Анализ притчи враг и друг тургенева (стихотворения)

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

  • Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
  • Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
  • Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Враг и друг

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

  1. — А все-таки жалко, по человечеству!
  2. И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
  3. кандидат педагогических наук
  4. Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО
  5. (опубликованы в диссертационном исследовании:

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

Ссылка на первоисточник обязательна.)

В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами.

Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель.

И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг».

В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать.

За ним по пятам мчалась погоня». Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается от погони.

Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река.

» Перед союзом «но» по правилам русской пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска — единственный путь к спасению, к свободе.

Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага.

Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску».

Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг».

(Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа.

Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки. ». Его бездействие оказывается лучше «помощи» друга.

Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную ситуацию.

Сурова Инга.

(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

«Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого — врагом.

Сюжет «стихотворения. » очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом.

Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он — посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко.

Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других.

А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновен в смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире) будет лучше: «- А впрочем! — промолвил он наконец.

— Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!». Я считаю, что друг — несчастный человек, который обманывает себя и других.

В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств — ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания.

Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать».

А знак тире — тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».

«Стихотворение в прозе» «Враг и друг» очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов. Мариничева Мария.

Меню сайта

Стихи в прозе Тургенева «Враг и друг», анализ

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

ГАЛИНА Высший разум (747152) 1 месяц назад

Уже из названия произведения И. Тургенева видно, что речь пойдет о двух противоположных сторонах.

Несмотря на небольшой объём, смысл стихотворения в прозе очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?».( Кто честнее: друг или враг?)

Направление (идея); дружба и вражда

В произведении автор почти не используетизобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня».

Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается от погони.

Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не толькос помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая— но глубокая река.

» Перед союзом «но» по правилам пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку.

Эта доска — единственный путь к спасению, к свободе.

Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу.

Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг».

Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа.

Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся. И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя:

«Знать, уж такая ему выпала доля!».

Тургенев рисует «обыкновенного» врага, он не испытывает сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг.

Но какую помощь оказал лучший друг! Он лишь подтолкнул к гибели. Но ведь доска-то гнилая! Но у человека была надежда на спасение, а друг лишает его этой надежды.

Мало того, мы видим, что он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше,

чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки. «

  • Его бездействие оказывается лучше помощи друга.
  • Друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех,
  • кто нас окружает, когда нам нужна помощь.
Читайте также:  Сервантес - сообщение доклад (литература 6 класс)

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг»

Предварительный просмотр:

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг».

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму.

По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод.

Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку.

Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно.

Ведь он же враг.

Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели.

Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал.

Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды.

Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Послушать стихотворение Тургенева Враг и друг

Темы соседних сочинений

← Воробей↑ ТургеневГолуби →

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/vrag-i-drug

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

Произведение «Враг и друг» писатель выпустил в тяжёлое для себя время 1878 году, когда негативные отзывы критиков в адрес романа «Новь» сломали автора и он всерьёз задумывался бросить творчество.

Жанр прозаического стихотворения близок притче. Обстоятельства, в которые загнан лирический герой, носят аллегорическую окраску. Внутренние переживания лирического героя имеют свое отражение в материальном мире. Несомненное присутствие черт реализма даёт возможность прояснить заблуждения касаемо дружбы.

Произведение развивается по сюжетной аллегорической линии. Арестанту сбежавшему из тюремного заключения перегораживает путь река, которая с помощью аллегории символизирует трудности. Сгнившая доска пролегающая через реку — аллегория необозримой дороги, которая служит спасением человека от смерти.

Темой произведения стала дружба настоящая и поддельная. В названии вперёд указано понятие враг. Смысловая нагрузка при такой расстановке в том, что именно враг становится тем настоящим, поведение которого можно предугадать.

За основную мысль берётся трудная жизненная ситуация, в которой способна проявиться дружба. Но чаще всего, в таких ситуациях, дружба не успевает принять правильное решение. Неправильный друг может послужить причиной гибельного исхода, но глядя со стороны, будет считать, что сделал все возможное.

Идёт стремительное развитие событий. Автор не повествует о причинах, за которые герой оказался в тюрьме, не ясно и, как он сбежал. Все события воспринимаются как данность.

Некоторые литераторы заметили важную роль, которую играют в произведении знаки препинания являющимися своеобразными символами пути. К примеру, многоточия символизируют расстояние отделяющее героя от преследования и смерти. Тире выполняет роль сгнившей доски и параллельно обозначает разрыв границ между погибшим и неверным другом, лирическим героем и врагом.

Писатель мастерски сочетает глаголы обозначающие движение с наречиями. Во всем произведении особую важность играют как действия, так и ответная реакция.

Не часто встречающиеся эпитеты имеют смысл иносказания. Река изображена узкой, но глубокой, что дает некую надежду на преодоление препятствия. Во время взаимодействия героя с «настоящим» другом и «злым» врагом проходит целый ряд человеческих отношений. Притча является яркой иллюстрацией пословицы «Друг познаётся в беде».

Анализ стихотворения Враг и друг по плану

Анализ притчи Враг и друг Тургенева (стихотворения)

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/stih-vrag-i-drug

«Враг и друг», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Стихотворение в прозе «Враг и друг» Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжёлое время в жизни писателя. После выхода романа «Новь» критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала «Правда», что положил перо и больше за него не возьмётся.

Литературное направление и жанр

Стихотворение прозе «Враг и друг» по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая.

Это одновременно аллегория случившихся с человеком невзгод и реакции на них друга и врага, а ещё – аллегория внутренних переживаний лирического героя, отражённых в материальном мире.

Именно поэтому «Враг и друг» остаётся лирическим произведением, несмотря на близость к притче (эпосу).

Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.

Тема, основная мысль и композиция

Произведение имеет сюжет: приговорённый к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение). Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.

Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга.

Враг не помог и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг способствовал его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом.

Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.

Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очерёдности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.

Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет своё предательство как благо.

Тропы и образы

Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно.

По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование.

Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы. Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.

Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвёртом и шестом – от смерти.

Тире появляются в предложениях перед союзами но, и, стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу: узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошёл прочь, присел на бережку – и начал горько плакать.

В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.

Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.

Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занёс ногу, бухнул, утонул. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом: закричал во всё горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать. В произведении важны как действия, так и реакция на них.

Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая. Это сочетание даёт надежду. Ведь река всё-таки узкая, можно успеть перебежать! Друг лучший, ревностный, враг самый жестокий, волны бурные, тюрьма ужасная, душа добрая.

Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает своё убийство благом для друга. Вся притча – иллюстрация пословицы «Друг познаётся в беде».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • По произведению: «Враг и друг»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/1098-vrag-i-drug-analiz

Эссе по произведению И.С. Тургенева "Враг и друг"

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг  и друг».

   Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его  в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то  и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.  

   Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

   Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску  или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму.

По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног,  в результате чего герой гибнет в пучине вод.

 Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

   Рассмотрим эту ситуацию подробнее.  Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку.

Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно.

Ведь он же враг.

   Но какую помощь оказал «лучший» друг!  Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда  лучший друг лишь подтолкнул к гибели.

Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях  у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал.

Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды.

    Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Читайте также:  Железный поток - краткое содержание романа серафимович

   Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга??? В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

   Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/04/15/esse-po-proizvedeniyu-is-turgeneva-vrag-i-drug

Мой сайт

  • Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы
  • МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, учитель высшей категории,
  • кандидат педагогических наук
  • Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

(2000-2001 уч.г.)

(опубликованы в диссертационном исследовании:

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

Ссылка на первоисточник обязательна.)

            В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

                                                    Искренность дружбы.

                 (Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

            В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни  становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами.

Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель.

И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

            Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг».

В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора  здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать…

За ним по пятам мчалась погоня».  Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил… Преследователи начали отставать». Желание быть свободным  так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается от погони.

Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река…

» Перед союзом «но» по правилам русской  пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска — единственный путь к спасению, к свободе…

Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага.

Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску».

Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг».

(Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки…». Его бездействие оказывается лучше «помощи» друга.

        Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную ситуацию.

                                                                             Сурова Инга.

                                                           Кто есть кто?

                  (Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

            «Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого — врагом.

         Сюжет «стихотворения…» очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом.

Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он — посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко.

Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других.

  А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновен  в смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире)  будет лучше: «- А впрочем! — промолвил он наконец.

— Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!».  Я считаю, что друг — несчастный человек, который обманывает себя и других.

       В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств — ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания.

Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узник  вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил… Преследователи начали отставать».

А знак тире — тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».

      «Стихотворение в прозе» «Враг и друг» очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов.                                                                              Мариничева Мария.

Источник: https://urok-ro.ucoz.ru/index/sochinenija_po_stikhotvoreniju_v_proze_i_s_turgeneva_quot_vrag_i_drug_quot/0-8

Анализ стихотворения Тургенева «Враг и друг» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Стихотворение Б. Л. Пастернака “У себя дома” – одно из самых незаметных в его знаменитом сборнике “Сестра моя – жизнь” (1922).

Само по себе оно никогда не привлекало внимания критиков: видимо, казалось, что текст его нетрудный и не нуждается в особой расшифровке.

Только в двух книгах, посвященных композиционному анализу “Сестры моей – жизни” в целом, авторы уделили внимание и ему: К. О’Коннор посвящает ему полторы страницы, а А. Майер – полстраницы.

Подробнее…

Анализ стихотворения Жуковского «Весеннее чувство»

Хотя песенные принципы Жуковского-лирика усложняются и углубляются, лиризм его, в сущности, не психологичен. Принцип поэтической «исповеди» чужд его художественной манере.

Анализу, расчленению, психологической детализации Жуковский предпочитает суммарное изображение состояний души.

Но поэтическое слово у Жуковского является емким, многозначным, богатым лирическим подтекстом и ассоциациями.

Подробнее…

Анализ стихотворения Державина “Возвращение весны”

Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии.

Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить и приукрасить русский язык, сделав его доступным для понимания людей различных сословий.

В этом была своя необходимость, так как приближенным императора мог стать вчерашний крестьянин или же купец, для которого “высокий штиль” был недоступен.

Подробнее…

Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость»

Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев после своего 29-летия, поэтесса осознала, что из хрупкой и своенравной девчонки превратилась во взрослую женщину, познавшую горечь утрат и разочарований.

Подробнее…

Анализ стихотворения Есенина “Выткался на озере алый свет зари”

Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал на себе различные влияния.

Здесь и русские народные сказки, песни, частушки, и произведения профессиональных писателей – Толстого, Горького, Надсона.

Поэтому среди его стихотворений есть как проникнутые разудалым весельем и безудержной радостью, так и отражающие пессимистические настроения, развивающие тему смерти.

Подробнее…

Анализ стихотворения Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Велимир Хлебников стал не только одним из основателей русского футуризма, но и привнес в это направление определенный индивидуализм.

Конечно, повторять эксперименты поэта среди его современников никто не решался, однако многие литераторы отзывались о них с уважением и одобрением.

Объяснялось это тем, что Хлебников пытался передать суть вещей и собственные ощущения не с помощь привычных слов, а благодаря набору определенных звуков, из которых складывались совершенно непривычные фразы и выражения.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6459-analiz-stikhotvoreniya-turgeneva-vrag-i-drug.html

Анализ стихотворения тургенева враг и друг. «Враг и друг», анализ стихотворения в прозе Тургенева

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг».

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму.

По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод.

Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку.

Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно.

Ведь он же враг.

Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели.

Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал.

Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды.

Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга??? В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Читайте также:  Пора спать - краткое содержание рассказа мамина-сибиряка

  • Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?
  • Фролова
    Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы
  • МОУ
    СОШ № 81 г.Ярославля, учитель высшей категории,
  • кандидат
    педагогических наук
  • Творческие
    работы по литературе учащихся 8 класса РО

(2000-2001
уч.г.)

Фролова Л.С.
Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного
пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на
соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В результате учебного диалога, который возник при
обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг»
появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном
прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге
школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

Искренность дружбы.

(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

В течение нашей жизни мы
сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств однистановятся нашими самыми близкими друзьями,
другие, напротив, — злейшими врагами.

Для нас обычно и естественно не ставить под
сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы
никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга
скрывается наш злопыхатель.

И самое страшное, если это откроется в самый
решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской
поддержке и понимании.

Стоит заметить, что подобные
ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из
наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева
«Враг и друг».

В своём произведении автор почти не использует
изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости
описания, поскольку чувства, переживания, мысли автораздесь мастерски показаны с помощью особой
постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из
тюрьмы и стремглав пустился бежать…

За ним по пятам мчалась погоня».Многоточие здесь не только знак в конце
предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и
его преследователей. «Он бежал изо всех сил… Преследователи начали
отставать». Желание быть свободнымтак
сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы — он постепенно отрывается
от погони.

Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью
слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми
берегами, узкая — но глубокая река…

» Перед союзом «но» по правилам
русскойпунктуации необходимо ставить
запятую, но Тургенев отступает от этого правила — он ставит тире как символ
того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой
доски, которая перекинута через реку. Эта доска — единственный путь к спасению,
к свободе…

Несмотря
на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос
произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был
рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага.

Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно
для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу!.. Нет, не
допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног
беглеца доску».

Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит:
«Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг».

(Снова
автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу,
чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может,
хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа.
Но нет — ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за
произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя:
«Знать, уж такая ему выпала доля!».

Враг
же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою
(ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не
сказал и только скрестил руки…». Его бездействие оказывается лучше «помощи»
друга.

Проблема, затронутая в
«стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же
говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные
лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную
ситуацию.

Сурова Инга.

Кто есть кто?

(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

«Стихотворение в прозе»
И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом,
кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого — врагом.

Сюжет «стихотворения…» очень прост.
Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой
реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец
«занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего
врага. Дальше события развиваются следующим образом.

Враг скрестил на груди
руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он —
посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал
кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель.
Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что
преследователи уже близко.

Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него
из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и
пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои
истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других.

А друг начал плакать и обвинять беглеца в его
же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он
виновенв смерти несчастного. А потом и
вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире)будет лучше: «- А впрочем! — промолвил он
наконец.

— Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По
крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему
выпала доля!».Я считаю, что друг —
несчастный человек, который обманывает себя и других.

В своём произведении И.С.Тургенев
практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств — ему
удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания.

Благодаря
многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то
расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье
узниквырвался из тюрьмы и стремглав
пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил…
Преследователи начали отставать».

А знак тире — тот самый мостик, та узкая и
гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми
берегами, узкая- но глубокая река».

«Стихотворение в прозе» «Враг и друг»
очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас
пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов.Мариничева Мария.

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:- Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!- Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.- Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.- А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведьн всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!- А все-таки жалко, по человечеству!И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Декабрь, 1878

Стихотворение «Враг и друг» представляет собой рассказ-притчу, который тем не менее не является рассказом в обычном смысле. Дело в том, что в нём не говорится о каком-то конкретном заключённом и его побеге.

В этой миниатюре всё поучительно, поэтому рассказываемое носит условный и обобщающий характер, как в притче: один заключённый бежит из тюрьмы, на берегу вдруг оказываются его враг и друг.

Всё происходящее описано очень схематично, следовательно, в притче важно не то, о каких конкретных людях и каких конкретных поступках рассказывается, — на первый план выступает мораль.

В этой притче также не имеют значения характеры друга и врага, хорошие ли они люди или плохие. Автор хочет сказать, что таков человек вообще, то есть все мы. Примечательно, что враг здесь ничего не говорит, не совершает никаких действий.

Зачем же тогда появляется упоминание о нём, ведь можно было назвать стихотворение иначе, например «Друг»? Дело в том, что Тургенев и названием, и персонажами притчи показывает её основную проблему, которая заключается как раз в том, насколько не просты в нашей жизни представления о настоящей дружбе и насколько неоднозначны поступки.

Ведь враг — всегда враг, он в любом случае желает нам зла, поэтому говорит ли он что-либо или делает — значения не имеет. Задача этого образа — служить для сопоставления: в какой мере наш друг отличается от нашего врага.

Обратите внимание, что друг беглеца, казалось, искренен, он не лукавит, как часто ведут себя ложные друзья, — он горячо переживает и старается спасти своего друга-беглеца, в результате утопив его. Заключается стихотворение тонким наблюдением автора: совершив, пусть нечаянно, плохой поступок, мы не принимаем своей вины, а всячески объясняем неизбежность случившегося и оправдываем себя.

  1. Враг и друг
  2. Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
  3. Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
  4. Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

  • — А все-таки жалко, по человечеству!
  • И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
  • Декабрь, 1878
  • Примечания

В черновом автографе стихотворение датируется февралем 1878 г. и записано на одном листе со стихотворениями «Услышишь суд глупца…» и «Довольный человек». В тетради белового автографа дата не обозначена, но «Враг и друг» вписан там девятым по счету среди стихотворений, написанных в феврале 1878 г.

Тем самым и устанавливается его правильная дата. В наборной рукописи Тургенев сам дату не поставил, она приписана карандашом чужой рукой, что и определило место стихотворения в композиции всего цикл», без воли автора.

Однако в корректуре «Вестника Европы» Тургенев дату не исправил, и стихотворение было напечатано в том порядке, какой ему назначил М. М. Стасюлевич. Между тем это стихотворение отражает настроение Тургенева в феврале 1878 года (см. примечания к стих. «Услышишь суд глупца…» и «Довольный человек»).

В черновом автографе много вариантов к отдельным словам и фразам; правка продолжалась в беловом автографе и в наборной рукописи.

Источник: https://rufund.ru/hair/analiz-stihotvoreniya-turgeneva-vrag-i-drug-vrag-i-drug-analiz/

Ссылка на основную публикацию