Тучи — краткое содержание стихотворения лермонтова

Тучи - краткое содержание стихотворения Лермонтова

Он стоял у окна, и смотрел на небо, где в это время проплывали тяжелые серые тучи. Стихотворение начало складываться само собой в нем отразились личные переживания. Он попросил лист бумаги, чтобы записать новое творение. Друзья попросили его прочитать то, что он написал. Когда поэт закончил чтение, в его глазах стояли слезы. В этот же день Лермонтов выехал из Петербурга, чтобы больше никогда не вернуться сюда.

Жанр и тема стихотворения «Тучи»

Это лирическое стихотворение создано в жанре послания. Поэт обращается к тучам, разговаривает с тучами. Стихотворение относится к философской лирике, хотя в нем присутствует и лирика пейзажная, описание природы.

Тема стихотворения – описание явление природы. Лермонтов описывает тучи, гонимые ветром по небу. Главная мысль – горечь изгнания. Поэт в стихотворении противопоставляет тучам себя. Он осознает, что ссылка на Кавказ это изгнание его из столицы, из общества.

Композиция и построение стихотворения

Стихотворение состоит из трех четырехстрочных строф, или катренов. Оно состоит из двух частей. В первой части автор обращается к тучам, задаем им вопрос. Через этот вопрос он говорит о собственном переживании. Во второй части, вместившейся в 3-ю строфу, Лермонтов отвечает сам себе.

Стихотворение написано дактилем. В этом стихотворном размере ударение падает на первый слог стопы, и рифмы, таким образом, безударные, женские. Женские рифмы формируют певучесть произведения. Рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности

Стихотворение богато эпитетами: небесные, вечные, лазурною, жемчужною, милого, южную бесплодные, холодные, свободные. Присутствуют метафоры: лазурною (степью), жемчужною (цепью), ядовитая (клевета). Есть олицетворения – странники, изгнанники

В стихотворении присутствуют антитезы: с севера – в сторону южную тайная – открытая. Имеются явные и не совсем сравнения: вы, будто как я же.

С целью усиления воздействия на читателя автор использует повторы:

  • По 2 раза повторяются слова «чужды» и «вечно»;
  • 5 повторов союзов ли, или;
  • Три отрицательной частицы «нет».

Под пером поэта оживают тучи, а переживания становятся близки и понятны читателю. Тучи гонит ветер, а Лермонтова – царское самодержавие, зависть тайная да злоба открытая. Тучам все равно, куда нестись по небу и где излиться дождем. Поэту не все равно. Он хочет быть рядом с друзьями, с теми, кто любит его, и кого любит и ценит сам поэт.

Анализ стихотворения показывает, что «Тучи» — это еще одно автобиографичное произведение, в котором Лермонтов говорит о себе, пытается осмыслить собственную жизнь, достучаться до тех, от кого зависит его существование, кто распоряжается его судьбой.

Источник: https://LermontovM.ru/stihi/filosofskie-stihi/analiz-stihotvoreniya-lermontova-tuchi

«Тучи» Лермонтова — анализ стихотворения

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность.

Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Источник: https://spadilo.ru/tuchi-lermontova-analiz-stixotvoreniya/

Краткое содержание: Тучи (Лермонтов)

Небесные тучки именуются вечными стран­никами, которые постоянно путешествуют по небу. «Степью лазурного» и «цепью жемчужно­го» простора они спешат с севера на юг. Такая же судьба уготована и лирическому герою.

  • Тучки небесные, вечные странники!
  • Степью лазурного, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
  • С милого севера в сторону южную.

И здесь лирический герой задается вопросом, кто или что становится причиной этого бегства по прекрасному небу. Может быть, это веление судьбы. А может, причиной побега стала тайная зависть или открытая злоба.

Звучит сомнение лирического героя в предположении о том, что основой для путешествия тучек-странников ста­ло совершенное преступление.

Хотя возможно, что причиной была ядовитая клевета друзей, ко­торые раньше помогали на жизненном пути.

И лирический герой сам находит ответ на этот вопрос. Тучкам-странникам наскучили бесплод­ные нивы. Возможно, что и еще что-то, так как поэт ставит многоточие в этой строке. Они слиш­ком холодные, поэтому им чужды страсти и стра­дания. Они вечно свободные, поэтому у них нет и, наверное, не будет ни родины, ни приюта в из­гнании.

  1. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
  2. Чужды вам страсти и чужды страдания;
  3. Вечно холодные, вечно свободные.
  4. Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В этом стихотворении М. Ю. Лермонтова ярко проявляются мотивы одиночества и тоски, ха­рактерные для многих его произведений. Также стихотворение переполнено любовью странника и изгнанника к отставляемой ему родине.

По­явилось стихотворение в 1840 году, когда поэт готовился отправиться в ссылку на Кавказ. И во время прощального вечера он за окном увидел тучи, которые стали объектом его произведения. Он ощутил в них родственную душу.

Ведь, как и он сам, они никогда и нигде не смогут найти приюта, который согревает сердце в нелегкие минуты. И в этот прощальный вечер поэт понял это наиболее остро.

И выбранный образ, и мело­дика стихотворения наводят тоску и ощущается горький вкус разочарования, что предстоит но­вый нелегкий путь, который, возможно, сулит новые опасности на пути. И самое главное, что рядом не окажется ни одного друга, который мог бы разделить с тобой трудные этапы пути.

Основой стихотворения становится прием сравнения, который заключается в том, что поэт сравнивает себя с тучками небесными.

Сравне­ние — это слово или выражение, которое содер­жит уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой.

Подобное сравнение поэт ис­пользует для того, чтобы показать, что и его судьба, как и у тучек, состоит в вечном странни­честве. Он тоже всегда будет путешествовать на этой земле, не находя нигде себе приюта.

  • биография лермонтова самое главное краткое содержание
  • краткое содержание тучи
  • сочинение на тему тучи лермонтова
  • сочинение про тучи
  • тучи краткое содержание

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-tuchi-lermontov.html

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Тучи

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю.

Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне.

В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч «с милого севера» в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Читайте также:  Краткое содержание произведений чарской

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе.

Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся «степью лазурною», не похожи на него.

Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

  Анализ повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению.

Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: «клевета ядовитая», «милый север».

В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

История создания

Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта.

Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А.

Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

Антитеза в произведении

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества.

В «Тучах» противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае — небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу.

Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы.

И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки.

Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

Композиция

В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам.

Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам.

Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.

Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба.

Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего.

Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам.

Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы.

Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом.

Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы».

Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как».

Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения.

На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

Краткое содержание: Герой нашего времени — Тамань, Лермонтов

Повествование ведется от первого лица (от ли­ца Печорина). Поздно ночью на перекладных Пе­чорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота — слепой мальчик.

Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином. Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то. узел. Печо­рин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадет­ся на берег моря.

На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как се­годня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляет­ся лодка, полностью загруженная чем-то.

В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправ­ляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и ден­щик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней де­вушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Пе­чорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на бере­гу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин де­лает попытку расспросить ее о том, кто она та­кая и как ее зовут.

Но девушка огранивается нас­мешливыми ответами и не говорит о себе ничего. Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под за­мочком!» Печорин угрожает ей, что донесет комен­данту, однако угрозы его несерьезны.

Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит на него. Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря.

Через два часа Печорин идет к морю, берет с со­бой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега.

Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем выта­скивает у него пистолет и толкает Печорина в во­ду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Де­вушка говорит: «Ты видел, ты донесешь». Печо­рину удается сбросить ее за борт.

Он гребет к бе­регу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все про­пало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком. Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин от­вечает, что он ему не нужен.

Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их. Когда лодка уплывает, слепой рыдает. Печо­рин: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, бро­шенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну».

Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал — вещи, принад­лежавшие Печорину.

Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печо­рина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленд­жик. «Что сталось с старухой и бедным слепым — не знаю.

Да и какое мне дело до радостей и бедст­вий человеческих, мне, странствующему офице­ру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Здесь искали:

  • тамань краткое содержание
  • герой нашего времени тамань краткое содержание
  • краткое содержание тамань герой нашего времени
  • Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова

    В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

    Читайте также:  Сочинение на тему культура речи (рассуждение)

      Краткое содержание романа Айвенго по главам (Вальтер Скотт)

    Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова.

    В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом.

    В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.

    Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.

    Используемые образы

    Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору.

    Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения.

    Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.

    Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом.

    Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения.

    Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.

    Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.

    Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями.

    Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако.

    Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.

    Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.

    Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/tema-stihotvoreniya-tuchi-lermontova.html

    Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

    1. История создания

    Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

    Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

    В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

    2. Литературное направление

    Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

    3. Род

    На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

    4. Жанр

    Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

    5. Проблематика

    В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

    6. Тематика

    Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

    7. Идея

    Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

    8. Пафос

    В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

    9. Система образов

    Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

    Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

    Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

    10. Центральные персонажи

    Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

    Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

    11. Лирический герой

    Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

    Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

    12. Сюжет

    Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

    Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

    13. Композиция

    • Композиция произведения линейная.
    • Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).
    • В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

    14. Художественные особенности

    Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

    Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

    Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

    15. Размер, рифма, строфика

    Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

    Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

    Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

    Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

    16. Средства художественной выразительности

    В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

    Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
    Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

    Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

    На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

    На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

    С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

    17. Значение произведения

    Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

    18. Актуальность

    Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

    У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

    19. Моё отношение

    Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

    20. Чему учит

    Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

    Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-tuchi-po-planu/

    Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

    В феврале 1840 года по какому-то пустячному поводу состоялась дуэль между М.Ю. Лермонтовым и французским посланником де Барантом. О дуэли стало известно правительству, за нее Лермонтова второй раз сослали на юг. Прощаясь с Петербургом, готовясь к вынужденному изгнанию, Лермонтов написал стихотворение «Тучи», в котором отразились глубокие переживания поэта.

    Автор сравнивает себя с небесными тучками, несущимися по чьей-то чужой воле в незнакомый край. Поначалу он находит много общего между собой и небесными «странниками»: безволие, скитальчество, необходимость покидать родное место. Но вскоре осознает, что у туч и не было никогда Родины, поэтому их движение по воле ветров, не так трагично, как его вынужденный отъезд.

    Именно чувство Родины, чувство глубокой связи с ней так мучительно переживается автором.

    Стихотворение отражает и философские раздумья автора о разобщенности между человеком и природой. Человек, утратив связь с силами Земли, обречен на вечное одиночество и неприкаянность. Ощущение разлада передается через ряд противопоставлений: страстность и холодность, свобода и изгнание, страдания и скука.

    Стихотворение написано 4 стопным дактилем. Плавность и тягучесть, характерная для трехсложных стихотворных размеров, хорошо сочетается с настроением лирического героя.

    Создается ощущение неспешных раздумий, которые как волны сменяют друг друга. Эффект, создаваемый метрикой стихотворения, подчеркивается его синтаксисом.

    Читайте также:  Страна дания - доклад сообщение

    Длинные сложные предложения, из которых состоит первая и последняя строфы, усиливают ощущение неторопливости развития авторской мысли.

    Таким образом, небольшое и простое на первый взгляд стихотворение оказывается на деле очень емким и глубоким.

    (3 votes, average: 5.00

    Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-tuchi.html

    Смысл названия стихотворения Лермонтова — Тучи

    Название стихотворения «Тучи» точно объясняет состояние самого поэта. Написано она накануне отъезда поэта и навевает тоску при одной только мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями.

    Он изгнан, теперь он подобен тучам, которые мчатся в неизвестность. Что ждёт их там, какие опасности подстерегают небесных странников? Тучи мрачны, мрачен и сам поэт. Неизвестность, изгнание, тоска и глубокое одиночество делают его похожим на тёмные тучи.

    Кому поведаю печаль

    В подавленном состоянии уезжает поэт, он сомневается, что вернётся. Ведь тучи никогда не возвращаются. Лермонтов чувствует родство со странницами одиночества.

    Но не только об изгнании думает поэт, наблюдающий за плывущими тучами. Ему кажется, что он точно так же одинок. Он страдает от чувства глубокого одиночества с детства.

    Воспитанный бабушкой, разлучившей его с отцом, будущий поэт чувствовал какую-то отрешённость от других людей. Ему всё казалось, что смотрит он на настоящую жизнь сверху, но не может разделить с людьми радость и веселье. Он уподобился безучастно плывущим по небу тучам. Одиночество — их удел, одиночество с детства стало неизменным спутником Лермонтова.

    В этом и есть психологический смысл названия стихотворения «Тучи».

    Философский мотив

    Сравнивая себя с тучами, поэт одновременно и противопоставляет им себя. Они всё-таки свободны, они повинуются только природе. Никто не в силах заставить тучи повернуть вспять.

    А Лермонтову пришлось подчиниться строгому решению властей. Его вынудили покинуть милые сердцу места, оторвали от немногих людей, ставших невероятно близкими Лермонтову. Тучи бесчувственны, а поэт испытывает ужасные страдания. Они холодны, подобно льду, а в сердце несчастного изгнанника горит живой огонь, его чувства пламенны.

    Поэт оторван от людей, он разобщён с ними, как плывущие в небесах тучи.

    Человек и природа

    Но есть в ёмком названии и отношения с природой. Человек разучился жить в гармонии с ней, он не в состоянии отказываться от обид, пагубных страстей и опасных желаний. Не суждено человеку подняться над всем этим высоко, не замечать суеты. Но может он дать другому так же безучастно смотреть с высоты на суету и пороки, населяющие мир.

    В этом и заключается смысл названия стихотворения «Тучи».

    Родом из детства

    Создание мрачного названия стихотворения связано и с детскими годами поэта. По указу властной бабушки протекала его жизнь. Он сравнивал влиятельную женщину с сильным и могучим ветром. Против него нет сил бороться.

    Предчувствие

    Поэт предвидел свою скорую гибель, поэтому тучи над Летним садом и вдохновили его на создание стихотворения. Все свои чувства вложил поэт в название. Он словно понимал, что не вернётся к друзьям уже никогда.

    Увидеть их он сможет только с небесной высоты. Точно так же, как и проплывающие тучи, гордые, одинокие, изгнанные. Точно же такие, как и сам великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Символ одиночества

    Не случайно поэт Лермонтов назвал своё прекрасное, насквозь пронизанное грустью одиночества стихотворение одним словом. Такой приём передаёт читателю глубокий смысл. Единственное, одинокое слово в названии — свидетельство глубокого одиночества поэта.

    Грусть, свойственная небесным странницам, мрачность, присущая им — все они отныне стали неизменными спутниками Лермонтова. Эти печальные чувства великий русский поэт пронесёт через всю свою короткую, но яркую жизнь.

    Во время ссылки Лермонтов с тоской будет вглядываться в чужое небо. В нём он будет надеяться увидеть те самые тучи, с которыми так трогательно прощался в Петербурге. А когда судьба преподнесёт великому поэту неприятности, перед глазами его проплывут именно те небесные странницы. Возможно, они обещали ему лучшую жизнь в своём приюте.

    Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-name/smysl-nazvaniya-stixotvoreniya-lermontova-tuchi/

    Анализ стихотворения «Тучки небесные, вечные странники» (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

    Михаил Юрьевич Лермонтов является русским поэтом, прозаиком и драматургом. Его произведения воплощают в себе огромный поток мыслей автора, который отражает его мировоззренческие позиции. В стихотворении «Тучи» он рассуждает о духовном родстве человека и природы.

    История создания

    Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

    Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится.

    Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость.

    Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

    Жанр, направление и размер

    Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

    В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

    Образы и символы

    1. Описывая лирического героя, поэт отмечает, что он — одинокая, умиротворенная и спокойная личность. Вокруг него нет суеты, не происходит ничего, что ему могло бы помешать наблюдать за облаками. Он смирился с судьбой, видя неотвратимость стихии, которая несет его «с милого севера в сторону южную».

      Перед нами изгнанник, у которого нет права на выбор. Он сравнивает свое положение с тем, как ведут себя тучи, и понимает, что они счастливее его, но при этом он не жалуется на свою печальную участь. О его беде мы узнаем лишь из риторических вопросов, обращенных к тучам. Эта сдержанность выдает в нем сильного и стойкого человека.

    2. Тучи – это символ свободы. Они не обременены родиной, страстями и другими человеческими узами, поэтому их нельзя изгнать, задеть или обидеть. В их немой бесчувственности и абсолютной бесприютности кроется источник независимости. А человек, в отличие от облаков, не свободен: его тянет к земле, с которой его разлучают.

    3. Клевета, злоба, зависть или же преступление – это те явления, которые заставили поэта покинуть родной север и отправиться в горячую точку – на Кавказ. Царь прекрасно знал, что отправляет подданного на смерть, ведь тогда на юге происходили ожесточенные бои. Друзья оклеветали Лермонтова, окрасив подробностями произошедшую дуэль.

      Зависть и злоба – отношение к Михаилу Лермонтову в светских кругах. Именно его знатные недруги подстроили поединок. Преступление – это намек на официальный предлог для ссылки автора. Тогда за вооруженное выяснение отношений дворяне наказывались, это считалось преступлением. Но поэт не зря противопоставляет преступлению клевету.

      Это событие передано царю в искаженном виде, поэтому его вердикт был столь суров и непреклонен.

    Темы и настроение

    Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым.

    Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться.

    Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

    Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

    Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

    Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

    Основная идея

    Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером.

    Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно.

    Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

    Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать.

    Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения.

    Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

    Средства художественной выразительности

    На протяжении всего стихотворения можно наблюдать, как поэт ловко управляется эпитетами, метафорами, олицетворениями («тучки небесные, вечные странники») и другими различными тропами.

    На что стоит обратить внимание, так это как Лермонтов использует эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В них сокрыты смыслы, позволяющие нам уловить его отношение к событиям.

    Помимо них, чтобы придать стихотворению некую целостность, поэт пользуется инверсией «цепью жемчужную», «степью лазурную».

    Метафорой в стихотворении является скрытое сравнение лирического героя с тучами:

    Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники

    Виктория Арфано

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-tuchki-nebesnye-vechnye-stranniki-m-yu-lermontov/

    Ссылка на основную публикацию