Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805–1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» — художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами.
Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы. Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми.
Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон.
Толстой, всегда превозносивший величие и мощь русского народа, показал в своем романе, что именно он победил в войне. Более того, чувство народности легло в основу главной оценки поступков персонажей в романе.
Поэтому Кутузов – полководец и выдающийся военный — предстает одним из русских людей, он не столько личность, сколько часть страны. Именно в единстве с народом залог победы Кутузова.
Противоположностью ему является Наполеон, который отделил себя от мира, возомнил практически богом.
Образ Кутузова
Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что сражение при Аустерлице будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры.
Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция. Кутузов – полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб».
Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова. Кутузов – полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить.
Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.
Образ Наполеона
Император Наполеон Бонапарт – полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.
Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, психологические особенности. Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца.
Уже в описании внешность Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист. Наполеон — император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других.
Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», — вот его девиз.
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона:
Кутузов | Наполеон |
Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. | Командующий армией мародеров и убийц. Ничтойжнейшее орудие истории. |
Внешность | |
Выразительная фигура. Ласковый, насмешливый взгляд; уголки губ и глаз сморщены от кроткой улыбки; выразительная мимика; уверенная походка. Дряхлый старик, физически слабый, но умный и сильный духом. | Короткая, одутловатая и разжиревшая фигура; толстые ляжки и живот; притворная, слащавая и неприятная улыбка; суетливая походка. В самом расцвете сил. |
Характер | |
Скромность, простота, доброта, искренность, правдивость, близость к простым людям, знание и понимание их чувств. Человечный и живой в беседах. Гуманное отношение к побежденным. Не превозносит своих заслуг и не выставляет их напоказ; не скрывает своих чувств, искренен; патриот. | Законченное проявление культа личности; мания величия, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальш, позёрство. Хвастливый, эгоистичный, полон самолюбования; превозносит свои заслуги; жестокий и безразличный к окружающим; завоеватель. |
Поведение | |
Полное подчинение интересам России и народа. Всегда ясно и просто объясняется; не покидает войска и участвует во всех ключевых сражениях. | Держится вдалеке от военных действий; накануне боя всегда произносит перед солдатами длинные пафосные речи. Жестокость и вероломство Наполеона и его армии. Сатирическое изображение Наполеона (т.е. высмеивание) |
Миссия | |
Спасение России. | Завоевать весь мир и сделать его столицей Париж. Слава и власть. |
Роль в истории | |
Считал, что от него ничего не зависит; не давал конкретных распоряжений, но всегда соглашался с тем, что делалось. Проявление мудрости и таланта полководца. | Считал себя благодетелем, но все его распоряжения либо уже были давно исполнены, либо не исполнялись, потому что не могли быть исполнены. |
Отношение к солдатам | |
Был ласков с солдатами (Тимохин) и проявлял искреннюю заботу о них (смотр по Браунау). Не покидал свою армию. Появлялся в войсках во все важнейшие моменты войны. | Равнодушен к солдатам (переправа через Неман), не проявляет к ним никакого сочувствия; их судьбы были ему безразличны. Далеко от армии в важные моменты (Бородинское сражение). Предательство по отношению к своей армии. |
Отношение Толстого к героям | |
Кутузов – народный полководец, защитник Отечества. | Наполеон – человек, у которого помрачены ум и совесть. |
Вывод | |
Гениальный полководец; выразитель патриотизма и высокой нравственности русского народа; патриот; мудрый политический деятель. Воплощение героя – освободителя. | Палач; захватчик; всего его действия направлены против людей. Война для него-игра, а люди-пешки. Человек, олицетворяющий антинародные интересы. Играет роль гения. |
Обобщение таблицы
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе.
Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона – все это следствие его стремления показать себя сверхчеловеком. Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений — он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю — он подчиняется ей.
В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.
Вывод
Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону.
Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями.
Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.
Перейдя по ссылке, просмотрите сравнительный видеоанализ.
Предлагаю ознакомиться со стихотворение А.С.Пушкина «Наполеон»
Чудесный жребий совершился:
Угас великой человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн….
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила,
- И луч бессмертия горит.
- Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный - Ты на земные племена?
- Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный — - Свободы яркий день вставал —
- Тогда в волненьи бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье - Разочарованной красой.
- И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья. - Их цепи лаврами обвил.
- И Франция, добыча славы,
Плененный устремила взор,
Забыв надежды величавы,
На свой блистательный позор.
Ты вел мечи на пир обильный;
Всё пало с шумом пред тобой:
Европа гибла — сон могильный - Носился над ее главой.
И се, в величии постыдном
Ступил на грудь ее колосс.
Тильзит!… (при звуке сем обидном
Теперь не побледнеет росс) —
Тильзит надменного героя
Последней славою венчал,
Но скучный мир, но хлад покоя
Счастливца душу волновал.
Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара:
Но поздно русских разгадал…
Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Померкни, солнце Австерлица!
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Война по гроб — наш договор!
Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.
Бежат Европы ополченья!
Окровавленные снега
Провозгласили их паденье,
- И тает с ними след врага.
- И всё, как буря, закипело;
Европа свой расторгла плен;
Во след тирану полетело,
Как гром, проклятие племен.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан:
И до последней все обиды - Отплачены тебе, тиран!
- Искуплены его стяжанья
И зло воинственных чудес
Тоскою душного изгнанья
Под сенью чуждою небес.
И знойный остров заточенья
Полнощный парус посетит,
И путник слово примиренья - На оном камне начертит,
- Где, устремив на волны очи,
Изгнанник помнил звук мечей
И льдистый ужас полуночи,
И небо Франции своей;
Где иногда, в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне - В уныньи горьком думал он.
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/tolstoj_l_n_vojna_i_mir_sravnitelnaja_kharakteristika_kutuzova_i_napoleona_videoanaliz_6/85-1-0-702
Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова
Основным художественным приемом в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» является антитеза. Это видно уже из названия романа, в котором содержится указание и на основную идею: конфликт индивидуалистического обособления, порождающего войну, и духовные ценности, на которых держится мир.
Автор создает два символических образа, противопоставленных друг другу и влияющих на судьбу остальных персонажей. Тщеславный Наполеон и народный полководец Кутузов проходят через все действие романа, выполняя организующую функцию.
Наполеон обладал обыкновенной внешностью: сорокалетний мужчина невысокого роста, полный, холеный. Толстой неоднократно упоминает о маленьких руках, жирных ляжках и толстых плечах.
Наполеон не сомневается в своей значимости, любуется собой, считает себя важной исторической фигурой. Выходец из простого народа, он безумно любил роскошь. Его главным качеством была целеустремленность: он шел к цели, не замечая ничего вокруг, и достигал ее.
Французский император проявляет заботу о солдатах. Толстой отмечает, что делает он это притворно, от нечего делать. У Наполеона есть талант полководца.
Отношение персонажей романа к Наполеону неоднозначное. Болконский считает его великим человеком, но есть у него поступки, которые трудно оправдать. Пьер восхищается Наполеоном, пытается объяснить эти поступки тем, что они совершались во благо народа и революции.
Ограниченный Ипполит Курагин называет Наполеона выскочкой. Сам Толстой пытается быть объективным, но видно, что автор недолюбливает этого персонажа. Описывая его, он подчеркивает его самодовольство и ограниченность, говорит о подлости и глупости.
Кутузову во время Отечественной войны 1812 года было 67 лет. Описывая внешность полководца, Толстой отмечает светлое лицо и мудрый взгляд. Годы наложили свой отпечаток на фигуру: князь был тучным, сутулым. Движения Кутузова медленные, сонные.
Он кажется простым, обыкновенным человеком, но в этом и есть его величие. Князь целеустремленный человек. Он искренне верит в Бога. Кутузов по-простому разговаривает с офицерами и солдатами. Он бережет их, удерживая от напрасных сражений и кровопролития. Некоторых помнит по прошлым баталиям.
Кутузов – опытный полководец, который понимает, что есть неизбежный ход событий, в который лучше не вмешиваться. «Терпение и время, вот мои воины-богатыри!» – думал он.
Кутузов был другом старого князя Болконского. Солдаты за глаза называли его «сам», а в одной из солдатских песен именуют отцом. Толстой с явной симпатией относится к русскому полководцу.
«Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история», — говорит он, намекая на личность французского императора.
В характерах этих двух полководцев есть схожие черты, но отличаются они главным: у них разные цели. Наполеон хотел завоевать мир, потешить свое тщеславное эго. Кутузов хотел отстоять свое Отечество, не думая о себе. Он любил свой народ, знал его и ценил.
Источник: https://LitraGramm.ru/literatura/napoleon-kutuzov
Эпизоды для анализа. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона
I. Образы Кутузова и Наполеона – психологические и нравственно-философские полюса романа, осмысление причин возникновения войн, психологии завоевателей приводит Толстого к поиску силы, способной противостоять милитаристским идеям.
- II. Кутузов и Наполеон – свет и тень романа;
- 1. Наполеон как носитель «наполеоновской идеи»: олицетворение зла и насилия, гений войны; стремление подчинять себе людей, одерживать верх; увлечение внешними эффектами, отсутствие глубины восприятия жизни; отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия; отсутствие естественности и простоты;
- — непривлекательная внешность и позерство; развенчание в образе Наполеона идеи, овладевшей людьми.
- 2. Кутузов как носитель народного духа: воплощение добра и справедливости; демократичность в отношениях с людьми; отсутствие позы, нежелание действовать по принятым правилам; единение с людьми, понимание духа народа, его желаний и стремлений;
- — естественность и доброта как залог величия и правды;
- — непритязательная внешность как своеобразный вызов тем, кто мнит себя героями;
- — высокие нравственные идеалы, религиозность;
- — отсутствие подобострастия перед императором, осознание чувства собственного достоинства;
- — величие и гениальность Кутузова как полководца;
- — истинный патриотизм;
- — возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.
- III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны:
1. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами, способствуют возникновению войн (Курагины, Шеррер, Вера Ростова и т.д.)
2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления (Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня. Тушин, Тимохин, Денисов и т.д.)
3. Пьер Безухов и Андрей Болконский приходят от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам.
Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805— 1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлицкое и Бородинское), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица.
Противопоставлены и два полководца — Кутузов и Наполеон. Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно- философского плана эпопеи — это поражение всего “наполеоновского”: как определенной философии, определенного принципа жизни.
Философия эта глубоко антипатична Л. Н. Толстому: он расценивает ее как нечто фальшивое, искусственное, а потому несвойственное русскому человеку. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” начинается с описания приема у Анны Павловны Шерер. Между гостями салона этой знатной дамы возникает острый спор о Наполеоне.
Отношение различных действующих лиц романа к Наполеону определяет в какой-то степени их моральные качества.
Сам Толстой не только не находит ничего привлекательного в личности Наполеона, но, напротив, считает его человеком, у которого “помрачены ум и совесть”. Все его поступки Толстой расценивает как “слишком противоположные добру и правде, слишком далекие от всего человеческого”.
Во многих сценах романа французский император предстает не как великий государственный деятель, а как капризный и самовлюбленный позер.
Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как “маленького человека” с “неприятно-притворной улыбкой” на лице, с “жирной грудью”, “круглым животом” и “жирными ляжками коротеньких ног”.
Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора.
Наполеон Толстого — “сверхчеловек”, для которого имеет интерес “только то, что происходило в его душе”. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Не случайно слово “я” — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.
Одним из ярких эпизодов, характеризующих Наполеона именно с этой стороны, является сцена приема императором русского посла Балашева. Принимая Балашева, Наполеон все рассчитал для того, чтобы произвести на него неотразимое впечатление.
Он хотел представить себя воплощением силы, величия и благородства. С этой целью он назначил прием на “самое выгодное свое время — утро” и нарядился в “самый, по его мнению, величественный свой костюм”.
Было рассчитано не только время, но и место встречи и даже поза, которую Наполеону надлежало принять, чтобы произвести должное впечатление на русского посла.
Однако во время беседы Балашев, “не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос”. Наполеон, правда, знал об этом своем физическом недостатке и видел в нем “великий признак”.
Толстой усматривает в этом лишнее подтверждение невероятной самовлюбленности французского императора. Неприязнь Толстого к Наполеону сквозит и в описании других подробностей, таких как манера “смотреть мимо” собеседника.
Что уж говорить о попытке Наполеона “обласкать” Балашева! Вероятно, Наполеон считал, что любой человек должен гордиться тем, что его дернул за ухо сам французский император. Его манера “смотреть мимо” людей отмечалась Толстым и в других эпизодах, например в эпизоде с уланами, бросившимися в реку, чтобы угодить императору.
Когда они тонули, Наполеон даже не взглянул на них. Описание поездки Наполеона по Аустерлицкому полю сражения также свидетельствует о его полном равнодушии к убитым и раненым.
Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: “Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…” Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием.
Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города. А вскоре жестокий и вероломный завоеватель потерпел полное поражение. Таким образом, история развенчивает культ сильной личности, культ “сверхчеловека”.
Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями “игрой в шахматы”. Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией.
Толстой неоднократно говорит о том, что Кутузов руководил сражениями по-своему. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет “дух войска”.
В тяжелой для русской армии ситуации он сумел принять на свои плечи всю полноту ответственности. Невозможно забыть сцену военного совета в Филях, когда Кутузов принял решение об отступлении. В те мрачные часы перед ним встал один страшный вопрос: “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона и когда же я это сделал?..
когда же решилось это страшное дело?” В эту трагическую для России минуту, когда необходимо было принять одно из важнейших в истории решений, Кутузов был совершенно один. Он должен был сам принять это решение, и он его принял. Для этого полководцу потребовалось собрать все свои душевные силы.
Он смог не поддаться отчаянию, сохранить уверенность в победе и внушить эту уверенность всем — от генералов до солдат.
Из всех исторических деятелей, показанных в романе, только Кутузова Толстой называет истинно великим человеком: “…трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели”.
В романе “Война и мир” Кутузов представлен как народный герой, вся мощь которого состояла “в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”. Можно сделать вывод о том, что основное различие между этими полководцами Толстой видел в антинародной деятельности Наполеона и народном начале, лежащем в основе всех деяний Кутузова.
Здесь необходимо сказать об отношении Толстого к роли личности в истории. Еще в молодости писатель пришел к мысли, что “каждый исторический факт необходимо объяснять человечески”. Он очень увлекался идеей “олицетворения” истории, то есть изображения ее в живых лицах.
Но уже тогда Толстой иронически относился к тем писателям, которые считали творцами-истории немногих выдающихся лиц. В романе “Война и мир” он бурно протестует против подобной точки зрения.
В эпилоге романа Толстой говорит о том, что невозможно описывать движение человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели, а эта сила есть движение “всех, без одного исключения всех людей”.
По Толстому, содержание исторического процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила, и величие личности заключается в том, чтобы стать частью этой силы. Попытки же поставить себя над народом, считая его толпой, управлять им — смешны и нелепы и приводят к общечеловеческим трагедиям.
Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения.
Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
Сопоставляя двух полководцев, Толстой делает вывод: “Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”. Поэтому подлинно велик именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.
- «Диалектика души» в романе.
- Путь нравственных исканий любимых героев Толстого
- Вопросы для размышления
- Духовные искания любимых героев Толстого.
- Как я понимаю выражение «диалектика души»?
Как отражаются в судьбах героев роман Л. Толстого слова Н.А. Добролюбова «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал»?
Как вы понимаете слова Э. Фейхтерслебена «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (по роману Толстого «Война и мир»)
«Для чего жить и что такое я?» — «трудные» вопросы героев Толстого и поиски себя в романе «Война и мир».
«Каждый выбирает для себя…» (По роману Л. Толстого «Война и мир»)
Почему так часто разочаровываются в жизни герои Л. Толстого (по роману «Война и мир»)
Что мешает человеку быть счастливым? (По роману «Война и мир» Л.Н. Толстого)
Как противостоять ударам судьбы? (По роману «Война и мир»)
Почему человек нередко становится источником несчастий других людей?
Что делает человека подлинно счастливым? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
- Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора.
- Что значит жить настоящей жизнью? (По роману «Война и мир»)
- Как вы понимаете слова «сила влияния нравственного выше всяких сил» применительно к судьбам героев романа Толстого «Война и мир»?
- Эпизоды для анализа
Источник: https://megaobuchalka.ru/14/39905.html
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона — презентация
1
2 Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Наполеона великим человеком.
Но постепенно эти лучшие герои Толстого разочаровываются в своем кумире. С первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера.
Внешне мы видим откормленного и барски изнеженного человека с » круглым животом «, » жирными ляжками коротких ног «, » белой пухлой шеей «, » потолстевшей короткой фигурой «. В Наполеоне нет ничего естественного, все его поведение — сплошное позерство.
Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы. Можно сказать, что Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу, как искреннее и искусственное, доброе и эгоистичное, жестокое.
3 В романе народный полководец Кутузов предстает перед читателями простым человеком, который тесно связан с русским народом, религиозно с ним един, способен поднять боевой дух солдат, когда им не приходится надеяться на победу. Кутузов всегда оставался самим собой в любой ситуации.
Он действуем как подлинный русский патриот. И противопоставляется образу Наполеона, который был лживым и вел себя притворно, а Кутузов наоборот был добрым и простым.
Он считал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не качество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска «.
И как показали дальнейшие события : действительно, невозможно предугадать, как будут разворачиваться события, как будут действовать соперники — важно стремиться к победе и не унывать. Потому что существует » надежный ход событий «.
4 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Выразительная фигура, походка, жесты, мимика ; то ласковый, то насмешливый взгляд ; старческая кроткая улыбка, звездами морщившаяся в углах губ и глаз. Потолстевшая, короткая фигура ; жирная грудь, круглый живот ; жирные ляжки коротких ног ; суетливая походка ; неприятно — притворная улыбка.
5 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Скромен ; не кичится подвигами ; лишен рисовки, хвастовства, притворства ; истинный патриот. Самовлюбленный, самонадеянный, хвастливый позёр ; наглый и жестокий завоеватель.
6 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Проявляет истинную заботу о солдатах ( смотр в Брауну ), ласков в обращении с ними ( Тимохин ). Старается сохранить жизни солдат. Не заботится о солдатах, равнодушен к ним ( переправа через Неман ). Солдаты – средство ля достижения славы и власти.
7 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Не покидал свою армию, появляется в войсках во все важнейшие моменты войны ; разговаривает просто и ясно. Далеко от армии в важные моменты ( Бородинское сражение ); произносит длинные воинственные речи.
8 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Естественность во всем ( спит во время военного совета ) Все говорится и делается для истории ( эпизод с портретом сына ).
9 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Защита Отечества. Он был убежден, что ему предназначено спасение Росси. Слава и власть. Париж был бы столицей мира, и французы предметом зависти всех наций.
10 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Не играл никакой роли. Не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. Роль « благодетеля мира ». Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполнены.
11 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Талантливый полководец ; истинно русский человек ; мудрый исторический деятель ; выразитель патриотического духа и нравственной силы русской армии. Человек, олицетворяющий антинародные интересы ; палач народов.
12 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Толстой противопоставляет Наполеону ( и как военачальнику, и как человеку ) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями « игрой в шахматы ».
Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет « дух войска ».
Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы : « Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием.
Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города.
13 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских.
Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение.
Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера : « Нет величия там, где нет простоты и правды ».
14 КУТУЗОВНАПОЛЕОН Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей.
Человек и живым изображен он в беседах ( с Болконским, Денисовым, Багратионом ), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах. Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека.
Подчеркнуты холодность, напыщенность, он все время позирует, играет роль гения. « Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит ».
15
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1324461/
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса
- Введение
- Место героев в романе
- Наполеон Бонапарт
- Михаил Иларионович Кутузов
- Сравнение Кутузова и Наполеона
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является практически единственным историческим романом-эпопеей.
Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812 года. Некоторые читатели считают, что по роману можно изучать отдельные сражения в ходе истории. Но для Толстого не было главным рассказать о войне, как историческом событии. У него был другой замысел – «мысль народная».
Показать людей, их характеры, раскрывающие смысл жизни. Людей не только простых, но и великих исторических деятелей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион. Л.Н.Толстой дает конкретную характеристику Кутузова и Наполеона в «Войне и мире».
Это открытое сравнение двух полководцев проходит через весь сюжет произведения.
Принцип контраста, взятый Толстым за основу, раскрывает в «Войне и мире» образы Кутузова и Наполеона как военных стратегов, показывает отношение к своей стране, к своей армии, к своему народу. Автор составил истинный портрет своих героев, не придумывая геройств и ложных недостатков.
Они настоящие, живые – от описания внешности до черт характера.
Место героев в романе
На первый взгляд кажется, что Наполеону в романе отведено большее место, чем Кутузову. Его мы видим с первых строк до последних. О нем говорят все: и в салоне Анны Павловны Шерер, и в доме князя Болконского, и солдатском строю.
Многие считают, что «…Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…» А Кутузов не появляется в целых частях романа. Его ругают, над ним смеются, о нем забывают.
Василий Курагин насмешливо отзывается о Кутузове, когда речь идет о том, кто будет главнокомандующим в военных действиях 1812 года: «Разве можно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов!…человека дряхлого и слепого?..
Он ничего не видит. В жмурки играть…» Но здесь князь Василий признает в нем полководца: «Я уж не говорю о его качествах, как генерала!» Но Кутузов присутствует незримо, на него надеются, но не говорят об этом вслух.
Наполеон Бонапарт
Великий французский император Наполеон Бонапарт в романе представлен нам глазами его солдат, русского светского общества, русских и австрийских генералов, русской армии и самого Л.Н.Толстого. Его видение мелких черт характера Наполеона помогает нам понять этот сложный образ.
Мы видим Наполеона в момент гнева, когда он понимает, что его генерал Мюрат ошибся в расчетах и тем самым дал русской армии возможность победить. «Идите, уничтожьте русскую армию!» – восклицает он в письме своему генералу.
Мы видим его в момент славы, когда Наполеон с высоко поднятой головой и презрительной усмешкой оглядывает поле Аустерлица после сражения. Ему выстраивают раненых для осмотра, для него это очередной трофей. Он то ли с уважением, то ли с насмешкой благодарит русского генерала Репнина за честный бой.
Мы видим его в минуту полного спокойствия и уверенности в победе, когда он стоит на вершине холма в утро перед Аустерлицким боем. Непоколебимый, надменный, он поднимает «белую перчатку» и одним движением руки начинает битву.
Мы видим его в разговоре с Александром, когда тот приехал на встречу в Тильзит. Жесткое решение, неоспоримое никем, властный взгляд и уверенность в действиях дает французскому императору то, что хочет он. Тильзитский мир был непонятен многим, но Александр был ослеплен «честностью» Бонапарта, он не увидел холодный расчет и явный обман этого перемирия.
Отношение к французским солдатам Толстой показывает, не скрывая. Для Наполеона это всего лишь орудие, которое всегда должно быть готово к бою. Он не задумывается о людях вообще. Его цинизм, жестокость, полное равнодушие к жизни человеческой, холодный расчетливый ум, хитрость – вот качества, о которых говорит Толстой.
У него одна лишь цель – завоевать Европу, захватить, именно захватить, Россию и покорить весь мир. Но не рассчитал свои силы Наполеон, не понимал он и того, что русская армия сильна не только гаубицами и пушками, а прежде всего верой. Верой в Бога, верой в русского человека, верой в народ единый, верой в победу России за русского царя.
Исход Бородинского сражения стал для Наполеона постыдным поражением, разгромом всех его великих планов.
Михаил Иларионович Кутузов
В сравнении с Наполеоном – действующим, думающим молодым, но опытным императором Кутузов выглядим пассивным полководцем. Мы чаще видим его разговаривающим с солдатами, спящим на военных советах, не решающим категорично ход сражений и не навязывающим своего мнения другим генералам. Он действует по-своему.
В него верит русская армия. Все солдаты за глаза называют его «Кутузовым-отцом». Он в отличие от Наполеона не кичится своим званием, а по-простому идет на поле не после сражения, а во время него, рука об руку воюет рядом со своими товарищами. Для него нет рядовых и генералов, все едины в борьбе за землю русскую.
При осмотре войск под Браунау Кутузов «с ласковой улыбкой» смотрит на солдат, и берет проблему отсутствия сапог на себя. Узнает он и Тимохина, которому дает отдельный поклон. Это говорит о том, что для Кутузова важен не чин, не звание, а просто человек с его душой.
Толстой в «Войне и мире» Кутузова и Наполеона показывает в ярком контрасте именно в этом аспекте – отношении к своей армии. Для Кутузова каждый солдат – это личность, человек со своими склонностями и недостатками. Для него все важны.
Он часто протирает глаза, полные от слез, потому что ему свойственно переживать за людей, за исход дела. Он волнительно относится к Андрею Болконскому, потому что любит его отца. С горечью принимает весть о смерти старого Болконского. Понимает потери и осознает неудачу под Аустерлицем.
Принимает верное решение при Шенграбенском сражении. Основательно готовится к Бородинскому сражению и верит в победу русской армии.
Сравнение Кутузова и Наполеона
Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н.
Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дает нам и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли.
Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.
Сравнение Кутузова и Наполеона в романе Толстого не случайный выбор автора.
Он не ставит на одну ступень двух императоров – Александра и Бонапарта, он выстраивает сравнение именно двух полководцев – Кутузова и Наполеона.
Видимо, Александр, еще очень молодой правитель, не имел тех качеств настоящего полководца, чтобы суметь противостоять «самому Наполеону». На это мог претендовать только Кутузов.
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в «Война и мир», их образы в романе Толстого | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/sravnitelnaya-xarakteristika-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html