1830 гг.) писатели использовали всего два основных жанра:
- Романтизм личности, направленный на героические достижения, например книга «Робинзон Крузо».
- Жизнь и проблемы героя романа, связанные с его одиночеством.
Перечитывая произведения успешных писателей, Бальзак решил отойти от романа личности, найти нечто новое. «В главной роли» его произведений стало выступать не героическая личность, а общество в целом. В этом случае современное буржуазное общество его родного государства.
Черновик повести «Темное дело» Оноре де Бальзака
В 1834 году Оноре создает произведение, направленное на показ «картины нравов» того времени и работает над ним на протяжении всей жизни. Книга впоследствии получила название «Человеческая комедия». Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции, т.е. какой стала страна, пережив революцию.
Литературное издание состоит из нескольких частей, включающих список различных сочинений:
- «Этюды о нравах» (6 отделов).
- «Философские исследования» (22 произведения).
- «Аналитические исследования» (1 произведение вместо 5 задуманных автором).
Эту книгу можно смело назвать шедевром. В ней описаны простые люди, отмечены профессии героев произведений и их роль в обществе. «Человеческая комедия» наполнена невыдуманными фактами, все из жизни, все о человеческом сердце.
Произведения
Оноре де Бальзак окончательно сформировал жизненные позиции в области творчества после написания следующих произведений:
- «Гобсек» (1830 год). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.
- «Шагреневая кожа» (1831 год) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны жизненные вопросы и возможные пути решения.
- «Тридцатилетняя женщина» (1842 год). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведет осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.
Книги Оноре де Бальзака
- «Утраченные иллюзии» (публикация в трех частях 1836-1842 гг.). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении: эгоизм человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.
- «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847 гг.). Этот роман не о жизни парижских куртизанок, как изначально видится из его названия, а о борьбе светского и уголовного общества. Еще один гениальный труд, вошедший в «многотомник» «Человеческой комедии».
- Творчество и биография Оноре де Бальзака входит в число обязательных для изучения материалов в школах стран мира согласно образовательной программе.
Личная жизнь
О личной жизни великого Оноре де Бальзака можно написать отдельный роман, назвать который счастливым не получится. В детстве маленький писатель недополучил материнской любви и сознательную жизнь искал в других женщинах заботу, внимание и нежность. Он часто влюблялся в дамочек гораздо старше себя по возрасту.
Великий писатель 19 века не был красавцем, как видно по фото. Но имел изысканное красноречие, обаяние, умел покорять заносчивых барышень в простом монологе одной только репликой.
Оноре де Бальзак
Его первой женщиной стала госпожа Лора де Берни. Ей было 40 лет. Юному Оноре она годилась в матери, и, пожалуй, сумела ее заменить, став верной подругой и советчицей. После разрыва их романа бывшие любовники сохранили дружеские отношения, поддерживали переписку до самой смерти.
Оноре де Бальзак и Лора де Берни
Когда писатель добился успеха у читателей, то стал получать сотни писем от разных женщин, и однажды Бальзак натолкнулся на очерк загадочной девушки, восхищенной талантом гения. Ее последующие письма оказались явным признанием в любви. Некоторое время Оноре переписывался с чужестранкой, а после они встретились в Швейцарии. Дама оказалась замужем, что ничуть не смутило писателя.
Незнакомку звали Эвелиной Ганской. Она была умна, красива, молода (32 года) и сразу понравилась литератору. После Бальзак присвоил этой женщине титул главной любви в его жизни.
Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская
Влюбленные редко виделись, но часто переписывались, строили планы на будущее, т.к. муж Эвелины был на 17 лет ее старше и в любой момент мог уйти из жизни. Имея искреннюю любовь в сердце к Ганской, писатель не удерживал себя от ухаживаний за другими женщинами.
Когда Венцеслав Ганский (муж) скончался, Эвелина оттолкнула Бальзака, ведь свадьба с французом грозила ей разлукой с дочерью Анной (угроза Николая I), но через несколько месяцев пригласила в Россию (место ее проживания).
Только через 17 лет после своего знакомства пара обвенчалась (1850 год). Оноре тогда находился в возрасте 51 года и был самым счастливым человеком на свете, но прожить супружескую жизнь им не удалось.
Смерть
Талантливый писатель мог бы умереть еще в 43-летнем возрасте, когда его начали одолевать различные заболевания, но благодаря желанию любить и быть любимым Эвелиной он держался.
Буквально сразу после свадьбы Ганская превратилась в сиделку. Врачи поставили Оноре страшный диагноз — гипертрофия сердца. Писатель не мог ходить, писать и даже читать книги. Женщина не покидала супруга, желая наполнить последние его дни покоем, заботой и любовью.
Памятники Оноре де Бальзаку
18 августа 1950 года Бальзак скончался. После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала все свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться и отправилась с дочерью в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.
Библиография
- Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829).
- Шагреневая кожа (1831).
- Луи Ламбер (1832).
- Банкирский дом Нусингена (1838).
- Беатриса (1839).
- Жена коннетабля (1834).
- Спасительный возглас (1834).
- Ведьма (1834).
- Настойчивость любви (1834).
- Раскаяние Берты (1834).
- Наивность (1834).
- Фачино Кане (1836).
- Тайны княгини де Кадиньян (1839).
- Пьер Грассу (1840).
- Мнимая любовница (1841).
Источник: https://24smi.org/celebrity/5006-onore-de-balzak.html
Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: краткое содержание
Повесть «Гобсек» была опубликована Оноре де Бальзаком в 1830 году, а в 1842 году стала одним из ключевых произведений «Человеческой комедии», войдя в раздел «Сцены частной жизни» («Этюды о нравах»). Сегодня это самое читаемое произведение Бальзака, оно входит в школьную и вузовскую программы, является предметом множества научных исследований, широким полем для анализа и богатейшим источником вдохновения.
Как и многие произведения Бальзака, изначально «Гобсек» публиковался частями. Первый эпизод, озаглавленный «Ростовщик», появился на страницах журнала «Мода» в феврале 1830 года.
Затем повесть фигурировала под названием «Папаша Гобсек» и была разделена на смысловые части – «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». В 1842-м повесть вошла в «Человеческую комедию» под лаконичным названием «Гобсек» без деления на главы. Именно такой вид произведения принято считать классическим.
Центральный персонаж – ростовщик Жан Эстер ван Гобсек (прим. – в данном случае фамилия Гобсек «говорящая», в переводе с французского – Живоглот). Кроме произведения, в котором он солирует, Гобсек также появляется в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Брачном контракте» «Чиновниках».
Адвокат Дервиль, он же рассказчик, является героем «Отца Горио», «Полковника Шабере», «Темного дела», романа «Блеск и нищета куртизанок».
Это культовое произведение имеет два киновоплощения. В 1936 году повесть экранизировал советский режиссер Константин Эггерт («Медвежья свадьба», «Хромой барин»), роль Гобсека сыграл Леонид Леонидов. В 1987-м вышел одноименный фильм под началом Александра Орлова («Женщина, которая поет», «Похождения Чичикова»), на этот раз Гобсека сыграл Владимир Татосов.
Давайте вспомним сюжет этого бессмертного шедевра от гениального Оноре де Бальзака.
В гостиной виконтессы де гранлье
Действие повести начинает развиваться в салоне виконтессы де Гранлье. Была зима 1829-30-го года. За окном мел снег и никому из полуночных обитателей гостиной не хотелось удаляться от уютного тепла камина. Виконтесса де Ганлье была самой знатной, богатой и почтенной дамой Сен-Жерментского предместья. В столь поздний час она вычитывала свою семнадцатилетнюю дочь Камиллу за слишком явную расположенность, которую она выказывает в адрес молодого графа Эмиля де Ресто.
Свидетелем этой сцены становится друг семьи адвокат Дервиль. Он видит, как пылают щечки Камиллы при упоминании имени графа де Ресто.
Нет сомнений, девочка влюблена! Но почему графиня противится союзу молодых сердец? На это есть веская причина – поясняет графиня. Ни для кого не секрет, каким неподобающим образом вела себя его мать.
Сейчас она, конечно, остепенилась, но ее прошлое накладывает несмываемый отпечаток на потомство. Кроме того, де Ресто беден.
– А если не беден? – лукаво усмехается Дервиль. – Это бы несколько изменило положение вещей, – уклончиво отмечает виконтесса.
– Тогда я поведаю вам одну романтическую историю, которая произошла со мной много лет назад.
Жан Эстер ван Гобсек
Когда Дервилю было двадцать пять лет, он снимал комнату в одной бедной парижской гостинице. Его соседом был известный ростовщик по фамилии Гобсек. Не познакомившись с Гобсеком лично, Дервиль уже был много наслышан о нем.
Жан Эстер ван Гобсек одиноко жил в своей аккуратной скромной квартирке. Его прошлое было скрыто тайнами. Говорят, в десять лет его отдали юнгой на морское судно.
Долгое время Гобсек бороздил моря и океаны, а потом приехал в Париж и сделался ростовщиком.
Последнее пристанище для страждущих
Ежедневно в его комнатку приходили визитеры, но это были не добрые друзья, а убитые горем, задушенные пороками и собственной ненасытностью жалкие просители. В его скромных покоях бывали когда-то успешные купцы, молодые франты, знатные дамы, стыдливо прикрывающие лица вуалями.
Все они приходили к Гобсеку за деньгами. Они молили Гобсека, как бога, и, сбросив спесь, смиренно прижимали руки к грудям.
За неумолимость и черствость Гобсека ненавидели.
Его называли «золотым истуканом» и фамильярным «папаша Гобсек», его философию считали бездуховной, а нелюдимость, по меньшей мере, странной – «если человечность считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом». Но все это никак не отражалось на количестве клиентов папаши Гобсека. К нему шли, потому что только он мог дать шанс на спасение или хотя бы отсрочить полный крах.
Адвокат и ростовщик
Однажды молодой Дервиль также появился на пороге дома своего соседа. Он не имел за душой ни гроша, но, получив образование, мечтал открыть свое юридическое дело. Амбициозный юноша понравился старику Гобсеку, и он согласился вложить в него деньги с условием выплаты солидного процента. Благодаря таланту, подкрепленному стараниями и здоровой бережливостью, Дервиль в конце концов полностью рассчитался с Гобсеком. За время сотрудничества адвокат и ростовщик стали добрыми друзьями. Дважды в неделю они встречались за обедом. Беседы с Гобсеком были для Дервиля богатейшим источником жизненной мудрости, приправленной необычной философией ростовщика.
Когда Дервиль сделал последний платеж, он поинтересовался, почему Гобсек продолжал брать с него, своего друга, огромные проценты, и не оказал услугу бескорыстно. На это старик мудро ответил: «Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья».
Сейчас дело Дервиля процветает, он женился по любви, его жизнь – беспрерывно счастье и благополучие. Так что полно о Дервиле, ведь счастливый человек – тема нестерпимо скучная.
Падение дома де Ресто
Однажды Дервиль привел к Гобсеку своего знакомого Максима де Трая – красавца, блестящего парижского ловеласа и повесу.
Максим крайне нуждался в деньгах, однако Гобсек отказывает де Траю в ссуде, потому что знает о его многочисленных невыплаченных долгах. На следующий день просить за Максима приходит красивая дама.
Забегая вперед, отметим, что это была графиня де Ресто, мать того самого Эмиля де Ресто, что сегодня безуспешно сватается к Камилле де Гранье.
Ослепленная страстью к мерзавцу де Траю, графиня заложила за него молодого любовника фамильные бриллианты. Надо сказать, несколько лет назад графиня оплатила первый вексель де Трая именно у папаши Гобсека. Сумма была небольшой, но еще тогда Гобсек предсказал, что этот подлец вытянет все деньги из семейства де Ресто.
Вскоре к Гобсеку ворвался граф де Ресто, законный супруг сумасбродной графини и владелец заложенных бриллиантов. Вернуть драгоценности ростовщик отказался, но посоветовал графу обезопасить свое наследство, иначе его детям будет не суждено увидеть деньги.
Посоветовавшись с Дервилем, граф передает все свое имущество Гобсеку и составляет встречную расписку, в которой говорится, что продажа имущества фиктивная – когда старший сын станет совершеннолетним, ростовщик передаст права управления имуществом законному наследнику.
Граф заклинает Дервиля хранить расписку у себя, поскольку не доверяет своей алчной жене. Однако, по злой насмешке судьбы, тяжело заболевает и не успевает передать документ, от которого зависит судьба его мальчика.
Пока граф в беспамятстве прикован к постели, графиня не покидает его комнаты, правдоподобно изображая убитую горем супругу. Никто, кроме Гобсека и Дервиля, не знает истинной подоплеки этой «привязанности».
Подобно хищнице, графиня ждет заветного часа, когда ее жертва испустит последний вздох.
Вскоре граф умирает. Дервиль с Гобсеком мчатся в дом де Ресто и становятся свидетелями страшной картины. Все в комнате графа было перевернуто вверх дном, посреди этого хаоса, растрепанная со сверкающими глазами, металась графиня. Ее не смущало присутствие умершего, его тело было презрительно откинуто на край кровати, как ненужная более вещь.
В камине догорали какие-то бумаги. Это была расписка. «Что вы наделали? – вскрикнул Дервиль – Вы только что разорили собственных детей. Эти документы обеспечивали им богатство…»
Казалось, графиню хватит удар. Но ничего исправить уже было нельзя – Гобсек стал полноправным владельцем состояния де Ресто.
Величайший скряга
Гобсек отказался помогать юному наследнику де Ресто. «Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям… Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».
Гуманист Дервиль не мог понять жестокости Гобсека. Он отдалился от друга, со временем их встречи свелись на нет. Свой следующий визит к Гобсеку Дервиль совершил спустя много лет. Говорят, что все эти годы Гобсек вел обеспеченную жизнь, а в последнее время стал совсем нелюдим и не покидал своих пышных покоев.
Дервиль застал Гобсека умирающим. Ростовщик сообщил старому другу, что сделал его своим душеприказчиком. Все нажитое состояние он завещал правнучке своей сестры, публичной девушке по прозвищу Огонек. «Она хороша, как Купидончик, – слабо улыбался умирающий, – разыщи ее, друг мой». А законное наследство пусть теперь вернется к Эмилю де Ресто. Наверняка, он стал хорошим человеком.
Осматривая после смерти дом Гобсека, Дервиль был шокирован: кладовые ломились от еды, большинство из которой пропала. Все портилось, кишело червями и насекомыми, но обезумевший скряга никому не продавал свое добро. «Я увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».
К счастью, Гобсек успел передать свое и вернуть чужое богатство. Госпожа де Гранлье слушала рассказ адвоката с большим интересом. «Хорошо, дорогой Дервиль, мы подумаем насчет Эмиля де Ресто, – произнесла она, – К тому же Камилле вовсе не обязательно часто видеться со своей свекровью».
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/onore-de-balzak/gobsek.html
Оноре де Бальзак — краткая биография, цитаты, произведения, творчество
Сложно найти человека настолько разностороннего, каковым был этот писатель. Он сочетал в себе талант, неудержимый темперамент и любовь к жизни. В его жизни великие идеи и свершения сочетались с мелким честолюбием. Великолепные знания узкоспециальных областей позволяли ему смело и обоснованно рассуждать о многих проблемах психологии, медицины и антропологии.
Содержание
Жизнь любого человека является сложением множества закономерностей. Не будет исключением и жизнь Оноре де Бальзака.
Краткая биография Оноре де Бальзака
Отцом писателя был Бернар Франсуа Бальсса, рожденный в бедной семье крестьян. Он появился на свет 22 июня 1746 в деревне Нугейре в департаменте Тарн. В его семье было 11 детей, из которых он являлся самым старшим. Семья Бернара Бальсса прочила ему духовную карьеру.
Однако юноша, обладающий незаурядным умом, жизнелюбием и активностью, не желал расставаться с соблазнами бытия, и ношение сутаны совсем не входило в его планы. Жизненное кредо этого человека – здоровье. Бернар Бальсса не сомневался, что будет жить до ста лет, он наслаждался деревенским воздухом и до самой старости увеселял себя любовными интригами.
Этому человеку была присуща эксцентричность. Он разбогател благодаря Великой французской революции, продавая и скупая конфискованные земли дворян. Позднее он стал помощником мэра французского города Тур. Бернар Бальсса изменил свою фамилию, думая, что она плебейская.
В 1830-х годах его сын Оноре также поменяет свою фамилию путем добавления к ней дворянской частички «де» этот поступок он будет оправдывать версией своего дворянского происхождения из рода Бальзак д`Антрег.
В пятьдесят лет отец Бальзака женился на девушке из семьи Саламбье, получив вместе с ней и приличное приданое. Она была моложе своего жениха на целых 32 года и имела склонность к романтике и истеричности. Даже после женитьбы отец писателя вел весьма свободный образ жизни.
Мать Оноре была чувствительной и неглупой женщиной. Несмотря на свою склонность к мистицизму и обиду на весь белый свет, она, как и муж, не гнушалась романов на стороне. Больше она любила своих внебрачных детей, нежели своего первенца Оноре.
Она постоянно требовала послушания, жаловалась на несуществующие болезни и брюзжала. Это отравляло детство Оноре и отразилось на его поведении, привязанностях и творчестве. Но большим ударом для него была также казнь дяди, брата его отца, за то что тот убил беременную крестьянку.
Именно после этого потрясения писатель и изменил свою фамилию в надежде уйти от такого родства. Но его принадлежность к роду дворян до сих пор не является доказанной.
На нашем сайте вы можете узнать все о Музее Орсе в Париже. История музея, коллекция, время работы и цены на билеты.
Если вы собираетесь в поездку из Москвы в Париж то на нашем сайте вы найдете всю необходимую информацию по этой ссылке.
Детские годы писателя. Образование
Детские годы писателя проходили вне родительского дома. До трехлетнего возраста его опекала кормилица, а после он жил в пансионе.
После он попал в Вандомский колледж отцов-ораторианцев (он пробыл там в период с 1807 по 1813 годы). Время, которое он провел в стенах колледжа, в памяти писателя окрашены горечью.
Сильная душевная травма писателя возникла у Оноре благодаря тотальному отсутствию какой-либо свободы, муштре и телесным видам наказания.
Единственная отрада в это время для Оноре – это книги. Библиотекарь Высшей политехнической школы, который учил его математике, разрешал ему пользоваться ими неограниченно. Для Бальзака чтение вытеснило реальную жизнь. Из-за погруженности в мечты он часто не слышал, что происходит на занятиях, за что его наказывали.
Однажды Оноре был подвергнут такому наказанию как «деревянные штаны». На него надели колодки, из-за чего он приобрел нервное расстройство. После этого родители вернули сына домой. Он стал бродить как сомнамбула, медленно отвечал на какие-то вопросы, для него сложно было вернуться в реальную жизнь.
До сих пор не ясно лечили ли Бальзака в это время, но Жан-Батист Наккар наблюдал всю его семью, и в том числе Оноре. Позже он стал не просто другом семьи, но и особенно другом писателя.
С 1816 по 1819 года Оноре проходил обучение в Парижской Школе права. Отец прочил ему будущее адвоката, но юноша учился без энтузиазма. Окончив учебное заведение без явных успехов, Бальзак начал работать клерком в конторе у одного парижского стряпчего, но это не увлекало его.
Дальнейшая жизнь Бальзака
Оноре принял решение стать писателем. Он попросил у родителей материальной помощи для своей мечты. Семейный совет принял решение помогать сыну на протяжении 2х лет.
мать Оноре первоначально противилась этому, но вскоре первой поняла безнадежность попыток противоречить сыну. В итоге Оноре начал свою работу. Он написал драму «Кромвель».
Прочтенное на семейном совете произведение было провозглашено никудышным. Оноре было отказано в дальнейшей материальной поддержке.
После этой неудачи у Бальзака начался сложный период. Им выполнялась «поденная работа», он писал за других романы. Неизвестно до сих пор, сколько таких произведений и под чьим именем он создал.
Писательская карьера Бальзака начинается с 1820 года. Тогда он под псевдонимом выпускает остросюжетные романы и занимается сочинительством «кодексов» светского поведения. Один из его псевдонимов – Орас де Сент-Обен.
Анонимность писателя была окончена в 1829 году. Именно тогда он опубликовал роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Произведения стали публиковаться под собственным именем.
Бальзак имел свой достаточно жесткий и весьма своеобразный распорядок дня. Писатель ложился спать не позже 6-7 часов вечера и вставал для работы в час ночи. Работа длилась до 8 утра. После этого Оноре снова ложился спать на полтора часа, затем следовал завтрак и кофе. После за письменным столом он находился до четырех часов дня. Потом писатель принимал ванну и опять садился работать.
Отличием писателя от своего отца было то, что он не думал жить долго. Оноре с большим легкомыслием относился к состоянию собственного здоровья. У него имелись проблемы с зубами, но к врачам он не ходил.
Критическим для Бальзака стал 1832 год. Он уже был знаменитым. Были созданы романы, которые принесли ему популярность. Издатели отличаются щедростью и оплачивают авансы за еще не законченные произведения.
Тем неожиданней было возникшее у писателя заболевание, истоки которого возможно идут из детства. У Оноре появляются словесные нарушения, стали возникать слуховые и даже зрительные галлюцинации.
У писателя определяется симптом парафазии (неверное произнесение звуков либо замена слов на близкие по звучание и значению).
Париж стал полниться слухами о странностях в поведении писателя, о бессвязности его речи и непонятной задумчивости. В попытке пресечь это Бальзак отправляется в Саше, где живет у давних знакомых.
Несмотря на болезнь у Бальзака было сохранен интеллект, мысль и сознание. Его заболевание не затронуло саму личность.
Вскоре писателя стал чувствовать себя лучше, к нему вернулась уверенность. Бальзак возвратился в Париж. Писатель снова стал пить огромное количество кофе, используя его как допинг. Четыре года у Бальзака наблюдалось физическое и душевное здоровье.
Во время прогулки 26 июня 1836 года писатель почувствовал головокружение, неустойчивость и шаткость в походке, кровь прилила к голове. Бальзак упал, потеряв сознание. Обморок не был долгим, уже на следующий день писатель ощущал лишь некоторую слабость. После этого происшествия Бальзак часто жаловаться на боли в голове.
Этот обморок был подтверждением гипертонической болезни. Весь следующий год Бальза работал с опущенными в миску с горчичной водой ногами. Доктор Наккар давал писателю рекомендации, которые тот не выполнял.
Окончив очередное произведение писатель вернулся в общество. Он пытался вернуть утраченные знакомства и связи.
Биографы говорят о том, что он производил странное впечатление, будучи одетым не по моде и мерке с немытыми волосами.
Но как только он присоединялся к беседе, как окружающие обращали к нему се свои взоры, переставая замечать странности внешнего вида. Никто не был равнодушным к его знаниям, интеллекту и талантливости.
Следующие годы писатель жаловался на одышку и беспокойство. У Бальзака в легких прослушивались хрипы. В 40-х годах писатель болел желтухой. После этого у него стали наблюдаться подергивания век и желудочные колики. В 1846 году произошел рецидив этой болезни.
У Бальзака произошло нарушение памяти, появились осложнения в общении. Стало частым забывание существительных и наименований предметов. С конца 40-х годов Бальзак страдал от болезней внутренних органов. Писатель перенес молдавскую лихорадку.
Он болел примерно 2 месяца, а поправившись, вернулся в Париж.
В 1849 стала возрастать сердечная слабость, появилась одышка. Он стал болеть бронхитом. Из-за гипертонической болезни началась отслойка сетчатки. Произошло кратковременное улучшение, которое снова сменилось ухудшением состояния.
Стала развиваться гипертрофия сердца и отеки, в брюшной полости появилась жидкость. Вскоре ко всему присоединилась гангрена и периодический бред. Его навещали друзья, в том числе и Виктор Гюго, оставивший весьма трагические записки.
Писатель умирал в муках на руках своей матери. Смерть Бальзака произошла в ночь с 18 на 19 августа 1850.
Если вы поехали на отдых в Париж с детьми, то непременно свозите их в Диснейленд. Узнать все о ценах в Диснейленде в Париже.
О французском актере Пьере Ришаре и его фильмографии читайте на нашем сайте.
Узнать больше о великом французском скульпторе Огюсте Родене и его творчестве можно по ссылке: https://tourtofrance.net/kultura/zhivopis/velikij-frantsuzskij-skulptor-ogyust-roden.html
Личная жизнь писателя
Бальзак был весьма робким и неуклюжим от природы. И он испытывал робость и тогда, когда к нему приближалась миленькая барышня. По соседству с ним проживала семья де Берни, занимавшая более высокой положение.
Писатель испытывал страсть к Лоре де Берни. Ей было 42 года и она имела 9 детей, в то время как Бальзак только перешел рубеж 20 лет. дама не сразу сдалась Оноре, но была одной из его первых женщин.
Она открыла ему тайны сердца женщины и все прелести любви.
Другой его Лорой была герцогиня д`Абрантес. Она появилась в судьбе писателя через год после мадам де Берни. Это была недосягаемая для Бальзака аристократка, но и она пала пред ним через 8 месяцев.
Мало дам было способно устоять перед Оноре. Но и такая высокоморальная женщина нашлась. Ее имя было Зюльма Карро. Это была версальская подруга его сестры Лоры де Сюрвиль. Оноре испытывал к ней страсть, а вот она к нему лишь материнскую нежность. Женщина твердо сказала, что они могут быть лишь друзьями.
В 1831 году он получил анонимное письмо, которое оказалось от маркизы де Кастри 35 лет. писатель был очарован ее титулом. Она отказалась стать любовницей писателя, но была очаровательной кокеткой.
28 февраля 1832 года он получит письмо таинственно подписанное «Чужестранка». Оно оказалось отправленным Эвелиной Ганской, урожденной Ржевусской. Она была молода, красива, богата и замужем за стариком. В своей любви Оноре признался ей в 3ем письме. Первая их встреча была в октябре 1833. После этого они расстались на 7 лет. после смерит мужа Эвелины Бальзак задумался жениться на ней.
Но их женитьба состоялась лишь в 1850 году, когда писатель уже был смертельно боле. Приглашенных не было. После новобрачные прибыли в Париж, а 19 августа Оноре не стало. Смерть писателя сопровождалась непристойностью его супруги. Есть версия, что в его последние часы она была в объятиях Жана Жигу, художника. Но не все биографы доверяют этому. Позже Эвелина стала женой этого художника.
Творчество Оноре де Бальзака и самые известные произведения (список)
Первым самостоятельным романом был «Шуаны», выпущенный в 1829 году. Известность ему также принес вышедшая следом «Физиология брака». Далее были созданы:
- · 1830 – «Гобсек»;
- · 1833 – «Евгения Гранде»;
- · 1834 – «Годис-сар»;
- · 1835 – «Прощенный Мельмот»;
- · 1836 – «Обедня безбожника»;
- · 1837 – «Музей древностей»;
- · 1839 – «Пьер Грассу» и многие другие.
Сюда же относятся «Озорные рассказы». Настоящую известность писателю принесла «Шагреневая кожа».
- В течение всей жизни Бальзак писал свой главный труд, «картину нравов» , именуемый «Человеческая комедия». Ее состав:
- · «Этюды о нравах» (посвящены социальным явлениям);
- · «Философские этюды» (игра чувств, их движение и жизнь);
- · «Аналитические этюды» (о нравах).
Новаторство писателя
Бальзак отошел от романа личности исторического романа. Его желание в том, чтобы обозначить «индивидуализированный тип». Центральной фигурой его произведений является буржуазное общество, а не личность. Он обрисовывает жизнь сословий, общественные явления, социум. Линия произведений в победе буржуазии над аристократией и ослаблении нравственности.
Цитаты Оноре де Бальзака
- · «Шагреневая кожа»: «Он понял, какое тайное и непростительное преступление совершил по отношению к ним: он ускользал от власти посредственности».
- · «Евгения Гранде»: «Истиннаялюбовьодарена предвидением и знает, что любовь вызывает любовь».
- · «Шуаны»: «Чтобы прощать обиды, нужно их помнить».
- · «Лилия долины»: «Людискорее прощают полученный втайне удар, чем обиду, нанесённую публично».
Жизнь Бальзака не была заурядной, как и его ум. Произведения этого писателя завоевали весь мир.
А его биография так же интересна, как и его романы.
Источник: https://tourtofrance.net/kultura/literatura/onore-de-balzak.html
«Гобсек»
Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье.
Как-то раз зимой 1829/30 г.
у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.
Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери.
Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша.
Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.
Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком.
Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан».
Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик.
В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.
Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.
Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима.
В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты.
Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.
После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей.
Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное.
Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.
Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идёт речь о графине де Ресто.
Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним.
Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика.
В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого.
Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.
Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние.
Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонёк».
Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние.
Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.
Это история ростовщика Гобсека, рассказанная стряпчим Дервилем в салоне богатой аристократки Сен-Жерменского предместья виконтессы де Гранлье. Дочь виконтессы Камилла питает нежные чувства к молодому красивому графу де Ресто, но мать против таких отношений, ибо у матери графа дурная слава, низкое происхождение и она оставила детей своих ни с чем, промотав все состояние на любовника.
Стряпчему симпатичны Камилла и граф де Ресто, поэтому, желая прояснить обстоятельства, он рассказывает виконтессе, как все было.
Студентом Дервиль жил в дешевом пансионе, где и познакомился с Гобсеком, глубоким стариком с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Что бы ни случилось, Гобсек всегда был хладнокровен. Его называли «человеком-векселем».
Он ни с кем не вступал в отношения, кроме как с Дервилем, считая, что деньги правят миром, а он распоряжается деньгами, значит независим.
Как поучительный пример, Гобсек рассказывает историю, как забирал долг у графини де Ресто, и та расплатилась бриллиантом, потому как деньги по ее векселю получал ее любовник Максим де Трай.
После окончания курса права Дервиль работает старшим клерком в конторе стряпчего. По необходимости продает свой патент за 150 тысяч франков. Гобсек дал ссуду соседу, по дружбе взяв с него 13% (при обычной ставке 50%). Долг Дервиль погасил через 5 лет.
Например, денди Максиму деТраю, у которого долгов много, а за душой ничего, он денег не дал. Графиня закладывает свои драгоценности и дальше, чтобы гасить долги де Трая.. Муж графини потребовал заклад ( фамильные драгоценности) назад.
Дервиль уладил это дело, и ростовщик посоветовал графу передать хорошему другу все свое имущество, совершив фиктивную сделку, чтобы хоть дети не разорились.
Граф поинтересовался у Дервиля, что собой представляет Гобсек и стряпчий сознался, что доверяет Гобсекукак себе, ведь в этом скряге уживаются два существа – подлое и возвышенное. Граф принимает решение о передаче прав на свое имущество Гобсеку.
Граф сильно заболел, а жена пытается не допустить стряпчего к мужу. Убедившись в подлости Максима де Трая, графиня разрывает с ним отношения и ухаживает за больным мужем. Граф никак не может встретиться со стряпчим. После смерти графа графиня ищет завещание.
Гобсек и Дервиль, придя на следующий день в ее дом, увидели жуткий разгром. Как только женщина услышала чужие шаги, сожгла бумаги, адресованные Дервилю. Имущество графа перешло к Гобсеку.
Дервиль просил его сжалиться над графиней, но Гобсек считает, что должен преподать урок, чтобы Эрнест де Ресто познал цену деньгам и людям. Когда Дервиль узнал, что Камилла и Эрнест любят, еще раз просит Гобсека отдать юноше его состояние.
Умирающий Гобсек все свое состояние завещал правнучке сестры, Дервилю поручил распорядиться всем съестным. Дервиль увидел много накопленных порченых продуктов, ведь, боясь продешевить, Гобсек в последние годы был охвачен манией скупости.
В конце Дервиль сообщил, что Эрнес де Ресто скоро вернет свое утраченное состояние и тогда ему разрешат жениться на Камилле де Гранлье.
Источник: https://www.allsoch.ru/balzak/gobsek/
Краткое содержание – «Гобсек» Бальзак О
Краткое содержание
«Гобсек» Бальзак О
Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г.
у нее засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.
Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведет себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио.
Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье. Дервиль, симпатизирующий влюбленным, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешевом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком.
Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», желтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан».
Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щеголь, мот и игрок способен разорить всю семью.
Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.
Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима.
В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты.
Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды. После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.
Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надежному другу все свое имущество путем фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришел к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке.
Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.
Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идет речь о графине де Ресто.
Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним.
Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика.
В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мертвого.
Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека. Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель.
Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль еще раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все свое богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонек».
Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить.
В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.
Источник: https://libaid.ru/katalog/b/balzak-onore-de/2941-kratkoe-soderzhanie-gobsek-balzak-o
Бальзак, Оноре Де
(1830-1835)Начинается новелла с разговора в доме герцогини де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье, которая обеспокоена увлечением своей дочери графом Эрнестом де Ресто.
Мать выговаривает дочери, что не следует так откровенно высказывать расположение к графу, так как с ним невозможно породниться порядочным людям из-за его матери. Дело в том, что мать графа Эрнеста в свое время, в молодости, вызывала много пересудов, она низкого происхождения (дочь хлеботорговца Горио), промотавшая состояние своего любовника, оставив своих детей без гроша.
Граеф Эрнест де Ресто беден, и не пара Камиле де Гранлье. Дервиль же, тоже бывший в это время в гостях у виконтессы, симпатизирует влюбленным.
Стремясь рассеять сомнения герцогини, стряпчий Дервиль рассказывает историю ростовщика Гобсека. В студенческие годы Дервилю пришлось жить в дешевом пансионе, и там он познакомился с Гобсеком, кстати, в переводе с французского означает «глотающий всухомятку».
Уже тогда это был старик с весьма примечательной внешностью. Должники ростовщика иногда выходили из себя, плакали и угрожали, но сам Гобсек всегда сохранял спокойствие и хладнокровие.
Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды рассказал о механизме своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет он, ростовщик. Он рассказывает Дервилю о том, как взыскивал долг со одной знатной особы.
Страшась огласки, эта дама, графиня, без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по ее векселю получил любовник.
Гобсек угадал будущность графини по лицу ее любовника — белокурого красавчика, щеголя — этот игрок способен был разорить всю семью. Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего.
Зимой 1818 года стряпчий был вынужден продать свой патент, и запросил за него 150 тысяч франков. Гобсек ссудил молодому человеку необходимую сумму, взяв с него «по дружбе» только 13%, хотя с обычных клиентов он брал не меньше 50.
Упорной работой Дервилю удалось за пять лет расплатиться с долгом.Однажды блестящий граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком. Но ростовщик отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на 300 тысяч, а за душой ни сантима.
В этот момент к дому подъехал экипаж, и граф де Трай вернулся уже с необыкновенно красивой дамой, по описанию Дервиль без труда узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад.
На этот раз она заложила великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как женщина согласилась на условия ссуды. После ухода любовной пары к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.
Дервилю удалось уладить дело мирным путем, и благодарный ростовщик дал графу совет. Передать надежному другу все свое имущество путем фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришел к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке.
Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей.
Граф тут же принял решение передать все права на имущество Гобсеку, желая уберечь его для своих детей от жены и ее алчного любовника..
На нашем сайте Вы найдете значение «Бальзак, Оноре Де — Гобсек» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальзак, Оноре Де — Гобсек, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «Б». Общая длина 26 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396712-balzak-onore-de—gobsek/